Раздел 1. Вводные теоретические основания курса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 1. Вводные теоретические основания курса



Оглавление

введение …………………………………………………………………………………. 3

аннотация дисциплины …………………………………………………………. 5

глоссарий  ……………………………………………………………………………….. 7

Раздел 1. Вводные теоретические основания курса

лекция 1.1. общее понятие о транспорте и характере его изучения …………….   12

Контрольные вопросы  ……………………………………………………………………. 18

Тестирование ……………… ……………………………………………………………….   19

Раздел 2. Виды транспорта и особенности их развития

лекция 2.2. Речной транспорт ……….…...……………………………………..   21

Контрольные вопросы …………………………………………………………………… 36

лекция 2.3. морской транспорт ……………………………………………….   37

Контрольные вопросы ……………………………………………………………………. 80

лекция 2.4. железнодорожный транспорт ………….……………………   81

Контрольные вопросы ……………………………………………………………………. 98

лекция 2.5. Городской транспорт и дорожная отрасль …………... 99

Контрольные вопросы …………………………………………………………………… 111

лекция 2.6. гражданская Авиация ……….…………………..…………......   112

Контрольные вопросы …………………………………………………………………… 123

Лекция 2.7. Проблемы РАЗВИТИЯ И КООРДИНАЦИИ РАБОТЫ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ТРАНСПОРТА                                                                          124

Контрольные вопросы к лекции 2.7..……………………………………………………. 130

Тестирование по разделу 2 …….. …………………………………………………………  131

заключение  …………………………………………………………………………… 138

Библиографический список …………………………………………………. 139

 

 


ВВЕДЕНИЕ

       Электронное учебное пособие по дисциплине «История транспорта России» направлено на формирование универсальных /общепрофессиональных компетенций в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВО) по направлению бакалавриата 23.03.01 "Технология транспортных процессов".

 

     ОК-5 - Способен воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах;

     1ОК- 5 Знать: основные периоды становления и развития транспортной отрасли России;

    2ОК-5 Уметь: обосновывать и выражать свою позицию раскрывающую роль и знание транспорта в истории развития страны;.

     3ОК-5 Владеть: терминологией и научно-справочным аппаратом транспортной отрасли;  

                                                                                                       

       Электронное учебное пособие предназначено для обучающихся по направлению бакалавриата 23.03.01 "Технология транспортных процессов", профиль: "Организация перевозок и управление на водном транспорте".Пособие может быть использовано при изучении других дисциплин, направленных на формирование общепрофессиональных компетенций. В электронном учебном пособии содержится систематическое изложение основ истории транспорта в России. Рассмотрены вопросы развития видов транспортных средств и систем, их взаимодействия и технического и межкультурного взаимодействия.

Цель электронного учебного пособия – сформировать у обучающихся системные знания в области теории и практики транспортных коммуникаций, развить общекультурные и профессиональные компетенции, позволяющие в будущем осуществлять профессиональную деятельность. Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных историко-технических исследований, включая современные публикации. Предметом изложения стала информацией об основных видах массового транспорта в России XVIII – начала ХХI веков. Таковы рамки данного курса лекций. Дополнительные сведения о других видах транспортных средств можно получить из базового Учебника и электронных ресурсов (см. подробнее обзор литературы в конце Лекции 1.1., а также Библиографический список после Заключения)

              Электронное учебное пособие включает общий глоссарий, а после каждой лекции даны контрольные вопросы. Тестовые задания расположены в конце основного раздела 2.

Составной частью данного пособия является Приложение, где содержится наглядный иллюстративный материал по разным темам курса, включая презентацию.

Со стороны оформления текста лекций следует пояснить: в качестве разделителей внутри текста лекций использованы пронумерованные подзаголовки и ненумерованные – «фонарики». Наряду с ними применён полужирный шрифт для смыслового выделения отдельных терминов, имён и названий.

В электронном учебном пособии содержится систематическое изложение основ истории транспорта в России. Рассмотрены вопросы развития видов транспортных средств и систем, их взаимодействия и технического и межкультурного взаимодействия.

Цель электронного учебного пособия – сформировать у обучающихся системные знания в области теории и практики транспортных коммуникаций, развить общекультурные и профессиональные компетенции, позволяющие в будущем осуществлять профессиональную деятельность.

