Раздел 2. Виды транспорта и особенности их развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 2. Виды транспорта и особенности их развития



лекция 2.2. Речной транспорт ……….…...……………………………………..   21

Контрольные вопросы …………………………………………………………………… 36

лекция 2.3. морской транспорт ……………………………………………….   37

Контрольные вопросы ……………………………………………………………………. 80

лекция 2.4. железнодорожный транспорт ………….……………………   81

Контрольные вопросы ……………………………………………………………………. 98

лекция 2.5. Городской транспорт и дорожная отрасль …………... 99

Контрольные вопросы …………………………………………………………………… 111

лекция 2.6. гражданская Авиация ……….…………………..…………......   112

Контрольные вопросы …………………………………………………………………… 123

Лекция 2.7. Проблемы РАЗВИТИЯ И КООРДИНАЦИИ РАБОТЫ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА                                                                          124

Контрольные вопросы к лекции 2.7..……………………………………………………. 130

Тестирование по разделу 2 …….. …………………………………………………………  131

заключение  …………………………………………………………………………… 138

Библиографический список …………………………………………………. 139

 

 


ВВЕДЕНИЕ

       Электронное учебное пособие по дисциплине «История транспорта России» направлено на формирование универсальных /общепрофессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВО) по направлению бакалавриата 23.03.01 "Технология транспортных процессов".

 

     ОК-5 - Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;

     1ОК- 5 Знать: основные периоды становления и развития транспортной отрасли России;

    2ОК-5 Уметь: обосновывать и выражать свою позицию раскрывающую роль и знание транспорта в истории развития страны;.

     3ОК-5 Владеть: терминологией и научно-справочным аппаратом транспортной отрасли;  

                                                                                                       

       Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению бакалавриата 23.03.01 "Технология транспортных процессов", профиль: "Организация перевозок и управление на водном транспорте".Пособие может быть использовано при изучении других дисциплин, направленных на формирование общепрофессиональных компетенций. В электронном учебном пособии содержится систематическое изложение основ истории транспорта в России. Рассмотрены вопросы развития видов транспортных средств и систем, их взаимодействия и технического и межкультурного взаимодействия.

Цель электронного учебного пособия – сформировать у обучающихся системные знания в области теории и практики транспортных коммуникаций, развить общекультурные и профессиональные компетенции, позволяющие в будущем осуществлять профессиональную деятельность. Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных историко-технических исследований, включая современные публикации. Предметом изложения стала информацией об основных видах массового транспорта в России XVIII – начала ХХI веков. Таковы рамки данного курса лекций. Дополнительные сведения о других видах транспортных средств можно получить из базового Учебника и электронных ресурсов (см. подробнее обзор литературы в конце Лекции 1.1., а также Библиографический список после Заключения)

              Электронное учебное пособие включает общий глоссарий, а после каждой лекции даны контрольные вопросы. Тестовые задания расположены в конце основного раздела 2.

Составной частью данного пособия является Приложение, где содержится наглядный иллюстративный материал по разным темам курса, включая презентацию.

Со стороны оформления текста лекций следует пояснить: в качестве разделителей внутри текста лекций использованы пронумерованные подзаголовки и ненумерованные – «фонарики». Наряду с ними применён полужирный шрифт для смыслового выделения отдельных терминов, имён и названий.

В электронном учебном пособии содержится систематическое изложение основ истории транспорта в России. Рассмотрены вопросы развития видов транспортных средств и систем, их взаимодействия и технического и межкультурного взаимодействия.

Цель электронного учебного пособия – сформировать у обучающихся системные знания в области теории и практики транспортных коммуникаций, развить общекультурные и профессиональные компетенции, позволяющие в будущем осуществлять профессиональную деятельность.

Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных историко-технических исследований, включая современные публикации. Предметом изложения стала информацией об основных видах массового транспорта в России XVIII – начала ХХI веков. Таковы рамки данного курса лекций. Дополнительные сведения о других видах транспортных средств можно получить из базового Учебника и электронных ресурсов (см. подробнее обзор литературы в конце Лекции 1.1., а также Библиографический список после Заключения)

Электронное учебное пособие включает общий глоссарий, а после каждой лекции даны контрольные вопросы. Тестовые задания расположены в конце основного раздела 2.

Составной частью данного пособия является Приложение, где содержится наглядный иллюстративный материал по разным темам курса, включая презентацию.

Со стороны оформления текста лекций следует пояснить:  в качестве разделителей внутри текста лекций использованы пронумерованные подзаголовки и ненумерованные – «фонарики». Наряду с ними применён полужирный шрифт для смыслового выделения отдельных терминов, имён и названий.

 

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
История транспорта России

1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Дисциплина «История транспорта России» относится Вариативной части учебного плана  бакалавриата 23.03.01 "Технология транспортных процессов", профиль: "Организация перевозок и управление на водном транспорте"  и изучается на 1 курсе во 2 семестре по очно/заочной форме обучения.

