Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности проведения занятий лечебной физической культурой с детьми, страдающими глубокой зрительной патологией
Занятия лечебной физкультурой для детей с глубокой патологией зрения – это наиболее эффективное направление их физической реабилитации. Как правило, для детей с нарушениями зрения, чрезвычайно важен речевой режим, который в условиях ЛФК имеет свою специфику: компенсаторную и стимулирующую. Во-первых, инструкции педагога должны быть четкими и ясными; во-вторых, речь педагога должна иметь ярко выраженное стимулирующее начало; в-третьих, речевое общение педагога и незрячего учащегося должно носить функциональную нагрузку: ученик на слово должен реагировать движением. В тех случаях, когда речь идет о детях, обладающих остаточным зрением, на уроках ЛФК должен оптимально использовать этот фактор – фактор остаточного зрения. Через движение, дозированное, достаточно активное и естественное, идет процесс компенсации утраченных функций. В школе-интернате III вида, где сбалансированы учебный и досуговый режимы, существует система педагогического воздействия на слабовидящих детей, одним из главных звеньев которой является организация занятий ЛФК. ЛФК – это научно-практическая, медико-педагогическая дисциплина, изучающая теоретические основы и методы использования средств физкультуры для лечения, реабилитации и профилактики различных заболеваний. Особенность ЛФК по сравнению с другими методами лечения и реабилитации заключается в том, что она использует в качестве основного лечебного средства физические упражнения — мощный стимулятор жизненных функций человеческого организма. В основе ЛФК лежит использование двигательных функций. Специфика ЛФК состоит в применении терапевтических методов лечения и методов активной функциональной терапии. Регулярная дозированная тренировка физическими упражнениями стимулирует, тренирует и приспосабливает организм больного к возрастающим физическим нагрузкам и приводит к функциональной адаптации больного, а полнота приспособления, как считает В.Н. Мошков, - это полнота здоровья. Влияние занятий ЛФК на организм: - Тонизирующее влияние состоит в стимуляции интенсивности биологических процессов. Двигательная зона коры больших полушарий мозга посылает импульсы двигательному аппарату, усиливая деятельность желез внутренней секреции, стимулируя обильные и иммунобиологические процессы в организме. Нервные процессы обретают нормальную подвижность в результате грамотного чередования упражнений для возбуждения ЦНС и торможения.
- Трофическое воздействие ЛФК выражается в стимуляции посредством мышечной деятельности трофики внутренних органов и опорно-двигательного аппарата. Восстанавливается трофика - проходит болезнь. Укорачиваются сроки между клиническим и функциональным выздоровлением. - Компенсирующее значение ЛФК состоит в замещении нарушенных функций организма другими. В основе этого процесса лежит биологическая закономерность. Анохин П.К. разработал целую теорию компенсации, согласно которой ЦНС, получив сигнал о нарушении функции, перестраивает работу органов и систем организма. ЛФК ускоряет формирование компенсаций, совершенствует их за счет новых моторно-висцеральных связей. - Нормализующее влияние ЛФК на организм человека очевидно. При выполнении физических упражнений в ЦНС повышается возбудимость двигательных центров, имеющих связь с вегетативными центрами. Возникающий мощный поток импульсов с проприо - и интерорецепторов может изменить соотношение возбудительных и тормозных процессов в коре головного мозга и содействовать угасанию патологических временных связей. Например, ЛФК помогает избавиться от ставших ненужными временных компенсаций. Систематические занятия ЛФК восстанавливают ведущее значение моторики в регуляции вегетативных функций, приводят к исчезновению двигательных расстройств. Средства ЛФК разнообразны: физические упражнения различного спектра (гимнастические, спортивно-прикладные, идеомоторные (мысленно выполняемые)), игры, естественные факторы (свет, воздух, вода), лечебный массаж, трудо- и механотерапия. Дифференциация упражнений ЛФК представляет собой сложную систему: 1. Физические упражнения: -упражнения, обусловленные анатомически (для мышц головы, шеи, конечностей и т.п.);
-порядковые и строевые; -корригирующие (направленные на коррекцию конкретного нарушения); -упражнения на координацию в движении и в равновесии; -упражнения в сопротивлении; -идеомоторные упражнения; -упражнения для релаксации мышц. 2.Спортивно-прикладные упражнения: -дозированные упражнения (ходьба, бег, прыжки); -упражнения в метании, лазании; -лыжные прогулки; -упражнения на тренажерах. Методика применения физических упражнений в каждом конкретном случае зависит от диагноза и стадии заболевания, индивидуальных особенностей больного, уровня его физической подготовленности, возраста, соответствующих заболеваний, то есть опирается на принцип индивидуального подхода. Вместе с тем в методике ЛФК необходимо придерживаться и других общепедагогических принципов: сознательности, регулярности, постепенности увеличения нагрузок от простого к сложному. В системе организации учебно-воспитательного процесса в школах III вида ЛФК занимает видное место. Являясь учебно-коррекционным предметом. ЛФК в школе III вида призвана решить ряд важных задач: 1. Помочь ребенку с нарушениями зрения выработать механизм компенсации недуга за счет моторно-двигательной функции. 5. Обеспечить индивидуальный подход к формированию физического потенциала ребенка с патологией зрения. Работа, ориентированная на выработку у незрячих детей правильной осанки, направлена на восстановление функций шейного, грудного, пояснично-крестцового отделов позвоночника. Коррекция указанных отделов позвоночного столба будет способствовать выработке правильной осанки и воспитанию статической выносливости. Для шейного отдела позвоночника – это плавные повороты и наклоны головы, вытягивание шеи вперед, втягивание в плечи. Для грудного отдела позвоночника – это наклоны туловища вперед-назад, влево-вправо; сведение вперед и отведение назад плеч. Для пояснично-крестцового отдела – наклоны и повороты туловища, удержание прямого положения тела. Анатомически обусловленная локализация усилий детей с глубокой патологией зрения (по отделам позвоночника) позволяет привить незрячему ребенку представления о последовательности физических действий, обеспечивающих выработку правильной осанки и воспитанию статистической выносливости. Локализация физических усилий может быть обусловлена только анатомически, но и функционально-физиологически. Поэтому в системе ЛФК существуют и комплексы дыхательных упражнений, которые выполняются как на месте, так и в движении. Комбинирование способов вдоха – выдоха (через нос или рот) также способствует функционально-физиологическому развитию (А.В. Гордеева, В.В. Морозов, 2004). Важное позитивное значение в системе ЛФК для детей с глубокой патологией зрения имеет коррекционно-гигиеническая гимнастика, рассчитанная на малогрупповой или индивидуально-групповой метод использования. Комплекс упражнений Н.Н. Ефименко для выполнения в исходном положении лежа на спине или животе предполагает опосредованные физические действия путем подражания («Медвежонок», «Блинчик», «Ящерица»). Использование гимнастических снарядов (мяч, валик) позволяет усложнить задачу, способствуя не только двигательной коррекции, но и развитию моторных функций. Для детей с глубокой патологией зрения очень важно использование в рамках занятий ЛФК релаксационных упражнений. Помимо существенного воздействия на физические возможности незрячих детей, эти упражнения позволяют развивать воображение и достичь психологического гомеостаза.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.006 с.) |