Два основополагающих пункта в педагогическом процессе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Два основополагающих пункта в педагогическом процессе



 

Два основополагающих пункта, на которые важно обратить внимание в педагогическом процессе и в воспитании детей, учитывая всё сказанное выше, – это доминанта на лицо другого и навык самоотказа.

Учение академика Ухтомского о доминанте – это способность проявить деятельное внимание к ближнему. Есть масса способов помочь развить этот аспект. Например, милосердие (милостыня, способность делиться) подвигает к социальному общению, благодаря которому человек приобретает и опыт, и социальный контакт. Я не люблю заезженный термин «счастье», но тем не менее будет даже счастье. Даже если мы берем теорию Льва Выготского о развитии высших психических функций, это и есть способность проявить внимание.

 

О значении развития способности проявлять внимание к другого в деле воспитания и развития ребенка см. некоторые мысли в главе «Развиваться, чтобы иметь возможность понять другого» из части третьей статьи «Родители и дети»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2128/

 

Академик Ухтомский говорил, что доминанта на лицо другого – самая главная доминанта в человеке. Если он способен проявлять внимание к ближнему, у него формируется опыт, и появляется шанс получить развернутую картину мира, воспринимая разрозненные сигналы и различные точки зрения. Эрих Фромм, хотя и в стиле усеченного западного мышления, в книге «Быть или иметь» описывает две модели. Одна – когда человек живет по принципу «иметь», хапать. Кстати, английское слово «happiness» – как считал один культуролог, одного корня с «хапать», то есть в их понимании счастья уже зашифровано, что ты счастлив, когда ты хапаешь. У нас «счастье» – своя часть. То есть человек может быть счастлив даже на каторге, если он прошел путь и обрел истинное понимание вещей.

 

О некоторых мыслях Э. Фромма в контексте обсуждения темы доминанты на лицо другого см. в главе «Вера, любовь и жизнь в соответствии с деятельностью по вере как иммунитет, защищающий от "сползания" в "воронку" паталогической доминанты» из части 2.3 «Преодоление травматического опыта: Христианские и психологические аспекты» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2103/

 

Фромм писал, что дети, которые живут по принципу «быть», могут слушать учителя и усваивать колоссальное количество информации. Некоторые родители хотят, чтобы их ребенок был статусным, общался только со статусными детьми. Маколей Калкин сыграл сына миллионера, который общался в школе среди таких же чопорных детей (фильм «Богатенький Ричи» (1994)). Это искалеченные дети. Если у ребенка с детства не воспитается доминанта на лицо другого, он никогда не сможет выстроить социальное общение, не научится общаться со своими детьми, с супругой, он будет пытаться только доминировать и получать выгоду. Если будет силен, его будут бояться, если слаб – станет изгоем.

Даже если у него будут папины деньги, он будет всегда чужаком. Никто его любить не будет. Если же родители транслируют убежденность в превосходстве над учителями, то ребенок становится неспособным что-то воспринимать. Он не будет никого слушать. Процесс обогащения лобных долей не будет развиваться, человек будет потом полностью беззащитен перед зависимостями. Должна формироваться сетка из нейронных связей, чтобы удержать вырывающегося дракона. Каким образом бороться учителям? Если мы желаем блага детям, нужно их приводить к этому контакту, делать так, чтобы ребенок понимал, что он не центр земли, что есть сверстники, есть другие люди.

Второй момент – это навык самоотказа. Знакомая профессор-дефектолог написала докторскую, в которой поднималась также и тема синдрома дефицита внимания, в которой озвучивается важность цепочки: ритм-последовательность-чередование. Привлекая эту мысль к беседе о воспитании, можно сказать, что наш богослужебный круг – ритмичен, что дает ребенку возможность адаптироваться к какому-то укладу. Великий пост повторяется каждый год, и у нас есть возможность улучшать его прохождение.

Если в первые годы человеку сложно сдерживаться, то каждый следующий пост проходит уже легче. Подобная цикличность помогает вспомнить, как было раньше, и сделать шаг вперед. В семьях, где отсутствует уклад, всё происходит хаотично, у ребенка нет никакой возможности начать последовательное конструктивное развитие.

Профессор-дефектолог также объясняла, насколько внимание к собеседнику способствует процессу обучения. Даже во время письма у ребенка возникает соблазн переключиться и посмотреть на бабочку, на жучка на подоконнике, а следом и самому залезть под под парту на уроке. Когда он вырастает – его сознание продолжает действовать в подобном ключе. Так и у взрослого человека происходит переключение с мысли на мысль: он едет за покупками, потом приходит мысль, что надо поменять что-то в стиральной машине, не доезжая до нужного места, направляется в другое, потом приходит новая мысль, он снова меняет свое направлении, потом вспоминает про стиральную машину, а нужный магазин уже закрыт. Внезапно – звонок: оказывается, за городом ждут друзья, которым он обещал встретиться. И в таком ритме человек живет. Потом начинает проект, раздает всем свой телефон, заводит людей, забывает, а его начинают штурмовать звонками. Не жизнь, а полный хаос. Причем человек ничего не может с этим сделать. Он даже пытается что-то изучить, слушает лекцию, но проходит 15 минут, и ему в голову приходит новая идея… То есть он ведомый. У такого человека даже нет выработанного навыка внимания. И вот тут открывается целый фронт работы для семьи, для педагогов, чтобы создать определенный уклад внутри класса, заложить семейные традиций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.70.163 (0.004 с.)