       Дисциплина базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин «История», «Введение в специальность», «Социология и политология» по программам бакалавриата.

При освоении данной дисциплины учитываются «входные знания» и умения при освоении предшествующих частей образовательной программы.

       Материал пособия рассчитан на установление логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими дисциплинами учебного плана или практиками.

Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующей для таких специальных предметов, как «География водных путей», «Современные проблемы транспортной науки, техники и технологии», «История мореплавания», «Энергетические установки и электрооборудование судов», «Организация перевозок и управление на транспорте», «Транспортная логистика» и других.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- главные исторические факты, даты, события и имена деятелей транспортной сферы России и зарубежных стран

- основные научные термины из данной дисциплины

- понятия, характеризующие историческую эволюцию водных и других транспортных средств

- движущие силы и закономерности историко-технического процесса

- место и роль технических специалистов в историческом процессе общества

- основные этапы истории транспортных коммуникаций нашей страны.

Уметь:

- применять методы познания истории транспортных средств и флота

- сравнивать и анализировать оценки развития отечественных транспортных систем

- анализировать и оценивать социальную информацию, корректировать свою деятельность с учётом результатов этого анализа.

 

Владеть:

- знаниями хронологии мировых транспортных средств и истории транспорта России

- разными видами периодизаций всемирной и отечественной транспортной сферы

- навыками методов изучения истории сухопутных и других видов транспорта

- методологией историко-технического познания.

3. Объем дисциплины по видам учебных занятий.

Объем дисциплины составляет   2  зачетных единиц; всего 72   часа, из которых по очной форме        17   часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (   17   часов – занятия лекционного типа; по очно-заочной/заочной форме
       17 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (17      часов – занятия лекционного типа,  часа – практические занятия/.

 

 


ГЛОССАРИЙ

 

