Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Вопрос 4.становление к-гии как самостоят науки
К-гия как наука сформировалась в ХХв. Одной из первых работ, непосредственно посвященных к-ре, стала книга английского историка Э.Тайлора «Первобытная культура» (1871). Сам термин «к-гия» ввел в употребление немецкий химик, Нобелевский лауреат Вильгельм Освальд в 1909 г. Американский социолог Рид Бейн провел анализ понятия к-гия и назвал к-гию «экология человека» и только в 1939 " г. Америк. антрополог Лесли Уайт назвал к-гию наукой о че-ке и о к-ре которая развивается по собственным принципам и законам. В 1949г. Уайт издает книгу «Наука о к-ре» в которой он заявляет: 1. О необходимости создания отдельной самостоятельной науки, кот бы изучала к-ру системно, комплексно 2. Он пытается сформулировать предмет к-гии. Для этого Л.Уайт делит к-ру на 4 подсистемы: · технологическую, · социальную, · идеологическую · поведенческую, Первая включает орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает межчеловеческие отношения экономические, политические, нравственные. Идеологическая подсистема - это идеи, верования, мифы и знания. Поведенческая охватывает типы индивидуального и коллективного поведения, В своих последующих работах «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) Л.Уайт рассматривал к-гию как принципиально новую науку, кот изучает к-рные явления, их специфику и закономерности к-рно-исторического процесса. Под влиянием Уайта в науке происходит поворот от частных исследований: архаических, локальных к-р, ее истории, ее совр проблем и ее перспектив. Предпосылки: 1. происходит осознание того, что все гуманитрные науки изучающие к-ру, рассматривают только ее определ аспекты, и не дают целостного представления о к-ре как глобальном явлении в нашей жизни. 2. В нач ХХ в. усиливаются соц-экономич, политические, религиозные и к-рные контакты между различными странами, народами, континентами, поэтому появляется необходимость ознакомится с многообразием к-р, установить сходство и различия между ними, выявить общие закономерности социок-рного процесса, с целью наладить взаимовыгодное сотрдничество между странами, с целью избежать конфликтов и установить диалог к-р. 3. Т.к. к-ра становится важной сферой гос-ной политики, правительство разных гос-в ставит перед учеными задачи дать объективные сведения о к-ре народа, с целью принимать наиболее эффективные управленческие решения.
4. Необходимость формирования к-гии диктовалась стремлением изучить и реализовать к-рные интересы и потребности представителей совр потребительского общ-ва. 5. Общ-во проявляет заинтересованность в сохранении и дальнейшем развитии к-рного наследия. 6. Под влиянием неумеренного технократизма и рационализма нач. ХХв. Вызванного научно-технич. прогрессом, формирование к-гии было своеобразной реакцией гуманитариев, кот стремились создать гуманитарный противовес рационально-техническому мышлению, пытались ликвидировать конфликт между 2мя к-рами, чтобы сохр стабильность существования чел-ка. 7. Кризисные явления ХХ в. В совр к-гии сложилось 3 осн направления знаний и дея-ти: 1. Рекреативная к-гия, кот курирует министерство к-ры и кот сосредоточена на произ-ве новых к-рных форм (исскуство), сосредоточена на охране к-рного наследия и сосредоточена на проблемах организации содержательного заполнения досуга населения. 2. Компетентностная к-гия, кот объясняет к-ру как определ ур-нь гуманитарной эрудиции людей. Этот ур-нь формируется посредством образования. Министерство образования и к-ры. 3. Социально-нормативная к-гия, кот исследует к-ру как норму соц поведения, как обычай, стандарт, как сотояние сознания. Это к-гия исследует проблемы к-ры, кот изучаются предметностно на научном ур-не.
Вопрос 5. Ф-ции к-ры 1. Познавательная фун-я: изучение и понимание сущности и роли к-ры в жизни общ-ва, ее структуры и ф-ций, ее типологизацию, дифференциацию на отрасли, виды и формы, объединение различных принципов и методов познания мира, присущих науке, искусству, религии, философии. 2. Концептуально-описательная ф-ция: разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития к-ры. 3. Оценочная ф-ция: осуществление оценки того, в какой мере феномен к-ры, ее различные типы, виды и формы оказывают благотворное влияние на формиров. социальных и духовных качеств личности и общ-ва в целом.
4. 0бъясняюшая ф-ция: дает научное объяснение особенностям к-рных комплексов, явлений и событий на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов. 5. Мировоззренческо-идеологачеекая ф-ция: служит выявлению «духовного ядра», определяющего к-рные устремления той или иной исторической эпохи, а также формированию художественной, религиозной, либо научной картины мира, претворяет в жизнь определенные общественно-политич. идеалы в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития к-ры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей. 6. Образовательная (обучающая) ф-ция: через сис-му учебных заведений, различные институты повышения квалификации кадров широко тиражировать и распространять культурологические знания и оценки, помогая тем самым студентам, специалистам, а также всем людям, интересующимся проблемами культуры, лучше узнать особенности этого чрезвычайно важного социального феномена, его роль в развитии чел-ка и общ-ва. 7. Воспитательная ф-ция: воспитание индивидов через вхождение в мир к-ры прошлого и настоящего, в мир к-р человеческих отношений, ориентация на формирование политической, правовой и нравственной к-ры чел-ка.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.009 с.) |