Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 9. Применение тестов в управлении
зенка и Р. Кеттелла (эти тесты состоят из серии взаимоконтролирующих суждений о различных проявлениях личностных черт с предложением ис- пытуемому фиксировать наличие или отсутствие данного свойства, черты, особенности поведения); тесты «с карандашом и бумагой», используемые, например, для диагностики внимания (вычеркива- ние определенных букв в тексте); тесты, основанные на экспертной оценке пове- денческих проявлений испытуемых, например, активно использовавшаяся советскими психолога- ми методика ГОЛ — групповой оценки личности.
Классификация тестов В управлении персоналом используется широкий спектр тестов, разнообразные классификации которых приводятся в специальной литературе. Простейшие из них относятся к конструкции, форме заданий и тесто- вой методике в целом. Так, в зависимости от формы ответов тесты делятся на свободные, структуриро- ванные (со связными ответами), шкалированные, гра- фические тесты и тесты с пробелами. Каждый из этих типов тестов имеет свои достоинства и недостатки. Так, сильной стороной свободных тестов (предполагающих ответы или действия, содержание которых определяет сам испытуемый) — они могут быть в форме вопросов (например: «Напишите, какие концепции организаци- онного лидерства Вы знаете?»), дополнения предложе- ния (например: «Как правило, в организации можно выделить 5 уровней конфликта: внутриличностный, межличностный, внутригрупповой, межгрупповой и ...»), свободных действий (например: рисование в про- ективных тестах) и исправления ошибок — являются легкость формулировки вопросов и, как следствие, низкие временные и иные расходы на подготовку ис- следовательских методик этого типа. Слабость их со- стоит в трудной оценке и интерпретации полученных результатов. Сильная сторона структурированных те- стов (тестов со связанными ответами) — они содержат ответы в формах: «да» — «нет»; правильного ответа (по типу: «Подчеркните правильный ответ в высказывании «...»); лучшего ответа (по типу: «Выберите наиболее точный ответ...»); идентификации — состоит в легко- сти оценки. Вместе с. тем в этом случае 1055
раздел опасность угадывания ответов и, кроме того, для тес- тов этого типа характерны трудоемкость при разработ- ке формулировок и значительные подготовительные расходы в целом.
Гораздо более сложной является классификация тестов по исследуемому объекту. С этой точки зре- ния тесты можно разделить на три самостоятельные группы: • индивидуальные — с их помощью выявляются ка- чества отдельных индивидов; • социально-психологические (прежде всего изомет- рические) — объектом анализа являются межлич- ностные отношения в малой группе; • ситуационные — изучается поведение человека в определенной ситуации. В свою очередь, индивидуальные тесты делятся на: личностные тесты и тесты Первые призваны определять независимые от ситуации и по- стоянные во времени качества человека. В отличие от тестов способностей, ориентированных на выполнение испытуемым поставленного задания, достижение вы- соких результатов, они рассчитаны на открытую и свободную реакцию человека, выявляющую его отно- сительно стабильные черты (темперамент, агрессив- ность, тревожность, уровень притязаний, самооценка и т.п.). Главное назначение тестов этого типа состоит в выявлении того, как человек ведет себя в определен- ных ситуациях или решает некоторый круг проблем. Личностные тесты могут выявлять уровень выражен- ности каждой характеристики (например, тест Кеттел- ла) или по совокупности данных относить человека к тому или иному типу (например, тест Майерс-Бриггс). Эти тесты включают: субъективные тесты (лично- стные опросники и тесты интересов и склонностей), объективные и проективные тесты. В субъективных личностных тестах принцип оценки понятен испы- туемому. Поэтому в случае неискренности он может повлиять своими ответами на результат и исказить ого. Помешать этому призваны вопросы-фильтры на ис- кренность (ложь). Если, стремясь создать о себе хоро- шее впечатление, испытуемый превышает в своих от- ветах допустимый предел возможной неискренности, то результаты теста считаются недействительными. Ши- роко распространенная разновидность субъективных тестов —- личностные опросники, содержащие комплекс вопросов, ориентированных на общую цель.
