Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации



Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

 

 

Итоговая аттестационная (проектная) работа

ТЕМА

«Формирование навыков исследовательской деятельности учащихся»

 

Работу выполнила:

Насонова Ольга Вениаминовна,

учитель физики, МБОУ «Сокольская ООШ»,

Бугульминского муниципального района РТ

Руководитель проекта:

Гульсия Хабриевна Ахметшина,

 ст. преподаватель отделения общего образования ПМЦ ПК и ПП РО КФУ

Г. Казань - 2013

Оглавление

1. Постановка проблемы.. 3

2. Цель проекта. 4

3. Задачи проекта. 4

4. Ожидаемые результаты реализации проекта. 5

5. Методы диагностики. 5

6. Целевая группа. 5

7. Срок реализации проекта. 5

8. Место реализации проекта. 5

9. Этапы реализации проекта. 5

10. План мероприятий по реализации проекта. 5

11. Пояснительная записка. Введение. 7

12. Основная часть. 8

12.1 Исследовательская деятельность учащихся. 8

12.2 Учебное исследование и научное исследование. 9

12.3 Авторская позиция учащегося в учебных исследованиях. 9

12.4 Современное понимание смысла исследовательской деятельности учащихся. 10

12.5 Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной. 10

12.6 Специфика реализации исследовательских задач в школе. 11

12.7 Классификация творческих работ учащихся в области естественных  наук. 11

12.8 Слабые стороны исследовательских методов. 12

12.9 Продукт проектной деятельности. 13

13. Заключение. 13

Литература: 14

Приложения. 15

1. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в основной школе. 15

2. Как выбрать тему исследования. 17

3. Требования по защите исследовательской работы.. 17

4. Нормативно – правовая база, регулирующая научно-исследовательскую деятельность 18

4.1 Положение «О научно-исследовательской работе учащегося». 18

4.2 Положение «О реферате учащегося». 21

4.3 Положение «О проектной деятельности»………………………………….28

 

 

 

 

 

Постановка проблемы

В начале Х1Х века мир вступил в новый этап цивилизационных изменений.

Социально-экономические условия современной России и тенденции мирового цивилизационного развития требуют существенного совершенствования образования в нашей стране. В Концепции модернизации Российского образования на период до 2015 года записано: “Первейшая задача образовательной политики на современном этапе - достижение современного качества образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Школа в широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей».  Новая образовательная среда требует критического восприятия и осмысления информации, навыков анализа фактов и источников информации.

Цель проекта

Создать  практические рекомендации педагогам по внедрению в обучение физике исследовательской деятельности учащихся, как способ формирования практических умений, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления в условиях модернизации образования.

Задачи проекта

1. Разработать нормативные документы по внедрению исследовательского метода в обучение физики.

2. Разработать поэтапное обучение исследовательским умениям учащихся, позволяющим формировать основы исследовательского творчества школьников.

3. Подготовить методические рекомендации, разработки, публикации по заявленной проблеме.

 

Методы диагностики

1. Анализ отечественного опыта по применению исследовательского метода обучения.

2. Нормативно-правовая база.

3. Проекты, исследовательские работы.

4. Интервьюирование и анкетирование.

5. Устные и письменные опросы,  наблюдения.

6. Систематический анализ и корректировка деятельности.

7. Метод самооценки, рефлексия,  мониторинг.

 

Целевая группа

Учащиеся 7-9 классов

 

Срок реализации проекта

2013-2016 г

Место реализации проекта

МБОУ «Сокольская ООШ» Бугульминского района РТ

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (1.09.2013 – 1.11.2013)

2. Основной (ноябрь 2013 - май 2015)

3. Заключительный (сентябрь 2015 – май 2016)

 

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия Место проведения Срок проведения ответственный

Подготовительный этап

1. Анализ научно – методической и специальной литературы по проблемам формирования исследовательских навыков у учащихся на уроках физики Сокольская ООШ 1.09.2013 – 1.11.2013 Учитель физики Насонова О.В.
2. Анализ научно – методической и специальной литературы по проблемам формирования ключевых образовательных компетенций учащихся на уроках физики Сокольская ООШ 1.09.2013 – 1.11.2013 Учитель физики Насонова О.В.
3. Изучение состояния проблемы формирования у учащихся учебно – познавательной компетенции по физике Сокольская ООШ 1.09.2013 – 1.11.2013 Учитель физики Насонова О.В.