Содержание данного электронного учебного пособия соответствует рабочей программе дисциплины и основано на материалах отечественных и зарубежных историко-технических исследований, включая современные публикации. Предметом изложения стала информацией об основных видах массового транспорта в России XVIII – начала ХХI веков. Таковы рамки данного курса лекций. Дополнительные сведения о других видах транспортных средств можно получить из базового Учебника и электронных ресурсов (см. подробнее обзор литературы в конце Лекции 1.1., а также Библиографический список после Заключения)

Электронное учебное пособие включает общий глоссарий, а после каждой лекции даны контрольные вопросы. Тестовые задания расположены в конце основного раздела 2.

Составной частью данного пособия является Приложение, где содержится наглядный иллюстративный материал по разным темам курса, включая презентацию.

Со стороны оформления текста лекций следует пояснить:  в качестве разделителей внутри текста лекций использованы пронумерованные подзаголовки и ненумерованные – «фонарики». Наряду с ними применён полужирный шрифт для смыслового выделения отдельных терминов, имён и названий.

 

АННОТАЦИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
История транспорта России

1. Место дисциплины в структуре образовательной программы.

Дисциплина «История транспорта России» относится Вариативной части учебного плана  бакалавриата 23.03.01 "Технология транспортных процессов", профиль: "Организация перевозок и управление на водном транспорте"  и изучается на 1 курсе во 2 семестре по очно/заочной форме обучения.

       Дисциплина базируется на знаниях и умениях, полученных студентами при изучении дисциплин «История», «Введение в специальность», «Социология и политология» по программам бакалавриата.

При освоении данной дисциплины учитываются «входные знания» и умения при освоении предшествующих частей образовательной программы.

       Материал пособия рассчитан на установление логической и содержательно-методической взаимосвязи с другими дисциплинами учебного плана или практиками.

Освоение данной дисциплины необходимо как предшествующей для таких специальных предметов, как «География водных путей», «Современные проблемы транспортной науки, техники и технологии», «История мореплавания», «Энергетические установки и электрооборудование судов», «Организация перевозок и управление на транспорте», «Транспортная логистика» и других.

 

2. Планируемые результаты обучения по дисциплине.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- главные исторические факты, даты, события и имена деятелей транспортной сферы России и зарубежных стран

- основные научные термины из данной дисциплины

- понятия, характеризующие историческую эволюцию водных и других транспортных средств

- движущие силы и закономерности историко-технического процесса

- место и роль технических специалистов в историческом процессе общества

- основные этапы истории транспортных коммуникаций нашей страны.

Уметь:

- применять методы познания истории транспортных средств и флота

- сравнивать и анализировать оценки развития отечественных транспортных систем

- анализировать и оценивать социальную информацию, корректировать свою деятельность с учётом результатов этого анализа.

 

Владеть:

- знаниями хронологии мировых транспортных средств и истории транспорта России

- разными видами периодизаций всемирной и отечественной транспортной сферы

- навыками методов изучения истории сухопутных и других видов транспорта

- методологией историко-технического познания.

3. Объем дисциплины по видам учебных занятий.

Объем дисциплины составляет   2  зачетных единиц; всего 72   часа, из которых по очной форме        17   часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (   17   часов – занятия лекционного типа; по очно-заочной/заочной форме
       17 часов составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (17      часов – занятия лекционного типа,  часа – практические занятия/.

 

 


ГЛОССАРИЙ

 