Глава В. Применение тестов в управлении В зависимости от целей различаются многофакторные (дающие разностороннюю комплексную оценку психо- логических качеств личности), однофакторные (выясня- ющие отдельные устойчивые особенности человека, например, его темперамент)' и проективные тесты-оп- росники. Тесты на интересы и склонности исследуют предпочтения испытуемого к определенным видам де- ятельности и ситуациям, структуру мотивации и диспо- зиции личностей сотрудников. Диспозиция личности — это фиксированная в ее социальном опыте предрасположенность восприни- мать и оценивать условия деятельности, собственную активность и действия других, а также предуготов- ленность действовать в определенных условиях определенным образом. Этим понятием объединяют разнообразные потребностно-мотивационные струк- туры субъекта, которые, так или иначе, регулируют его социальное поведение450. Личностные диспози- ции образуют иерархически организованную систе- му, вершину которой составляет общая направлен- ность интересов и система ценностных ориентации, средние уровни — система обобщенных социальных установок («аттитюдов») в отношении многообразных социальных объектов и ситуаций, а нижние — ситу- ативные социальные установки как готовность к оценке и действию в максимально конкретизирован- ных социальных условиях деятельности. Регистрируя диспозиции личности, мы тем самым получаем ин- формацию о возможной направленности поведения людей в определенных условиях. Однако крайне важно иметь в виду, что разные диспозиционные об- разования обладают в отношении возможного пове- дения различной «прогностической силой». Система ценностных ориентации указывает на на- правленность интересов личности в отношении наибо- лее важных (в субъективном восприятии) видов деятель- ности и способов их реализации. Знание о ценностной системе — неплохой показатель для прогноза общей направленности поведения как целеустремленного или сравнительно нецелеустремленного, как хорошо или трудно поддающегося «оперативной» социальной регу- ляции. Методики выявления системы ценностных ори- ентации многообразны. Одна из них, предложенная М. Рокичем и адаптированная к российским условиям, состоит в том, что обследуемым предлагается последо- вательно ранжировать 18 наименований терминальных
34 Социология управления
II. Практический раздел ценностей' 151 — целей жизни и 18 наименований ин- струментальных ценностей 45 "^, т.е. ориентации на ос- новные средства достижения жизненных целей. Наи- менования ценностей предлагаются в виде отдельных карточек для ранжирования в направлении от наибо- лее значимой. В итоге получаются ранговые порядки всей структуры. В объективных личностных тестах принципы интерпретации скрыты от испытуемых. Поэтому при их использовании человек, не обладающий соответ- ствующими профессиональными психологическими знаниями, не может повлиять на результат теста, иска- зить его. Проективные личностные тесты направлены на выявление с помощью специальных техник наиболее глубоких структур личности. Особенность проективных процедур состоит в том, что стимулирующая ситуация приобретает смысл не в силу своего объективного содержания, но по причинам, связанным с субъектив- ными наклонностями и влечениями испытуемого, т.е. вследствие субъективированного, личностного значе- ния, придаваемого ситуации испытуемым. Первона- чально процедуры такого рода применялись психи- атрами для выявления скрытых, неосознаваемых субъектом расстройств. В послевоенные годы проек- тивные методики получили второе рождение вне вся- кой связи с психоанализом и клинической практи- кой. В основе их возрождения лежал постулат о том, что восприятие внешнего мира субъектом не равно- значно реальному ходу событий. Наряду с объектив- ным значением, получаемым в ходе общественной практики, одни и те же явления имеют для разных людей разное личностное «звучание», обусловленное их опытом, потребностями, мотивами деятельности.
