Особенности формирования словаря 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности формирования словаря



ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ

У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

С ДИЗАРТРИЧЕСКИМ КОМПОНЕНТОМ

Выпускная квалификационная работа

по специальности – 031800 Логопедия

К защите допущена                      Выполнила:

«__»_________2006 г.                      студент VI курса 

зав. кафедрой к. п. и., доцент             заочного отделения

______________ Жуковин Н.Ю.        факультета специальной педагогики   

                                                               Алексейцева А.А.  

Защищена в ГАК

«__»__________2006 г.                             Научный руководитель

с оценкой ___________                             К.п.н., доцент

Председатель ГАК:_____________       Дмитриева Л.И.

Члены ГАК:___________________

               ___________________

               ___________________

               ___________________

 

 

Москва 2006

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………………3

Глава I. Теоретическое обоснование проблемы исследования…………………..7

I.1. Психолого-педагогическая характеристика детей 5-6 лет

с дизартрическим компонентом……………………………………………………..7                                             

I.2. Формирование словаря в онтогенезе у детей с нормальным

ходом развития…………………………………………………………….…….….18                                                 

I.3. Коррекционная работа по формированию словаря у детей

5-6 лет с дизартрическим компонентом…………………………………………..26

Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ…………………………..33

II.1. Организация и методы исследования………………………………...……….33

II.2. Анализ результатов исследования словаря у детей 5-6 лет с                                             

дизартрическим компонентом………………………………………………………42

Глава III. Содержание комплекса речевых игр,

Направленных на формирование словаря у детей 5-6 летнего

возраста с дизартрическим компонентом…………………………………………..47

III.1. Теоретические основы формирующего эксперимента………………………47

III.2. Комплекс речевых игр, способствующих формированию

Словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим

компонентом………………………………………………………………………….52

III.3. Контрольный эксперимент и его анализ……………………………………...62

Заключение……………………………………………………………………………65

Список литературы…………………………………………………………….……..66

Приложение…………………………………………………………………….……..70

Введение

Актуальность исследования. На современном этапе развития образования особенно актуальной становится проблема увеличения количества детей с дизартрией. У них несформированы все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика. Поэтому развитие речи у данной категории детей является одной из актуальных проблем логопедии.

В связи с этим представляется важным исследовать особенности овладения словарным запасом и возможностями целенаправленного формирования словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом. Эти дети быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатое дело до конца. В школе эти дети испытывают трудности и быстро попадают в ряды неуспевающих по русскому языку. Их словарный запас остается на бытовом уровне. Для успешного обучения в школе необходим нормальный уровень развития словаря. Основной целью словарной работы является обогащение словаря новыми словами, они должны войти в их активный словарь, научиться пользоваться им в речи. Формирование словаря у детей 5-6 лет является одним из условий готовности их обучения в школе, но технология данного процесса недостаточно разработана.

По мнению ряда авторов: Е.Ф.Соботович (1971), Л.В.Лопатиной (1986), Н.В.Серебряковой (1987), дизартрический компонент представляет собой сложный речевой дефект, в структуре которого, наряду с выраженными фонематическими нарушениями, отмечаются особенности в развитии лексико-грамматической стороны речи. Это выражается в бедности словаря и трудности актуализации его в экспрессивной речи. В речи детей часто встречаются разнообразие и стойкие семантические недостатки.

Поэтому вопросы изучения особенностей развития речи детей старшего дошкольного возраста с дизартрическим компонентом, определение педагогических условий, обеспечивающих формирование лексики у данной группы детей приобретает особую актуальность.

Проблема исследования. Формирование словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом путем исследования семантической связи в игровой деятельности, что способствует более легкому и быстрому методу формирования лексики. Это явилось проблемой настоящего исследования.

Объект исследования. Словарь детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом.

Предмет исследования. Особенности логопедической работы по формированию словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом путем расширения сематических связей в игровой деятельности.

Гипотеза исследования. Эффективность логопедической работы по формированию словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом будет существенно повышена, если работа будет проводиться путем расширения структурно сематических полей и системного использования игр.

Цель исследования. Теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность комплекса ролевых игр, направленных на формирование словаря путем расширения семантических связей.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой предстояло решить следующие задачи исследования:

1. Определить степень разработанности проблемы в теории и практике логопедии;

2. Выявить особенности лексики у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом.

3. Составить и апробировать комплекс речевых игр, направленных на формирование словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом.

4. Определить эффективность разработанного комплекса речевых игр, направленных на формирование словаря у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом.

 Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы.