Авиационная инфраструктура — аэродромы; аэропорты; объекты единой системы организации воздушного движения; центры и пункты управления полетами летательных аппаратов, пункты приема, хранения и обработки информации в области авиационной деятельности; объекты хранения авиационной техники; центры и оборудование для подготовки летного состава; другие используемые при осуществлении авиационной деятельности сооружения и техника.
Авиация — государственная авиация (государственная военная авиация и государственная авиация специального назначения); гражданская авиация; экспериментальная авиация, авиационная промышленность; авиационная инфраструктура. Является единой системой организации воздушного движения и авиационной техники.
Автоматизированные системы управления (АСУ) — это человеко-машинные комплексы, меняющие характер управленческого труда за счёт вычислительной техники и средств оргсвязи. В составе АСУ железнодорожного и других видов транспорта действуют подсистемы — оперативного управления перевозками, управления финансовой деятельностью, материально-техническим снабжением и т. д.
Автомобильная дорога — это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы и дорожные сооружения как её технологической частью.
Адмиралтейство — (в прошлом) место постройки и оборудования военных судов.
Аэродром — участок земли или акватория с расположенными на них зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Аэропорт — комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование.
Балкер — однопалубное судно для перевозки навалочно-насыпных грузов.
Барк — большое парусное судно с прямыми парусами на всех мачтах, кроме кормовой (бизань-мачты), несущей косое парусное вооружение.
Барка — речное несамоходное грузовое судно, буксируемое с помощью людской или конной тяги.
Безопасность транспортного средства — состояние, характеризуемое совокупностью параметров конструкции и технического состояния транспортного средства, обеспечивающих недопустимость или минимизацию риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде.
Бечевник — сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми судов на канате (обычно несамоходных барж), называемом бечевой.
Буксир — самоходное судно для буксировки и кантовки других судов и плавучих сооружений.
Вагон — (английское слово) означает: повозка открытого или закрытого типа для перевозки грузов и пассажиров, оборудованная в составе поезда. Оборудование вагонов должно обеспечивать безопасность движения поезда при максимальной скорости, сохранность грузов, комфортность для пассажиров.
Верста — вышедшая из употребления мера расстояния, применявшаяся до введения метрической системы в 1918 г. Верста равна 1,0668 км.
Верфь — предприятие для постройки кораблей.
Воздушная линия — установленная линия, определяющая пункты, между которыми осуществляются регулярные воздушные перевозки.
Вокзал — здание или комплекс зданий на железнодорожной станции для обслуживания пассажиров, размещения оборудования и персонала, обеспечивающего организацию пассажирских перевозок, управление движением поездов и другие служебные функции.
Волок — участок суши, обычно с перевалом, между двумя озерами или реками, через который тащили суда «волоком».
Высокоскоростное движение — специализированные пассажирские линии, приспособленные к движению пассажирских поездов со скоростью 300-350 км/ч.
Грузооборот — основной показатель работы транспорта. Исчисляется как произведение количества перевезенного груза (в т) и расстояния перевозки (в км).
Дедвейт — полная грузоподъемность транспортного корабля (разность между водоизмещением с полным грузом и порожнем).
Дилижанс (в переводе с французского «скорый экипаж») — далекий предшественник современного междугороднего автобуса.
Думпкар — железнодорожный полувагон для перевозки сыпучих грузов (руды), оборудованный пневматическим или гидравлическим механизмом для разгрузки.
Железная дорога — это рельсовый путь, предназначенный для подвижного состава.
Искусственные сооружения — а) сооружения, устраиваемые на дорогах при пересечении рек, оврагов, горных хребтов, дорог и других препятствий, снегозащитные, противообвальные. Основные искусственные сооружения: мосты, путепроводы, тоннели, эстакады, трубы, водоотводные устройства, галереи, подпорные стены и др.
Искусственные сооружения — б) собирательное название совокупности строений, заменяющих земляное полотно на пересечении с различными преградами или дополняющих его с целью усиления, защиты от неблагоприятных внешних воздействий, явлений природы (мосты, виадуки, путепроводы, эстакады, водопропускные трубы, тоннели, галереи, подпорные стены).
Кабестан — механизм для передвижения груза, состоящий из вертикально установленного вала, на который при вращении наматывается цепь или канат, прикрепленные другим концом к завезенному вперед по ходу движения якорю или грузу.
Каботаж — плавание судов между портами одной страны (одного моря).
Канал — искусственная водная артерия, предназначенная для сокращения водных маршрутов или для перенаправления потока воды.
Киль — основная продольная днищевая балка в диаметральной плоскости корабля.
Клинкерная обшивка — обшивка деревянных судов внахлест (кромка на кромку, в отличие от обшивки вгладь.)