Для того чтобы получить внешнюю проекцию под- сознательного, индивиду предлагают спонтанно отре- агировать на ту или иную ситуацию, например: нари- совать человека или дерево (тест Маховера), дать интерпретацию неопределенных очертаний или чер- нильных пятен (тест Роршаха), завершить высказыва- ние одного из действующих лиц (тест Розенцвейга), выбрать понравившиеся цвета (цветовой тест Люше- ра) и др. Проективные тесты достаточно разнообраз- ны453. Одной из проективных методик является тест семантического дифференциала, разработанный в се- редине 50-х годов XX в. Ч. Осгудом. Этот тест хорошо
Глава а. Применение тестов в управлении зарекомендовал себя в исследованиях эмоциональных отношений людей к смыслу тех или иных понятий, суждений. Испытуемому предлагается последователь- но высказать свое отношение к заданному объекту или понятию по целому набору полярных семичленных шкал. Если испытуемый относится к объекту положительно, его оценки будут сосредоточиваться ближе к позитив- ному полюсу шкал. Однако тест имеет смысл при сопо- ставлении данных по нескольким объектам, а не по абсолютному значению суммарных оценок. Шкалы мо- гут быть конкретными или связанными отдаленной ас- социацией. В качестве полюсов шкал Осгуд использо- вал 20 пар терминов, предварительно отобранных факторным анализом на 360 различных объектах оце- нивания. Тремя ведущими факторами оказались отно- шение, сила и активность. В числе итоговых шкал были следующие: жестокий — добрый, кривой — прямой, мужской — женский, активный — пассивный, вкус- ный — безвкусный, новый — старый, хороший — пло- хой, слабый — сильный, медленный — быстрый и т.п. Когда испытуемый сочиняет рассказ, произносит словесные ассоциации, рисует дерево или человека, он может породить стандартную или оригинальную идею, банальную или вычурную ассоциацию, детализирован- ный или схематичный рисунок и т.п. Эти особенности нередко оказываются симптоматичными. Однако такое происходит далеко не всегда: дело в том, что так назы- ваемая «проекция» (воплощение в творческой продук- ции внутренних проблем, испытываемых автором) воз- никает далеко не у всех и не «по заказу». Психолог должен обладать большим опытом, чтобы не ошибить- ся при использовании подобных тестов, а специалист без психологического образования вообще не должен их применять. Обычно социологи используют «ослаб- ленные» варианты проективных процедур: перенос в ситуации, хотя и воображаемые, но достаточно конк- ретные, чтобы можно было вполне определенно ин- терпретировать реакцию человека. Обоснованность проективных процедур определяется прежде всего те- оретическими посылками, руководствуясь которыми исследователь истолковывает данные. Важно помнить, что часть этих тестов действительно опирается на се- рьезные научные исследования и разработки, но вме- сте с тем никогда не используется в отрыве от сбора разнообразной биографической информации об испы- туемом, подробной индивидуальной беседы, сведений
34 *
II. Практический раздел по другим тестам и профессионально-учебным испы- таниям. «Проективные» тесты призваны дополнить другие данные о человеке: использованные изолиро- ванно, они часто приводят к ошибкам и казусам. Современная тенденция такова, что в развитой западной практике профессионального тестирования гораздо большее значение имеют не личностные тесты (они хороши для индивидуальной консультативной работы), а объективные тесты общих и специальных способностей, а также профессиональных знаний и умений — тесты интеллекта и тесты достижений. Та- кое положение, безусловно, вызвано не только субъек- тивными (неразвитостью представлений работодателей о возможностях и границах применимости психологи- ческих тестов), но и объективными факторами: реаль- но низким уровнем точности прогноза эффективной работы, который дают даже самые надежные и прове- ренные психологические тесты по сравнению с теста- ми достижений (специальных знаний). Тесты способностей требуют от испытуемого проявить себя в каких-либо достижениях. Как пра- вило, они подразделяются на: общие тесты дости- жений (в том числе тесты на внимательность, тесты на память, тесты на умение концентрироваться, те- сты на волевые качества; эти тесты служат выявле- нию качеств, являющихся предпосылками любого ум- ственного труда); тесты профессиональных и иных достижений (характеризуют уровень освоения той или иной сферы деятельности); тесты на интел- лект (в том числе общие и специальные тесты на интеллект; имеются в виду тесты на глубину ума (способность проникать в сущность явлений, пони- мать их причины и истоки); широту ума (способность видеть проблему в широком контексте, взаимосвязи с другими явлениями); критичность (стремление под- вергать сомнению достигнутые результаты в целях повышения объективности познания); гибкость (спо- собность переключаться с одной идеи на другую, учитывать различные, в том числе и противополож- ные, точки зрения); быстроту (скорость решения за- дач, способность производить в определенное время большое количество умственных операций, выдви- гать много идей); оригинальность (способность по- рождать новые, нестандартные, отличающиеся от общепринятых идеи); пытливость и т.п.); тесты на специфические способности (сенсорные (острота
Глава 8. Применение тестов в управлении зрения, восприятие цвета, слух) или моторные (фи- зическая сила, ловкость рук, быстрота реакции)). Трагизм российской ситуации заключается в том, что у нас крайне мало оригинальных или адаптирован- ных тестов этого типа. Профессиональные кадровики могут легко столкнуться с псевдотестами (более или менее корректными тестовыми заданиями), ключи и нормы к которым выдуманы, а не получены в резуль- тате дорогостоящих предварительных экспериментов с сотнями испытуемых. Явный признак «халтурки» — применение «сильных выводов» на основании так называемых «сырых» исходных показателей (простого процента правильных ответов).
