Воспитательные задачи: развитие морально-волевых качеств, нравственного сознания, содействие умственному, трудовому и эстетическому воспитанию. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воспитательные задачи: развитие морально-волевых качеств, нравственного сознания, содействие умственному, трудовому и эстетическому воспитанию.



Введение

 

Вопросы:

1. Основные понятия отечественной системы физического воспитания ее цели и задачи.

2. Социальные функции физической культуры и спорта.

3. Физкультура в вузе (цели, задачи, формы физического воспитания).

 

Основные понятия отечественной системы физического воспитания ее цели и задачи.

Основными понятиями системы физического воспитания выступают: физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое совершенство, спорт, физическое упражнение. Центральным понятием является физическая культура.

Физическая культура - это вид культуры общества и личности, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и используемых человеком для своего физического совершенствования.

Физическую культуру необходимо рассматривать как часть общей культуры человека, что, во первых, говорит о чрезвычайной важности данного явления, а во вторых, побуждает к осмыслению понятия «культура».

При изучении понятия «культура» можно отталкиваться от сопоставления его с понятием «природа». К природе, относят все то, что существует по естественным законам, не зависящим от человека, и не является результатом его деятельности. К явлениям культуры принадлежат способы и результаты преобразовательной деятельности человека.

В процессе развития культуры ее существенными составляющими стали такие виды деятельности, которые специально направлены на совершенствование человеком себя самого, «преобразование» своей собственной природы. Именно к таким компонентам культуры относится физическая культура.

    Физическое воспитание – это педагогический процесс физического развития и физического образования человека. Физическое воспитание – деятельностная сторона физической культуры, его цель – достижение физического совершенства человека.

Физическое совершенство – это оптимальный уровень гармоничного физического развития и физического образования человека.

    Физическое воспитание имеет 4 направления:

1) общее физическое воспитание осуществляется в рамках общей физической подготовки (ОФП),

2) профессионально прикладное физическое воспитание,

3) спортивное направление физического воспитания,

4) лечебная физическая культура (ЛФК).

Спорт это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом, используемых человеком для своего физического совершенствования и достижение наивысших спортивных результатов.

Упражнение это:

- с одной стороны: определенные виды двигательных действий, сложившихся в качестве средств физического воспитания.

- с другой - процесс неоднократного воспроизведения данных действий, организованный согласно методическим принципам физического воспитания

Цели системы физического воспитания:

1) Формирование физической культуры личности.

2) Подготовка физически совершенных и идейно убежденных людей, способных к долголетнему творческому труду и защите Родины.

Задачи системы физического воспитания:

1) Образовательные задачи: формирование знаний умений и навыков.

2) Оздоровительные задачи: повышение функциональных возможностей организма, развитие физических качеств, укрепление здоровья.

Самостоятельные занятия ФК

Вопросы:

 

1. Формы самостоятельных занятий.

2. Структура самостоятельных занятий и методика проведения.

3. Средства для организованных и самостоятельных тренировочных занятий.

4. Планирование самостоятельных тренировочных занятий.

1) Формы самостоятельных занятий

Под самостоятельными занятиями физическими упражнениями понимают самодеятельные физкультурные занятия инициатором, организатором и исполнителем которых выступает сам занимающийся.

Самостоятельные занятия обязательная составная часть ЗОЖ. Неотъемлемая часть научной организации труда. Они способствуют развитию инициативы, умения строить свою деятельность, осуществлять самонаблюдение. Активизируют занимающихся.

Существуют три основных формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение рабочего дня, самостоятельные тренировочные занятия.

2) Структура самостоятельных занятий и методика проведения.

Утренняя гигиеническая гимнастика

В комплексы утренней гигиенической гимнастики желательно включать упражнения для всех основных групп мышц, упражнения на гибкость и дыхательные упражнения. Не рекомендуется выполнять упражнения статического характера, со значительными отягощениями, упражнения на выносливость.

