Программа педагогических воздействий на процесс формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Программа педагогических воздействий на процесс формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения



 

Компоненты Содержание компонентов
Цель Помочь младшим школьникам с нарушением зрения в осознании и реализации их потребности в формировании навыка правильной осанки.
Педагогические  задачи -  ознакомить с понятием осанки, с основными правилами и мерами профилактики нарушений осанки; - обеспечить положительную мотивацию достижения навыка правильной осанки, т.е. сознательное, осмысленное отношение к предстоящему овладению умениями, навыком правильной осанки; - освоить навык правильной осанки в поэтапном процессе обучения.
Педагогические  условия - соблюдение педагогических принципов; - создание образовательной среды, помогающей школьникам проявить свою физическую активность в оздоровительной двигательной деятельности; - соответствие величины нагрузки функциональным возможностям организма учащихся; - интеграция теоретических знаний об осанке.
Принципы - сознательности и активности; - индивидуализации;   - наглядности; - цикличности;  - систематичности;      - непрерывности.
Формы занятий - урок физической культуры; - внеурочные формы в режиме учебного дня: гимнастика до занятий, физкультминутки.
Этапы обучения умениям и навыку правильной осанки - этап ознакомления; - этап разучивания; - этап тренировки.
Методы обучения умениям и навыку правильной осанки - методы строго регламентированного упражнения: целостно-конструктивный и сопряженного упражнения; - словесные методы; - методы обеспечения наглядности.
Средства обучения умениям и навыку правильной осанки - комплексы физических упражнений сопряженного воздействия для профилактики и коррекции нарушений осанки и улучшения остроты зрения.

 

Самовоспитание учащихся предусматривает стремление младшего школьника постоянно поддерживать правильное положение тела и выполнять упражнения, направленные на профилактику и коррекцию нарушений осанки.  

Для достижения данной цели должны решатся следующие педагогические задачи: 1) ознакомить с понятием «осанка», с основными правилами и мерами профилактики нарушений осанки; 2) обеспечить положительную мотивацию достижения навыка правильной осанки, т.е. сознательное, осмысленное отношение к предстоящему овладению умениями, навыком правильной осанки; 3) сформировать навык правильной осанки в поэтапном процессе обучения.  

Для эффективной реализации программы необходимо учитывать следующие педагогические условия: соблюдение дидактических принципов, создание образовательной    среды (атмосфера доверия и доброжелательности в отношениях между учителем и учащимися, создание предметной среды в виде комплекса необходимого инвентаря, комплексное сочетание движений и музыки, создание игровых, рефлексивных ситуаций), соответствие величины нагрузки функциональным возможностям организма учащихся, интеграция теоретических знаний об осанке.

Разработанная программа основывается на следующих основных принципах: сознательности и активности учащихся в освоении умений и навыка правильной осанки, индивидуализации в дозировке специальных упражнений в зависимости от главного и сопутствующего заболевания, наглядности при обучении, цикличности применения комплексов специальных упражнений, систематичности применения физических упражнений, непрерывности, обеспечивающей преемственность эффекта занятий.

В соответствии с программой должны реализоваться следующие формы занятий физическими упражнениями: урок физической культуры и внеурочные формы (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки). Остальные формы занятий физическими упражнениями также считаются оправданными в решении задачи формирования осанки у учащихся. Однако перечисленные формы занятий в нашем исследовании позволяют наиболее эффективно применять комплексы упражнений сопряженного воздействия, так как они требуют четкой организации группы.

Программа предусматривает выделение трех этапов обучения умениям и навыку правильной осанки в ходе занятий физическими упражнениями: ознакомление, разучивание и тренировка.

Для обучения умениям и навыку правильной осанки необходимо применять в основном методы строго регламентированного упражнения, словесные и методы обеспечения наглядности. Методы строго регламентированного упражнения играют ведущую роль и представлены различными типами методов. Среди них одним из основных является метод сопряженного упражнения. Суть данного метода заключается в одновременном воздействии упражнений на формирование осанки и улучшение остроты зрения.

Таким образом, средствами обучения умениям и навыку правильной осанки в данной программе являются упражнения одновременного (сопряженного) воздействия, с применением которых созданы специальные комплексы.

В этих комплексах упражнения сгруппированы с учетом общепринятого деления их по анатомическому признаку. В соответствии с этим составлены комплексы для мышц шеи и плечевого пояса, рук, ног, спины, брюшного пресса, туловища и общего воздействия.