Социометрические процедур ы Вторая в классификации по исследуемому объек- ту группа тестов — тесты социально-психологичес- кие. Объект диагностирования (межличностные отно- шения, субъективные оценки общественных явлений) в этих тестах весьма сложен и не всегда устойчив. Эти тесты исследуют поведение индивида в группе, меж- личностные отношения, социально-психологическую совместимость членов группы, неформальные груп- повые структуры и т.п. Центральное место среди со- циально-психологических методов, используемых в управлении персоналом, занимают социометрические тесты, предназначенные для диагностики эмоцио- нальных связей, т.е. взаимных симпатий и антипатий между членами группы455 . Назначение социометрической процедуры может быть трояким: (а) изменение степени сплоченности — разобщенности в группе; (б) выявление «социометри- ческих позиций», т.е. соотносительного авторитета членов группы по признакам симпатии — антипатии, где на крайних полюсах оказываются лидер группы и «отвергнутый»; (в) обнаружение внутригрупповых под- систем — сплоченных образований, во главе которых могут стоять свои неформальные лидеры. Основной целью ее является превращение старого социального устройства в новое и, если это необходимо, преобразо- вание групп таким образом, чтобы формальная повер- хностная структура как можно больше соответствова- ла глубинной (неформальной или эмоциональной) структуре. В узком смысле социометрические методы (социо- метрические тесты) представляют собой способы изу- чения структуры межличностных отношений в малой социальной группе путем изучения выборов, сделанных членами группы по тем или иным социометрическим критериям. Социометрические методы были предложе- ны в 1930-х гг. известным американским психиатром и социальным психологом Якобом Л. Морено в рамках развиваемой им теории социометрии (от лат. socius — общий и греч. metron — мера) — метода исследования малых групп, коллективов и организаций с помощью описания системы межличностных отношений между их членами. Морено исходил из необходимости создания «сквоз- ной науки», охватывающей все уровни социальной жизни людей и предполагающей не только изучение социальных проблем, но и их разрешение: в его пони- мании, «социономия» (наука об основных социальных законах, изучающая все социальные отношения в це- лом) должна реализовывать себя в «социодинамике» (науке более низкого уровня о процессах, происходя- щих, прежде всего, в малых группах), «социометрии» (системе методов выявления и количественного изме- рения эмоциональных, межличностных взаимоотноше- ний людей в малых группах) и «социатрии» (системе методов излечения людей, чьи проблемы и трудности связаны с недостаточностью навыков поведения в ма- лых группах). В трактовке Морено социометрия выступает проек- том социальной науки в целом, основной идеей которо- го является следующее положение; малая группа — модель общества, на ее примере видно, что для жизни людей важна как объективная структура, создаваемая функциональными обязанностями, так и структура эмо- циональных (неформальных) отношений, которую воз- можно выявить посредством специальных методов. Психическое здоровье, адекватность поведения челове- ка зависят от его положения во внутренней, неформаль- ной структуре отношений в малой группе; так, недоста- ток симпатий порождает жизненные трудности. Эмоциональные привязанности в группах распре- деляются неравномерно, и такое положение вещей в принципе неустранимо. Структура неформальных груп- повых отношений зачастую не совпадает с объективной структурой групп; несовпадение этих структур, как в 106 м 2 алых группах, так и в обществе в целом, является
