Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Вводные теоретические основания курсаСтр 1 из 11Следующая ⇒
Оглавление введение …………………………………………………………………………………. 3 аннотация дисциплины …………………………………………………………. 5 глоссарий ……………………………………………………………………………….. 7 Раздел 1. Вводные теоретические основания курса лекция 1.1. общее понятие о транспорте и характере его изучения ……………. 12 Контрольные вопросы ……………………………………………………………………. 18 Тестирование ……………… ………………………………………………………………. 19 Раздел 2. Виды транспорта и особенности их развития лекция 2.2. Речной транспорт ……….…...…………………………………….. 21 Контрольные вопросы …………………………………………………………………… 36 лекция 2.3. морской транспорт ………………………………………………. 37 Контрольные вопросы ……………………………………………………………………. 80 лекция 2.4. железнодорожный транспорт ………….…………………… 81 Контрольные вопросы ……………………………………………………………………. 98 лекция 2.5. Городской транспорт и дорожная отрасль …………... 99 Контрольные вопросы …………………………………………………………………… 111 лекция 2.6. гражданская Авиация ……….…………………..…………...... 112 Контрольные вопросы …………………………………………………………………… 123 Лекция 2.7. Проблемы РАЗВИТИЯ И КООРДИНАЦИИ РАБОТЫ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА 124 Контрольные вопросы к лекции 2.7..……………………………………………………. 130 Тестирование по разделу 2 …….. ………………………………………………………… 131 заключение …………………………………………………………………………… 138 Библиографический список …………………………………………………. 139
ВВЕДЕНИЕ Электронное учебное пособие по дисциплине «История транспорта России» направлено на формирование универсальных /общепрофессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВО) по направлению бакалавриата 23.03.01 "Технология транспортных процессов".
ОК-5 - Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах; 1ОК- 5 Знать: основные периоды становления и развития транспортной отрасли России; 2ОК-5 Уметь: обосновывать и выражать свою позицию раскрывающую роль и знание транспорта в истории развития страны;.
3ОК-5 Владеть: терминологией и научно-справочным аппаратом транспортной отрасли;
Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению бакалавриата 23.03.01 "Технология транспортных процессов", профиль: "Организация перевозок и управление на водном транспорте".Пособие может быть использовано при изучении других дисциплин, направленных на формирование общепрофессиональных компетенций. В электронном учебном пособии содержится систематическое изложение основ истории транспорта в России. Рассмотрены вопросы развития видов транспортных средств и систем, их взаимодействия и технического и межкультурного взаимодействия. Цель электронного учебного пособия – сформировать у обучающихся системные знания в области теории и практики транспортных коммуникаций, развить общекультурные и профессиональные компетенции, позволяющие в будущем осуществлять профессиональную деятельность. Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных историко-технических исследований, включая современные публикации. Предметом изложения стала информацией об основных видах массового транспорта в России XVIII – начала ХХI веков. Таковы рамки данного курса лекций. Дополнительные сведения о других видах транспортных средств можно получить из базового Учебника и электронных ресурсов (см. подробнее обзор литературы в конце Лекции 1.1., а также Библиографический список после Заключения) Электронное учебное пособие включает общий глоссарий, а после каждой лекции даны контрольные вопросы. Тестовые задания расположены в конце основного раздела 2. Составной частью данного пособия является Приложение, где содержится наглядный иллюстративный материал по разным темам курса, включая презентацию. Со стороны оформления текста лекций следует пояснить: в качестве разделителей внутри текста лекций использованы пронумерованные подзаголовки и ненумерованные – «фонарики». Наряду с ними применён полужирный шрифт для смыслового выделения отдельных терминов, имён и названий.
В электронном учебном пособии содержится систематическое изложение основ истории транспорта в России. Рассмотрены вопросы развития видов транспортных средств и систем, их взаимодействия и технического и межкультурного взаимодействия. Цель электронного учебного пособия – сформировать у обучающихся системные знания в области теории и практики транспортных коммуникаций, развить общекультурные и профессиональные компетенции, позволяющие в будущем осуществлять профессиональную деятельность. Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных историко-технических исследований, включая современные публикации. Предметом изложения стала информацией об основных видах массового транспорта в России XVIII – начала ХХI веков. Таковы рамки данного курса лекций. Дополнительные сведения о других видах транспортных средств можно получить из базового Учебника и электронных ресурсов (см. подробнее обзор литературы в конце Лекции 1.1., а также Библиографический список после Заключения) Электронное учебное пособие включает общий глоссарий, а после каждой лекции даны контрольные вопросы. Тестовые задания расположены в конце основного раздела 2. Составной частью данного пособия является Приложение, где содержится наглядный иллюстративный материал по разным темам курса, включая презентацию. Со стороны оформления текста лекций следует пояснить: в качестве разделителей внутри текста лекций использованы пронумерованные подзаголовки и ненумерованные – «фонарики». Наряду с ними применён полужирный шрифт для смыслового выделения отдельных терминов, имён и названий.
АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 1. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Дисциплина «История транспорта России» относится Вариативной части учебного плана бакалавриата 23.03.01 "Технология транспортных процессов", профиль: "Организация перевозок и управление на водном транспорте" и изучается на 1 курсе во 2 семестре по очно/заочной форме обучения. Дисциплина базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин «История», «Введение в специальность», «Социология и политология» по программам бакалавриата. При освоении данной дисциплины учитываются «входные знания» и умения при освоении предшествующих частей образовательной программы. Материал пособия рассчитан на установление логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими дисциплинами учебного плана или практиками. Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующей для таких специальных предметов, как «География водных путей», «Современные проблемы транспортной науки, техники и технологии», «История мореплавания», «Энергетические установки и электрооборудование судов», «Организация перевозок и управление на транспорте», «Транспортная логистика» и других.
2. Планируемые результаты обучения по дисциплине. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: - главные исторические факты, даты, события и имена деятелей транспортной сферы России и зарубежных стран - основные научные термины из данной дисциплины - понятия, характеризующие историческую эволюцию водных и других транспортных средств - движущие силы и закономерности историко-технического процесса - место и роль технических специалистов в историческом процессе общества - основные этапы истории транспортных коммуникаций нашей страны. Уметь: - применять методы познания истории транспортных средств и флота - сравнивать и анализировать оценки развития отечественных транспортных систем - анализировать и оценивать социальную информацию, корректировать свою деятельность с учётом результатов этого анализа.
Владеть: - знаниями хронологии мировых транспортных средств и истории транспорта России - разными видами периодизаций всемирной и отечественной транспортной сферы - навыками методов изучения истории сухопутных и других видов транспорта - методологией историко-технического познания. 3. Объем дисциплины по видам учебных занятий. Объем дисциплины составляет 2 зачетных единиц; всего 72 часа, из которых по очной форме 17 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем ( 17 часов – занятия лекционного типа; по очно-заочной/заочной форме
ГЛОССАРИЙ
Его изучения Как представить общее понятие о транспорте и необходимости его существования? Рассуждая обобщённо, для физического существования людей после пищи, одежды, жилья – необходим и транспорт. Так как без перемещения человека, его орудий и предметов труда невозможна никакая целесообразная деятельность. Неслучайно возник древний латинский афоризм, что гласит: «Vita est via» – «Жизнь есть дорога». Отсюда следует общая мотивировка освоения курса – это необходимость изучения опыта предшествующих достижений данной отрасли, что важно для понимания логики и тенденций развития техники, технологий и транспортных средств, как в прошлом, так в настоящем и в будущем. Данная межпредметная сфера имеет огромную историю развития. Исходные её дефиниции и положения таковы. «Транспорт» от латинского «trans – «через, между», «porto» – означает «переношу, перемещаю через расстояние». То есть это отрасль материального производства по перемещению пассажиров и грузов. Безусловно, транспортная сфера для общества – важный социально-экономический фактор, а для государства – значимый стратегический ресурс. В понятия транспорта также включают такие основные элементы: А) Термин «Инфраструктура» – обозначает транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, склады, мастерские и так далее); Б) «Управление транспортными средствами» (сигналы светофора, стрелки на железнодорожных путях, системы управление полетами и т. д.); В) Виды конкретных транспортных средств. Исходя из разнообразия видов, по назначению транспорт разделяют на категории: 1) общего пользования (обслуживание сферы обращения и населения), 2) транспорт необщий (то есть ведомственный: движение грузов внутри производства), 3) транспорт личного пользования (легковые автомобили, велосипеды, яхты и так далее). В целом транспортная сфера играет важную роль в социальной и общественной жизни страны, отражает уровень научно-технических познаний, уровень эффективности перевозок, степень сервиса-комфорта и культурные запросы населения. Специалистам-транспортникам следует учитывать названные показатели. Этим и обусловлено внимание к тематике данного курса лекций. Таким образом, история транспорта – это самостоятельный раздел исторической и технической науки, который изучает происхождение транспорта в его многообразии, как совокупность средств передвижения людей и грузов по мере развития общества. Теоретические основания данного курса Материал по истории транспорта строится на соединении технической информации и гуманитарных сведений, что составляет единое знание о разных сторонах развития транспортной области. По-видимому, развитие средств передвижения с древних времен до наших дней могло способствовать улучшению деятельности и жизни людей. Многоплановость изучаемого курса Истории транспорта России (ИТР) выражается в