Колесные транспортные средства (КТС) или автотранспортные средства (АТС) — механические транспортные средства и прицепы, легковые и грузовые автомобили, автобусы для эксплуатации на дорогах.
Компоненты транспортного средства — составные части конструкции транспортного средства, поставляемые на сборочное производство транспортных средств и (или) в качестве сменных (запасных) частей для транспортных средств, находящихся в эксплуатации.
Конка — пассажирский вагон конно-железной дороги.
Коноводка — большая барка, приводимая в движение конной тягой.
Контактная сеть (на наземном транспорте), контактный рельс (в метрополитене) — техническое сооружение электрифицированных железных дорог и других видов транспорта (метро, трамвая, троллейбуса), служащее для передачи электроэнергии с тяговых подстанций на электроподвижной состав.
Лихтер — разновидность баржи, грузовое несамоходное безэкипажное однотрюмное морское судно с водонепроницаемым люковым закрытием, используемое для перевозки грузов с помощью буксирных судов и для беспричальных грузовых операций при погрузке на рейде глубокосидящих судов, которые не могут пройти в порт.
Лихтеровоз — специализированное судно для перевоза груза в лихтерах.
Магистраль — всякая главная линия по отношению к отходящим от нее второстепенным линиям; железная дорога общегосударственного значения с надлежащим техническим оснащением и высокой провозной способностью, выполняющая перевозки больших объемов.
Маршрутизация перевозок — система отправления грузов маршрутами (целым составом поезда) с одной или нескольких железнодорожных станций в пункты выгрузки, расположенные в одном районе.
Международный аэропорт — аэропорт, открытый для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором в установленном законодательством Российской Федерации порядке функционирует пункт пропуска через государственную границу РФ.
Навигация — период времени в году, когда по местным климатическим условиям возможно судоходство.
Омнибус («линейка») — общественный (или публичный) экипаж (вид повозки).
Осадка судна — глубина погружения корабля или судна в воду.
Остойчивость — свойство судна плавать, не теряя положения равновесия.
Пантограф (токоприемник) — электрический аппарат для создания контакта электрического оборудования электроподвижного состава с контактной сетью.
Паровоз — локомотив с паросиловой установкой. Она обеспечивает нагревание и сжатие пара, что сообщает необходимую силу тяги для движения паровоза по рельсам. Энергия нагретого пара преобразуется в механическую энергию, а затем через кривошипно-шатун- ный механизм переходит в энергию вращения паровозных колес. Для получения пара нужны вода, топливо и смазка, которые размещаются в тендере паровоза.
Пароход — судно, оснащенное поршневой паровой машиной или турбиной в качестве двигателя.
Промышленный переворот — резкое преобразование производительных сил, которое способствовало переходу от ручного труда к машинной технике и от мануфактуры к фабрике, а также быстрому росту промышленной буржуазии и кадрового промышленного пролетариата. В России — с первой половины XIX в. до начала 80-х гг. XIX в. Привел к утверждению капитализма.
Путепровод — сооружение мостового типа для пересечения в разных уровнях двух железных или железной и автомобильной дорог.
Рельсошлифовщик — трамвайный вагон специального назначения, предназначенный для шлифовки рельсов.
Тепловоз — локомотив, оснащенный двигателем внутреннего сгорания, как правило, дизельным. Дизель преобразует энергию жидкого топлива в механическую, затем от коленчатого вала вращение передается на колеса. Тепловозы подразделяются на грузовые, пассажирские, универсальные и маневровые.
Теплоход — судно, приводимое в движение двигателем внутреннего сгорания.
Техническое состояние — совокупность подверженных изменению в процессе эксплуатации свойств и установленных нормативными документами параметров транспортного средства, определяющая возможность его применения по назначению.
Тип транспортного средства — транспортные средства (шасси, компоненты) с общими конструктивными признаками, зафиксированными в техническом описании, изготовленные одним изготовителем.
Фальшборт — ограждение по краям наружной палубы судна, представляющее собой сплошную стенку без вырезов или со специальными вырезами для стока воды.
Фрахт — плата за перевозку груза морским путем.
Ширина колеи — расстояние между рабочими гранями го- ловок рельсов, являющееся основной характеристикой колеи.
Шпангоут — поперечный брус, ребро корпуса судна, служащее основой для обшивки.
Эксплуатация транспортного средства — стадия цикла существования колесного ТС, в период которого реализуется, поддерживается и восстанавливается качество ТС.
Электрификация — широкое внедрение в народное хозяйство электрической энергии, вырабатываемой на электростанциях, объединенных линиями электропередачи в энергосистемы; перевод железных дорог на электрическую тягу и создание новых электрических железных дорог.
Электровоз — локомотив, приводимый в движение электродвигателями. Электрическую энергию получает из контактной сети (провода).
Эскалатор — в метрополитене подъемно-транспортная машина в виде наклоненной на 30–35° к горизонту лестницы с движущимися ступенями для перемещения людей с одного уровня на другой.

