Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Поиск , отбор и набор персонала
В прошлом отбор персонала считался довольно простым мероприятием. Начальник лично беседовал с желающими и сам распределял их, руководствуясь при этом исключительно своей интуицией. Решения при- нимались на основе приязни и увлечений начальника. Позднее появились методы отбора, направленные на совершенствование интуитивно принимаемых реше- ний в этой области. При этом работа с кадрами своди- лась, как правило, к мероприятиям по набору и отбору рабочей силы. Идея заключалась в том, что если орга- низации удалось найти нужных людей, они смогут выполнить необходимую ей работу. Современные организации, в которых хорошо по- ставлено дело управления, считают, что набор подхо- дящих людей является всего лишь началом. В то время как большая часть ресурсов организации представле- на материальными объектами, стоимость которых сни- жается со временем посредством амортизации, цен- ность людских ресурсов с годами может и должна возрастать. Таким образом, как для блага самой орга- низации, так и для личного блага персонала, работаю- щего в ней, руководство должно постоянно трудиться над всемерным повышением потенциала кадров. Работа любой организации неизбежно связана с необходимостью комплектования штата, Набор и отбор новых работников не только обеспечивают режим нор- мального функционирования организации, но и закла- дывают фундамент ее будущего успеха. От того, на- сколько эффективно поставлена работа в этих областях кадрового менеджмента, в значительной степени зави- сят качество человеческих ресурсов, их вклад в до- стижение целей организации, а также качество про- изводимой продукции или предоставляемых услуг.
Глава Поиск, отбор и набор персонала Высокая эффективность и технологичность рабо- ты по поиску и отбору новых работников обеспечива- ются правильно выбранными критериями и методами, хорошо отработанными процедурами и четкими поло- жениями и инструкциями, регламентирующими рабо- ту в этой области. Однако этого можно достичь лишь тогда, когда не только востребованы результаты такого рода деятельности, но и сама она встречает полное по- нимание и поддержку со стороны высшего руковод- ства. Кроме того, система поиска и отбора персонала не будет «сбоить» и даст хорошие результаты в том слу- чае, если в ней будут задействованы люди, обладаю- щие необходимым опытом и знаниями. Так, например, грамотные специалисты знают, что при поиске и отбо- ре кадров важно придерживаться некоторых принци- пов, которые не только позволят выбрать лучших кан- дидатов на заполнение имеющихся вакансий, но и будут способствовать их легкому вхождению в организацию и быстрому выходу на требуемый уровень рабочих показателей:
— поиск и отбор кадров не должны рассматривать- ся как банальное «нахождение подходящего человека для выполнения конкретной работы», но должны быть увязаны с общим контекстом программ, реализуемых в сфере управления персоналом, призванных обеспечить достиже- ние целей организации и успех в реализации стратегии, разработанной руководством; — необходимо принимать во внимание не толь- ко уровень профессиональной компетентно- сти кандидатов, но и, что не менее важно, то, как новые работники будут вписываться в культурную и социальную структуру органи- зации. Организация скорее потеряет, неже- ли приобретет, если наймет на работу техни- чески грамотного человека, не способного устанавливать хорошие взаимоотношения с товарищами по работе, с клиентами или по- ставщиками или подрывающего установлен- ные нормы и порядки; — при поиске и отборе кадров необходимо учи- . тывать все требования трудового законодатель- ства и обеспечить справедливый подход ко всем кандидатам и претендентам на долж- ность. /88
II. Практический раздел П рофессиональны й о тбор: технологии и процедуры Профессиональный отбор (selection) — одна из важнейших обязанностей менеджера по персоналу — заключается в отборе среди множества кандидатов тех, кто лучше всего подходит к профилю работы и задачам организации. Специалисты считают, что большинство проблем, с которыми при использовании человеческих ресурсов сталкивается менеджер, уходит корнями в сферу профессионального отбора, а не в какую-либо иную область.
