Общие характеристики и архитектурно-конструктивные особенности современных арктических СДД 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общие характеристики и архитектурно-конструктивные особенности современных арктических СДД



Эволюция концепции СДД представлена в [3]. Показано, что крупнотоннажные суда с бульбовой носовой оконечностью практически не могут двигаться передним ходом в сплошных льдах. Их предельная ледопроходимость обычно не превышает 20—25 см. Для самостоятельного плавания в Арктике такие ограничения недопустимы. Поэтому современные суда ледового плавания, построенные для эксплуатации в арктических условиях, имеют ледокольную или полуледокольную форму носовой оконечности. Утверждается, что за прошедшие 20—25 лет концепция СДД эволюционировала в сторону отказа от обеспечения хороших показателей мореходности на чистой воде.

Убедительным подтверждением этого являются арктические транспортные СДД, построенные за последние 10—15 лет.

1. Контейнерное судно ледокольного класса проекта Aker ACS 650 «Норильский никель» (рис. 3) предназначено для перевозки контейнеров, генеральных и массовых грузов по северным и арктическим водным путям без ледокольной проводки. Судно имеет минимальный надводный борт, носовую (бак) и кормовую (ют) надстройки, четыре трюма, оборудованные люковыми закрытиями, машинное отделение, расположенное в корме, и многоярусную рубку, обеспечивающую полный круговой обзор. Судно оснащено ВРК типа Azipod, который позволяет реализовать концепцию СДД: в открытой воде судно перемещается вперед носовой оконечностью, а в ледовых условиях — кормой вперед. Судно имеет следующие общие характеристики: длина 169,0 м, ширина 26,5 м, осадка 10,0 м, дедвейт 18 339 т, водоизмещение 29 136 т, скорость 15,5 уз.


Рис. 5.3-3. Контейнеровоз «Норильский никель»

Конструкция и ледовые усиления корпуса при движении кормой вперед позволяют преодолевать ровный лед толщиной до 1,7 м со значительно меньшей мощностью (13 МВт) и более низкими энергозатратами, по сравнению с теми, которые характерны для обычных судов с дизельной ЭУ, аналогичными водоизмещением и конструкцией корпуса, движущихся во льдах носом вперед.

Всего построено 5 судов данного проекта. Места постройки: Aker Yards (Хельсинки, Финляндия) — 1 судно, Wadan Shipyards MTW / Nordic Yards (Висмар, ФРГ) — 4 судна.

Таблица 1. Суда проекта Aker ACS 650

Строительный № Дата постройки Номер IMO Название
505 28.02.2006 9330836

«Норильский никель»

156 31.07.2008 9404015

«Мончегорск»

158 12.11.2008 9404027

«Заполярный»

160 11.12.2008 9404039

«Талнах»

161 28.01.2009 9404041

«Надежда»

2. Арктические челночные танкеры «Михаил Ульянов» (рис. 5.3-4) и «Кирилл Лавров» проекта Р-70046 построены на АО «Адмиралтейские верфи» для АО «Совкомфлот». Танкеры предназначены для перевозки нефти с морской ледостойкой нефтедобывающей платформы «Приразломная» на перегрузочный терминал в районе Мурманска. При проектировании танкера была использована патентованная технология DAT финской компании «Aker Arctic Technology». Суда имеют следующие общие характеристики: длина 257,7 м, ширина 34 м, осадка 14 м, дедвейт 69 830 т, водоизмещение 102 000 т, скорость 16 уз.


Рис. 5.3-4. Танкер «Михаил Ульянов»

Таблица 2. Суда проекта Р-70046

Строительный № Дата постройки Номер IMO Название
02750 26.02.2010 9333670

«Михаил Ульянов»

02751 10.09.2010 9333682

«Кирилл Лавров»

Cуда строились под совместным надзором двух классификационных обществ — Российского морского регистра судоходства (РМРС) и Lloyd’s Register of Shipping. Впервые на российских верфях построены танкеры с мощным дизель-электрическим пропульсивным комплексом — танкеры снабжены двумя установками Azipod мощностью 8,5 МВт каждая.