том, что эволюция сухопутных и водных подвижных средств неразрывно связана: а) с историей страны и её водных и наземных коммуникаций, б) с основными этапами развития транспортной инфраструктуры и средств связи, в) со сферой среднего специального и высшего профессионального образования на транспорте, г) с методами организации и управления различными транспортными процессами и системами. Причём, среди всех других понятий транспортных отраслей особое значение имеет категория «водный транспорт». В плане геополитическом надо принять во внимание следующий фактор. Внешние границы нашей страны омывают воды трёх океанов и 13 морей. Россия – великая морская держава не только в силу географического положения, но и благодаря своему исторически сложившемуся значительному водному флоту. Названные обстоятельства требует дать дополнительные дефиниции. «Водный транспорт» – это комплекс материально-технических средств для обеспечения процесса перемещения людей и грузов по водным акваториям. То есть это отрасль народного хозяйства для перевозки грузо- и пассажиро-потоков с соответствующим сервисом на водном транспорте. Водный флот имеет преимущества сравнительно с другими видами транспорта. Морской и речной транспорт более экономичны при массовых перевозках за счёт бóльшей грузоподъёмности. Так один (1) теплоход типа «Волго-Дон» перевозит 5 тыс. т. грузов. А по железной дороге для такой перевозки грузов потребуется 4 железнодорожных состава. В качестве наглядного материала по характеристике особенностей данной отрасли см. материал презентации «Морской и речной транспорт» (См. Приложение «Наглядный материал курса История транспорта России», ссылка № 1.1, кадры № 1-4). Неслучайно профильным образованием в ГУМРФ востребовано изучение водно-транспортной сферы. Исходя из этого, необходимо определить понятия: «Флот» (с франц. flotte) есть сумма плавательных средств разных видов (грузовой, промысловый флот, ВМФ), судов определённого типа (парусный флот, дизельный флот). В военном смысле флот – оперативно-стратегическое объединение Военно-морских сил государств, назначенное для военных операций на водном театре военных действий. Характерно и то, что именно водный транспорт является более древним. В основе эволюций флота и его истории – определение факторов и условий его развития, а также результаты судостроения и характер перевозок. Так немаловажно учесть природно-географический фактор: именно речная сеть и морские побережья являлись условием для роста разных цивилизаций. Данное обстоятельство общественно-исторического характера связано в дальнейшем с развитием общественных форм и повлияло на совершенствование транспортных средств. Итак, объектная сфера изучения данного курса ИТР охватывает всю совокупность отраслей транспортной сферы России, как составной части всемирной истории. Частью данного объекта является предмет истории транспорта в нашей стране. Учитывая названные определения и факторы, в настоящем лектории основное содержание и внимание предмета курса направлено не столько на техническую и не на военно-боевую сторону в истории транспорта и флота, а на их культурно-исторические особенности в нашей стране. Иначе говоря, предмет познания данного курса заключается в выявлении той информации по развитию отраслей транспортной сферы, что характеризует её факты и роль в развитии региональных хозяйственно-экономических комплексов России, в создании территориального единства страны и её технических и социально-культурных коммуникаций. Отмеченное даёт основания утверждать: курс Истории транспорта может являться своеобразным мостиком, соединяющим технические и гуманитарные науки, то есть технику и историю, что образуют между собой диалектическое единство. Со стороны дальнейшей методологической характеристики отметим, что область изучения истории техники выявляет ряд объективных закономерностей. Одной из опор при изучении транспортной истории является принцип соответствующей периодизации. Среди видов периодизации выделяют: 1) общие; 2) частные. 1) В основе общего разделения на периоды лежит зависимость состояния транспортных средств от уровня и характера производства общества на определённом этапе. К подобным зависимостям относится и выработка, как общих, так и частных периодизаций развития транспорта мирового и в России. Так к характеристике всемирной истории двигательных средств имеет значение таблица «Рубежи в развитии всемирного транспорта» (см. Приложения «Наглядный материал курса История транспорта России» диаграмма 1.2). Материал диаграммы основан на систематизации видов транспортных средств в зависимости от их подвижных качеств. В целом характер развития транспортных средств соответствует основным эпохам человечества: первобытное общество, Древний мир, Античность, Средневековье, Новое время и т. д. В порядке уточнения выделяют такие общие периоды развития техники: а) донаучный период; б) период зарождения технических наук; в) «классический»; г) период Научно-технического прогресса. 2) Среди частных видов периодизации выделяют: А) разделение эпох по способам двигательной тяги (мускульная, механическая и другие). В качестве примеров: пешие переходы людей, гужевое передвижение посредством животных, самосплав по рекам и каналам, гребля, использование парусного вооружения и т. д. Б) Для воднотранспортной сферы важен критерий зависимости от состояния водных путей. Так в истории водных сообщений России выделяют четыре основных этапа развития водных путей (см. Приложение «Наглядный материал курса История транспорта России», табл. 1.3). I-ый этап: становление в России водных путей. Они используются в естественном состоянии (природное русло, с применением бурлацкой или конной тяги и т.