Мозг пластичен и может перестраиваться 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мозг пластичен и может перестраиваться



 

Соответственно, если человек был гневливым, а потом христианским подвигом воспитал любовь, те же самые ситуации, которые раньше приводили его в ярость, теперь его уже не трогают. Это происходит не потому, что он специально об этом размышляет или держит себя постоянно в состоянии взведенного курка. Если человек, который пил или употреблял наркотики, формирует другую доминанту, то он становится здоровым.

 

См. главу «О забывании наркоманической эмоции» из третьей части статьи «Обращение к полноте: Становление личности как путь преодоления зависимого поведения»;

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/1899/

 

Не сводя всего человека к деятельности мозга, можно отметить ту мысль, что мозг может реструктурироваться. Об этом свидетельствует известная книга Нормана Дойджа «Пластичность мозга», а также книга Марка Льюиса «Зависимость не болезнь». Человек становится иным, то есть – не тем, кем был раньше, прежний опыт перестает его определять, если произошла реструктуризация. И христианский опыт показывает, что разбойники, блудники, блудницы – перерождались, становились подлинно иными.

 

О идеях Нормана Дойджа в контексте темы преодоления зависимого поведения см. в главе «Справедливо ли полагать, что главной причиной наркомании является генетическая обусловленность и физиология?» из упоминавшейся пятой части статьи «Обращение к полноте…»).

О некоторых Марка Льюиса Дойджа в контексте темы преодоления зависимого поведения см. в постскриптуме к статье «Профилактика наркомании, исходя из понимания действия наркотической тяги» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2114/

Мозг пластичен, и мы способны меняться. Ранее существовавшее ошибочное мнение о некой детерминированности, когда изменения происходят раз и навсегда, опровергается опытом. Известная книга Роберта Кигана и Лайзы Лейхи «Неприятие перемен» свидетельствует, что многие нейробиологи США на полном серьезе считали, что после 20 лет нейропластические изменения невозможны. Эта книга, по сути, о христианстве. Команда Роберта Кигана приезжала в компании, где наступал системный сбой, потому что люди вели себя как эгоисты. Команда проводила занятия компаний с работниками, которым в течение нескольких месяцев объясняли то, что христиане усваивают с младенчества: ты не один на этой планете! И дела в компании менялись, у людей начинался процесс развития.  

 

О книге «Неприятие перемен» в отношении зависимого поведения см. в главе «От страдания к развитию и выходу из скорлупы (подробнее – о понимании "на кончиках пальцев")» из части второй статьи «Преодоление зависимого поведения»

http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2068/

 

Возвращаясь к Ухтомскому, когда у человека формируется доминанта, то, если она патологическая, любая информация будет поводом «напиться». Если же доминанта положительная (в центре «Неугасимая надежда» проходила лекция под названием «Две доминанты»), то те же самые предпосылки, которые раньше призывали человека принять наркотики и напиться, будут призывать к совершенно обратным вещам. Принцип доминанты можно понять по аналогии с рукопашным боем. Так, например, в книге «Боксеры» описывался мальчик Кирилл, который стал потом чемпионом по боксу. Его жестоко избивал папа-алкоголик, и у него сформировался защитный рефлекс – когда на него замахивались, он сразу сжимался, уходил в глухую защиту, невероятно быстро сворачивался в калачик. То есть он сразу реагировал на удар, когда замаха как такового еще не было. 

Когда он вырос, то пошел в секцию бокса, и тренер заметил, что, хотя первая реакция Кирилла на готовящийся удар была защитная, но он умел чувствовать расстояние и время. Перестроив же эту первую реакцию на замах, можно было уже вокруг этого стержня выстраивать атакующие элементы. И он сумел сделать из Кирилла чемпиона, реконструировав имеющийся опыт и выстроив новые реакции.

 

Подробнее см. в главе «Связь с Христом, дополнительный афферентный комплекс и акцептор действия» из третьей части «Преодоление травматического опыта: христианские и психологические аспекты» http://solovki-monastyr.ru/abba-page/solovki_page/2044/

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 30; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.004 с.)