Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Осознание человеческой сложности
Понимание других требует осознания человеческой сложности. Нам стоило бы позаимствовать из романов и кино понимание того, что нельзя сводить человеческое существо к его самой малой части или к наихудшему фрагменту его прошлого. В то время как в реальной жизни мы торопимся жестко подвести под понятие преступника того, кто совершил преступление, сводя все другие аспекты его жизни и все другие черты его личности к одному этому качеству, в кино мы узнаем в многочисленных чертах личностей киногероев королей гангстеров Шекспира, и мы можем даже отчасти восторгаться царственными гангстерами в боевиках. Читая романы, мы понимаем, что преступник может измениться и искупить свою вину, как это было с Жаном Вальжаном и Родионом Раскольниковым. Мы можем извлечь отсюда самые большие уроки жизни: научиться сочувствовать страданию всех униженных и по-настоящему понимать их. 4.1. Субъективное (сочувственное) открытие другого. Мы открыты к определенному узкому кругу привилегированных лиц, но остаемся чаще всего закрытыми к другим людям. Кино способствует тому, чтобы мы полностью использовали наш субъективный мир, представляя себя в разных ситуациях и отождествляя себя с другими людьми. И тем самым кино учит нас симпатизировать и понимать тех, которые были бы нам чуждыми или даже вызывали антипатию в повседневных ситуациях реальной жизни. Тот, кто испытывает отвращение к бродяге, встретившемуся на улице, симпатизирует всем своим сердцем в кино бродяге Шарло. Тогда как в повседневной жизни мы равнодушны к физическим и моральным ничтожествам, мы испытываем к ним сочувствие и сострадание при чтении романа или при просмотре фильма. 4.2. Глубокое усвоение толерантности. Подлинная толерантность, или терпимость, не есть безразличие к идеям или общий скептицизм. Она предполагает убеждение, веру, этический выбор и в то же время понимание, что другие вправе выражать иные или даже противоположные взгляды и убеждения, совершать свой собственный выбор. Быть толерантным — значит, конечно, страдать, проявлять выдержку к выражению негативных или, по нашему мнению, тлетворных идей и развивать волю, чтобы принять это страдание. Существуют четыре степени толерантности. Первая, которая была выражена Вольтером, заставляет нас уважать право другого говорить о намерении, которое кажется нам подлым и гнусным. Это не значит уважать подлое. Это значит избегать навязывания нашего собственного представления о подлом с целью запрещения высказывать свои намерения. Вторая степень толерантности неотделима от демократического выбора: сущность демократии заключается в культивировании разнообразных и прямо противоположных мнений. Так, демократический принцип предписывает каждому индивиду уважать выражение идей, противоположных его собственным. Третья степень толерантности связана с представлением Нильса Бора, для которого идея, противоположная глубокой идее, является еще одной глубокой идеей; иначе говоря, идея, противоречащая нашей, содержит в себе истинность, и эту истинность как раз и нужно уважать. Четвертая степень толерантности проистекает из осознания, что человек одержим мифами, идеологиями, идеями или богами, а также из осознания того, что существуют отклонения, которые уводят индивидов слишком далеко, а впрочем, туда, где они хотели бы остаться.
Толерантность, конечно, допустима только по отношению к идеям, а не к оскорблениям, проявлениям агрессии, смертоносным действиям. Планетарное понимание, этика и культура Мы должны связать этику понимания между людьми с этикой планетарной эры. Понимание должно охватить всю планету. Единственная глобализация, которая действительно послужила бы человеческому роду, — это превращение понимания, интеллектуальной и моральной солидарности во всемирное достояние человечества. Культуры должны учиться друг у друга, и высокомерная западная культура, которая выступает в качестве поучающей культуры, должна < гать также культурой, обучающейся чему-то у других. Понимать — значит также беспрерывно учиться и переучиваться. Как культуры могут общаться друг с другом? Магоро Маруяма высказывает полезное соображение. В каждой культуре доминирующими умонастроениями являются этно- и социоцентрические, т. е. в большей или меньшей степени замкнутые по отношению к другим культурам. Но в недрах каждой культуры существуют также открытые, любознательные, неортодоксальные, отклоняющиеся умонастроения. Имеются также метисы, плоды смешанных браков, которые создают естественные мосты между культурами. Часто отклоняющимися от нормы являются писатели или поэты, идеи и представления которых могут распространяться как в их собственной стране, так и за ее пределами.
Когда речь идет об искусстве, музыке, литературе, стиле мышления, культурная глобализация не является однородной. Она состоит из больших расплывчатых транснациональных волн, которые содействуют в то же время выражению национального своеобразия. Такова была ситуация в Европе во времена классицизма, просвещения, романтизма, реализма, сюрреализма. Сегодня японские, латиноамериканские, африканские романы опубликованы в переводах на основные европейские языки, а европейские романы опубликованы в Азии, Африке и Северной и Южной Америках. Переводы романов, эссе, философских сочинений с одного языка на другой позволяют людям в каждой стране получить доступ к культурным достижениям других стран, приобщиться к культуре мира, подпитывая своими собственными трудами бульон планетарной культуры. Конечно, последняя, аккумулируя оригинальные вклады разнообразных культур, пока распространена в ограниченных кругах каждой нации; но ее развитие представляет собой знаменательное событие второй половины XX века. Эти тенденции развития, судя по всему, будут усиливаться в XXI веке, что будет способствовать улучшению взаимного человеческого понимания. Параллельным образом, восточные культуры приносят на Запад разнообразные редкости и любопытные постановки вопросов. В XVIII веке на Западе были переведены Веды и Упанишады, в XIX веке — сочинения Конфуция и Лао Цзы, но эти достояния Азии оставались до недавних пор предметом исключительно исследований ученых. Только в XX веке африканское искусство, философские и мистические учения ислама, сакральные тексты Индии, идеи даосизма и буддизма стали живыми источниками для западной души, обученной/скованной в мире активизма, продуктивизма, эффективности, развлечений, но стремящейся к обогащению внутреннего мира и к установлению гармоничного отношения души и тела. Это открытие, сделанное западной культурой, некоторым может показаться непонятным и непостижимым. Но открытая и самокритичная рациональность, воспитанная европейской культурой, позволяет понять и интегрировать то, что развито в других культурах и атрофировано в ней самой. Запад должен впитать в себя достижения других культур, с тем чтобы смягчить активизм, прагматизм, количественный подход и безудержное потребительство, разгул которых как внутри своей культуры, так и вне ее вызван самим Западом. Но Запад должен также оберегать, возрождать и распространять то лучшее в своей культуре, что породило демократию, права человека, защиту частной жизни гражданина. Понимание между обществами возможно только тогда, когда эти общества станут открытыми и демократичными. Это означает, что дорога к Пониманию между культурами, народами и нациями прокладывается благодаря всеобщему, повсеместному построению открытых демократических обществ. Но нельзя забывать о том, что даже в открытых демократических обществах остается эпистемологическая проблема понимания. Чтобы было достигнуто понимание между разными структурами мышления, надо уметь переходить к мета-структуре мышления, посредством которой можно понять причины непонимания одними людьми других и преодолевать препятствия для взаимопонимания. Понимание является как средством, так и целью человеческого общения. Совместная жизнь на планете требует взаимного понимания ми всех отношениях. Обучать пониманию необходимо на всех образовательных уровнях и все возрастные группы. Развитие понимания требует планетарной реформы мышления. Такая реформа должна быть в будущем главным делом для образовательных учреждений.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.006 с.) |