Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Укажите, какими лексическими средствами выражения являются выделенные слова и словосочетания?



Мещёра – остаток (1 ) лесного океана. Мещёрские леса (2) величественны, (3 ) как кафедральные соборы. Даже старый профессор, ничуть не склонный к поэзии, написал исследование о Мещёрском крае такие слова: «Здесь в (4) могучих сосновых борах так светло, что на сотни шагов вглубь видно пролетающую птицу». По сухим сосновым борам идёшь, (5) как по глубокому дорогому ковру, - на километры земля покрыта сухим, мягким мхом. В просветах между соснами (6) косыми срезами лежит солнечный свет. Простым глазом видны мощные воздушные потоки. Облака (7 ) тают, стоя на месте. Сухое (8 ) дыхание лесов и запах можжевельника, должно быть, доносятся и до самолётов.

(9 ) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.(10) Голубым хрусталём загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. (11) Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно,(12) как комья белого пуха.

16.   Найдите строку, в которой все слова являются старославянизмами?

1) Здравый, мощь, добродетель, чуждый

2) Здоровый, мощь, зима, чужой

3) Здравый, мочь, добродетель, чужой

4) Здоровый, мочь, зима, чуждый

Найдите строку, в которой все слова являются исконно русскими?

1) Свеча, солнце, утюг, тулуп

2) Корзина, кружево, зодчий, невод

3) Ребёнок, сказка, шуба, зонтик

Найдите соответствия

1. Диалектизмы А. Ланиты, перс, чело
2. Профессионализмы Б. Спонсор, плейер, сериал
3. Историзмы В. Гомеопатия, генезис, синтез
4. Архаизмы Г. Вау, фан, комильфо
5. Неологизмы Д. Буряк, кочет, векша
6. Жаргонизмы Е. Поручик, кафтан, лакей
7. Экзотизмы Ж. Нештяк, стукач, чувак
8. Варваризмы З. Паста, пончо, сиеста

Прочитайте текст и выполните задания В1-В5,С1

ПУТЯМИ ДОБРОТЫ

1)Когда человек сознательно или интуитивно выбирает себе в жизни какую-то цель, жизненную задачу, он невольно дает себе оценку.2) По тому, ради чего человек живет, можно судить и о его самооценке - низкой или высокой.

3)Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. 4)Он ставит себе цель, достойную человека.

5)Только такая цель позволяет человеку прожить свою жизнь с достоинством и получить настоящую радость. 6)Да, радость! 7)Подумайте: если человек ставит себе задачей увеличивать в жизни добро, приносить людям счастье, какие неудачи могут его постигнуть? 8)Не тому помочь? 9)Но много ли людей не нуждаются в помощи?

10)Если жить только для себя, своими мелкими заботами о собственном благополучии, то от прожитого не останется и следа. 11)Если же жить для других, то другие сберегут то, чему служил, чему отдавал силы.

12)Можно по-разному определять цель своего существования, но цель должна быть. 13)Надо иметь и принципы в жизни. 14)Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспоминать.

15)Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим.

16)Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий и немалых тоже… 17)Уметь извиняться, признавать перед другими ошибку - лучше, чем врать.

18)Обманывая, человек, прежде всего, обманывает самого себя, ибо он думает, что успешно соврал, а люди поняли и из деликатности промолчали.

19)Жизнь - прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым, творить просто добрую атмосферу вокруг себя. 20) Человек может принести с собой атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания, а может внести сразу радость, свет. 21)Вот это и есть творчество.

(По Д.С.Лихачеву)

В 1. Определите тему и идею текста.

В 2. В предложениях 1-3 найдите антонимы. Выпишите их.

В 3.Среди предложений 19-21 найдите такое, где использовано противопоставление.

В 4. Среди предложений 5-11 найдите такие, которые содержат анафору.

В 5.Среди предложений 12-14 найдите предложение с лексическим повтором.

С 1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение по прочитанному тексту, отвечая на следующий вопрос:

- Какие цели можно считать высокими?

 

 

Практическая работа № 8. Морфемный разбор слова.

1. Сделать морфемный разбор по образцу.

2. Придумать слова по данным схемам.

3. Упражнение 68. Стр. 49

План морфемного разбора

Выписать слово в той форме, в какой оно представлено в предложении. Определить слово как часть речи (изменяемая или неизменяемая часть речи).