 

 


Его изучения

Как представить общее понятие о транспорте и необходимости его существования? Рассуждая обобщённо, для физического существования людей после пищи, одежды, жилья – необходим и транспорт. Так как без перемещения человека, его орудий и предметов труда невозможна никакая целесообразная деятельность. Неслучайно возник древний латинский афоризм, что гласит: «Vita est via» – «Жизнь есть дорога».

Отсюда следует общая мотивировка освоения курса – это необходимость изучения опыта предшествующих достижений данной отрасли, что важно для понимания логики и тенденций развития техники, технологий и транспортных средств, как в прошлом, так в настоящем и в будущем.

Данная межпредметная сфера имеет огромную историю развития. Исходные её дефиниции и положения таковы.

«Транспорт» от латинского «trans – «через, между», «porto» – означает «переношу, перемещаю через расстояние». То есть это отрасль материального производства по перемещению пассажиров и грузов. Безусловно, транспортная сфера для общества – важный социально-экономический фактор, а для государства – значимый стратегический ресурс.

В понятия транспорта также включают такие основные элементы:

А) Термин «Инфраструктура» – обозначает транспортные сети или пути сообщения (дороги, железнодорожные пути, воздушные коридоры, каналы, склады, мастерские и так далее);

Б) «Управление транспортными средствами» (сигналы светофора, стрелки на железнодорожных путях, системы управление полетами и т. д.);

В) Виды конкретных транспортных средств.

Исходя из разнообразия видов, по назначению транспорт разделяют на категории:

1) общего пользования (обслуживание сферы обращения и населения),

2) транспорт необщий (то есть ведомственный: движение грузов внутри производства),

3) транспорт личного пользования (легковые автомобили, велосипеды, яхты и так далее).

В целом транспортная сфера играет важную роль в социальной и общественной жизни страны, отражает уровень научно-технических познаний, уровень эффективности перевозок, степень сервиса-комфорта и культурные запросы населения. Специалистам-транспортникам следует учитывать названные показатели. Этим и обусловлено внимание к тематике данного курса лекций.

Таким образом, история транспорта – это самостоятельный раздел исторической и технической науки, который изучает происхождение транспорта в его многообразии, как совокупность средств передвижения людей и грузов по мере развития общества.

Теоретические основания данного курса Материал по истории транспорта строится на соединении технической информации и гуманитарных сведений, что составляет единое знание о разных сторонах развития транспортной области. По-видимому, развитие средств передвижения с древних времен до наших дней могло способствовать улучшению деятельности и жизни людей.

Многоплановость изучаемого курса Истории транспорта России (ИТР) выражается в том, что эволюция сухопутных и водных подвижных средств неразрывно связана:

а) с историей страны и её водных и наземных коммуникаций,

б) с основными этапами развития транспортной инфраструктуры и средств связи,

в) со сферой среднего специального и высшего профессионального образования на транспорте,

г) с методами организации и управления различными транспортными процессами и системами.

Причём, среди всех других понятий транспортных отраслей особое значение имеет категория «водный транспорт». В плане геополитическом надо принять во внимание следующий фактор. Внешние границы нашей страны омывают воды трёх океанов и 13 морей. Россия – великая морская держава не только в силу географического положения, но и благодаря своему исторически сложившемуся значительному водному флоту. Названные обстоятельства требует дать дополнительные дефиниции.

«Водный транспорт» – это комплекс материально-технических средств для обеспечения процесса перемещения людей и грузов по водным акваториям. То есть это отрасль народного хозяйства для перевозки грузо- и пассажиро-потоков с соответствующим сервисом на водном транспорте.

Водный флот имеет преимущества сравнительно с другими видами транспорта. Морской и речной транспорт более экономичны при массовых перевозках за счёт бóльшей грузоподъёмности. Так один (1) теплоход типа «Волго-Дон» перевозит 5 тыс. т. грузов. А по железной дороге для такой перевозки грузов потребуется 4 железнодорожных состава.

