Вопрос 4.становление к-гии как самостоят науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4.становление к-гии как самостоят науки



К-гия как наука сформировалась в ХХв.

Одной из первых работ, непосредственно посвященных к-ре, стала книга английского историка Э.Тайлора «Первобытная культура» (1871). Сам термин «к-гия» ввел в употребление немецкий химик, Нобелевский лауреат Вильгельм Освальд в 1909 г. Американский социолог Рид Бейн провел анализ понятия к-гия и назвал к-гию «экология человека» и только в 1939 " г. Америк. антрополог Лесли Уайт назвал к-гию наукой о че-ке и о к-ре которая развивается по собственным принципам и законам. В 1949г. Уайт издает книгу «Наука о к-ре» в которой он заявляет:

1. О необходимости создания отдельной самостоятельной науки, кот бы изучала к-ру системно, комплексно

2. Он пытается сформулировать предмет к-гии.

Для этого Л.Уайт делит к-ру на 4 подсистемы:

· технологическую,

· социальную,

· идеологическую  

· поведенческую,

Первая включает орудия производства и опосредует отношения между человеком и природой. Вторая охватывает межчеловеческие отношения экономические, политические, нравственные. Идеологическая подсистема - это идеи, верования, мифы и знания. Поведенческая охватывает типы индивидуального и коллективного поведения,

В своих последующих работах «Эволюция культуры» (1959), «Понятие культуры» (1973) Л.Уайт рассматривал к-гию как принципиально новую науку, кот изучает к-рные явления, их специфику и закономерности к-рно-исторического процесса.

Под влиянием Уайта в науке происходит поворот от частных исследований: архаических, локальных к-р, ее истории, ее совр проблем и ее перспектив.

Предпосылки:

1. происходит осознание того, что все гуманитрные науки изучающие к-ру, рассматривают только ее определ аспекты, и не дают целостного представления о к-ре как глобальном явлении в нашей жизни.

2. В нач ХХ в. усиливаются соц-экономич, политические, религиозные и к-рные контакты между различными странами, народами, континентами, поэтому появляется необходимость ознакомится с многообразием к-р, установить сходство и различия между ними, выявить общие закономерности социок-рного процесса, с целью наладить взаимовыгодное сотрдничество между странами, с целью избежать конфликтов и установить диалог к-р.

3. Т.к. к-ра становится важной сферой гос-ной политики, правительство разных гос-в ставит перед учеными задачи дать объективные сведения о к-ре народа, с целью принимать наиболее эффективные управленческие решения.

4. Необходимость формирования к-гии диктовалась стремлением изучить и реализовать к-рные интересы и потребности представителей совр потребительского общ-ва.

5. Общ-во проявляет заинтересованность в сохранении и дальнейшем развитии к-рного наследия.

6. Под влиянием неумеренного технократизма и рационализма нач. ХХв. Вызванного научно-технич. прогрессом, формирование к-гии было своеобразной реакцией гуманитариев, кот стремились создать гуманитарный противовес рационально-техническому мышлению, пытались ликвидировать конфликт между 2мя к-рами, чтобы сохр стабильность существования чел-ка.

7. Кризисные явления ХХ в.

В совр к-гии сложилось 3 осн направления знаний и дея-ти:

1. Рекреативная к-гия, кот курирует министерство к-ры и кот сосредоточена на произ-ве новых к-рных форм (исскуство), сосредоточена на охране к-рного наследия и сосредоточена на проблемах организации содержательного заполнения досуга населения.

2. Компетентностная к-гия, кот объясняет к-ру как определ ур-нь гуманитарной эрудиции людей. Этот ур-нь формируется посредством образования. Министерство образования и к-ры.

3. Социально-нормативная к-гия, кот исследует к-ру как норму соц поведения, как обычай, стандарт, как сотояние сознания. Это к-гия исследует проблемы  к-ры, кот изучаются предметностно на научном ур-не.

 


Вопрос 5. Ф-ции к-ры

1. Познавательная фун-я: изучение и понимание сущности и роли к-ры в жизни общ-ва, ее структуры и ф-ций, ее типологизацию, дифференциацию на отрасли, виды и формы, объединение различных принципов и методов познания мира, присущих науке, искусству, религии, философии.

2. Концептуально-описательная ф-ция: разработка теоретических систем, понятий и категорий, позволяющих составить целостную картину становления и развития к-ры.

3. Оценочная ф-ция: осуществление оценки того, в какой мере феномен к-ры, ее различные типы, виды и формы оказывают благотворное влияние на формиров. социальных и духовных качеств личности и общ-ва в целом.

4. 0бъясняюшая ф-ция: дает научное объяснение особенностям к-рных комплексов, явлений и событий на основе научного осмысления выявленных фактов, тенденций и закономерностей развития социокультурных процессов.

5. Мировоззренческо-идеологачеекая ф-ция: служит вы­явлению «духовного ядра», определяющего к-рные устремления той или иной исторической эпохи, а также формированию художественной, религиозной, либо научной картины мира, претворяет в жизнь определенные общественно-политич. идеалы в разработке фундаментальных и прикладных проблем развития к-ры, регулирующего влияния ее ценностей и норм на поведение личности и социальных общностей.

6. Образовательная (обучающая) ф-ция: через сис-му учебных заведений, различные институты повышения ква­лификации кадров широко тиражировать и распространять культурологические знания и оценки, помогая тем самым студентам, специалистам, а также всем людям, интересующимся проблемами культуры, лучше узнать особенности этого чрезвычайно важного социального феномена, его роль в развитии чел-ка и общ-ва.

7. Воспитательная ф-ция: воспитание индивидов через вхождение в мир к-ры прошлого и настоящего, в мир к-р человеческих отношений, ориентация на формирование политической, правовой и нравственной к-ры чел-ка.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.009 с.)