У изменяемого слова выделить окончание и указать его значение. Чтобы определить окончание, необходимо слово просклонять или проспрягать.

Указать основу слова.

Выделить корень слова; подобрать однокоренные слова.

Выделить приставки, суффиксы, постфиксы, соединительные гласные (если они есть); подобрать другие слова с такими же приставками, суффиксами и т.д., но с другим корнем.

План словообразовательного разбора

Поставить слово в начальную форму.

Указать основу слова и определить, является ли оно производным.

Для производного слова подобрать словообразовательную пару (слово, от которого непосредственно образовано разбираемое слово).

Указать основу в производящем слове.

Указать словообразовательные приставки, суффиксы, постфиксы (если они есть).

Указать способ образования слова.

 

 

  Практическая работа № 9. Контрольная работа по теме: «Морфемика и словообразование».

Вариант 1

1. Сделайте письменный морфемный разбор слов.
Давление, докрасна, утомленный, гостиная, гордость, скоропортящийся, приземление, выступ.
2. Сделайте словообразовательный разбор слов, укажите способ.

Десантник - _________________________________________________

Сотрудник - _________________________________________________

Бездорожье - ________________________________________________

Сверхмощный - ______________________________________________

Издалека - __________________________________________________

Перелет - ___________________________________________________

ООН - ______________________________________________________

По-новому - _________________________________________________

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) приехать,
Б) читатель,
В) неизбежный,
Г) виднеться.

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) прочитать,
Б) преодолеть,
В) походка,
Г) разрушение.

5. Какое слово образовано приставочным способом?
А) купленный,
Б) где-нибудь,
В) доверху,
Г) размешать.

6. Какое слово образовано бессуффиксным способом?
А) кожаный,
Б) отлет,
В) водолаз,
Г) напольный.

7. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) пересчитать – приставочный,
Б) разбег – бессуффиксный,
В) лесоруб – бессуффиксный,
Г) зевота – суффиксальный.

8. Укажите способ образования слова ПРИЗЫВ
А) приставочный,
Б) суффиксальный,
В) бессуффиксный,
Г) переход

9. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую?
А) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
Б) Когда я вошёл в переднюю и заглянул в залу, я увидел умилительную картину.
В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
Г) Потом она надела очки и прочитала несколько слов пришедшей телеграммы.

Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.

(Н. В. Гоголь)
10. Из выделенного предложения выпишите слова, не имеющие окончания:
11. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
12. Найдите слова, которые образованы следующими способами:

суффиксальным - ______________________________________________________

приставочным - ________________________________________________________

приставочно-суффиксальным - ___________________________________________

Вариант 2

1. Сделайте письменный морфемный разбор слов.
Описание, снова, прочитав, столовая, радость, вечнозелёный, наказание, прилив.
2. Сделайте письменный словообразовательный разбор слов.

Приморье - _______________________________________________

Беспомощный - ____________________________________________

Зелень - ___________________________________________________

Скучный - __________________________________________________

АТС - _____________________________________________________

что-то - __________________________________________________

подавать - ________________________________________________

наколенник - _______________________________________________

3. Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
А) восход
Б) заповедник
В) выполнение
Г) насухо

4. Какое слово образовано суффиксальным способом?
А) сторожка,
Б) нерешительный,
В) по-зимнему,
Г) полив.

5. Какое слово образовано приставочным способом?
А) синь,
Б) управляемый,
В) распланировать,
Г) семилетка.

6. Какое слово образовано бессуффиксным способом?
А) синеть,
Б) наладчик,
В) лесоруб,
Г) подъезд.

7. В каком слове допущена ошибка в определении способа образования слова?
А) усиленно – приставочный,
Б) пробежать – приставочный,
В) выход – бессуффиксный,
Г) горение – суффиксальный.

