Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Кравченк о А.И. , Тюрин а И.О .Стр 1 из 109Следующая ⇒
К78 Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2005. — 1136 с. — («Gaudeamus»). ISBN 5-8291-0538-1 Предлагаемое вниманию читателей учебное пособие посвящено проблемам социологии управления — науки, усилиями которой разработанные социологами концепции, подходы и методические приемы находят применение в сфере управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Цель учебного пособия — познакомить читателей с за- рубежной и отечественной историей становления и разви- тия социологии управления, ее предметом и методом, ба- зовыми понятиями, используемыми в данной области, а также с современными подходами к управлению различ- ными организационными структурами и процессами. Книга состоит из двух разделов — теоретического и практического. В теоретическом разделе освещаются теоре- тико-методологические проблемы, связанные с разграниче- нием двух отраслевых дисциплин. В практическом разделе освещаются современные практики менеджмента в бизнес- организациях: от стратегического, инновационного, корпо- ративного и кадрового менеджмента до конкретных техно- логий работы с персоналом, включая тренинги, центры оценки и деловые игры. Издание предназначено для студентов социологических и экономических специальностей, а также для всех инте- ресующихся проблемами социологии управления.
УДК 316.65.0 ББК 60.565.290
ISBN5-8291-0538-1
© Кравченко А.И., Тюрина И.О., 2003 © Академический Проект, оригинал- макет, оформление, 2005
1 П редислови е СОЦИОЛОГИЯ управления — наука, благодаря кото- концептуальный аппарат и методические приёмы, разработанные в социологии, находят свое примене- ние в сфере управленческих отношений, возникающих в любом обществе и в любую историческую эпоху. Управленческие отношения столь же универсальны, сколь универсальны отношения социальные, На всем протяжении развития человеческого обще- ства управленческое и социальное шли рука об руку, являясь необходимыми элементами, характеризующи- ми любое сообщество двуногих мыслящих особей. Вот почему социология управления, изучающая социальные отношения в сфере управления, или социальный аспект управления, стала органичной частью научного небо- склона. Ее появления ждали. И сегодня трудно даже представить себе, насколько неполным было бы без нее относящееся к сфере управления научное знание.
Предлагаемая вниманию читателей книга назва- на «Социологией управления» не случайно. По глу- бокому убеждению ее авторов термины «управление» и «менеджмент» нельзя рассматривать в качестве эк- вивалентных или тождественных, хотя их часто и пред- ставляют таковыми, ссылаясь на банальный перевод на русский язык английского слова management. Дело в том, что менеджмент впитал в себя традиции и куль- турные ценности западного рыночного общества. Ког- да американец или англичанин произносят это слово, они знают, о чем идет речь. Когда его произносим мы, то также убеждены в этом. Однако на практике дела обстоят совсем иначе. В одно и то же слово предста- вители разных культур вкладывают совершенно раз- ный смысл. Мы лишь механически перенесли само слово, не прихватив с собой всего многообразия той культурной реальности, которую оно отражает, — свойственный рыночному обществу цивилизованный способ отношений между работодателем и работни- ком, руководителем и подчиненным, тип отношения к труду и трудовой мотивации. Своих начальников мы именуем модным нынче сло- вом «менеджер», часто приклеивая его наподобие яр- лыка на совершенно неподобающие места, а образова- тельные центры гордо называем школами менеджмента. Впрочем, это лишь некоторые из шагов, которые, по нашему мнению, способны приблизить нас к цивилизо- ванным рыночным обществам. Разумеется, это не по- рок: через стадию ученичества прошли все страны, встававшие на путь радикальных экономических, соци- альных, политических изменений. На наш взгляд, путь к рыночному обществу, совершаемый посредством под- ражания «идеалу», лучше, чем никакой. Вопрос лишь в том, как долго мы задержимся в учениках и сумеем ли усвоить урок правильно. Любая помощь на этом пути, пусть даже и состоящая в разъяснении элементарных, казалось бы, понятий, может оказаться неоценимой.