Основной этап

4. Разработка составляющих учебно – познавательной компетенции учащихся по исследовательским методам решения задач по физике Сокольская ООШ Ноябрь 2013 – май 2015 Учитель физики Насонова О.В.
5. Разработка составляющих учебно – познавательной компетенции учащихся по исследовательским методам выполнения лабораторных работ Сокольская ООШ Ноябрь 2013 – май 2015 Учитель физики Насонова О.В.
6. Разработка составляющих учебно – познавательной компетенции учащихся по исследовательским методам изучения нового материала Сокольская ООШ Ноябрь 2013 – май 2015 Учитель физики Насонова О.В.
7. Разработка средств диагностики усвоения составляющих учебно- познавательные компетенции учащихся на основе дифференцированного подхода к обучению физике Сокольская ООШ Ноябрь 2013 – май 2015 Учитель физики Насонова О.В.

Заключительный этап

8. Экспериментальная проверка эффективности разработанной методики Сокольская ООШ Сентябрь 2015 – май 2016 Учитель физики Насонова О.В.
9. Представление результатов Семинары районного, республиканского уровней, печатные работы в СМИ Сентябрь 2015 – декабрь 2016 Учитель физики Насонова О.В.

 

 

 

 

Пояснительная записка

Введение

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркну, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Применение исследовательских методов на уроках и во внеурочной деятельности по физике способствует повышению мотивации обучения данного предмета у учащихся. А одной из актуальных проблем методики преподавания учителей физики является «Модернизация содержания и методики преподавания предмета «Физика» в условиях ФГОСОО»

Основная часть

Заключение

Неотъемлемой частью эффективного образования в области физики должна стать исследовательская работа учащихся. Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучений в ходе самостоятельного исследования. Он "отрывает" знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным.

В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода учитель направляет деятельность учащихся на творческое усвоение научных знаний овладения методами научного познания

Тематика и характер исследовательских работ школьника  могут быть различным. Интерес ребят к исследованию будет тем выше, чем актуальнее их работа и более практическое значение она имеет. Важно, чтобы каждый поиск, включал в себя элемент новизны. Главное - не увлечение новыми приборами, сложными вычислениями, а доказательность выводов, результативность исследований.                                                                                         

Развитие творческой активности школьника в значительной степени зависит от самостоятельности его поисковой деятельности. Знания, приобретенные в результате собственного поиска, становятся средством обогащения творческого опыта школьника, основой для получения новых знаний.

Познавательная самостоятельность-качество социально активной личности,

необходимое условие творческого отношения к труду в любой отрасли производства.                                                                                                     

Развитие познавательной самостоятельности требует не только усвоение знаний и способов действия, но и воспитания глубокой внутренней потребности в познании, формирования на этой основе социально значимых мотивов учения, образования.

Литература:

1. Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А..С., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся.  Исследовательская работа школьников. – 2002. № 1. С. 24-33; №2. С. 42-55.

2. Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М., 2001. – 48

3. Зимняя И.А., Шашенкова Е.А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. – Ижевск, 2001. – 103 с.

4. Исследовательская деятельность школьников. Интернет-портал // http://www.researcher.ru/servermap.html

5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М., 2000. – 224 с.

6. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики-М.,1985

7. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. – Ярославль, 2002.

8. Савенков А. И. Психология исследовательского поведения и исследовательские способности // Исследовательская работа школьника. – № 2. – 2003.

9. Счастная Т. Н. Применение логических законов и правил в научной работе. Исследовательская работа школьника. – № 2. – 2003.

10. Усачева И.В. Методика информационно-поисковой деятельности исследователя. – М., 1990.

11.Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие. – М., 2001. – 144 с.

Приложения

 1. Методические рекомендации по организации исследовательской деятельности в основной школе

1. Определить роль и место исследовательской деятельности в организации образовательного процесса (базовый, школьный компоненты учебного плана, дополнительное образование, выездные формы и т. д.)

2. Определить теоретическую базу и концептуальную основу организации исследовательской работы со школьниками

3. Выбор предметной области для организации исследований

4. Определить возможности для консультаций в избранной области, внешних организаций и специалистов, которые могут быть привлечены к работе

5. Определить основополагающий вопрос – центральную проблему исследования

6. Выбор перечня возможных тем для организации исследовательской работы

7. Определение объема и тематики теоретического материала, входящего в литературный обзор

     8. Определение списка литературы и иных источников информации при организации работы это могут быть:  

- взрослые (они будут экспертами).

