Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 8. Делввые игры в сфере управления
Имитационные и репрезентационные игры В настоящее время принято различать два типа игр, соответствующих двум поколениям разработок: дело- вые (или имитационные) игры и игры открытого типа (или репрезентационные игры). Деловой (имитацион- ной) игрой называют игру, которая позволяет исследо- вать социальную систему путем эксперимента с ее моделью, воспроизводящего функционирование систе- мы во времени. Участники имитационной игры прини- мают в предложенной ситуации определенные реше- ния, имитируя выполнение заранее распределенных ролей и реагируя на действия участников, исполняю- щих другие роли. Учитывая реакцию последних, игро- ки принимают новые решения, и, таким образом, цикл повторяется. Участники игры имеют возможность уви- деть долгосрочные последствия своих действий. По окончании игры проводятся анализ и обсуждение иг- ровых этапов, восстанавливается порядок действий каждого участника, оценивается — с различных точек зрения (отдельного игрока, имитируемых отделов орга- низации, системы.в целом) — правильность принятых им решений. Полученные сведения обобщаются, в результате чего выделяются цепочки причинно-след- ственных связей. Для проведения имитационной игры необходима обширная техническая документация, включающая,в себя характеристику объекта имитации, пояснительную записку, техническое задание, матери- алы по изучаемой проблеме, сценарий проведения игры, описание игровой обстановки, описание алгорит- мов поведения участников, проспект игры, руководство администратору — ведущему игры, инструкции игро- кам, руководство по ведению игровой обстановки, про- эксперимента; отчет об эксперименте. В основе игр открытого типа лежит репрезентаци-' онное моделирование, а это значит, что возникающие при проведении игры ситуации рассматриваются как фрагменты существующих в организациях, членами которых являются игроки, стереотипов поведения и способов решения проблем. Эти стереотипы и способы становятся предметом рассмотрения как представляю- щие (репрезентирующие) деятельность организации. В ходе такого рассмотрения происходит объективизация неосознаваемых организационных технологий, и после того как участники убедятся, что возможны другие под-
ходы, у них открывается возможность саморазвития. 1021
1022 II. Практический раздел При проведении же имитационных игр участники имеют дело не с реальными ситуациями, а с моделями, построенными игротехником. Сравнение имитационной и репрезентационной игр можно провести по нескольким соотносительным характерным критериям 433 . Приоритет в создании деловых (имитационных) игр принадлежит нашей стране. Первая деловая игра была разработана в СССР в конце 1931 г. специалис- тами Ленинградского инженерно-экономического ин- ститута. Тема игры -- «Развертывание производства сборочного цеха новопостроенного завода пишущих машин в пусковом периоде», сокращенно — цеха». Игра продолжалась два дня, в ней приняли участие 24 человека. Ее результаты стали основой проведения экономических экспериментов в последу- ющей деловой практике. Подобная игра была проведе- на в 1936 г. на ленинградской фабрике «Красный ткач». Таким образом, была организована целая серия игро- вых экспериментов, названных «организационно-про- изводственными испытаниями». В 1933—1934 гг. были разработаны и проводились игры, связанные с внедре- нием промышленных диспетчерских служб. Стоит от- метить, что первые деловые игры не были ориентиро- ваны на учебные цели, а создавались как средство подготовки реальных управленческих решений. В 1938 г. деловые игры в СССР были фактически запрещены, а их разработчики подвергнуты репресси- ям. В 1950-е гг. к идее создания деловых игр пришли американские специалисты, использовавшие их в целях обучения студентов-экономистов и будущих руководите- лей фирм. В СССР к деловым играм вернулись после Второй мировой войны. Возобновление интереса к ним было связано с именем и деятельностью профессора Ленинградского государственного университета И.М. Сыроежина. В 1972 г. в одном из отраслевых инсти- тутов повышения квалификации была создана первая ка- федра деловых игр под руководством профессора Р.Ф. Жукова. Серьезные заделы в этой области были накоплены сотрудниками Новосибирского государ- ственного университета (В.Ф. Комарова, Н.В. Сыскина), Ленинградского финансово-экономического института (С.Г. Гидрович), Ленинградского института методов уп- равления (А.Л. Липшиц), Ленинградского областного совета научно-технических обществ (М.М. Бирштейн), Киевского инженерно-строительного института (В.И. Рыбальский).
Таблица 1
1024 II. Практический раздел Деловые игры первого поколения, или имитацион- ные игры, подразделяются на три группы: 1) учебные, используемые при подготовке или переподготовке кад- ров; 2) производственные, применяющиеся для реше- ния актуальных вопросов текущей деятельности и раз- вития конкретных организаций, и 3) исследовательские, проводящиеся при экспериментах в области экономики и управления. Кроме того, выделяются игры с компью- терным обеспечением и без него4Э4. Появление игр второго поколения, т.н. репрезента- ционных игр, было связано с деятельностью Московс- кого методологического кружка (ММК), работавшего с 1952 г. под руководством Г.П. Щедровицкого, в созда- нии которого приняли участие А. Зиновьев, Б. Грушин, М. Мамардашвили. С окончанием хрущевской оттепели деятельность кружка переносится в «философское под- полье», а сам он начинает существовать вне официаль- ных общественных структур. История ММК — .это, прежде всего, история семинара, теоретико-методоло- гических и научно-исследовательских программ, разра- боток его активных участников, где параллельно со множеством центральных существовали побочные ли- нии, инициированные теми, кто прошел более или ме- нее длительную школу Методологической деятельности. На методологических семинарах кружка шла уг- лубленная проработка философских проблем. Предме- том первоначального интереса стали работы Аристар- ха, Евклида, а также логика «Капитала» К. Маркса и структура человеческой мыслительной деятельности. Семинары не имели узкого прикладного значения, а преследовали цель развития методологии, методологи- зации мышления и деятельности тех сфер и предмет- ных областей, к которым обращались методологи. За время деятельности у участников кружка сложился свой, недоступный «непосвященным» язык, что, с од- ной стороны, служило более легкому пониманию друг друга людьми разных специальностей и защищало от недоброжелателей, а, с другой, способствовало разви- тию мышления участников движения и самой методо- логии. Когда же сообщество вышло из «подполья», узость используемой терминологии стала помехой в общении с научным миром, и многие публикации ос- тавались незамеченными. Начиная с 1980 г. под руководством Б.В. Сазонова стал работать методологически ориентированный се- минар по вопросам нововведений. В числе наиболее
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.6.194 (0.007 с.) |