Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Классификация творческих работ учащихся в области естественных и гуманитарных наук.
Анализ представляемых на конференции и конкурсы работ позволяет выделить следующие их типы: Реферативные - творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме. Экспериментальные - творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Проектные – творческие работы, связанные с планированием, достижением и описанием определенного результата (построением установки, нахождением какого-либо объекта и т. д.). Могут включать в себя этап исследования как способа достижения конечного результата. Натуралистические описательные - творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления по определенной методике с фиксацией результата. При этом не выдвигается каких-либо гипотез и не делается попыток интерпретации результата. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Слабые стороны исследовательских методов По сравнению с репродуктивными методами исследовательские имеют ряд слабых сторон, не позволяющих сделать их единственными методами обучения, хотя их достоинства иногда склоняют учителей к их преувеличению. К слабым сторонам исследовательских методов по сравнению с репродуктивными следует отнести: значительно большие расходы времени на изучение учебного материала; недостаточную эффективность при решении задач формирования практических умений и навыков, где показ и подражание имеют весьма большое значение; слабую эффективность их при усвоении принципиально новых разделов учебного материала, где не может быть применен принцип апперцепции (опоры на прежний опыт); неприменимость при изучении сложных тем, где крайне необходимо объяснение учителя, а самостоятельный поиск оказывается недоступным для большинства школьников. Разумеется, возможны разнообразные пути нивелирования этих слабых сторон проблемно-поисковых методов обучения, в частности применение разнообразных вариантов поисковых ситуаций, но в целом необходимость сочетания поисковых методов с другими бесспорна. Практика показывает, что подобное сочетание оказывается необходимым во многих случаях, когда учитель вкрапливает в объяснение элементы поисковой деятельности учащихся или, наоборот, в процесс самостоятельного поиска знаний вводит непосредственное информирование по вопросам, которые недоступны для самостоятельного «открытия» школьниками. Однако это не означает, что всегда необходимо лишь сочетание проблемных и репродуктивных методов. Есть такие задачи обучения, такие особенности содержания материала, такой уровень подготовленности школьников, при которых могут и должны быть применены собственно репродуктивные или исследовательские методы обучения в чистом виде.
Продукт проектной деятельности Продуктом проектной деятельности являются сборник нормативно – правовых документов, регулирующих научно-исследовательскую деятельность и методические рекомендации по организации исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной работе по физике.
Заключение Неотъемлемой частью эффективного образования в области физики должна стать исследовательская работа учащихся. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучений в ходе самостоятельного исследования. Он "отрывает" знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода учитель направляет деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний овладения методами научного познания
Тематика и характер исследовательских работ школьника могут быть различным. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет. Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны. Главное - не увлечение новыми приборами, сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность исследований. Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний. Познавательная самостоятельность-качество социально активной личности, необходимое условие творческого отношения к труду в любой отрасли производства. Развитие познавательной самостоятельности требует не только усвоение знаний и способов действия, но и воспитания глубокой внутренней потребности в познании, формирования на этой основе социально значимых мотивов учения, образования. Литература: 1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А..С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская работа школьников. – 2002. № 1. С. 24-33; №2. С. 42-55. 2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М., 2001. – 48 3. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. – Ижевск, 2001. – 103 с. 4. Исследовательская деятельность школьников. Интернет-портал // http://www.researcher.ru/servermap.html 5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М., 2000. – 224 с. 6. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики-М.,1985 7. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002. 8. Савенков А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности // Исследовательская работа школьника. – № 2. – 2003. 9. Счастная Т. Н. Применение логических законов и правил в научной работе. Исследовательская работа школьника. – № 2. – 2003. 10. Усачева И.В. Методика информационно-поисковой деятельности исследователя. – М., 1990. 11.Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие. – М., 2001. – 144 с. Приложения 1. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в основной школе 1. Определить роль и место исследовательской деятельности в организации образовательного процесса (базовый, школьный компоненты учебного плана, дополнительное образование, выездные формы и т. д.) 2. Определить теоретическую базу и концептуальную основу организации исследовательской работы со школьниками 3. Выбор предметной области для организации исследований 4. Определить возможности для консультаций в избранной области, внешних организаций и специалистов, которые могут быть привлечены к работе 5. Определить основополагающий вопрос – центральную проблему исследования
6. Выбор перечня возможных тем для организации исследовательской работы 7. Определение объема и тематики теоретического материала, входящего в литературный обзор 8. Определение списка литературы и иных источников информации при организации работы это могут быть: - взрослые (они будут экспертами). - книги и справочники, энциклопедии. - специальные телепередачи, видеофильмы. - компьютеру. - наблюдение - эксперимент Но следует учесть, что лучше пользоваться своей информацией и наблюдениями, чем кем-то добытой ранее. Ценным источником информации нужно считать саму природу и ее проявления: прилет птиц, листопад таяние снега, погоду, поведение людей, живых. Любую информацию, пометки надо фиксировать и хранить. 9. Определение методик исследования 10. Определение прогнозируемых результатов исследования 11. Планирование хода выполнения работ и его этапов 12. Планирование формы и порядка промежуточного и итогового представления исследовательских работ 13. Обобщение полученных данных. Эту задачу упростит решение о том, в каком виде будут предоставлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект. Это будет доклад, отчет, проект, небольшая книжка (рукописная или компьютерная) макет, рисунок, чертеж) – важно чтобы они были. 14. Подготовка проекта.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 467; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.014 с.) |