В качестве наглядного материала по характеристике особенностей данной отрасли см. материал презентации «Морской и речной транспорт» (См. Приложение «Наглядный материал курса История транспорта России», ссылка № 1.1, кадры № 1-4).

Неслучайно профильным образованием в ГУМРФ востребовано изучение водно-транспортной сферы. Исходя из этого, необходимо определить понятия:

«Флот» (с франц. flotte) есть сумма плавательных средств разных видов (грузовой, промысловый флот, ВМФ), судов определённого типа (парусный флот, дизельный флот).

В военном смысле флот – оперативно-стратегическое объединение Военно-морских сил государств, назначенное для военных операций на водном театре военных действий.

Характерно и то, что именно водный транспорт является более древним. В основе эволюций флота и его истории – определение факторов и условий его развития, а также результаты судостроения и характер перевозок. Так немаловажно учесть природно-географический фактор: именно речная сеть и морские побережья являлись условием для роста разных цивилизаций. Данное обстоятельство общественно-исторического характера связано в дальнейшем с развитием общественных форм и повлияло на совершенствование транспортных средств.

Итак, объектная сфера изучения данного курса ИТР охватывает всю совокупность отраслей транспортной сферы России, как составной части всемирной истории.

Частью данного объекта является предмет истории транспорта в нашей стране. Учитывая названные определения и факторы, в настоящем лектории основное содержание и внимание предмета курса направлено не столько на техническую и не на военно-боевую сторону в истории транспорта и флота, а на их культурно-исторические особенности в нашей стране.

Иначе говоря, предмет познания данного курса заключается в выявлении той информации по развитию отраслей транспортной сферы, что характеризует её факты и роль в развитии региональных хозяйственно-экономических комплексов России, в создании территориального единства страны и её технических и социально-культурных коммуникаций.

Отмеченное даёт основания утверждать: курс Истории транспорта может являться своеобразным мостиком, соединяющим технические и гуманитарные науки, то есть технику и историю, что образуют между собой диалектическое единство.

Со стороны дальнейшей методологической характеристики отметим, что область изучения истории техники выявляет ряд объективных закономерностей. Одной из опор при изучении транспортной истории является принцип соответствующей периодизации. Среди видов периодизации выделяют: 1) общие; 2) частные.

1) В основе общего разделения на периоды лежит зависимость состояния транспортных средств от уровня и характера производства общества на определённом этапе. К подобным зависимостям относится и выработка, как общих, так и частных периодизаций развития транспорта мирового и в России. Так к характеристике всемирной истории двигательных средств имеет значение таблица «Рубежи в развитии всемирного транспорта» (см. Приложения «Наглядный материал курса История транспорта России» диаграмма 1.2). Материал диаграммы основан на систематизации видов транспортных средств в зависимости от их подвижных качеств. В целом характер развития транспортных средств соответствует основным эпохам человечества: первобытное общество, Древний мир, Античность, Средневековье, Новое время и т. д.

В порядке уточнения выделяют такие общие периоды развития техники:

а) донаучный период; б) период зарождения технических наук; в) «классический»; г) период Научно-технического прогресса.

2) Среди частных видов периодизации выделяют: А) разделение эпох по способам двигательной тяги (мускульная, механическая и другие). В качестве примеров: пешие переходы людей, гужевое передвижение посредством животных, самосплав по рекам и каналам, гребля, использование парусного вооружения и т. д. Б) Для воднотранспортной сферы важен критерий зависимости от состояния водных путей. Так в истории водных сообщений России выделяют четыре основных этапа развития водных путей (см. Приложение «Наглядный материал курса История транспорта России», табл. 1.3).

I-ый этап: становление в России водных путей. Они используются в естественном состоянии (природное русло, с применением бурлацкой или конной тяги и т.п.).

II-й этап (с XVIII в): создаются искусственные водные пути (шлюзованные реки, судоходные каналы, водохранилища), углубляют русла.

III-й этап (советский период): создана Единая глубоководная система водных путей Европейской части РФ, соединившей Балтийское, Белое, Черное и Каспийское моря.

На IV-м этапе водные пути используют как элементы международных транспортных коридоров.