В свою очередь каждый комплекс характеризуется по признаку преимущественного воздействия на силу, гибкость, координацию, равновесие, растягивание, дыхание, а также по признакам организации группы, исходного положения, использования предметов при выполнении упражнений.

Основной задачей комплекса упражнений для мышц шеи и плечевого пояса является увеличение подвижности суставов шейных позвонков, укрепление мышц шеи и затылочных мышц, играющих важную роль в правильном положении головы. Темп движения головой при выполнении упражнений должен быть медленный, дозировка минимальной.                                                                                                                                             

Назначение комплексов упражнений для мышц рук – укрепление мышц плечевого пояса, развитие необходимой подвижности в плечевом и грудино-ключичном суставах. При выполнении упражнений необходимо обращать внимание на то, чтобы учащиеся не поднимали плечи, не сутулились и удерживали руки точно в стороны. Нагрузку надо повышать постепенно и напоминать учащимся, чтобы они не задерживали дыхание.

Комплексы упражнений для мышц туловища, основной задачей которых является укрепление мышц, увеличение подвижности позвоночника, подразделяются на упражнения для мышц спины, живота и боковой поверхности туловища.

  Комплексы упражнений для мышц спины, брюшного пресса и боковых мышц туловища способствуют укреплению мышечного корсета. При выполнении упражнений для мышц живота необходимо учитывать, что длительное сокращение мышц затрудняет дыхание.

Комплексы упражнений для мышц нижних конечностей воздействуют на увеличение подвижности суставов и укрепляют мускулатуру ног.  

Упражнения общего воздействия – это более сложные упражнения. С точки зрения координации и работы мышц, принимающих в них участие, они должны выполнятся из разных исходных положений.

По признаку преимущественного воздействия разработанные комплексы направлены на развитие силы, гибкости, координации, а также на самовытяжение и дыхание. 

При подборе упражнений для развития силы необходимо обращать внимание на упражнения с преодолением собственного веса тела или его частей, а также на упражнения с сопротивлением партнера. В комплексах упражнений необходимо использовать смешанный режим работы мышц (статический, преодолевающий, уступающий), при котором мышцы последовательно работают по-разному.   

Как известно, в качестве средств развития гибкости используются упражнения, которые можно выполнять с максимальной амплитудой (упражнения на растягивание). Основная задача данных упражнений заключается в том, чтобы растянуть соединительную ткань мышц-антогонистов, сделать их податливыми и упругими. В комплексах должны присутствовать активные, пассивные и статические упражнения. Активные упражнения выполняются с полной амплитудой (махи руками и ногами, рывки, вращательные движения туловищем) как без предметов, так и с предметами.

Пассивные упражнения на гибкость включают движения, выполняемые с помощью партнера; движения, выполняемые с отягощениями; пассивные движения с использованием собственной силы (притягивание туловища к ногам и т.п.). Статические упражнения выполняются с помощью собственного веса тела для сохранения неподвижного положения с предельной амплитудой в течение определенного времени.

 Упражнения на растягивание эффективны также в заключительной части выполнения комплекса, так как хорошо разогретые мышцы наиболее эластичны. Чередуясь с упражнениями на расслабление, они способствуют быстрому восстановлению организма, подготовке его к дальнейшей деятельности в силу хорошего кровоснабжения и питания мышц.

Одной из составляющих координационных способностей является статическое и динамическое равновесие. Спецификой упражнений в равновесии является сохранение устойчивого положения тела в различных условиях опоры и при заданных двигательных действиях. Благодаря выполнению этих упражнений развивается ловкость и ориентировка в пространстве.

Упражнения на самовытяжение направлены на стимуляцию роста позвоночника у детей, а также на снижение нагрузки на межпозвоночные диски. Самовытяжение проводится в исходном положении «упор стоя на коленях». Движения выполняются в произвольном ритме, медленно, чередуя напряженное вытяжение с расслаблением.

Большое внимание при выполнении упражнений должно обращаться на дыхание. Оно должно быть ровным и свободным. Движения должны помогать вдоху и выдоху. Вдох производится при наименьшем напряжении мышц и расширении грудной клетки, а выдох – при значительном напряжении мышц и движениях, сжимающих грудную клетку. Например, при наклоне – выдох, при выпрямлении – вдох, при разведении рук – вдох, при сведении – выдох. 

  При проведении занятий по физической культуре выбор способов организации группы детей имеет большое значение. В соответствии с разработанной программой необходимо применять такие способы организации группы для занятий, как одиночные, в парах и в кругу. При выполнении упражнений в парах и в кругу, в отличие от выполнения упражнения индивидуально каждым учеником, реализуется метод показа, а точнее «контактный» активный метод. В этом случае ученик осязает положение частей тела партнера при выполнении упражнения.

