Зрительные дисфункции у детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Зрительные дисфункции у детей



Близорукость (миопия) – недостаток преломляющей силы глаза, в результате которого дети плохо видят отдаленные предметы, действия и что написано на доске. При чтении приближают книгу к глазам, сильно наклоняют голову во время письма, прищуривают глаза при рассматривании предметов.

Степени миопии: слабая – до 3D, средняя – от 3 до 6 D, высокая – свыше 6 D. При высокой степени миопии наблюдается отслойка сетчатой оболочки глаза.

Факторы, способствующие возникновению и прогрессированию миопии:

- факторы, характеризующие общее состояние организма; перенесенные заболевания; хронические интоксикации, наследственность;

- факторы, объединяющие неблагоприятные условия зрительной работы на близком расстоянии: недостаточное освещение, неправильная посадка во время письма и чтения; нерациональная мебель в школе и дома; неправильный режим дня и другие гигиенические факторы.

Близорукость отмечена у 60% выпускников школ Российской Федерации (повышенные зрительные нагрузки). В городах отмечено большее количество детей с миопией, чем в сельской местности. Среди детей, занимающихся спортом, близорукость намного меньше. У детей, слабо развитых физически, близорукость развивается чаще и быстрее прогрессирует.

Профилактика близорукости:

- общее укрепление организма;

- активизация функций дыхательной и сердечно-сосудистой системы;

- укрепление мышечно-связочного аппарата глаза;

- улучшение деятельности мышцы глаза;

- укрепление склеры.

Дальнозоркость (гиперметропия) – фокус параллельных лучей после их преломления в глазу оказывается лежащим позади сетчатки. Функциональные возможности зрительной системы при работе вблизи хуже, чем у близоруких.

Дальнозорким детям приходится чрезмерно напрягать свой аккомодационный аппарат, напряженная зрительная работа вызывает у них зрительное утомление, которое проявляется в головной боли, тяжести в глазах, в области лба, головокружении, буквы при чтении сливаются, становятся неясными.

Степени дальнозоркости: слабая – до 3D, средняя – от 3 до 6 D, высокая – свыше 6 D. 

Противопоказаний к физически нагрузкам нет, т.к. дальнозоркость не сопровождается органическими поражениями глазного дна.

Косоглазие – отклонение одного глаза от общей точки фиксации. У детей наблюдается периферическое зрение, снижение остроты зрения косящего глаза, значительно снижена или нарушена восприимчивость предметов двумя глазами и способность сливать их изображения в единый зрительный образ.

Причины: наследственность, поражение ЦНС, психическая травма (испуг), острые инфекционные заболевания, чрезмерная зрительная нагрузка.

Содружественное косоглазие – подвижность глазных яблок не ограничена. Может быть постоянным, периодическим, сходящимся, расходящееся, односторонним, перемежающимся.

Подавляющее большинство детей с косоглазием может обучаться в массовых школах. Но если косоглазие сочетается с высокой степенью аномалий рефракции и снижением остроты зрения, дети обучаются в специальных школах 3-4 видов.

Паралитическое косоглазие обусловлено параличом или парезом одной или нескольких глазодвигательных мышц. Наблюдается ограничение или отсутствие подвижности косящего глаза в сторону парализованной мышцы. Причины: травма, опухоль, инфекции.

Астигматизм – сочетание в одном глазу разных видов рефракций или разных степеней рефракции одного вида. Симптомы: выраженные явления зрительного утомления, головные боли. Причины: ранение глаза, оперативные вмешательства на глазном яблоке, болезни роговицы.

Нистагм (дрожание глаз) – самопроизвольные колебательные движения глазных яблок. По направлению: горизонтальное, вертикальное, вращательное. По виду: маятникообразное, толчкообразное, смешанное.

Причины: поражение мозжечка, гипофиза, продолговатого мозга. Дети испытывают нечеткость восприятия, слабость зрения.

Амблиопия – понижение зрения без видимых причин. Выражается в снижении остроты центрального зрения. Причины: вынужденное бездействие глаза при косоглазии и нарушении бинокулярного зрения.

Катаракта – помутнение хрусталика глаза, что приводит к значительному снижению остроты зрения.

Глаукома – повышение внутриглазного давления, которое приводит к повышению внутричерепного давления.

Ретролентальная фиброплазия – заболевание, при котором за хрусталиком образуется плотная мембрана из соединительной ткани и отслоенной сетчатки в результате токсического действия 80-100% кислорода, который дают недоношенным детям, что вызывает частичную или полную отслойку сетчатки. Чаще всего заканчивается слепотой.

Причины нарушения зрения

 

Роль зрительного анализатора в психическом развитии ребенка велика и уникальна. Нарушение его деятельности вызывает у детей значительные затруднения в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности в познании окружающего мира, ограничивает общественные контакты и возможности для занятий многими видами деятельности. У лиц с нарушением зрения возникают специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Эти особенности проявляются в отставании, нарушении и своеобразии развития двигательной сферы, пространственной ориентации, формировании представлений и понятий, в способах практической деятельности, в особенностях эмоционально-волевой сферы, социальной коммуникации, интеграции в общество, адаптации к труду.

Причины, вызывающие нарушение зрительной функции, бывают врожденные и приобретенные. Приобретенные аномалии зрения распространены больше, чем врожденные.

Причины врожденных нарушений:

- воздействия различных патогенных агентов в период эмбрионального развития (токсоплазмоз и другие инфекции, воспалительные процессы, нарушения обмена веществ);

- воздействие генетических факторов (микрофтальм – уменьшение размеров одного или обоих глаз, редко встречается анофтальм – безглазие, катаракта – помутнение хрусталика, пигментная дистрофия сетчатки – сужение поля зрения до полной его потери, астигматизм – аномалия рефракции).

Иногда встречаются нарушения зрения, обусловленные врожденными доброкачественными мозговыми опухолями, сопровождаемые повышенной утомляемостью и головными болями.

Причины приобретенных аномалий:

- следствие перенесенных детских болезней (корь, скарлатина, дифтерия и др.);

- внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния;

- травмы головы вследствие осложненных родов;

- различные травматические повреждения мозга (ушибы или ранения головы) и глаз в послеродовой период;

- менингит, менингоэнцефалит, осложнения после гриппа.

Приобретенные аномалии: глаукома – повышения внутриглазного давления и изменения в тканях глаза, атрофия зрительного нерва – нарушение связи между сетчаткой и зрительными центрами.

Нарушения зрения делят на глубокие и неглубокие.

Глубокие нарушения зрения – связаны со значительным снижением таких важнейших функций, как острота, поле зрения.

Неглубокие нарушения зрения – нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм), нарушение цветоразличения (дальтонизм, дихромазия), нарушения характера зрения (нарушение бинокулярного зрения), гарушения остроты зрения (миопия, астигматизм, амблиопия).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.114.38 (0.006 с.)