Примерное содержание и последовательность упражнений:

1. ходьба, медленный бег

2. упражнения типа «потягивание» с глубоким дыханием;

3. упражнения типа «разминание»

4. силовые упражнения (как правило, без отягощения или с небольшими отягощениями)

5. упражнения на расслабление, упражнения на гибкость

Значительная нагрузка при выполнении утренней гимнастики, как правило, не дается. Роль зарядки смещена в сторону психологических аспектов (проснуться, настроиться на рабочий день). Но иногда целесообразно повысить ее интенсивность и объем. Например, при подготовке профессиональных спортсменов в ударных тренировочных циклах, а также если у занимающегося наиболее благоприятное для жизнедеятельности время – утреннее (так называемые «жаворонки»), при дефиците времени на физические упражнения в течении дня)

Вводная гимнастика

Помогает сократить период врабатывания благодаря ускорению протекания физиологических процессов и настройке на предстоящий вид деятельности.

Вводная гимнастика проводится в течение 5-7 минут перед началом работы.

В конце комплекса выполняются специальные упражнения, которые позволяют подготовится к началу конкретного рабочего процесса. Они схожи по структуре или ритму с рабочими движениями, возможно даже имитационны.

Физкультурная пауза

Проводится в течение 5-7 минут в период начинающегося утомления.

Физкультурные минутки

Проводятся в течение 1-2 минут. Могут использоваться до 5 раз в течение рабочего дня. Могут применяться при любых условиях труда.

Микропаузы активного отдыха

Проводятся в течение 20-30 секунд.

Здесь используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движения) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражнения, приемы самомассажа, ходьба по помещению и т.д.

Возможно их многократное применение на всем протяжении рабочего дня.

Могут применяться при любых условиях труда.

Самостоятельные тренировочные занятия

Целью таких занятий может быть:

1. Укрепление здоровья

2. Повышение уровня физической подготовленности (сохранение спортивной формы)

3. Психологическая разрядка и активный отдых.

Заниматься рекомендуется от двух до семи раз в неделю по 1 – 1,5 ч. Заниматься менее двух раз в неделю нецелесообразно, так как это не дает тренировочного эффекта.

Тренироваться следует не раньше чем через 2 часа после еды и не позднее, чем за час до еды или сна.

Самостоятельное тренировочное занятие состоит из трех частей (разминка, основная часть, заключительная).

3) Средства для организованных и самостоятельных тренировочных занятий.

Наиболее распространенными средствами физической культурой подходящими как для организованных так и самостоятельных занятий являются: ходьба, бег, плавание, лыжи, велосипед, атлетическая гимнастика (бодибилбинг), шейпинг (ритмическая гимнастика), подвижные и спортивные игры (футбол, баскетбол, волейбол), элементы единоборств, туристские походы.

 Главное достоинство подвижных и спортивных игр их высокий «эмоциональный потенциал».

Занятия единоборствами распространены в силу современной криминогенной обстановки.

Лыжи и плаванье объединяют такие факторы как укрепление здоровья и высокий эмоциональный фон.

Атлетическая гимнастика и шейпинг позволяют укрепить здоровье и провести коррекцию фигуры

Нагрузка выполняемая непрерывно, более или менее равномерно, циклично в аэробном режиме (ее можно выполнять от 10 минут до нескольких часов, источником энергии выступает кислородное расщепление глюкозы) считается самой полезной для здоровья, наилучшей для тренировки сердца и легких, благотворно влияющей на ЦНС. Такая нагрузка задается при выполнении таких упражнений как бег, лыжи, велосипед (в меньшей степени плавание, ходьба)

Наиболее доступным для самостоятельных тренировочных занятий является бег.

 

Продолжительность непрерывного бега в минутах на одном занятии

 

 

Продолжительность бега по месяцам, мин.

1 – й 2 - й 3 - й 4 - й
Мужчины до 24 лет 10 13 16 20
Женщины до 21 года 8 11 14 17

4) Планирование самостоятельных тренировочных занятий

1. Перспективные планы самостоятельных занятий целесообразно разрабатывать на весь период обучения, т.е. на 4-6 лет.

2.Планирование самостоятельных занятий строится в соответствии с общими

(сознательности, активности, доступности, систематичности) и специфическими (непрерывности, постепенности, цикличности, индивидуализации) принципами физического воспитания.

3. Если занимающийся хочет достичь выраженного тренировочного эффекта (в отличие от поддерживающего, оздоровительного), то планирование его самостоятельных занятий должно быть подчинено общим законам планирования любой тренировочной деятельности (деление на тренировочные циклы, проведение к пику формы). Подробнее в лекции «Спорт».