  Построения в круг активизируют деятельность учащихся. В кругу дети видят друг друга, упражнения выполняют с большим желанием. Кроме того, при проведении комплексов упражнений применяются различные построения учащихся (в колонну по одному, по два, в шеренги лицом друг к другу), которые позволяют учащимся воспринимать знакомые упражнения как совершенно новые и тем самым формировать двигательную память детей.

  Очевидно, что при выполнении упражнений важную роль играют исходные положения. В предложенных нами комплексах упражнения выполняются из разных исходных положений (стоя, лежа на животе, лежа на спине, в упоре стоя на коленях). Упражнения в положении «лежа на спине», «лежа на животе», «в упоре стоя на коленях» направлены на разгрузку позвоночника и удобны для комбинированной проработки мышц живота, спины, ног, рук. При выполнении данных упражнений снижаются требования к сохранению равновесия тела, уменьшается вертикальная (опорная) нагрузка на позвоночник. В то же время общая физическая нагрузка в этих исходных положениях достаточно высокая и позволяет мышцам работать в другом режиме.

  Одной из главных особенностей комплексов упражнений является применение предметов: мячей (резинового и озвученного), обруча, гимнастической палки, лыжных палок, «парашюта». При выполнении упражнений с различными предметами реализуется метод наглядности. Данная особенность учитывает ограничение у детей зрительного восприятия и своеобразия впечатлений от предметов и явлений окружающей действительности, нарушения пространственной ориентировки. Поэтому большое значение придается использованию озвученных мячей, мячей разных по качеству, цвету, весу, твердости, размеру, а также других предметов.

  Успешному формированию представлений о двигательном действии способствует сюжетный способ выполнения упражнений. Каждое упражнение имеет свое название, поэтому дети стараются подражать тому или иному предмету или явлению. Особую роль здесь играет самоконтроль и взаимоконтроль учащихся за ходом выполнения упражнения. 

  Сопряженное воздействие обеспечивается включением в каждый комплекс упражнений на улучшение остроты зрения (для мышц глаз), а именно: упражнений на сосредоточение взгляда на каком–либо предмете или части тела на каждый счет (например, на счет 1 - смотреть на правую руку, на 2 – вперед), динамических упражнений (движения глазного яблока по горизонтальной и вертикальной плоскостям), упражнений с закрытыми глазами, релаксационных упражнений для мышц глаз (например, закрыть глаза).

  Упражнения на сосредоточение взгляда на предмете способствуют повышению тонуса мышц глаз.

  Динамические упражнения способствуют развитию зрительных представлений при поворотах на 90 градусов, зрительного восприятия при варьировании удаленности предметов в пространстве, тренировке зрительных функций глаза, охране зрения, снятию утомления мышц глаз, улучшению кровоснабжения в тканях глаза и деятельности глазных мышц, формированию горизонтального и вертикального поля зрения, пространственной ориентировке, развитию ловкости, координации движений.

  Особую роль играют упражнения с закрытыми глазами, способствующие развитию чувства равновесия, определению положения тела в пространстве, развитию двигательной памяти. Закрывая глаза, дети отключают зрительный анализатор, что способствует усложнению ориентации ребенка в пространстве, усилению нагрузки проприорецепторов. Учащиеся в этих случаях максимально сосредоточены, внимательны, основная нагрузка ложится на слуховой анализатор. Поэтому сначала необходимо объяснить и показать упражнение, а затем дать команду к выполнению упражнения спокойным голосом, используя чуть замедленный подсчет. Органы чувств и соответствующие зоны мозга закономерно взаимодействуют между собой, работа одного анализатора активирует работу другого (явление синестезиии). Однако при чрезмерной нагрузке заболевание органов зрения может прогрессировать.

  Релаксационные упражнения предназначены, в свою очередь, для снижения визуального напряжения и восстановления зрительной работоспособности.