     К первому относится анализ медицинской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

Ко второму – изучение медицинской и психолого-педагогической документации на ребенка, наблюдение за детьми, эксперимент; процесс обучения и воспитания по разработанной системе, контроль за эффективностью проводимых коррекционно-развивающих мероприятий и оценка их результатов; статистические методы обработки материалов.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволят более эффективно осуществить процесс по формированию словарного запаса у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом.

Практическая значимость исследования заключается в составлении  содержания и определения основных путей коррекционно-педагогической работы способствующей формированию словаря у детей 5-6 лет с дизартрическим компонентом. Разработанный методический материал может быть полезен и воспитателям детских садов. Материалы исследования могут быть использованы для повышения квалификации логопедов и воспитателей дошкольных учреждений.

Выставка игрушек».

Цель: употребление именительных в существительном падеже, использование указательных слов и местоимений.

Методические указания: покажите ребенку игрушки на картинке и четко их назовите: «вот Мишка» и т.д. затем попросите ребенка показать и назвать их. При этом указательные слова и местоимения можно менять:

вот, это, тут, там и др.

Расскажи и покажи, какие игрушки стоят на полках. «Вот зайка», «вот Мишка»

и т.д.

Кто что нарисовал».

Доктор Айболит».

Цель: употребление существительного в винительном падеже.

Методические указания: задавая вопрос ребенку, взрослый одновременно указывает на какого-либо пациента. «Доктор лечит лису» ит.д. можно усложнить задание, предложив ребенку ответить, что пришел лечить каждый зверь. Кого лечит доктор Айболит?

Чего не стало?».

Цель: упражнения в названии слов существительных родительного падежа множественного числа.

Методические указания: появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Рассматривают, выставляют на стол, комментируют.

Это что? – Матрешка. И т.д.

Запомни, какие предметы на столе. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало. Матрешек, утят, пирамидок или чего-то другого. На столе ставится 3-4 пары предметов. Прячет матрешек, а на их место кладет ленточки. «Кого не стало?», «Чего не стало?». И, наконец, убирает все игрушки, и спрашивает: «каких игрушек не стало?»

Лото».

Цель: упражнять в образовании форм множественного числа существительных (в.п., р.п.)

Методические указания. Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняет условия игры: буду показывать картинки. На картинке нарисована игрушка или предмет. Тот, у кого окажется такая же картинка, должен быстро сказать: «У меня колесо», или «у меня много колес». Отдаем свою картинку ему, если долго замешкался, отдает свою картинку взрослому. Проигрывает тот, у кого нет картинок. Предлагает шуточное задание: попрыгать на одной ножке и т.д.

Телефон».

Цель: употребление существительного в дательном падеже.

 

Именительный падеж  Кто? Волк, баба-яга.
Дательный падеж Я звоню кому? Волку, бабе – яге.

Методические указания. Взрослый спрашивает ребенка: «кому ты звонишь?». Отвечая, ребенок должен сначала указать на телефон, затем провести по проводу указательным пальцем до картинки, которая названа: «Я звоню Мише» и т.д. занимаясь с детьми, будьте внимательны к своей речи.

Что нужно».

Взрослый раздает детям предметные картинки и предлагает отобрать среди них те, на которых изображены предметы, необходимые для того, чтобы есть, играть, рисовать, гулять, спать.

Картинки: тарелка, ложка, чашка, вилка, нож, кукла, кубики, мяч, скакалка, конструктор, краски, цветные карандаши, альбом, фломастеры, кровать, подушка, одеяло, пижама, матрас и т.д.

Первое, второе задание у детей особых затруднений не вызывало. Отмечались затруднения детей в игре «Доктор Айболит» (что пришел лечить каждый из зверей). Плохо справились с заданием Настя М., Валерия К. были замены слов, не точное название. Больше правильных ответов было в задании 7. Дети неправильно называют сходные по назначению и похожие внешне предметы называли с помощью взрослого. Они затруднялись в подборе слов или заменяли на то, которое он знает. После подобных игр дети с заданиями справлялись с 2 заданиями из 3. Необходимо отметить, что во время игр дети активны, внимательно выслушивали методические указания, стремились выполнять задание.

Следующие игры из блока «Относительные прилагательные». Прилагательные отвечают на вопрос «какой?» «какая?»

1. Игра с мячом. «Расскажи про зайчика». На доске картинка «заяц». Придумать слова, описывающие внешний вид зайчика и его характер.

Игра «Теремок».

Цель: познакомить детей с деревом.

Методические указания. Дети встают парами лицом друг к другу, взяв друг друга за правую руку. Декламируют стихотворение, имитируя движения.

Мы сейчас бревно распилим,

Пилим – пилим, пилим – пилим,

Раз – два, раз – два!

Будут на зиму дрова.

