Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория рационализации Ф. Тейлора
Американского инженера и ученого Фредерика Тейлора (1856—1915) считают родоначальником науки управления. Именно ему принадлежит заслуга техни- ческого совершенствования организации труда на пред- приятии. Он внедрил плановое бюро, новые методы работы, эффективные приемы резания металла, инст- рукционные карточки для рабочих и многое другое. Однако наряду с техническими изобретениями Ф. Тейлору принадлежит честь открытия ряда соци- альных явлений и усовершенствований социальной
Глава Истерия социологии менеджмента на Западе организации, которые обогатили мировую науку. В час- тности, он открыл феномен группового давления и эк- спериментально доказал, что работа в коллективе при- нуждает передовиков опускаться по производительности труда до уровня середняков, а середняков — до уровня отстающих. Он полагал, что трудиться хорошо человеку мешает боязнь наказания: стоит рабочему перевыпол- нить норму, как администрация срежет расценки и заставит его работать вдвое интенсивнее за ту же зара- ботную плату. Типичный американский рабочий конца XIX — начала XX вв. трудился на одну или две трети от своих возможностей. Он сознательно работал плохо. Сознательное ограничение нормы выработки Тейлор назвал «работой с прохладцей» (саботажем), а сегодня его называют рестрикционизмом. Помимо угрозы, идущей «сверху», «снизу» на ра- бочего оказывает давление малая группа, не заинтере- сованная в высокой эффективности. В малой группе зреет заговор, возникают неформальные нормы труда, нарушение которых грозит применением беспощадных санкций. Изучая человеческое поведение, Тейлор про- водил специальные интервью и анкетирование. Он считал, что не техника и экономика, а управление людьми — ключевая проблема современной Америки. Только решив ее, можно создать современную органи- зацию труда. Тейлор выдвинул четыре научных принципа управ- ления: внедрение экономных методов работы, профес- сиональный подбор и обучение кадров, рациональная расстановка кадров, сотрудничество администрации и работников. Их внедрение позволяет резко (в 2-3 раза) повысить производительность труда. Руководство он понимал как сложнейшее искусство и точную науку одновременно. Расчет и интуиция — залог успеха. Тей- лор разработал две концепции — «достигающего ра- бочего» и «достигающего руководителя».
Согласно концепции «достигающего рабочего», человеку надо поручить такое задание, которое требо- вало бы максимума усилий, но не вредило бы при этом здоровью. После того как он освоил простой урок, ему следует поручить более сложное задание. Таким спо- собом человек постепенно достигает потолка своих творческих возможностей. Трудолюбивых и инициатив- ных переводят на более интересную работу. Тейлор классифицировал все виды работ по содержанию, сложности и характеру труда, установив для каждой
I. Теоретический раздел группы премиальную вилку. Прежде чем принять на работу и дать трудное задание, людей необходимо тщательно протестировать, изучить их физические и психологические характеристики. Так появилась идея профотбора. Ее дополнила концепция профессиональ- ного обучения, которое состояло из системы педаго- гических приемов: обучения навыкам, расширения знаний, тренировки и самостоятельного изучения сво- ей работы. В обучении людей требуется постепенность. Мастер должен быть настолько квалифицированным, чтобы сам мог встать к станку и продемонстрировать наилучшие приемы труда. Если многочисленные уро- ки не помогали, то начинала действовать штрафная система санкций. Она тоже применялась постепен- но — от самых легких наказаний (выговор) до самых сильных (штраф, а затем — увольнение). Такова дис- циплинарная, или штрафная, система, которая допол- нила дифференциальную систему оплаты труда Тей- лора, основанную на принципе индивидуального вклада: больше выработал — больше заработал. Согласно концепции «достигающего руководите- ля», одного мастера, отвечавшего в цехе за все, заме- няла «функциональная администрация», состоявшая из восьми узкоспециализированных (выполнявших ка- кую-то одну функцию) инструкторов. Если раньше рабочий обо всем заботился сам, то теперь админист- рация заранее обязывалась обеспечить его документа- цией, сырьем, инструментами. Рабочему оставалось только хорошо трудиться. При Тейлоре руководить стало сложнее. Менеджер должен быть не только тех- ническим специалистом, но и социальным инженером: знать личные качества подчиненных, разрешать конф- ликты, заботиться о своем лидерском стиле. Тейлор счи- тал: прежде чем требовать от подчиненных хорошей работы, администрация сама должна начать трудиться лучше.
Идеи и опыты Ф. Тейлора оказали революционное влияние на всю науку управления, а внедрение его теории изменило культуру труда в американской про- мышленности. Где родина научного менеджмента?