  Комплексы упражнений необходимо применять на урочных (урок физической культуры) и внеурочных (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки) формах занятий физическими упражнениями. Следует подчеркнуть, что по целевому предназначению на уроках физической культуры комплексы упражнений подразделяются на упражнения для профилактики и коррекции нарушений осанки, а на внеурочных формах занятий – только для профилактики нарушений осанки. Такое распределение объясняется тем, что на уроках физической культуры представляется возможным по времени включать комплексы упражнений и для профилактики нарушений осанки, и для коррекции имеющегося дефекта. На внеурочных формах в связи ограничением количества времени, а также выбора исходных положений и предметов (мяч, обруч, гимнастическая палка и т.д.), необходимо применять комплексы упражнений только для профилактики нарушений осанки. Поэтому в этих комплексах используются упражнения в основном для мышц шеи и плечевого пояса, рук и упражнения общего воздействия, т.е. применяется ограниченное количество комплексов упражнений.

  В отличие от урочных форм, внеурочные формы, в частности гимнастика до учебных занятий, направлены как на профилактику нарушений осанки, так и на повышение работоспособности учеников на первых уроках. Гимнастика до учебных занятий предусматривает применение комплексов упражнений при благоприятных погодных условиях на улице, при неблагоприятных - в классе. На ее проведение отводится 10 минут. Каждый комплекс отрабатывается в течение недели. Темп выполнения каждого упражнения в комплексе постепенно повышается, а затем снижается. Особое внимание при выполнении упражнений обращается на дыхание.

  Физкультминутки, проводимые на каждом уроке, кроме задачи профилактики нарушений осанки, решают такие задачи, как снятие мышечного и умственного утомления, повышение эмоционального уровня учащихся, снятие статической нагрузки, отдых мышц глаз. Физкультминутки проводятся на уроках при появлении первых признаков утомления в течение 2 - 2,5 минут. Комплексы состоят из трех-четырех упражнений, дозировка которых составляет 4-6 раз. В ходе их выполнения задействованы те группы мышц, которые непосредственно участвуют в поддержании статической позы во время урока, что особенно актуально для младших школьников с нарушением зрения. Сопряженный характер упражнений, применяемых в ходе гимнастики до учебных занятий и физкультминуток, также позволяет одновременно решать задачи по профилактике нарушений осанки и улучшению остроты зрения младших школьников.

  Для профилактики нарушений осанки комплексы упражнений необходимо выполнять как на урочных, так и неурочных формах занятий. При этом упражнения направлены на равномерное развитие мышц всего тела, ощущение правильной осанки, совершенствование способности сохранять равновесие в статических и динамических режимах мышечной деятельности.

  Для коррекции нарушений осанки комплексы упражнений выполняются только на урочных формах занятий. При этом направленность и состав корригирующих упражнений определяются характером нарушений осанки. Следует отметить, что комплексы упражнений для коррекции нарушений осанки составлены также в соответствии с классификационными признаками.

  Наряду с применением метода строго регламентированного упражнения необходимо широко использовать словесные методы и методы обеспечения наглядности.

  Словесные методы сопровождают выполнение каждого упражнения и включают в себя объяснение, указание, подсчет. Подсчет задает правильный темп и ритм. Указания подчеркивают наиболее важные элементы в данном движении (например, «раз, два – спина прямая»). Они должны звучать четко, чередоваться с подсчетом и не должны прерывать выполнение упражнения. Подсчет иногда может заменяться хлопками в ладоши и ударами в бубен, что позволяет одновременно исправлять ошибки и отмечать правильное выполнение упражнения.

  Методы обеспечения наглядности включают различные приемы сопровождения комплексов специальных упражнений (двигательные, зрительные, звуковые). Прием двигательного сопровождения обеспечивается с помощью «контакта», когда учитель, взяв руки ученика, вместе с ним выполняет упражнение. Этот прием используется в том случае, когда ученик не понимает движения или составил о нем неправильное представление.

  Примером зрительной наглядности служит контроль учащимися выполнения упражнений с помощью зеркала, когда осуществляется таким образом самоконтроль.

     Необходимым условием эффективного выполнения упражнений младшими школьниками является обучение соединению мышечных ощущений со звуковым фоном. Приемами звукового сопровождения при выполнении комплексов упражнений являются озвученные мячи, удары в  бубен, хлопки, музыка.

  Большую роль в успешном освоении элементов упражнений играет показ их в медленном темпе, остановки по ходу выполнения упражнения и акцентирование внимания при этом на наиболее значимые моменты движения. При выполнении некоторых упражнений ученики сбиваются с ритма, выполняют их в разные стороны, поэтому учитель вместе с детьми выполняет несколько раз те или иные упражнения.

  В ходе занятий требуется постоянный контроль со стороны учителя за правильностью выполнения упражнений, который исправляет ошибки у учащихся, объясняет причины их появления. Контроль не должен быть навязчивым, а, напротив, должен носить стимулирующий характер.