Самоконтроль

Вопросы:

1. Самоконтроль, его цели и задачи.

2. Объективные и субъективные показатели самоконтроля.

3. Методы самоконтроля функционального состояния организма (функциональные пробы).

4. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физической культурой и спортом, его содержание и периодичность.

5. Дневник самоконтроля.

 

Физическое развитие

Физическое развитие оценивается с помощью антропометрии. В переводе с (греч.) слово антропометрия означает измерение тела человека. Все измерения должны проводится по единой методике, при помощи одной и той же аппаратуры, в одних и тех же условиях.

Обычно измеряются: вес, рост, мышечная сила (с помощью динамометра), размах рук, окружность грудной клетки, плеча, шеи, талии, бедра, голени. На основании таких измерений определяются весоростовые показатели, прирост мышечной массы и другие показатели.

Функциональное состояние  

Функциональное состояние это степень возможности функциональных систем организма выполнять свою работу.

Наиболее важным показателем функционального состояния организма является состояние сердечно-сосудистой системы (оно является индикатором по которому можно судить о состоянии всего организма).

Периодическое толчкообразное колебание стенок артерий, вызываемое потоком крови, называется пульсом. Пульс основной показатель работы сердечно-сосудистой системы и общего состояния организма.

Резкое учащение или замедление пульса сравнительно с предыдущими показателями может являться следствием переутомления или заболевания. Рекомендуется так же следить за правильностью ритма и степенью наполнения пульса. Норма ЧСС сидя 75-80 уд /мин. После физических нагрузок пульс приходит в исходное состояние в течении 5-10 минут.

Более точно функциональное состояние организма можно определить с помощью специальных функциональных проб, описанных ниже.

Врачебный контроль.

    Врачебный контроль – раздел медицины призванный исключить условия при которых организму спортсмена может быть нанесен вред.

Врачебный контроль (диспанцеризация)- процесс наблюдения за состоянием здоровья спортсменов осуществляемый медицинскими специалистами.

Можно выделить три вида врачебного контроля:

    1) Начальный. Перед тем как приступить к занятиям физкультурой или спортом необходимо получить разрешения врача (желательно спортивного)

2) Ежегодный. Ежегодно спортсмены проходят диспанцеризацию – врачебный осмотр осуществляемый узкими специалистами (лор, невропатолог, окулист…) и спортивным врачом.

3) Предсоревновательный. Перед соревнованиями не менее чем за 10 дней спортсмен обязан пройти медконтроль (иначе к соревнованиям его не допустят)

 

Дневник самоконтроля.

Дневник самоконтроля необходим для определения динамики изменений в организме занимающегося под воздействием тренировки.

 

Примерная форма дневника самоконтроля

 

  дата   нагрузка   работопо- собность   самочувствие   настроение   сон пульс до и после тренировки   нарушение режима   примечания
                 
                 

 

1) Самочувствие, сон, аппетит, работоспособность, настроение обычно отмечаются как хорошие, удовлетворительные, плохие.

2) Нагрузка отмечается как большая, средняя (можно выше-ниже среднего) и малая.

3) Нарушения режима – это, как правило, алкоголь, курение, неполный сон.

 

Урок

Урок является основной формой занятий физическими упражнениями.

Школьный урок, тренировка, учебно-тренировочное занятие в вузе, физкультурное занятие в детском саду, занятие по ЛФК в санатории являются урочными формами.

Любой урок подчинен общей логике построения занятия с использованием физических упражнений. Он состоит из разминки, основной, и заключительной части.

Урок (любая урочная форма) проводится специалистом, в отличие от самостоятельных, самодеятельных форм занятий физическими упражнениями.

Неурочные формы занятий

Индивидуальные самостоятельные занятия (см. лекцию самостоятельные занятия)

Спортивные соревнования (см. лекцию спорт вопрос 2.)

Физкультурные праздники (например студенческая спартакиада)

 

Физические качества

Учебные вопросы:

 

1. Сила. Методы развития силы.

2. Быстрота. Методы развития быстроты.

3. Выносливость. Методы развития выносливости.

4. Ловкость и гибкость. Методы их развития.