Лежат деревянные брусочки (для каждого ребенка), педагог предлагает потрогать их, постучать ими. Какое дерево? (жесткое, твердое, стучит, не бьется). Что делают из дерева? Строим общий домик – теремок. Какой он? (деревянный). Из дерева делаются деревянные предметы.

Игра «Из чего что сделано?»

Цель: закрепит знания о материале, из которого изготовлены различные предметы. Классификация предметов.

Методические указания. Пришел Незнайка не с пустыми руками. Он нашел клад. Все вот в этом сундуке, он его откопал. Рассматриваем предметы: коврик, мяч, перчатки. Называем предметы, из чего они сделаны – из резины. Коврик резиновый, мяч резиновый, перчатки резиновые.

Игра «Веселый трамвай».

Цель: обобщать и конкретизировать знания о свойствах и качествах пластмассы.

Методические рекомендации. Покатаемся на веселом трамвае и во время остановок кое с кем познакомимся. (Дети делают из стульев трамвай). Пока едем до следующей остановки, называем предметы из пластмассы. За правильный ответ ребенок получает фишку. Остановка. Показывает пластмассовых кукол, мишек и т.д. Из чего они сделаны? Из пластмассы. Значит они пластмассовые. Приехали в депо и выходим. Хвалит детей.

Стеклянный город».

Цель: обобщать и закреплять знания о свойствах и качествах стекла.

7. «В мире вещей».

Цель: определять предметы, сделанные из разного материала; закреплять знания о назначении предметов, из которых они сделаны. (металл, ткани, бумага, пластмасса, резина). Экскурсия в музей. Знакомимся с экспонатами. Экскурсовод – дети по желанию. Что ты видел из металла, ткани и т.д.?

Посуда Федоры».

Цель: обобщать и систематизировать знания о материалах (стеклянная, глиняная, пластмассовая, фарфоровая, металлическая, деревянная).

Волшебные нити».

Цель: название тканей, что из них можно сделать. Золушка играет с детьми. «Назови одежду». Она называет ткань и предмет одежды. Дети называют: шелковое платье, кожаные брюки. Драп – пальто – драповое пальто и т.д. дети рисуют модель платья или что – то другое, в чем они смогли бы пойти на бал с Золушкой. С заданием этой серии дети не справились, вызывали большие затруднения.

Найди и назови».

Предлагается один предмет из разных материалов. Ребенок должен найти нужный.

Игра «Магазин».

Ребенок должен назвать правильно предмет, который он хочет купить. «Я хочу купить деревянный стул» и т.д.

Исправь ошибку».

Существительное давалось с неправильным прилагательным (вишневый варенье – вишневое варенье). Во время игры широко используется наглядность. Дети с удовольствием играют в эти игры, при этом идет диалогическое развитие речи. Закреплялось использование в речи относительных прилагательных, а также согласование существительного и прилагательного. Дети были заинтересованы, активны.

Сказка «Чьи листья».

Рассказывается сказка, из разрезанных картинок дети должны найти и назвать, чьи листья? Лист дуба – дубовый лист, лист осины – осиновый лист, и т.д.

Игра «Посмотри и назови».

Закрепление пройденного материала, определение уровня запоминания пройденного материала. Дети правильно называли словосочетания «осиновый лист» и т.д. у детей использовались знания с предыдущих игр. Количество допущенных ошибок было минимальным.

Экскурсия».

В виде поездки на поезде. Первая станция «Стеклянная», ищут только стеклянные предметы. Затем «Бумажная», затем «Деревянная» и т.д. Во время игры идет закрепление прилагательных и существительных, обогащение словарного запаса.

Следующая серия игр из блока «притяжательные прилагательные».

Сказка «Чьи хвосты».

Используются картинки животных и их хвостов.

Игра «Ералаш».

Используются картинки с изображением животных, разрезанные на три части. Детям раздаются части разрезных картинок. Выставляется одна часть животного на доске. Дети находят у себя изображение других частей (головы, хвоста). Они должны правильно назвать, чья это голова, чей это хвост. «У меня на картинке заячья голова» и т.д. затем из частей дети составляют целое изображение животного.

Сказочное животное».

Из частей разных животных составляется сказочное животное. У этого животного: лисья голова, собачье туловище, волчий хвост и т.д.

Эти задания дети выполняли с интересом. Новые прилагательные повторяли хором и индивидуально. Вместе искали хвосты, пробовали правильно произнести прилагательное, соотнеся его с названием животного. Но дети еще часто допускают ошибки. Трудности возникали с прилагательными «поросячий», «бараний», «козий». Это задание увлекает детей, но вызывает определенные трудности. Очень тяжело давались притяжательные прилагательные Насти М., Валерии К. Долго не могли правильно назвать «беличий хвост». Данил К. затруднялся в правильном названии «бычий хвост».

Работу по притяжательным прилагательным еще необходимо продолжить.