- книги и справочники, энциклопедии.

- специальные телепередачи, видеофильмы.

- компьютеру.

- наблюдение

- эксперимент

Но следует учесть, что лучше пользоваться своей информацией и наблюдениями, чем кем-то добытой ранее. Ценным источником информации нужно считать саму природу и ее проявления: прилет птиц, листопад таяние снега, погоду, поведение людей, живых. Любую информацию, пометки надо фиксировать и хранить.

      9. Определение методик исследования

10. Определение прогнозируемых результатов исследования

11. Планирование хода выполнения работ и его этапов

12. Планирование формы и порядка промежуточного и итогового представления исследовательских работ

     13. Обобщение полученных данных. Эту задачу упростит решение о том, в каком виде будут предоставлены результаты исследования, в каком виде будет реализован исследовательский проект. Это будет доклад, отчет, проект, небольшая книжка (рукописная или компьютерная) макет, рисунок, чертеж) – важно чтобы они были.

     14. Подготовка проекта.

Правила выбора темы

1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его (добровольная основа склонности ребенка).

2. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности. (Познание начинается с удивления).

3. Тема должна быть выполнена относительно быстро. (Первые исследовательские опыты не должны требовать длительного времени).

4. Проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей. Одна и та же проблема может решаться детьми разного возраста на разных этапах обучения по-разному с различной степенью глубины.

5. Следует учитывать желания и возможности, есть ли средства и материалы, литература и др. необходимые элементы – т.е. база для решения данной проблемы.

Требования по защите исследовательской работы

1. Содержание выступления по работе должно включать:

· обоснование актуальности темы;

· изложение поставленных в нем целей и задач;

· краткий обзор изученных источников и использованной литературы;

· описание структуры основной части;

· сообщение об итогах выполненной работы и полученных выводах;

· продуманную демонстрацию иллюстративного материала (в тех случаях, где это требуется). Выступление ограничивается во времени – 10-15 минут.

2. Выступление оценивается на основе критериев:

· соблюдение структуры выступления;

· соблюдение регламента;

· умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления;

· адекватность громкости и темпа;

· адекватность языка и стиля;

· уверенность и убедительность манеры изложения.

3. Ответы на вопросы после выступления должны соответствовать требованиям:

· адекватность содержания ответов;

· корректность;

· краткость и аргументированность;

Положение

«____» ____________200 __ г.                                       № _______

Общие положения

1.1. Научно-исследовательская деятельность учащихся - процесс самостоятельной работы под руководством педагога по выявлению сущности изучаемых явлений, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описанию, объяснению, проектированию.

1.2. Целью научно-исследовательской работы учащихся является создание условий для развития творческих способностей личности, ее самоопределения и самореализации.

1.3. Для достижения поставленной цели педагог, организующий научно-исследовательскую деятельность учащихся, решает следующие задачи:

o развивает интересы, склонности учащихся, умения и навыки исследовательской деятельности;

o развивает интерес к познанию реальной действительности, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества);

o развивает умение самостоятельно, творчески мыслить;

o способствует мотивированному выбору профессии, социальной адаптации учащихся.

Положение

«____» ____________200 __ г.                                       № _______

О реферате учащегося

Муниципального образовательного учреждения

Сокольская основная общеобразовательная школа

I. Общие положения

1.1. Рефератом учащегося следует считать краткое изложение в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности. В отличие от других, в том числе письменных творческих работ, выполняемых школьниками, реферат имеет регламентированную структуру, содержание и оформление.

1.2. Реферат выполняется под руководством преподавателя школы, рецензируется и представляется на конкурс учебно-исследовательских работ, проходящий в рамках городской конференции «Открытие». Кроме того, реферат может быть представлен для защиты как одна из форм сдачи экзамена по выбору на итоговой аттестации.

II. Структура реферата

2.1. Тема реферата может быть предложена как преподавателями, так и учащимися. Во втором случае требуется ее согласование с руководителем. Утверждение темы осуществляет научно-методический совет. В процессе работы над рефератом допускается корректировка выбранной темы с последующим утверждением на научно-методическом совете.

2.2. Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам). Его следует составлять из 4 частей: введение, основной части, заключения и списка литературы. В зависимости от специфики предмета и тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы.

