Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 10. Универсальный смысл к-ры в фил-ии эпохи нового времени.
Специфика нового времени заключается в успехе познания (точные и естеств науки), разбожествление мира. В центр общественной жизни человека, ставится разум чел-ка. Бог воспринимается как создатель мира (архитектор вселенной), Бог отождествляется с природой и Бога нет. Знание сила – девиз нового времени. Ученые – мыслители нового времени начинают рассматривать к-ру как объект науки, пытаются установить ее происхождение, взаимосвязь с религией, наукой, понять ее суть, структуру и ее роль в прогрессе общ-ва. Одним из первых считается С. Пуфендор кот. противопоставляет культурность естественному природному состоянию чел-ка. Через к-ру чел-к покоряет природу, возвышается над ней, но одновременно происходит отдаление чел от природы вплоть до появления враждебности к ней. Эта идея позволила франц просветителю Руссо сделать вывод о том, что так называемые к-рные народы (европейцы) морально испорчены по сравнению с первобытными народами. Русо обвиняет науку в том что она разрушает религиозные ценности и способствует развитию цинизма и скептицизма, помогает оправдать обществ неравенство и подавляет чувство свободы. Русо считал что обществ развитие усиливает разрушительные тенденции в общ-ве. Все что создает чел выступает против самого чел-ка, такую ситуацию русо называет отчуждением: 1. Политическое 2. Соц-экономическое (чел развиваясь, пришел к созданию частной собственности, что привело к богатым и бедным) 3. Психологическое (с развитием цивилизации к-ры у чел усиливается чувство одиночества) 4. Моральное (нравственная деградация, когда ложь лицемерие проникает во все сферы чел-ка) По мнению Руссо чел-ку надо вернуться к естеств природному существованию.
В XVII-XVIII в. под к-рой начинает пониматься не только развитие чел но и материальное произ-во, соц отношения, формы гос-ного устройства, политич учреждения, разумность существующих порядков.
Немецк фил-ф Кант осмысливает к-ру с точки зрения морали. По его мнению сущ-ет 2 мира: природный и человеческий, кот Кант назыв мир свободы. Чел изначально от прир не свободен. Зло должно быть преодолено к-рой а именно морально, истрия развития к-ры это процесс преодоления чел-ком природной грубости и животности, это и возвышает его над природой. Поэтому Кант считает что чел это главная цель к-ры и ее высший смысл.
Нечецк фил-ф Шиллер в основу понимания к-ры положил искусство. Именно художественная дея-ть творения прекрасно явл главным средством для преодоления в чел-ке природной грубости и животности.
Немецк фил-ф Гердер в основу к-ры положил язык. Чел как любое природное существо подчиняется природным закономерностям. Но в отличии от животных чел плохо приспособлен к жизни в природе и выжить ему помогает язык, с помощью которогочел способен быть разумным, деятельным, способен накапливать и передавать социок-рный опыт и мирно сосущ-ть в общ-ве себе подобных. Всё ли созданное чел-ком явл к-рой? К-ра явл то что способствует развитию чел а все что способствует разрушению, упадку к к-ре не имеет отношения.
Гегель кот считал что центр к-рной истории это Европа и именно европейская к-ра явл эталоном для др к-р и др народов. В основу понимания к-ры ставит разум, развитие науки, рациональность чел-ка, разумность способна преодолеть любые препятствия, победить зло и изменить мир согласно человеч желаниям.
Вывод. Т.о. культурологическая мысль в Европе до конца XIX в. образует так называемую «класич модель к-ры». Ее суть: к-ра это процесс преодоления в естеств чел-ке природного чувственного начала с помощью разума, морали, науки, гос-ности и с помощью художественно-творческой дея-ти. К-ра тесно связана с историей человечества и развивается линейно, т.е. по непрерывной и восходящей линии подчиняясь общим з-кам эволюции и прогресса (к-рный оптимизм).складывается точка зрения что к-ра прежде всего искание человеч духа, духовность – произ-во духовных ценностей. Мало внимания уделяется материальной основе. Центральное место класич модели к-ры занимает чел-к, кот воспринимается как существо с неогранич возможностями разума, духа, материального и соц творчества. В основе класич модели к-ры лежат принципы: ¾ Гуманизма ¾ Рационализм (разум делает чел-ка к-рным) ¾ Историзма (историч оптимизм, к-рный прогресс) ¾ Европоцентризм (Европа – эталон, европейский путь развития Þпроцветание).
Вопрос 11. Понимание к-ры в посткласич зап фил-ии конца XIX – нач XX в. Посткласич этап развития фил-ии к-ры отмечается разочарованием в к-рных достижениях западноевропейской цивилизации. Отмечается критическим пересмотром класич ф-ских концепций к-ры, отмечается усилением интереса к к-рному опыту неевропейских регионов.
Вместо рационализма появл иррационализм (неразумный. В чем суть? Мир окружающий чел-ка неразумен, нелогичен, обсурден и даже противостоит чел-ку, чел дей-ет в совей жизни опираясь не на разум а на инстинкты, главной из кот воля к жизни и др (сексуальные, тяга к разрушению, жестокойсть). Поэтому фил-фы связывают основное содержание к-ры с различными сферами человеч психики кот неподвластно сознанию. Вместо принципа европоцентризма провозглашается идея к-рного плюрализма, т.е. европейская к-ра не явл идеальной и не может служить примером для подражания для остальных к-р. В мире не сущ-ет неполноценных недоразвитых к-р, просто у каждой к-ры сущ-ет свой индивид путь развития кот может отличатся от европейского.
В противовес гуманистич концепциям появл идеи кот провозглашают крах гуманизма показывая все негативные стороны чел и влияния на него природной животности (инстинкты). В противовес к-рному оптимизму появл пессимистические взгляды на будущее к-ры. Утверждение что европейская к-ра движется к упадку и вместо линейных концепций историч развития формируется циклические.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.23.130 (0.018 с.) |