п.). II-й этап (с XVIII в): создаются искусственные водные пути (шлюзованные реки, судоходные каналы, водохранилища), углубляют русла. III-й этап (советский период): создана Единая глубоководная система водных путей Европейской части РФ, соединившей Балтийское, Белое, Черное и Каспийское моря. На IV-м этапе водные пути используют как элементы международных транспортных коридоров. Периодизация собственно эволюции транспорта и флота нашей страны также вполне соответствует делению на периоды исторического развития. Например, это периоды Руси Киевской и Московии; эпоха реформ Петра; Х1Х век – начало ХХ в.; период 1-й мировой и гражданской войн; Великой Отечественной войны; послевоенный этап и т. д. Таким образом, деление истории транспорта мирового и российского основывается на разных критериях и включает многие виды периодизаций. Из методов изучения и функций курса целесообразно назвать: - А) Общие методы. 1) Дескриптивный (описание и пересказ событий последовательно). 2) Ретроспективный (угол изучения направлен в прошлое). 3) Сравнительный (одинаковых и разных видов транспорта). 4) Системный (стремление рассматривать все явления как составные элементы разных взаимосвязанных подсистем). 5) Комплексный (рассматривать события и образцы техники как результат действия многих разнообразных элементов и факторов). - Б) Среди частных методов можно выделить статистический анализ по транспортным отраслям. Это вспомогательные дисциплины (к примеру, метод историко-технического анализа библиографии). Из специальных дисциплин – каронимика (от греческого "карабос" – корабль, "онома" – имя). Так название судна или другого транспортного средства является отражением истории, политики, нравов и вкусов определенной эпохи. Оно несет в себе информацию о национальном сознании, а часто и о бывшем общественно-политическом строе. Функции транспортной истории: 1) Познавательная (освещение фактов и событий данной области); 2) Развития социальной памяти (знаний о предшественниках в изучаемой отрасли); 3) Воспитательная (формирование гражданских позиций в оценке научно-технических достижений и при выполнении транспортом военно-политических задач). 4) Функция практически-профессиональная (способствовать закреплению знаний и навыков в характеристике и оценке показателей развития сфер разного транспорта). 5) Прогностическая функция (выявление закономерностей и тенденций развития транспортной сферы). Вкратце об историографии, то есть специальной литературе по теме ИТР. Она имеет давние истоки. Ещё из Древней Греции известны описания путешествий, например, Геродота. Позже – арабских и с XIII-XV веков – европейских путешественников по разным частям мира. Таково, например, «Хождение за три моря» А. Никитина. С ХVIII и до начала ХХ веков в России это работы географов и справочники-путеводители для переселения из России в восточную Азию. Также есть немало работ о походах древних славян «за море», о пользовании «волоков» между реками (М.В. Ломоносова, Г.Е. Вернадского, Б. Курбатова). Для советского периода характерны обзорные и специальные труды. Это сводная информация в «Большой советской энциклопедии» и в «Советской исторической энциклопедии», что раскрывает роль транспорта в развитии экономики и государства СССР. Для следующего периода вехой стала «Большая энциклопедия транспорта» (в 8 т. СПб., 1998), содержащая краткие статьи о типах и видах разных транспортных средств в мире и в России, даёт сведения о разных технологиях на транспорте. Но обобщающих для студентов описаний не имелось. Из числа разных работ отметим монографию «Транспортная коммуникация в истории аграрных миграций России...» (СПб., 2010), где отражены проблемы изучения переселенческого движения страны Х1Х-ХХ веков при посредстве разных видов прошлого транспорта. Среди других трудов наиболее значимы учебные издания: В.С. Геманов («История российского флота»); Н.А. Кудрявцев и В. Германчук («Русское торговое судоходство IX-XX вв.») и иные. Базовым для данного курса является издание: А.Ш. Айзатулова, М.Ю. Алексеева и других «История транспорта России... - М., 2018». Данный учебник посвящён перечню фактографии из прошлого и современности всех видов транспорта России. Это издание полезно для подготовки кадров транспортной отрасли. [В тексте нашего интерактивного курса лекций приводятся ссылки на названное издание как на «Учебник».] Таким образом, литература по истории транспорта благодаря трудам российских и зарубежных специалистов даёт понимание той истины, что технические средства перемещения России – это неотъемлемая часть мировой истории техники. Таковы самые общие характеристики транспортной сферы, а также основное содержание и особенности данного курса ИТР.
Контрольные вопросы к разделу 1 1. В чём заключается необходимость изучения опыта предыдущих поколений деятелей и техники транспортной области? ((Ответ: для создания новых возможностей современной высококачественной техники, использования прогрессивных технологий и др.)) 2. По какому критерию систематизированы виды всемирного
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.069 с.) |