Глава История социологии менеджмента на Западе ки, то получим всего 5 — 6 ссылок, из которых несколь- ко касаются наших ресурсов в Интернете. Это, конеч- но,несправедливо. В статье «Гармонизация как одна из главных основ на- учной организации» Адамецки пишет: «В марте 1903 года Ф. Тейлор объявил первый раз свои принципы и методы, подтверждая принципиальную мысль, что проблему организации труда можно и должно решать на основе точных научных принципов, а не, как прежде, исключительно на интуиции. Удивительным со- впадением обстоятельств явилось то, что в феврале этого же года я прочитал доклад в Техническом товариществе в Екатеринославе (южнороссийском центре горно-метал- лургической промышленности), в котором высказал те же самые мысли и представил в главных чертах методы организации совместной работы. Этот реферат был от- четом о моих первых работах и исследованиях в этом направлении, начатых еще в 1895 года»1. Из этого следует, что первое представление научного управления было сделано в России польским инжене- ром К. Адамецки на месяц раньше, чем это сделал в США Ф. Тейлор, считающийся основателем научного менеджмента. А если еще учесть, что в 1891 г. Адамец- ки закончил Технологический институт в Петербурге, после чего долго работал на металлургических пред- приятиях Юга России, то этого поляка с полным осно- ванием можно отнести к русским полякам. К. Адамецки далеко опередил Ф. Тейлора в обобщении своих наблюдений применения научного метода в про- изводстве. Впоследствии, анализируя работы Ф. Тей- лора, он пришел к выводу, что предложения американ- ского инженера по рационализации производства опираются не просто на организационно-экономичес- кие законы, среди которых первейший — закон разде- ления труда, но что сами эти законы имеют всеобщий характер и проявляют свое действие даже в природе. Вот что пишет Адамецки по поводу второго закона экономии (организации): «Но есть еще один закон природы, а именно закон, ко- торый можно было бы назвать законом концентрации или интеграции. Природа управляется также этим за- коном, неустанно стремясь к экономии. Клетки при выполнении своих жизненных функций делятся и специализируются, благодаря чему общие издержки и потери энергии и средств уменьшаются. 11
I. Георетнческий раздел Однако мы видим также, что одновременно осуществ- ляется и другой процесс, а именно: клетки, выполняю- щие одинаковые функции, создают кооперацию всех органов, служащих одной специальной цели, благодаря этому снова получается экономия энергии.
Эти два закона природы: разделения труда и концент- рации — взаимно друг друга дополняют. Они между собой близко связаны, так что, вглядываясь в проявле- ния живой природы, мы видим, что разделение на раз- личные функции выступает как бы для того, чтобы полностью проявиться в интеграции одинаковых функций и что результатом этих двух процессов явля- ется в конечном счете экономия энергии и средств». ПРИМЕЧАНИЕ. В современной экономической лите- ратуре закон концентрации принято называть эффек- том от масштабов деятельности. Отсюда следует, что Адамецки, первым уловив общее в эволюции природных явлений и развитии организации производства,заложилважныйфундаментвпостроении общей теории управления, которая до сих пор еще не построена, но необходимость в которой все острее ощу- щается в современном общественном производстве.
Административная теория Д. Шайоля
Французский инженер и предприниматель Анри Файоль (1841 — 1925) был одним из выдающихся тео- ретиков менеджмента начала XX в. В своих работах он одним из первых сделал попытку разработать об- щие принципы управления и провести анализ различ- ных обязанностей, выполнение которых и составляет суть деятельности руководителя компании. Файоль со- здал так называемую административную теорию уп- равления. Он утверждал: управлять — значит вести предприятие к определенной цели, извлекая макси- мум из имеющихся в распоряжении ресурсов. Управ- ление включает следующие виды деятельности: тех- ническую, коммерческую, финансовую, защитную, бухгалтерскую и административную. Несмотря на важность пяти первых функций, Файоль придерживал- ся основывающейся на его собственном опыте точки зрения, согласно которой администрирование, относи- мое ИМ к области управления персоналом, имеет реша- ющее значение для успеха или неудачи работы органи- зации. Он был уверен в том, что для воспитания эффек- тивных менеджеров недостаточно одних лишь техничес- ких знаний и что, хотя наличие таких знаний является основным требованием к менеджерам низших уровней, по мере того как руководитель поднимается вверх по ступенькам служебной лестницы, все большее значение приобретают административные способности. Теория Файоля состоит из двух частей — функций управления и принципов управления. Функции отвеча- ют на вопрос, что делает руководитель, а принципы — как он это делает. Функций всего пять: планирование (прогнозирование), организация, координация, коман- дование и контроль. Файоль положил начало структур- но-функциональному подходу, названному так потому, что все функции были расписаны по уровням управле- ния — каждому свои и в разном объеме? Существовав- шую до него линейную Структуру управления предпри- ятием Файоль дополнил функциональными службами. Тем самы-м он стал родоначальником самой распрост- раненной системы — линейно-штабной структуры.