2.3. Общий объем введения, основной части и заключения должен составлять 10-15 страниц машинописного текста; введение – 10-20% от объема названных частей; заключение – 10%.

III. Оформление реферата

3.1. Реферат может быть написан от руки или напечатан на любом множительном аппарате и представлен в сброшюрованном виде. Оформление реферата производится в следующем порядке: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, разбитая на главы и параграфы, список литературы, приложения. Каждая часть начинается с новой страницы.

3.2. Каждая страница нумеруется в середине верхней строки. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляют. Страницы должны иметь поля слева - не менее 3 см (для подшивки и заметок), справа – не менее 1 см. Записи ведутся четко и аккуратно чернилами одного цвета.

3.3. Таблицы, схемы, чертежи, графики, имеющиеся в тексте, а также возможные приложения нумеруются каждые в отдельности. Одни должны иметь название и ссылку на источник данных, а при необходимости и указание на масштабные единицы.

3.4. В тексте не допускается сокращение названий, наименований (за исключением общепринятых аббревиатур).

Требования к содержанию реферата

1. Тема реферата должна соответствовать критериям:

· грамотность с литературной точки зрения;

· четкость рамок исследуемой проблемы (недопустима как излишняя широта, так и узкая ограниченность);

· сочетание емкости и лаконичности формулировок;

· адекватность уровню ученической учебно-исследовательской работы (недопустимы как чрезмерная упрощенность, так и излишняя наукообразность, а также использование спорной, с научной точки зрения, терминологии).

2. Вводная часть должна включать в себя:

· обоснование актуальности темы реферата с позиции научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность и проч.), либо современной востребованности;

·  постановку целей и формирование задач;

· краткий обзор и анализ источниковой базы, изучение литературы и прочих источников информации (при этом ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо).

3. Основная часть реферата структурируется по главам, параграфам, количество и названия которых определяются автором и руководителем. Подбор ее должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; демонстрацию автором навыков подбора, структурирования, изложения и критического анализа материала по конкретной теме; выявление собственного мнения учащегося, сформированного на основе работы с источниками и литературой.

    Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. Излишняя высокопарность, злоупотребления терминологией, объемными отступлениями от темы, несоразмерная растянутость отдельных глав, разделов, параграфов рассматриваются в качестве недостатков основной части реферата.

4. Заключительная часть реферата состоит из подведения итогов выполненной работы; краткого и четкого изложения вывода; анализа степени выполнения поставленных во введении задач.

5. Список литературы к реферату оформляется в алфавитной последовательности, в него вносится весь перечень изученных учащимися в процессе написания реферата монографий, статей, учебников, справочников, энциклопедий и проч. Структурирование этого раздела не требуется, но допускается (например, в случаях, когда автор считает необходимым акцентировать внимание на широте спектра использованной литературы).

Положение

«___»____________200___г                                               №_____

О проектной деятельности

Муниципальное образовательное учреждение

Сокольская основная общеобразовательная школа

Общие положения.

1.1. Проектная деятельность учащихся способствует развитию самостоятельных исследовательских умений, творческих способностей и логического мышления; интегрирует знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает школьников к решению конкретных жизненно важных проблем.

1.2. Проектная деятельность является обязательной      для учащихся третьей ступени.

1.3. проектная деятельность является одной из форм организации учебного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся.

Содержание проектной деятельности

3.1. Руководителем проекта является учитель, координирующий конкретный проект,

3.2. Темы проектов могут предлагаться как учителями, так и учениками

3.3. Проект может быть групповым или индивидуальным

3.4. Этапы работы над проектом:

• поиск темы, определение типологии проекта, согласование с руководителем календарного плана работы над проектом,

• заявление темы, определение участников проекта

• работа над проектом, оформление письменного отчёта в виде реферата, записи в электронные носители

• подача заявки на участие в научно практической конференции учащихся

• публичная защита проекта на ученической конференции

Процедура защиты проекта

4.1. По желанию участников проектной деятельности её результаты могут защищаться следующим образом:

• В виде ответов на уроке

• В виде публичной защиты.

4.2. Публичная защита проекта проводится во время ученических НПК

4.3. оценку проекта осуществляет экспертный совет

4.4. дата защиты рефератов, а также оценочная шкала определяется эксперным советом

Экспертный совет

Экспертный совет состоит из представителей учительского (4 человека) и ученического (4 человека) коллективов

Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации

и профессиональной переподготовки работников образования

 

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.084 с.)