Контроль исходного уровня знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль исходного уровня знаний



1.Расскажите классификацию периодов детства Н.П. Гундобина (1906 г).

2.Охарактеризуйте потребности и проблемы, и способы их решения у здоровых детей.

3.Расскажите о физическом развитии здоровых детей от 1года до 18 лет.

4.Охарактеризуйте нервно-психическое развитие детей школьного возраста. 

5.Расскажите об оценке полового развития.

6.Перечислите возможные проблемы подростков.

7.Расскажите календарь прививок здоровых детей.

8.Охарактеризуйте диспансеризацию здоровых детей.

Содержание темы

Классификация периодов детства Н.П. Гундобина (1906 г)

Внутриутробный период развития:

1.Эмбриональная фаза (эмбрион) – от зачатия до 12 - 14 недель беременности.

2.Плацентарная фаза (плод) – с 12 недель до рождения.

Интранатальный период (период родов).

Внеутробный период (постнатальный период) -c момента рождения:

1.Период новорожденности (неонатальный период) – с 1 до 28 дней.

а) ранний неонатальный – от рождения до 7 дней; б) поздний неонатальный - от 7 до 28 дней.

2. Период грудного возраста (период младенчества) – от 29 дней жизни до 12 месяцев.

3. Период молочных зубов:

а) преддошкольный (старший ясельный) – 1-3 года, б) дошкольный – 3 -7 лет

4. Период отрочества (младший школьный) – от 7 до 11-12 лет.

5. Период полового созревания (период старшего школьного возраста – период пубертатный) – 12 -18 лет.

I. Внутриутробный период (или антенатальный период, или гестационный). Длительность его от момента имплантации оплодотворенного яйца до момента родов – 280 дней (10 лунных месяцев, т.к. 1 лунный месяц = 28 дней).

-Эмбриональная фаза – до 12 недель беременности.

Эта стадия характеризуется закладкой и формированием органов и систем ребенка. В этой стадии различные заболевания беременной женщины могут привести к самопроизвольному аборту, различные тератогенные факторы (действующие на плод) – к порокам развития (эмбриопатиям). Формирование органов заканчивается за 12 - 14 нед.

Что такое тератогенные факторы? Это вредные факторы, действующие на плод. Различают: экзогенные – вирус, ионизирующая радиация, промышленные яды, медицинские препараты, пищевые препараты, хронические заболевания матери; эндогенные – мутационные гены; сочетанные – и те и другие.

- Плацентарная (или фетальная) стадия – с 12 недели беременности до начала родов. За 12 – 14 недель беременности формируется плацента и плацентарное кровообращение Действие вредных факторов в этот период приводит к дисплазии (патологическое изменение органов – аномалии) или гипоплазии (морфологическое недоразвитие органов и тканей), внутриутробной гипотрофии, инфицированию плода, преждевременным родам.

II. Интранатальный период (период родов ) – с момента родовой деятельности и заканчивается в момент перевязки пуповины. В течение данного периода возможны нарушения мозгового кровообращения, родовые травмы, инфицирование плода патогенной флорой родовых путей, развитие асфиксии, короткая пуповина, обвитие пуповины, раннее излитие околоплодных вод и т.д.

III. Внеутробный период, начинающийся с момента перевязки пуповины и первого вдоха ребенка.

Он подразделяется на:

Период новорожденности (неонатальный период) – начинается от первого вдоха ребенка и по 28 день жизни. Выделяют: а) ранний неонатальный период – первые 7 дней после родов – самые ответственные в адаптации организма ребенка к новым условиям существования; б) поздний неонатальный период – с 8 по 28 день жизни. Начинается легочное дыхание, включается малый круг кровообращения, закрываются овальное отверстие, артериальный (боталлов) проток, желудочно-кишечный тракт заселяется микроорганизмами. Важен тщательный, внимательный уход за новорожденным. Развиваются особые пограничные состояния, отмечается высокая чувствительность организма к различным инфекциям, выявляются пороки развития, последствия родового акта

Период грудного возраста (период младенчества) – с 29 дня жизни до 12 месяцев. Для грудного периода значительной проблемой является естественное вскармливание и четкая организация режима дня. Единственное физиологическое питание грудного ребенка – вскармливание грудным молоком матери. Во втором полугодии пассивный иммунитет снижается, следовательно, вероятность заболевания детскими инфекциями возрастает.