Файоль выделил 14 принципов управления: разде- ление труда, власть, дисциплина, единство командова- ния, единство- руководства, подчинение индивидуальных интересов общей цели, вознаграждение, централизация, иерархия (скалярный принцип), порядок, равенство, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух. Если функции — обязательные элементы, выпаде- ние хотя бы одного из которых способно было разру- шить всю технологию управления, то принципы — это постоянно пополняющийся перечень положений, обоб- щающих живую практику руководителя. Они конкрет- ны и зависят от ситуации. Функции составляют «науку администрирования», а принципы — «искусство адми- нистрирования». Не все принципы одинаково важны. К главным Файоль причислял единство командования и единство руководства. Согласно первому принципу, работники не должны получать потенциально противоречащие друг другу распоряжения из двух разных источников. Раскрывая содержание второго, Файоль часто прибе- гал к биологическим аналогиям, рассматривая органи- зацию в качестве организма, который не может иметь две головы. Многие принципы, предложенные фран- цузским ученым, звучали афористично. Например, принцип порядка гласил: «место для каждого и каждо-
Теоретический раздел му свое место». Иными словами, речь шла о том, что каждый работник и каждая вещь должны занимать в организации свое место. К двум главным принципам Файоль присоединял принцип власти и принцип раз- деления труда, задававшие характер структуры управ- ления. Разделение труда предполагало дифференциа- цию и специализацию трудовой (исполнительской и управленческой) деятельности, вычленение в рамках сложной деятельности' более частных видов деятель- ности, выделение специализированных устойчивых трудовых функций и функциональных областей, а так- же профессионализацию групп, специализирующих- ся в определенной области, обособление и организа- ционное оформление структурных подразделений, Применительно к руководству принцип разделения труда требовал специализации руководителя на узком круге задач. Без этого, считал Файоль, пет четкой ко- ординации, порядка и распределения обязанностей, вне которых организацию разъедает дублирование функ- ций. Вместе с тем, он верил в эффективность разделе- ния труда лишь в определенных границах, за преде- лами которых, по его мнению, производительность падает. Сфера деятельности любого должностного лица определялась Файолем в терминах диапазона контро- ля (предела непосредственного эффективного внешне- го контроля со стороны руководителя за поведением и деятельностью подчиненных), числа подчиненных и функциональных обязанностей исполнителей. Власть Файоль рассматривал, как право командовать и воз- можность заставлять других подчиняться. Чем выше уровень власти, тем шире объем знаний (компетенция) и больше ответственности. И наоборот. Файоль разли- чал два типа власти: институционализированную (фор- мальную) и персональную (неформальную). Первая проистекает от должности, вторая — от индивидуаль- ных качеств. Сегодня подобный принцип принят на во- оружение в социологии организаций.
1 «Классическая» теория организаций
УСИЛИЯМИ Ф. Тейлора, А. Файоля и знаменитого немецкого социолога, историка и экономиста Макса Вебера (1864—1920)2 был заложен фундамент так на- 14 зываемой «классической» теории организаций. Окон- чательное завершение она получила в работах Л. Гью- лика, Дж. Муни, Л. Урвика, А. Рейли, М. Фоллетт, Ч. Бернарда, Г. Саймона и некоторых других. Их дея- тельность приходится на середину XX в. и вносит за- метный вклад в современное понимание структуры со- циальной организации и деятельности руководителя. Представители классической теории стремились сформулировать универсальные рациональные принци- пы формирования и функционирования эффективной административной организации. Общей чертой различ- ных разработок выступало описание деловых отноше- ний в эффективной организации как рационально построенных, стандартизированных, максимально фор- мализованных, а также понимание самой организации как инструмента, рационально конструируемого для достижения определенной цели. Иными словами, пред- ставители этой теории стремились конструировать орга- низацию так же тщательно, как конструирует сложную машину инженер, — исходя из логически последователь- ных и непротиворечивых законов. Большинство ученых, принадлежащих к этому направлению, отстаивали прин- ципы единоначалия, специализации деятельности и разделения труда, жесткой иерархии. Верховным зако- ном являлся принцип координации, обязывающий согла- совывать должностные функции как по горизонтали, так и по вертикали. Координацию осуществляет лидер. Для кратковременных и простейших работ, например пере- носки бревна, сгодится неформальный лидер. Для дол- говременных и скоординированных усилий сотен лю- дей нужен формальный лидер (руководитель), приказы которого получают законную силу благодаря формаль- ной структуре власти. За ним стоит вся мощь управлен- ческой иерархии, через нее он приобретает институци- ональный авторитет. Лидер в организации не может обойтись без деле- гирования — одного из важнейших принципов совре- менного управления. Делегирование предполагает передачу вышестоящим руководителем части своих прав помощникам или подчиненным. Отсутствие деле- гирования оборачивается чрезмерной загрузкой руко- водителя мелочными вопросами, а излишнее делеги- рование чревато отказом от власти. Эффективный менеджер должен решать главные вопросы, доверяя другим решение второстепенных. Скалярный (от лат. scalaris — ступенчатый) прин- цип провозглашал необходимость иерархического,