Авиационная инфраструктура — аэродромы; аэропорты; объекты единой системы организации воздушного движения; центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности; объекты хранения авиационной техники; центры и оборудование для подготовки летного состава; другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника.
Авиация — государственная авиация (государственная военная авиация и государственная авиация специального назначения); гражданская авиация; экспериментальная авиация, авиационная промышленность; авиационная инфраструктура. Является единой системой организации воздушного движения и авиационной техники.
Автоматизированные системы управления (АСУ) — это человеко-машинные комплексы, меняющие характер управленческого труда за счёт вычислительной техники и средств оргсвязи. В составе АСУ железнодорожного и других видов транспорта действуют подсистемы — оперативного управления перевозками, управления финансовой деятельностью, материально-техническим снабжением и т. д.
Автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения как её технологической частью.
Адмиралтейство — (в прошлом) место постройки и оборудования военных судов.
Аэродром — участок земли или акватория с расположенными на них зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Аэропорт — комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование.
Балкер — однопалубное судно для перевозки навалочно-насыпных грузов.
Барк — большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение.
Барка — речное несамоходное грузовое судно, буксируемое с помощью людской или конной тяги.
Безопасность транспортного средства — состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.
Бечевник — сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми судов на канате (обычно несамоходных барж), называемом бечевой.
Буксир — самоходное судно для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений.
Вагон — (английское слово) означает: повозка открытого или закрытого типа для перевозки грузов и пассажиров, оборудованная в составе поезда. Оборудование вагонов должно обеспечивать безопасность движения поезда при максимальной скорости, сохранность грузов, комфортность для пассажиров.
Верста — вышедшая из употребления мера расстояния, применявшаяся до введения метрической системы в 1918 г. Верста равна 1,0668 км.
Верфь — предприятие для постройки кораблей.
Воздушная линия — установленная линия, определяющая пункты, между которыми осуществляются регулярные воздушные перевозки.
Вокзал — здание или комплекс зданий на железнодорожной станции для обслуживания пассажиров, размещения оборудования и персонала, обеспечивающего организацию пассажирских перевозок, управление движением поездов и другие служебные функции.
Волок — участок суши, обычно с перевалом, между двумя озерами или реками, через который тащили суда «волоком».
Высокоскоростное движение — специализированные пассажирские линии, приспособленные к движению пассажирских поездов со скоростью 300-350 км/ч.
Грузооборот — основной показатель работы транспорта. Исчисляется как произведение количества перевезенного груза (в т) и расстояния перевозки (в км).
Дедвейт — полная грузоподъемность транспортного корабля (разность между водоизмещением с полным грузом и порожнем).
Дилижанс (в переводе с французского «скорый экипаж») — далекий предшественник современного междугороднего автобуса.
Думпкар — железнодорожный полувагон для перевозки сыпучих грузов (руды), оборудованный пневматическим или гидравлическим механизмом для разгрузки.
Железная дорога — это рельсовый путь, предназначенный для подвижного состава.
Искусственные сооружения — а) сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, трубы, водоотводные устройства, галереи, подпорные стены и др.
Искусственные сооружения — б) собирательное название совокупности строений, заменяющих земляное полотно на пересечении с различными преградами или дополняющих его с целью усиления, защиты от неблагоприятных внешних воздействий, явлений природы (мосты, виадуки, путепроводы, эстакады, водопропускные трубы, тоннели, галереи, подпорные стены).
Кабестан — механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к завезенному вперед по ходу движения якорю или грузу.
Каботаж — плавание судов между портами одной страны (одного моря).
Канал — искусственная водная артерия, предназначенная для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды.
Киль — основная продольная днищевая балка в диаметральной плоскости корабля.
Клинкерная обшивка — обшивка деревянных судов внахлест (кромка на кромку, в отличие от обшивки вгладь.)
Колесные транспортные средства (КТС) или автотранспортные средства (АТС) — механические транспортные средства и прицепы, легковые и грузовые автомобили, автобусы для эксплуатации на дорогах.
Компоненты транспортного средства — составные части конструкции транспортного средства, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Конка — пассажирский вагон конно-железной дороги.
Коноводка — большая барка, приводимая в движение конной тягой.
Контактная сеть (на наземном транспорте), контактный рельс (в метрополитене) — техническое сооружение электрифицированных железных дорог и других видов транспорта (метро, трамвая, троллейбуса), служащее для передачи электроэнергии с тяговых подстанций на электроподвижной состав.
Лихтер — разновидность баржи, грузовое несамоходное безэкипажное однотрюмное морское судно с водонепроницаемым люковым закрытием, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов и для беспричальных грузовых операций при погрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт.
Лихтеровоз — специализированное судно для перевоза груза в лихтерах.
Магистраль — всякая главная линия по отношению к отходящим от нее второстепенным линиям; железная дорога общегосударственного значения с надлежащим техническим оснащением и высокой провозной способностью, выполняющая перевозки больших объемов.
Маршрутизация перевозок — система отправления грузов маршрутами (целым составом поезда) с одной или нескольких железнодорожных станций в пункты выгрузки, расположенные в одном районе.
Международный аэропорт — аэропорт, открытый для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором в установленном законодательством Российской Федерации порядке функционирует пункт пропуска через государственную границу РФ.
Навигация — период времени в году, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.
Омнибус («линейка») — общественный (или публичный) экипаж (вид повозки).
Осадка судна — глубина погружения корабля или судна в воду.
Остойчивость — свойство судна плавать, не теряя положения равновесия.
Пантограф (токоприемник) — электрический аппарат для создания контакта электрического оборудования электроподвижного состава с контактной сетью.
Паровоз — локомотив с паросиловой установкой. Она обеспечивает нагревание и сжатие пара, что сообщает необходимую силу тяги для движения паровоза по рельсам. Энергия нагретого пара преобразуется в механическую энергию, а затем через кривошипно-шатун- ный механизм переходит в энергию вращения паровозных колес. Для получения пара нужны вода, топливо и смазка, которые размещаются в тендере паровоза.
Пароход — судно, оснащенное поршневой паровой машиной или турбиной в качестве двигателя.
Промышленный переворот — резкое преобразование производительных сил, которое способствовало переходу от ручного труда к машинной технике и от мануфактуры к фабрике, а также быстрому росту промышленной буржуазии и кадрового промышленного пролетариата. В России — с первой половины XIX в. до начала 80-х гг. XIX в. Привел к утверждению капитализма.
Путепровод — сооружение мостового типа для пересечения в разных уровнях двух железных или железной и автомобильной дорог.
Рельсошлифовщик — трамвайный вагон специального назначения, предназначенный для шлифовки рельсов.
Тепловоз — локомотив, оснащенный двигателем внутреннего сгорания, как правило, дизельным. Дизель преобразует энергию жидкого топлива в механическую, затем от коленчатого вала вращение передается на колеса. Тепловозы подразделяются на грузовые, пассажирские, универсальные и маневровые.
Теплоход — судно, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания.
Техническое состояние — совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров транспортного средства, определяющая возможность его применения по назначению.
Тип транспортного средства — транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.
Фальшборт — ограждение по краям наружной палубы судна, представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды.
Фрахт — плата за перевозку груза морским путем.
Ширина колеи — расстояние между рабочими гранями го- ловок рельсов, являющееся основной характеристикой колеи.
Шпангоут — поперечный брус, ребро корпуса судна, служащее основой для обшивки.
Эксплуатация транспортного средства — стадия цикла существования колесного ТС, в период которого реализуется, поддерживается и восстанавливается качество ТС.
Электрификация — широкое внедрение в народное хозяйство электрической энергии, вырабатываемой на электростанциях, объединенных линиями электропередачи в энергосистемы; перевод железных дорог на электрическую тягу и создание новых электрических железных дорог.
Электровоз — локомотив, приводимый в движение электродвигателями. Электрическую энергию получает из контактной сети (провода).
Эскалатор — в метрополитене подъемно-транспортная машина в виде наклоненной на 30–35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.023 с.)