Управление — универсально-историческая катего- рия, отражающая управленческие отношения, существу- ющие в любом — как рыночном, так и нерыночном — обществе. Рыночное общество западного типа появилось всего 200 — 250 лет назад, тогда как человеческое обще- ство, и мы уже говорили об этом, существует как мини- мум 40 тыс. лет. Очевидно, что нерыночное управление гораздо старше рыночной его разновидности, или ме- неджмента. И географически менеджмент стал домини- ровать лишь в последние десятилетия XX в., а до этого времени небольшой островок продвинутых западных стран окружало безбрежное и весьма разношерстное море обществ, управленческие отношения в которых далеко не всегда носили рыночный характер. Антагонистом менеджменту выступает Админист- ративная система. Пишем ее с заглавной буквы един- ственный раз и вовсе не ради особого уважения к ней, а потому, что убеждены: она заслуживает того, чтобы стать предметом отдельного научного изучения, ибо является классическим вариантом, своего рода «идеа- лом» нерыночного типа управления. Репрезентирую- щей ее страной выступал в свое время Советский Союз. Сегодня, несмотря на господство рыночных от-
Предисловие ношений, в нашем обществе все еще сохраняются рудименты нерыночного типа управления. Между двумя полюсами шкалы — менеджментом и административной системой — расположены промежу- точные типы в пропорциях соеди- няющие в себе элементы и признаки как менеджмента, так и административной системы. Таковым является, например, феодальное управление. Его нельзя считать ни рыночным (поскольку при нем сохранялось внеэко- номическое принуждение), ни административным, ибо ни о каком плановом хозяйстве, централизованном уп- равлении и других административной системе вещах в те времена не шло и речи. Таким образом, управление — самая общая катего- рия нашей науки, а менеджмент и административная система представляют экономико-культурные варианты ее в рыночном и нерыночном обществах соответственно. В книге речь пойдет преимущественно об законах управления, тех, что действуют и в рыночном, и в противоположном ему по укладу мире. Скажем, прин- цип Питера срабатывает в управлении любого типа. То же самое можно сказать и о принципах единоначалия, диапазона контроля и многих других. Книга состоит из двух крупных разделов — теоре- тического и практического, каждый из которых решает собственные задачи. В теоретическом разделе освеща- ются теоретико-методологические проблемы, связанные с разграничением двух отраслевых дисциплин — социо- логии управления и социологии менеджмента, излага- ется история их становления, круг изучаемых ими воп- росов, а также рассматриваются основные понятия и категории их предметного поля, такие, в частности, как: экзистенциальные условия существования менеджера, управленческие революции, универсально-историчес- кие законы, социальная иерархия, экономические ре- сурсы и социальные блага, власть и ответственность, система социальных фильтров, механизм вознагражде- ния, социальная природа власти, социальный контроль, социальные нормы и санкции, агенты формального и неформального контроля, бюрократ, бюрократизация и бюрократизм, номенклатура, мафия и закрытая группа, социальное и организационное пространство, соци- альная организация, формальная и неформальная орга- низация, структура управления, организационная струк- тура и ее жизненный цикл, иерархические законы механизм достижительной мотивации, ро-
левые модели поведения в организации и организаци- онное поведение, жизненные карьеры, служебная ка- рьера, конфликтная вертикаль, каналы вертикальной мобильности, формальная и реальная квалификация, социальные лифты организации, власть, авторитет и лидерство, локус контроля и подбор лидеров, институ- циональный и групповой контексты лидерства, гендер- ный аспект управления, корпоративная культура и др. В практическом разделе освещаются современные практики менеджмента в бизнес-организациях. Здесь речь идет о кадровом менеджменте, конкретных тех- нологиях работы с персоналом, рекрутинге, подборе и аттестации кадров, об управленческом консалтинге (его сущности, истории, теории и практике, а также совре- менном состоянии в России и за рубежом), Public Relations как практике коммуникативного менеджмен- та, стратегическом, инновационном и корпоративном менеджменте, концепции «тотального контроля каче- ства» и антикризисном управлении. Отдельная глава раздела посвящается истории и функциям тренинга (в том числе его бизнес разновид- ности), видам тренинговых техник, методикам, техноло- гиям проведения тренингов, а также оценке их эффек- тивности. Продолжением этой темы служит разговор о центрах оценки персонала — комплексных методах вы- явления необходимых для определенной работы (долж- ности) качеств. В этом же разделе читатель найдет по- лезную информацию о деловых играх, узнает об истории их развития, классификациях, принципах построения и проведения, а также практиках использования в сфере управления. В завершающей части прикладного разде- ла студенты, аспиранты, преподаватели и практикую- щие социологи познакомятся с социометрическими про- цедурами, методологией тестирования и типами тестов, применяемых социологами. Авторы выражают благодарность за участие в тех- нической и научно-методической подготовке некоторых материалов студентам Государственного университе- та гуманитарных наук и Московского государственно- го университета им. М.В. Ломоносова: И.А. Саране, СВ. Извольскому, Н.М. Подлосинской, Б.Л. Рубанову, А.В. Ивановой, А. Негребецкому, С. Кошель, Н.С. Ка- синовой, К.А. Семину, И.О. Тюрина выражает особую благодарность Фонду содействия отечественной науке за помощь и поддержку в написании настоящей работы.
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Глав а 1
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 74; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.008 с.) |