Глава а. Применение тестов в управлении источником конфликтов, ведет к появлению людей, ли- шенных богатства эмоциональных связей. Таким обра- зом, у каждой ситуации есть своя социодинамика: свои «звезды» и отверженные, а у каждой группировки — свои лидеры и люди, лишенные взаимности. Морено и его последователи пришли к выводу, что все проблемы современного общества могут быть раз- решены путем перестановки людей в соответствии с их эмоциональными предпочтениями. Способствовать этому должна социометрия, которую Морено считал не только методом исследования, но и «народной социо- логией», вовлекающей людей в социальное экспери- ментирование. Социометрические процедуры позволя- ют определить положение человека в неформальных связях, понять его проблемы. В социометрическом проекте Морено «само человечество становится экс- периментатором, а бывший автократический экспери- ментатор становится одним из миллиардов совместно думающих участников». Социометрический метод Морено базируется на пяти главных тезисах: 1) человеческие чувства имеют количественное изме- рение и выражаются в простейших единицах — «теле», характеризующих эмоциональные связи между людьми. По распределению «чувственной материи» (измеряемой в «теле») можно судить о распределении симпатий и антипатий между людь- ми. Величину и характер чувств можно измерить с помощью социометрического метода; 2) ни один человек не может жить без эмоциональ- ных связей с другими людьми, а потому не отдель- ный индивид, а эмоционально объединенная груп- па является наименьшим элементом общества, своего рода «социальным атомом». В то же время группа состоит из индивидуальных атомов — от- . дельных личностей, каждая из которых — ядро, своего рода центр, в котором собираются воедино многочисленные роли, характеризующие взаимо- действие этой личности с другими людьми. Скла- дывающиеся стихийно групповые отношения и роли влияют на самочувствие и поведение инди- видов и групп и могут быть источником острых конфликтов. Структуру этих межличностных отно- шений можно установить с помощью специальных методов — «тестов ролей» — «психодрамы» и
1064 «социодрамы», выполняющих оценочные, диагно- стические и терапевтические функции; 3) в отношениях между людьми действует закон со- циальной гравитации, согласно которому сплочен- ность группы прямо пропорциональна влечению участников друг к другу и обратно пропорциональ- на пространственней дистанции между ними. По- этому повысить эффективность групповой деятель- ности можно за счет приближения официальной (формальной) структуры группы к неформальной структуре взаимных симпатий; 4) высшие формы коллективных организаций разви- ваются из низших, простейших. Вследствие этого ведущим методом повышения эффективности дея- тельности организации являются не макроструктур- ные, общеорганизационные преобразования, а воз- действие на малые группы; 5) внутри любой группы симпатии и привязанности распределяются неравномерно: большая часть эмоциональных влечений ее членов направлена на немногих участников (т.н. «звезд»), тогда как боль- шинство участников оказывается эмоционально обездоленным («социометрический пролетариат»). Увеличение размера группы еще больше усилива- ет эту непропорциональность, которую может уничтожить лишь «социометрическая революция», проведенная с помощью соответствующего науч- ного метода. С точки зрения Морено, при проведении социо- метрического исследования важно обеспечить необхо- димую для этого мотивацию его участников. Это тре- бование отражено в правиле адекватной мотивации, согласно которому процедура любого теста должна совпадать с интересами испытуемых. Лишь в этом случае исследуемая группа превращается в группу исследователей, стремящихся не только добросовест- но выполнить указания тестирующего, но и извлечь из этого жизненно важные для себя уроки. В рамках социометрии можно выделить три груп- пы методов: социометрическую тестовую методику (тест), психодраму и социодраму, а также групповую моренотерапию (групповую терапию), т.н. триединая система Морено. Правда, подобное разделение имеет место лишь в теории, на практике все три группы