  В заключение следует подчеркнуть, что при реализации данной программы важно исходить из того, что все ее компоненты находятся в единстве, взаимодействуют между собой и тем самым обеспечивают успешную реализацию процесса формирования осанки у младших школьников с нарушением зрения. Вместе с тем, необходимо отметить, что основу программы педагогических воздействий составляет методика применения комплексов упражнений сопряженного воздействия.

   Одной из основных особенностей методики является применение наряду с методами строго регламентированного упражнения, словесных методов и методов обеспечения наглядности, метода сопряженного упражнения.  

  Метод «сопряженного упражнения» был введен в область методики физического воспитания В.М. Дьячковым (1972), исследовался Л.П. Матвеевым (1991), Ж.К. Холодовым (2003) как специфический метод отработки действия на заключительном этапе обучения двигательному действию. По мнению указанных ученых, применение его обеспечивает одновременное воздействие на совершенствование структуры движений и качественных сторон двигательной деятельности.

  Особенность метода «сопряженного упражнения» при реализации программы педагогических воздействий заключается в том, что он должен применяться не только на заключительном этапе обучения двигательному действию, но и на начальных этапах обучения правильной осанке. Применение этого метода обеспечивает «сопряженное воздействие», т.е. одновременное направленное воздействие и на формирование осанки, и на улучшение остроты зрения учащихся.

  Следует подчеркнуть, что реализация методики должна осуществляться поэтапно.

  Первый этап включает ознакомление с понятием осанки и с комплексами упражнений для ее формирования, второй – разучивание комплексов, третий – тренировку, т.е. отработку комплексов упражнений с постепенным их усложнением.

  Особенностью разработанной методики является то, что этап ознакомления должен начинаться во втором классе и длиться первую четверть. Введение данного этапа в первом классе преждевременно, т.к. у детей происходит адаптация к школе, первоклассники не способны воспринимать в полном объеме информацию об осанке и способах ее формирования. Сообщение теоретических сведений об осанке в третьем классе, на что ориентирует программа по физическому воспитанию для специальных (коррекционных) школ, нецелесообразно.

  Этап ознакомления должен начинаться с вводного урока, на котором обеспечивается мотивация воспитания и самовоспитания правильной осанки, происходит ознакомление с понятием осанки, ее значением в жизни человека, мерами профилактики ее нарушений, а также проведением комплексов упражнений. В процессе вводного урока физической культуры осуществляется ознакомление с основными положениями различных частей тела, которые являются критериями правильной осанки.

  На данном этапе обучения осуществляется ознакомление с комплексами упражнений только для профилактики нарушений осанки, где осуществляется показ, объяснение каждого упражнения комплексов учителем. При этом используется подсчет в медленном темпе, осуществляется анализ учащимися собственных мышечных ощущений, возникающих при первых попытках выполнения движений. Это создает ориентировочную основу, без которой невозможно освоение умений правильной осанки.

  Второй этап, этап разучивания, должен охватывать вторую и третью четверть во втором классе. На этом этапе на уроках физической культуры выполнение комплексов упражнений осуществляется и для профилактики, и для коррекции ее нарушений. В процессе других форм занятий физическими упражнениями (гимнастика до учебных занятий, физкультминутки) выполняются упражнения только для профилактики нарушений осанки.

  Каждый урок физической культуры необходимо начинать с проверки мышечно-суставных и тактильных ощущений правильной осанки в положении стоя у стены, которые способствуют развитию умения удерживать правильное положение тела. На стене необходимо прикрепить тренажерное устройство (макет человека), при помощи которого учащиеся будут контролировать ощущения правильной осанки, встав спиной к нему.  Таким образом, с помощью системы повторного выполнения действия принятия правильной осанки, учащиеся от знания переходят к умению удерживать правильное положение тела.

  Разучивание комплексов упражнений для профилактики нарушений осанки на уроках физической культуры должно осуществляться в определенной последовательности: комплекс упражнений для мышц шеи, комплекс упражнений для мышц рук и плечевого пояса, комплекс упражнений для мышц туловища, комплекс упражнений для мышц брюшного пресса, комплекс упражнений для мышц спины, комплекс упражнений для мышц нижних конечностей, комплекс упражнений общего воздействия.

  Такая последовательность обусловлена направленностью на формирование правильного положения частей тела учащихся (голова, туловище, руки, плечи, грудная клетка), являющихся показателями правильной осанки. Для повышения эффективности применения комплексов упражнений на этапе разучивания особое внимание следует уделять правильному выполнению упражнений, требующих включению в работу именно тех мышц, на которые они рассчитаны, а также для развития способностей учащихся управлять своими движениями, изменять степень мышечных усилий, запоминать и воспроизводить движения сериями.