Период молочных зубов – от 1 года до 7 лет.

Выделяют: а) Период раннего детства (преддошкольный или ясельный возраст) – от 1 года до 3 лет. Происходит становление второй сигнальной системы, закрепляются двигательные навыки, формируется речь, совершенствуется психика. Идет интенсивное развитие интеллекта. В этом возрасте полностью исчезает пассивный иммунитет, полученный от матери, но приобретенный еще недостаточен, а в результате того, что значительно расширяются контакты, характерны частые заболевания детскими инфекциями. Основные проблемы периода раннего детства является проблемы воспитания и профилактики детских инфекций. Вторая группа заболеваний – детский травматизм; со стороны родителей должен быть постоянный контроль и организация атравматической обстановки. б) Дошкольный период – с 3 до 7 лет. Начинается смена молочных зубов постоянными. Формируются навыки коллективности, формируется характер. В этом возрасте полезно какое-то время провести в детском саду для формирования навыков общения. В этот период остается высокий уровень травматизма и возможного начала хронических заболеваний.

Период отрочества (пубертатный период или младший школьный возраст) – от 7 до 11-12 лет. Усиленно развивается мышечная система, заканчивается развитие скелета, молочные зубы заменяются постоянными. Усложняется поведение и характер ребенка. Он овладевает довольно сложными трудовыми навыками. Основные заболевания данного периода: ожирение, нарушение осанки, основная причина смертности – травматизм. Резкое увеличение физических и умственных нагрузок предъявляет особые требования к организации режима дня и питания ребенка.

Период полового созревания (старший школьный возраст или период подросткового и юношеского возраста; препубертатный и пубертатный период) – с 11-12 до 18 лет. Начинается формирование вторичных половых признаков и заканчивается достижение половой зрелости, резко изменяется внешний образ ребенка.Вследствие гиперфункции щитовидной железы отмечается повышенная возбудимость, раздражительность, неустойчивость настроения, затрудняется общение с окружающими.В связи с неустойчивостью нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной систем в этом возрасте наблюдаются функциональные заболевания (эндокринопатии, “юношеское сердце”, вегето-сосудистая дистония, неврозы, дискинезии желчевыводящих путей и т.п.). Критическими периодами детства являются:

а) эмбриональный период, б) период новорожденности, в) пубертатный период.

Самостоятельная работа.

Методические указания для самостоятельной работы студентов.

1.Просмотр обучающего видеофильма «Подростковые аддикции» с целью ознакомления с практическими навыками по теме.

2.Руководствуясь перечнем и стандартами практических умений, овладеть умениями и навыками:

- самостоятельное обследование молочных желез,

- самообследование яичек,  

- обучение родителей и окружение ребенка принципам создания безопасной окружающей среды для детей дошкольного и школьного возрастов,

-обучение родителей и окружение подростка выявлению ситуаций повышенного риска и оказанию поддержки при их развитии (приложение 1, 2).

3. Овладеть различными формами санитарно-просветительной работы:

- Составить беседу «Обучение родителей ребенка и его окружения принципам закаливания, основным гимнастическим комплексам и массажу, применяемым для детей школьного возраста».

- Составить памятку «Обучение родителей и окружение ребенка принципам создания безопасной окружающей среды для детей школьного возраста».

- Составить памятки по подготовке ребенка к поступлению в ДДУ, по адаптации ребенка к школе.

- Выпустить санбюллетень «Рекомендации родителям о правильном питании школьников».

- Составить презентацию для родителей подростков «Профилактика зависимостей в подростковом возрасте».

Закрепление.

1. Защита студентами памяток, бесед, санбюллетеней, компьютерных презентаций.

5. Домашнее задание

Изучить тему: «Здоровье мужчин и женщин зрелого возраста».

Литература:

Основная

1.Крюкова, Д. А.Здоровый человек и его окружение: учеб. пособие / Д. А. Крюкова, Л. А. Лысак, О. В. Фурса. - 9-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д: «Феникс», 2012. – 446 с.

Дополнительная

1.Волков, С.Р. Здоровый человек и его окружение: учебник /С. Р. Волков, М. М. Волкова. − М.: «Медицина», 2010. − 603 с.

2.Морозов, М. А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний/ М. А. Морозов. – СПб.; Спецлит, 2013. – 175 с.

 

Приложение 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.012 с.)