 Таким образом, слово – основная единица языка и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. Игры и игровые упражнения помогают педагогам проводить занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим живее и интереснее. Ведь чтобы понять речь, мало знать значения слов, из которых она состоит, надо еще понять отношения между этими словами.

 Влияние игры на формирование словаря у детей 5-6 летнего возраста имеет большое значение. А поскольку игра, это основной вид деятельности дошкольника, то игровое общение – основной, необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности детей. Все рекомендованные игры направлены на правильное решение задачи по формированию словарного запаса у детей 5-6 летнего возраста с дизартрическим компонентом.

    Основными задачами логопедической работы по формированию словаря: уточнение значений слов, усвоение морфологических средств языка. Успешное решение этих задач обеспечивает не только расширение словарного запаса за счет введения новых слов, усвоение практическим путем правил употребления различных грамматических форм и словообразовательных моделей, но и уточнение слов, умение свободно и правильно ими пользоваться, формирование чувства языка.

    Логопедическая работа по формированию лексики у дошкольников с дизартрическим компонентом проводится по следующим направлениям:

1. Обогащение словаря;

2. Уточнение значений слов;

При составлении комплекса речевых игр были использованы в модифицированном виде некоторые приемы и методы, описанные Л.С.Выготским, С.Н.Карповой, И.П.Колобовой, Р.И.Лалаевой, Н.В.Серебряковой и др.

За сентябрь – январь.

Серия № 1

Таблицы результатов обследования экспериментальной группы.

(сентябрь)

Таблица №10

Сентябрь.

Уровни Баллы Кол-во человек %
Низкий   0 -3 6 60
Средний   4 -7 4 40
Высокий   8 -12 0 0

 

 

Полученные данные можно наглядно представить в диаграмме №1

 

Диаграмма №1

 

 

                                                          

 

 

                                                     Серия № 1.

 

Таблицы результатов обследования экспериментальной группы.

(январь)

 

Январь.

 

Уровни Баллы Кол-во человек %
Низкий   0 -3 0 0
Средний   4 -7 0 0
Высокий   8 - 12 10 100

Таблица №11

 

Полученные данные можно наглядно представить в диаграмме №2

 

 

Диаграмма №2

 

 

Серия № 1

Таблицы результатов обследования контрольной группы.

(сентябрь)

 

 

 Сентябрь.                             

                                                                                                                                        Таблица № 12

Уровни Баллы Кол-во человек %
Низкий   0 -3 0 0
Средний   4 -7 7 70
Высокий   8 - 12 3 30

 

 

Полученные данные можно наглядно представить в диаграмме №3

 

 

Диаграмма №3

 

 

                                      

                                        Серия № 1

Таблицы результатов обследования контрольной группы.

(январь)

 

Январь.                                                                                                                                      Таблица №13

 

 

Уровни Баллы Кол-во человек %
Низкий   0 -3 0 0
Средний   4 -7 1 10
Высокий   8 -12 9 90

 

 

Полученные данные можно наглядно представить в диаграмме №4

 

 

Диаграмма №4

 

                                                            

                                                               

                                                            Серия №2

Таблицы результатов обследования экспериментальной группы.

 (сентябрь)

 

                                                                                                     Таблица №18

Сентябрь.

 

Уровни Баллы Кол-во человек %
Низкий   0 -2 10 100
Средний   3 - 4 0 0
Высокий   5 - 6 0 0

 

 

Полученные данные можно наглядно представить в диаграмме №8

 

 

Диаграмма №8

 

 

Серия № 2

Таблицы результатов обследования экспериментальной группы.

 (январь)

 

  Январь.

Уровни Баллы Кол-во человек %
Низкий   0 - 2 0 0
Средний    3 - 4 3 30
Высокий   5 - 6 7 70

Таблица №19

 

 

Полученные данные можно наглядно представить в диаграмме №9

 

Диаграмма №9

 

 

Серия № 2

Таблицы результатов обследования контрольной группы.

 (сентябрь)

 Сентябрь.                                                                                                                                  Таблица № 20

 

Уровни Баллы Кол-во человек %
Низкий   0 -2 8 80
Средний   3 - 4   2 20
Высокий    5 - 6 0 0

 

Полученные данные можно наглядно представить в диаграмме № 10

 

 

Диаграмма № 10

 

 

Серия № 2

Таблицы результатов обследования контрольной группы.

 (январь)

 

 

Таблица №2   

Январь.

 

Уровни Баллы Кол-во человек %
Низкий   0 - 2 0 0
Средний   3 - 4 6 60
Высокий    5 - 6  4 40

 

Полученные данные можно наглядно представить в диаграмме № 11

 

Диаграмма № 11

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.133 с.)