 

Сила. Методы развития силы.

Силой называют способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечного напряжения.

Выделяют максимальную и скоростную силу.

Физиологическая основа силы:

1) частота импульсации мотонейронов

2) степень синхронизации импульсов

3) величина физиологического поперечника мышцы.

Повторный максимум (ПМ) это: максимальное количество повторений упражнения с данным весом.

Наиболее распространены следующие методы воспитания силы.

1) Метод максимальных усилий.

Направлен на совершенствование нервно-мышечных связей (частота импульсации мотонейронов, степень синхронизации импульсов)

Здесь используются предельные или околопредельные отягощения 1-3 ПМ. Темп быстрый. Кол-во подходов 6-8 (для новичков). Отдых полный.

2) Метод изометрических усилий (вариант метода максимальных усилий)

Предполагает статическое напряжение различных мышечных групп продолжительностью 4 – 6 с. Кол-во подходов 6-10 (для новичков). Отдых полный.

Спорт

 

Учебные вопросы:

 

1. Спорт как часть физической культуры.

2. Спорт как специфическая деятельность.

3. Мотивационные варианты и обоснование индивидуального выбора студентом видов спорта и систем оздоровления.

4. Особенности выбора видов спорта и систем оздоровления.

5. Краткая психофизиологическая характеристика основных видов спорта.

 

Гиподинамия (гипокинезия), её неблагоприятное влияние на организм. Взаимосвязь физической и умственной деятельности человека. Средства ФК в совершенствовании организма, обеспечении его устойчивости к физической и умственной деятельности.

Гиподинамия (гипокинезия) - резкое ограничение физической активности, обусловленное особенностями жизни и труда

Она развивается при малоподвижном образе жизни (например при длительных занятиях умственным трудом) и является существенным фактором риска возникновения заболеваний.

 Исходя из постулата целостности нашего организма можно увидеть тесную взаимосвязь умственной и физической деятельности. Одно из основных проявлений этой связи – наличие моторно-висцеральных рефлексов. Суть этого явления состоит в том, что от работающих мышц в ЦНС поступают нервные импульсы, которые по механизму рефлекса изменяют в положительную сторону состояние нервной системы и внутренних органов.

Можно сказать, что универсальным средством ФК в совершенствовании организма выступает тренировка.

 

р                                                           ответный эффект

нагрузка
а                                                                                                            t

б

о

т

о

с

п

 

Средства ФК в обеспечении устойчивости организма к физической и умственной деятельности:

1)Оптимальная физическая тренированность является базой для увеличения общей работоспособности человека, его устойчивости как к физической, так и к умственной деятельности.

2) Физическая культура и спорт незаменимы в обеспечении активного отдыха и переключения на другие виды деятельности (что позволяет снизить темпы развития утомления и более рационально организовать производственную, учебную, или тренировочную деятельность).

 

Рефлекторная природа двигательной деятельности. Образование двигательного навыка.

Прежде, чем приступить к рассмотрению данного вопроса необходимо вспомнить:

1) Всеми произвольными, сознательными действиями человека управляет кора головного мозга.

2) Группу нервных клеток, выполняющих совместно общую функцию называют нервным центром.

3) Все мышцы человека иннервируются нервными волокнами, по которым осуществляется передача информации в виде нервных импульсов.

Здоровье. ЗОЖ.

 

Вопросы:

 

1. Понятие «здоровье», критерии его оценки. Факторы, влияющие на здоровье.

2. Содержательные характеристики составляющих ЗОЖ.

3. Здоровый образ жизни студента

Требования к выбору форм и содержания ПФК.

При выборе форм и содержания ПФК необходимо учитывать:

1) Характер и содержание труда. Чем тяжелее труд, тем меньше нагрузка.

2) Умственную напряженность труда. Чем большая нагрузка при умственном труде, тем более важно переключать внимание (сбивать рабочую доминанту)

3) Рабочую позу. Упражнения следует подбирать так, чтобы максимально восстановить мышцы, удерживающие рабочую позу.

Вводная гимнастика

Помогает сократить период врабатывания благодаря ускорению протекания физиологических процессов и настройке на предстоящий вид деятельности.

Вводная гимнастика проводится в течение 5-7 минут перед началом работы.