Как было сказано выше, одно из важнейших мест в структуре организации занимает служба персона- ла. Функционирование кадровой службы (или менед- жера по персоналу) обусловлено решением ряда ос- новных задач, к которым относятся: поиск и отбор кадров, мотивация персонала, кадровое планирование, формирование корпоративной культуры, обучение персонала и т. д. Отбор является специфическим для отдела уп- равления персоналом инструментом, практически не используемым другими отделами компании, так или иначе сталкивающимися с проблемой челове- ческих ресурсов. Менеджеры но персоналу исполь- зуют и ту технику отбора, которая известна давно и стала классической, и новую, которую им нередко приходится изобретать самим. При этом они обраща- ют внимание не только на то, как индивид взаимодей- ствует с орудиями труда, какова его техническая ква- лификация, но и на то, как он взаимодействует с людьми — подчиненными, коллегами, начальством, т. е. на его «социальную квалификацию». Специаль- ные тесты помогают выявить эти и подобные харак- теристики заранее. Говоря о факторах, определяющих специфику про- цесса отбора персонала, стоит упомянуть в первую очередь природу предприятия или организации. Важны- ми факторами, влияющими на процедуру отбора, явля- ются размер, сложность и технологическая изменчи- вость предприятия или организации. Систематические, надежные и действенные методы кадрового отбора тре- буют колоссальных материальных затрат, а посему их применение могут позволить себе лишь крупные орга- низации. Научная разработка методов отбора, соответ- ствующих специфике конкретного предприятия, оправ- данна (прежде всего экономически) в случае значитель- ного количества вакантных мест и еще большего числа кандидатов, стремящихся их занять. Если компания имеет много вакантных позиций, но количество пре- тендентов на них невелико, сложные методы отбора, как правило, не требуются. В малых фирмах, где нет отдела по управлению персоналом, решение в области отбора кадров принимает менеджер соответствующе- го профиля. В больших и среднего размера фирмах к принятию такого рода решений привлечены линейные и функциональные менеджеры. В больших организа- циях менеджера, ответственного за отбор, называют менеджером по найму. Воздействует на процесс отбора и специфика рын- к а рабочей силы: если желающих получить ту или иную работу много, то выбирать метод отбора сложнее, и наоборот. С точки зрения специфики рынка труда, работники отдела кадров анализируют эффективность метода отбора, используя так называемый коэффици- ент отбора:
Количество отобранных желающих Коэффициент отбора = Количество желающих, из которых осуществляется выбор . - . ДЛЯ разных профессий величина коэффициентов отбора— разная: менеджеры— около 1:2; професси- онально-технические работники— 1:1; клерки—• око- ло 1:2; квалифицированные рабочие— 1:1; чернора- бочие— 1:2. Если коэффициент отбора близок к 1:1, процесс отбора короток и прост. Количество желаю- щих, из которого осуществляется отбор, невелико. При коэффициенте отбора 1:2 процесс может быть непростым. Меньший коэффициент означает, что организация может быть при отборе более разборчи- вой. При коэффициенте 1:2 вероятность того, что орга- низация наймет на работу соответствующих ее кри- териям работников, выше, чем когда коэффициент равен 1:1339,
На метод отбора влияют также условия работы, предлагаемые предприятием, сама работа и имидж фирмы. Если работники организации целиком или ча- стично принадлежат к какому-либо профсоюзу, то членство в профсоюзе является одним из главных 26 Социология управления
Практический раздел факторов, определяющих решение при отборе. Иног- да контакт с профсоюзом предполагает, что опыт рабо- ты в данной организации является единственным (или одним из главных) критерием отбора.
• Стадии, предшествующие процессу отбора, и их функции В системе работы с персоналом процессу отбора предшествуют следующие стадии: 1. планирование (planning) — разработка плана удов- летворения будущих потребностей организации в людских ресурсах. 2. анализ содержания работы (job analysis) — опре- деление и обсуждение значимой относительно характера конкретной работы информации. набор (recruitment.) — создание резерва потенциаль- ных кандидатов по всем должностям с учетом буду- щих организационных и кадровых изменений, уволь- нений, перемещений, уходов па пенсию, окончаний сроков контрактов, изменений направлений и харак- тера производственной деятельности. Для того чтобы нанять соответствующих работни- ков, нужно в деталях знать, какие задачи они будут решать во время работы, каковы их индивидуальные и общественные характеристики, необходимые квалифи- кация и качества претендентов на ее выполнение. Эти знания получают посредством анализа содержания работы, который является краеугольным камнем уп- равления персоналом. Сбор информации обычно проводится в три этапа: 1. анализ содержания работы. 2. описание характера работы (должностная инструк- ция). 3. определение требований, предъявляемых работой к персоналу. Анализ можно провести, используя различные методы: от простого наблюдения, если это касается рутинных работ, до прямого систематического анали- за состояния работы с использованием перечня конт- рольных вопросов (см. табл. 1). 802
Таблица 1
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.230.82 (0.01 с.) |