многоуровневого строения организационной структу- ры, основывающегося на делегировании и распреде- лении властных полномочий и авторитета. Функцио- нальный же принцип предполагал, что должностные обязанности на каждой ступеньке управления должны быть определены настолько детально, насколько это возможно, а к управлению следует привлекать исклю- чительно высококвалифицированных специалистов, имеющих узкую специализацию. Иначе зазвучал файолевский принцип порядка. Теперь он предполагал соответствие людей структуре. Сегодня менеджеры думают иначе: структуру органи- зации надо создавать под людей. Иными словами, если нашелся хороший специалист, то под него необходимо создать отдел, лабораторию, сектор. В одной компании такая политика оправдывает себя, а к десятках дру- гих —- нет. Во времена господства классической тео- рии организации рассуждали по-другому: строить организацию под людей — значит, консервировать их недостатки. Формальная логика требует, чтобы внача- ле создавалась продуманная структура, где нет дубли- рования функций и лишних уровней управления, а затем уже подыскивались подходящие люди. Многие современные организации, добившиеся успеха, имен- но так и поступают. Принцип единоначалия в «классической» теории подразумевал, что, во-первых, только одно лицо в орга- низации несет всю полноту ответственности за резуль- таты деятельности и социальных процессов, происхо- дящих в ней; во-вторых, каждый подчиненный получает указания лишь от одного начальника, которому непос- редственно подчинен. Он, как и принцип департамен- тализации, определял, какой будет структура организа- ции, и требовал строить ее «снизу вверх», тщательно продумывая необходимость создания новых подразде- лений. При движении «сверху вниз» обязательно появ- ляются лишние управленческие звенья. Наконец, прин- цип диапазона контроля предполагал, что директор крупного предприятия не должен иметь более 3 — 6 подчиненных. При арифметическом росте числа подчи- ненных количество возможных связей между ними, которые приходится контролировать руководителю, возрастает в геометрической прогрессии (Л. Урвик). Сегодня мы имеем дело с более точными цифрами: при физической работе число подчиненных не должно пре- 16 вышать 30, а при умственной— 8 человек (Р. Дэвис).
Глава 1. Истерия социологии менеджмента на Западе Согласно положениям классической теории органи- зации и управления, успешные менеджеры должны при- держиваться и принципа соответствия, который гласит: на всех уровнях управления власть и ответственность должны совпадать, быть равными. Когда власть велика, а ответственность мала, наступает произвол. Противополож- ный вариант ведет к нерезультативности действий. Ответственность лиц, наделенных значительной влас- тью, абсолютна лишь в известных границах, обозна- ченных статусом и полномочиями данной должности. В рамках своих полномочий руководитель несет всю полноту личной ответственности за действия под- чиненных ему людей. Подводя итог, можно сказать, что в рамках класси- ческой теории управления впервые были поставлены вопросы о роли и природе социальной организации в управленческих системах, сформулированы принципы формальной организации в административных систе- мах. Человек здесь рассматривался как специфичес- кий и ценный для управленца социальный ресурс, хотя ему и отводилась роль социального механизма в слож- ной организационной машине. Созданная представи- телями этой теории модель рациональной админист- ративной организации основывалась на принципах формализации отношений и, как правило, на иерархи- ческих механизмах власти. Иначе говоря, сторонники «классической» теории полагали, что эффективность управления определяется его формальной структурой, координацией и детализированным контролем, строгим соблюдением дисциплины', величиной индивидуально- го вознаграждения, узкой специализацией задач, еди- ноначалием, авторитарными методами управления, правильным подбором кадров и орудий труда, соответ- ствием людей структуре. Во второй половине 1920-х — начале 1930-х гг. резко усилилась критика «классических концепций», обвиняемых в ограниченности, механистическом ха- рактере, ложной оценке социологических и психоло- гических аспектов поведения человека в организации. Так, Уильям Ф. Уайт в своей книге «Деньги и мотива- ция» утверждает, что в основе «классической» кон- цепции лежат три ложных допущения: 1) «человек является рациональным животным, стремящимся макси- мизировать свои экономические выгоды»; 2) «каждый ин- дивидуум реагирует на экономические стимулы как изо- лированный индивидуум»; 3) «к людям, как и к машинам, можно относиться стандартизированным образом». По- степенно классическим теориям управления начина- ет противопоставляться новое направление менеджмен- та, получившее название «гуманистического вызова».
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.43.140 (0.03 с.) |