8. Укажите способ образования слова ВОСХОД
А) приставочный,
Б) бессуффиксный,
В) суффиксальный,
Г) переход

9. B каком предложении есть слово, образованное путем перехода из одной части речи в другую
А) Задача сатиры – исследование социальных пороков
Б) Я композитор, но сейчас выступаю как пианист.
В) Вытряхнули из шкафа остатки хлеба, муки и крупы, чтобы не развелись мыши.
Г) Провожающие махали руками, пока поезд не скрылся за поворотом.
Прочитайте текст и выполните задания.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна. В нем все тоны и оттенки, все переходы звуков от самых твердых до самых нежных и мягких; он беспределен и может, живой как жизнь, обогащаться ежеминутно, почерпая, с одной стороны, высокие слова из языка церковно-библейского, а с другой стороны, выбирая на выбор меткие названья из бесчисленных своих наречий, рассыпанных по нашим провинциям, имея возможность таким образом в одной и той же речи восходить до высоты, не доступной никакому другому языку, и опускаться до простоты, ощутительной осязанью непонятливейшего человека, — язык, который сам по себе уже поэт.

(Н. В. Гоголь)

10. Из выделенного предложения выпишите слова с нулевым окончанием:
11. Найдите в тексте родственные слова. Сгруппируйте их в соответствии со значением корня.
12. Найдите слова, которые образованы следующими способами:

суффиксальным - ______________________________________________________

приставочным - ________________________________________________________

приставочно-суффиксальным - ___________________________________________

 

Практическая работа №10. Контрольный диктант.

Была ночь, и начиналась вьюга. Мой слух ловил какие-то странные звуки, точно тихий шепот или чьи-то вздохи с улицы проходили сквозь стены в мою маленькую комнату, на две трети утопавшую в тени. Это, должно быть, снег, вздымаемый ветром, шуршал о стены дома и стекла окон. Вот мимо окна пронеслось в воздухе что-то легкое и белое, пронеслось и исчезло, повеяв на душу холодом.

Я подошел к окну и посмотрел на улицу, прислонив голову, разгоряченную работой воображения, к холодной раме. Пустынна была улица. С дороги то и дело срывались силой ветра прозрачные дымки снега и взлетали на воздух, как клочья белой прозрачной ткани. Против моего окна горел фонарик. Огонек его трепетал, борясь с ветром, дрожащая полоса света широким мечом простиралась в воздухе, а с крыш домов сыпался снег, влетая в эту полосу, а влетев, вспыхивал в ней на миг разноцветными искрами. Мне стало грустно и холодно смотреть на эту игру ветра. Быстро раздевшись, я потушил лампу и лег спать.

Когда погас огонь и тьма наполнила собою мою комнату, звуки стали как бы слышнее, а окно смотрело прямо на меня большим мутно-белым пятном. Часы торопливо считали секунды, иногда шорох снега заглушал их бесстрастную работу, но потом я снова слышал звук секунд, падавших в вечность. Порой они звучали с такой отчетливой ясностью, словно часы помещались у меня в голове.

(По М Горькому)

4.Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Антонова Е.С., Русский язык: учебник для сред. проф. образования/ Е.С. Антонова, Т.М. Воителева. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2014. – 384 с. 

2. Власенков А.И. Русский язык. 10 – 11: учебник для общеобразоват. Учреждений: базовый уровень/А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение, 2011. – 287 с.

3. Герасименко Н.А., Русский язык: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования /Н.А. Герасименко, А.Ф. Канафьева, В.,В Леденева и др.; под ред. Н.А. Герасименко. – 12-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 496 с.

Дополнительные источники:

1.  Воителева Т.М. Русский язык: сб. упражнений: учеб. пособие сред. проф. образования. — М., 2014.

2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А. Русский язык и литература. Русский язык (базовый уровень). 10—11 классы: в 2 ч. — М., 2014.

3. Горбачевич К.С. Словарь трудностей современного русского языка. — СПб., 2003.

4. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2001.

5. Иванова О.Е., Лопатин В.В., Нечаева И.В., Чельцова Л.К. Русский орфографический словарь: около 180 000 слов / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова / под ред. В.В.Лопатина. — 2-е изд., испр. и доп. — М., 2004.

6. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. — М., 2008.

7. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е. Орфографический словарь. — М., 2006.

Интернет-ресурсы:

1. www.eor.it.ru/eor (учебный портал по использованию ЭОР).

2. www.ruscorpora.ru (Национальный корпус русского языка — информационно-справочная система, основанная на собрании русских текстов в электронной форме).

3. www.russkiyjazik.ru (энциклопедия «Языкознание»).

4. www.etymolog.ruslang.ru (Этимология и история русского языка).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 376; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.035 с.)