Глава 8. Применение тестов в управлении методов тесно взаимосвязаны. Более того, каждая из трех составных частей триединой системы, будучи отделенной от двух других, теряет свой смысл и эф- фективность. В настоящий момент социометрические тесты ис- пользуются в качестве независимых методов, включаю- щих специальные процедуры сбора первичной ин- формации о выборах членов группы (прежде всего социометрический опрос), способы представления и анализ этой информации. Социометрический опрос — метод сбора Первичной информации, используемый в социологии и социальной психологии для изучения структуры межличностных отношений в малых (контак- тных) социальных группах. Социометрический опрос является одним из самых распространенных социомет- рических методов. В процессе социометрического оп- роса используется опросный лист, где каждый член группы должен указать свое отношение к другим чле- нам группы по различным вытекающим из задач иссле- дования критериям (с точки зрения совместной работы, проведения досуга, участия в решении деловой пробле- мы и т.п.). Иными словами, респондентам предлагается выбрать по тем или иным социометрическим критери- ям одного или нескольких человек исследуемой малой группы. Примером социометрического опроса являет- ся опрос членов производственной бригады с помощью анкеты, включающей вопросы типа «Кого из членов Вашей бригады Вы оставили бы в ней, если бы бригада формировалась заново?» В ответ на каждый вопрос респонденты должны указать номера членов бригады (из врученного им вместе с анкетой списка). Вопросы социометрического теста могут существенно различать- ся в зависимости от целей исследования. Так, напри- мер, если нужно выявить делового лидера, то они каса- ются совместного выполнения задания, обращения за профессиональным советом и т.п.; если лидера эмоци- онального, то речь идет о выборе компаньона для сов- местного отдыха, откровенной беседы. Социометрический опрос отличается от других видов социологического исследования характером ис- ходных данных, способами их представления, проце- дурой опроса и методами анализа собранной инфор- мации. В отличие от других видов опроса результатом измерения (ответом на вопрос) является здесь не ха- рактеристика респондента, а отношение между респон- дентами. Ответы всех членов группы на конкретный
1066 II. Практический раздел
социометрический вопрос порождают определенную структуру отношений: каждому члену группы ставится в соответствие один или несколько других ее членов. Это отличие приводит к возникновению специальных способов представления собранных данных. Получен- ная в результате опроса структура представляется в виде особого рисунка (социограммы) или таблицы (со- циоматрицы). Социограмма (от лат. societas — общество и гр. gramma -- письменный знак, черта, линия) — схема- тическое изображение реакции испытуемых друг на друга при ответах на социометрические вопросы. Иными словами, социограмма — это рисунок, на кото- ром члены группы изображаются точками, а их выбо- ры — стрелками. Существует множество разновидно- стей социограммы: концентрическая, или «мишень» (члены группы располагаются в пределах круга, соот- ветствующего их социометрическому статусу: чем выше статус, тем ближе к центру помещается данная точка); локограмма (члены группы размещаются на чертеже, представляющем их реальное расположение в помещении — на рабочих местах на производстве и т.п.); взвешенная социограмма (демонстрирующая ин- тенсивность межличностных чувств); социограмма группировок (чем выше интенсивность межличност- ных чувств, тем ближе на социограмме расположены члены группы). Социоматрица (от лат. societas — общество и лат. matrix — источник, начало) — специальная социометри- ческая таблица, в которой в математической (наглядной) форме фиксируются результаты научных исследований взаимоотношений людей. В общем виде социоматрица представляет собой многоразрядную таблицу, в которой отображаются взаимоотношения людей в группе числен- ностью N-членов. В вертикальных столбцах социоматри- цы указываются порядковые номера, фамилии или ус- ловные обозначения фамилий опрошенных (j- члены), фамилии или условные обозначения фамилий тех, кого выбирают (i-члены), сделанные выборы и их общее чис- ло. В горизонтальных столбцах социометрической таб- лицы отмечаются число полученных выборов и их общий итог. При этом знаком «+» обозначается положитель- ный, знаком «-» — отрицательный, а знаком «О» — нуле- вой (безразличие) выбор. Современная социометричес- кая техника предполагает использование разнообразных социоматриц и их многочисленных модификаций. В за-
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.70.101 (0.044 с.) |