Периодизация собственно эволюции транспорта и флота нашей страны также вполне соответствует делению на периоды исторического развития. Например, это периоды Руси Киевской и Московии; эпоха реформ Петра; Х1Х век – начало ХХ в.; период 1-й мировой и гражданской войн; Великой Отечественной войны; послевоенный этап и т. д. Таким образом, деление истории транспорта мирового и российского основывается на разных критериях и включает многие виды периодизаций.

Из методов изучения и функций курса целесообразно назвать:

- А) Общие методы. 1) Дескриптивный (описание и пересказ событий последовательно). 2) Ретроспективный (угол изучения направлен в прошлое). 3) Сравнительный (одинаковых и разных видов транспорта). 4) Системный (стремление рассматривать все явления как составные элементы разных взаимосвязанных подсистем). 5) Комплексный (рассматривать события и образцы техники как результат действия многих разнообразных элементов и факторов).

- Б) Среди частных методов можно выделить статистический анализ по транспортным отраслям. Это вспомогательные дисциплины (к примеру, метод историко-технического анализа библиографии). Из специальных дисциплин – каронимика (от греческого "карабос" – корабль, "онома" – имя). Так название судна или другого транспортного средства является отражением истории, политики, нравов и вкусов определенной эпохи. Оно несет в себе информацию о национальном сознании, а часто и о бывшем общественно-политическом строе.

Функции транспортной истории: 1) Познавательная (освещение фактов и событий данной области); 2) Развития социальной памяти (знаний о предшественниках в изучаемой отрасли); 3) Воспитательная (формирование гражданских позиций в оценке научно-технических достижений и при выполнении транспортом военно-политических задач). 4) Функция практически-профессиональная (способствовать закреплению знаний и навыков в характеристике и оценке показателей развития сфер разного транспорта). 5) Прогностическая функция (выявление закономерностей и тенденций развития транспортной сферы).

Вкратце об историографии, то есть специальной литературе по теме ИТР. Она имеет давние истоки. Ещё из Древней Греции известны описания путешествий, например, Геродота. Позже – арабских и с XIII-XV веков – европейских путешественников по разным частям мира. Таково, например, «Хождение за три моря» А. Никитина. С ХVIII и до начала ХХ веков в России это работы географов и справочники-путеводители для переселения из России в восточную Азию. Также есть немало работ о походах древних славян «за море», о пользовании «волоков» между реками (М.В. Ломоносова, Г.Е. Вернадского, Б. Курбатова).

Для советского периода характерны обзорные и специальные труды. Это сводная информация в «Большой советской энциклопедии» и в «Советской исторической энциклопедии», что раскрывает роль транспорта в развитии экономики и государства СССР. Для следующего периода вехой стала «Большая энциклопедия транспорта» (в 8 т. СПб., 1998), содержащая краткие статьи о типах и видах разных транспортных средств в мире и в России, даёт сведения о разных технологиях на транспорте. Но обобщающих для студентов описаний не имелось.

Из числа разных работ отметим монографию «Транспортная коммуникация в истории аграрных миграций России...» (СПб., 2010), где отражены проблемы изучения переселенческого движения страны Х1Х-ХХ веков при посредстве разных видов прошлого транспорта. Среди других трудов наиболее значимы учебные издания: В.С. Геманов («История российского флота»); Н.А. Кудрявцев и В. Германчук («Русское торговое судоходство IX-XX вв.») и иные.

Базовым для данного курса является издание: А.Ш. Айзатулова, М.Ю. Алексеева и других «История транспорта России... - М., 2018». Данный учебник посвящён перечню фактографии из прошлого и современности всех видов транспорта России. Это издание полезно для подготовки кадров транспортной отрасли. [В тексте нашего интерактивного курса лекций приводятся ссылки на названное издание как на «Учебник».]

Таким образом, литература по истории транспорта благодаря трудам российских и зарубежных специалистов даёт понимание той истины, что технические средства перемещения России – это неотъемлемая часть мировой истории техники.

Таковы самые общие характеристики транспортной сферы, а также основное содержание и особенности данного курса ИТР.

 


Контрольные вопросы к разделу 1

1. В чём заключается необходимость изучения опыта предыдущих поколений деятелей и техники транспортной области?

((Ответ: для создания новых возможностей современной высококачественной техники, использования прогрессивных технологий и др.))

2. По какому критерию систематизированы виды всемирного



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.069 с.)