В конце комплекса выполняются специальные упражнения, которые позволяют подготовится к началу конкретного рабочего процесса. Они схожи по структуре или ритму с рабочими движениями, возможно даже имитационны.

Физкультурная пауза

Проводится в течение 5-7 минут в период начинающегося утомления.

Классификация профессий и типовые схемы комплексов физкультурных пауз приведены ниже.

Физкультурные минутки

Проводятся в течение 1-2 минут. Могут использоваться до 5 раз в течение рабочего дня. Могут применяться при любых условиях труда.

Микропаузы активного отдыха

Проводятся в течение 20-30 секунд.

Здесь используются мышечные напряжения динамического, а чаще изометрического (без движения) характера, расслабление мышц, движения головой, глазами, дыхательные упражнения, приемы самомассажа, ходьба по помещению и т.д.

Взможно их многократное применение на всем протяжении рабочего дня.

Могут применяться при любых условиях труда.

 

Введение

 

Вопросы:

1. Основные понятия отечественной системы физического воспитания ее цели и задачи.

2. Социальные функции физической культуры и спорта.

3. Физкультура в вузе (цели, задачи, формы физического воспитания).

 

Основные понятия отечественной системы физического воспитания ее цели и задачи.

Основными понятиями системы физического воспитания выступают: физическая культура, физическое воспитание, физическое развитие, физическое совершенство, спорт, физическое упражнение. Центральным понятием является физическая культура.

Физическая культура - это вид культуры общества и личности, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом и используемых человеком для своего физического совершенствования.

Физическую культуру необходимо рассматривать как часть общей культуры человека, что, во первых, говорит о чрезвычайной важности данного явления, а во вторых, побуждает к осмыслению понятия «культура».

При изучении понятия «культура» можно отталкиваться от сопоставления его с понятием «природа». К природе, относят все то, что существует по естественным законам, не зависящим от человека, и не является результатом его деятельности. К явлениям культуры принадлежат способы и результаты преобразовательной деятельности человека.

В процессе развития культуры ее существенными составляющими стали такие виды деятельности, которые специально направлены на совершенствование человеком себя самого, «преобразование» своей собственной природы. Именно к таким компонентам культуры относится физическая культура.

    Физическое воспитание – это педагогический процесс физического развития и физического образования человека. Физическое воспитание – деятельностная сторона физической культуры, его цель – достижение физического совершенства человека.

Физическое совершенство – это оптимальный уровень гармоничного физического развития и физического образования человека.

    Физическое воспитание имеет 4 направления:

1) общее физическое воспитание осуществляется в рамках общей физической подготовки (ОФП),

2) профессионально прикладное физическое воспитание,

3) спортивное направление физического воспитания,

4) лечебная физическая культура (ЛФК).

Спорт это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных обществом, используемых человеком для своего физического совершенствования и достижение наивысших спортивных результатов.

Упражнение это:

- с одной стороны: определенные виды двигательных действий, сложившихся в качестве средств физического воспитания.

- с другой - процесс неоднократного воспроизведения данных действий, организованный согласно методическим принципам физического воспитания

Цели системы физического воспитания:

1) Формирование физической культуры личности.

2) Подготовка физически совершенных и идейно убежденных людей, способных к долголетнему творческому труду и защите Родины.

Задачи системы физического воспитания:

1) Образовательные задачи: формирование знаний умений и навыков.

2) Оздоровительные задачи: повышение функциональных возможностей организма, развитие физических качеств, укрепление здоровья.

Воспитательные задачи: развитие морально-волевых качеств, нравственного сознания, содействие умственному, трудовому и эстетическому воспитанию.

 

2) Социальные функции физической культуры и спорта.

Являясь сложными, многофункциональными образованьями в жизни современного общества, физическая культура и спорт выполняют ряд социальных функций. Из них наиболее значимыми принято считать:

1) Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности.

2) Сохранение и укрепление здоровья людей.

3) Средство общения, укрепления дружбы и сотрудничества между народами.

4) Подготовка к высокопроизводительному труду и защите родины

5) Организация досуга.

6) Раскрытие потенциальных возможностей человека в области двигательной деятельности.

7) Повышение социальной активности людей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.105.239 (0.135 с.)