   Третий этап, этап тренировки, необходимо начинать с четвертой четверти второго класса и продолжать в третьем и четвертом классе (I – IV учебные четверти). Этап предусматривает перевод сформированных умений в навык правильной осанки. Данный этап характеризуется дальнейшим увеличением дозировки, интенсивности выполнения, сложности выполнения упражнений за счет включения различных предметов, исходных положений.

  На каждом уроке физической культуры рекомендуется выполнять два комплекса упражнений для формирования осанки. Первый комплекс - в начале урока в течение 5 минут, второй комплекс – в конце урока, также в течение 5 минут. Таким образом, на выполнение комплексов отводится 10 минут.

  В подготовительной части урока (в начале урока после небольшой разминки в движении) всему классу необходимо предложить выполнить комплекс упражнений, направленный на профилактику нарушений осанки. Преимущественно применять комплексы упражнений с предметами, а также в парах и в кругу.

  В заключительной части урока слабовидящим школьникам, у которых нет нарушения осанки, необходимо предложить самостоятельно с использованием карточек-заданий, выполнить комплекс упражнений для профилактики нарушений осанки только на те группы мышц, которые меньше всего участвуют в работе при решении основных задач урока. В то же время исключается повтор комплекса, который проводился в начале урока. Так, например, если в процессе урока в основном шла нагрузка на мышцы ног, то в конце урока планируется комплекс упражнений на мышцы рук или туловища. В это время учитель работает с учениками, имеющими нарушения осанки, которые выполняют корригирующие упражнения.

  Карточки-задания содержат рисунки-граффити с изображением одиночных упражнений комплексов без предметов (рис.1). Данные комплексы считаются более легкими и дают возможность самостоятельного выполнения. Карточки расположены в определенной последовательности, что оказывает помощь ученикам в очередности выполнения упражнений.

              

Рис. 1. Рисунок, выполненный в условно–графической форме

  Такая форма работы активизирует деятельность учащихся, стимулирует интерес к выполнению упражнений, воспитывает самостоятельность и дисциплинированность.

  Корригирующие комплексы упражнений для исправления нарушений осанки должны выполнятся с учетом типа нарушения осанки. Так при коррекции кифотической осанки необходимо применять упражнения, направленные на избирательное усиление мышц, преимущественно задней поверхности тела, растягивание и расслабление мышц грудной клетки. Для исправления кругловогнутой спины - упражнения на расслабление мышц грудной клетки, поясницы и передней поверхности бедер, а также на укрепление мышц спины и брюшного пресса. При сколиотической осанке - упражнения на укрепление мышц живота, боковых мышц туловища, рук и ног, а также упражнения, выравнивающие положение позвоночного столба и таза во фронтальной плоскости.

  Методика позволяет проведение уроков и в спортивном зале, и на улице (например, лыжная подготовка) и предусматривает использование для этого соответствующих комплексов упражнений. Урок физической культуры на свежем воздухе оказывает мощное оздоровительное влияние на организм учащихся. При выполнении упражнений улучшается самочувствие, поднимается настроение. Кроме этого, выполнение комплекса упражнений в исходном положении «стоя на лыжах», способствует развитию у детей чувства равновесия, ориентировке в пространстве.

  На уроках лыжной подготовки необходимо применять комплекс упражнений с лыжными палками в течение 5 минут. В заключительной части данных уроков комплексы упражнений для формирования осанки не применяются, в силу особенностей организации уроков по лыжной подготовке. Но в содержание лыжной подготовки входит изучение лыжных ходов (например, совершенствование ступающего шага, изучение скользящего шага с палками и без палок), способствующих развитию и укреплению мышечных групп рук и ног, а также развитию равновесия при скольжении на одной и двух лыжах.

  Необходимо отметить, что данная методика, также как и другие методики, предусматривает на этапе разучивания и тренировки проведение контрольных уроков (2-3 в течение учебного года). В ходе этих уроков осуществляется контроль и оценка состояния осанки у младших школьников с нарушением зрения. Каждому ученику предоставляется право продемонстрировать правильную осанку перед классом и оценить ее состояние друг у друга по критериям памятки «Правильная осанка». В качестве самоконтроля младшие школьники сами фиксируют ошибки и стараются их исправить.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.127.197 (0.053 с.)