3. Российский арктический челночный танкер «Василий Динков» (рис. 5.3-5), построенный по заказу группы компаний АО «Совкомфлот» в 2008 г. на судостроительной верфи Samsung Heavy Industries Co. Ltd Geoje Shipyard в Южной Корее, является головным судном серии из трех танкеров усиленного ледового класса Arc6, предназначенных для морской транспортировки нефти с находящегося в арктическом регионе месторождения Варандей. Танкеры построены в соответствии с требованиями РМРС и American Bureau of Shipping. Они имеют следующие характеристики: длина 257 м, ширина 34 м, осадка 14 м, дедвейт 72 722 т, водоизмещение 93 515 т., скорость 14 уз.

Суда имеют класс Российского морского регистра судоходства KM  Arc6 AUT2-ICS EPP, ANTI-Ice VCS IGS-IG ECO BWM CSR Oil tanker (ESP) (Arc7 at d ≤ 9.0 m) и в дополнение DNV Class notation: WINTERIZED COLD (–40°C) — (–50°C) COMF — C(3) CLEAN.


Рис. 5.3-5. Танкер «Василий Динков»

Таблица 3. Танкер «Василий Динков»

Строительный № Дата постройки Номер IMO Название
1660 01.01.2008 9372547

«Василий Динков»

1661 27.05.2008 9372559

«Тимофей Гуженко»

1662 24.02.2009 9372561

«Капитан Готский»

Архитектурно-конструктивный тип судна: однопалубное с избыточным надводным бортом, коротким баком, кормовым расположением машинно-котельного отделения (МКО) и жилой надстройки (рубки), ледокольной формой носовой оконечности и специальной формой кормовой оконечности, обеспечивающей возможность движения во льдах кормой вперед.

Танкеры оснащены двумя движительными комплексами типа Azipod суммарной мощностью 20 МВт, системой динамического позиционирования, вертолетной площадкой. Такие технические решения обеспечивают судну высокую ледопроходимость при движении как носом, так и кормой вперед, что значительно сокращает продолжительность маневрирования во льдах и повышает безопасность судна.

4. Арктический танкер «Енисей». В марте 2010 г. компания «Норильский никель» разместила заказ на нефтеналивной танкер на верфи Nordic Yard в Висмаре. Танкер под названием «Енисей» (рис. 6) был построен в конце сентября 2011 г. Судно, обозначенное как «Nordic AT 19», имеет такие же основные размеры, характеристики и возможности, как и ледокольные контейнеровозы компании (типа «Норильский никель»): длина 169 м, ширина 26,45 м, осадка 10 м, дедвейт 18 902 т, водоизмещение 29 339 т, скорость 15,3 уз.


Рис. 5.3-6. Танкер «Енисей»

Судно имеет класс Российского морского регистра судоходства KM  Arc7 AUT2-ICS EPP, ANTI-Ice VCS IGS-IG ECO BWM CSR Oil tanker (ESP) (Arc7 at d ≤ 9.0 m) и в дополнение DNV Class notation: WINTERIZED COLD (–40°C) — (–50°C) COMF — C(3) CLEAN.

Судно предназначено для круглогодичной эксплуатации в российской Арктике, Печорском, Карском морях и Енисее. В случае необходимости допускается использование ледокольного обеспечения. Судно оборудовано кормовым движительным комплексом типа Azipod мощностью 13 МВт и подруливающим устройством в носовой части судна. Ледопроходимость: кормой вперед — 1,5 м при скорости около 2 уз; носом вперед — 1,5 м при скорости около 1 уз.

5. Танкер «Штурман Альбанов» (рис. 5.3-7) — первый из 6 арктических челночных танкеров двойного действия дедвейтом около 42 тыс. т, построен на верфи судостроительной компании «Samsung Heavy Industries» (Южная Корея) по заказу группы компаний АО «Совкомфлот» в рамках контракта с компанией «Газпромнефть». Суда предназначены для морской транспортировки сырой нефти Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения, расположенного на юге полуострова Ямал, через терминал «Ворота Арктики» в Обской губе в районе мыса Каменный в порт Мурманск в условиях круглогодичной навигации. Суда спроектированы с учетом малых глубин Обской губы и климатических условий Арктики и имеют следующие характеристики: длина 249 м, ширина 34 м, осадка 9,5 м, дедвейт 41 455 т, водоизмещение 63 186 т, скорость 14,9 уз.


Рис. 5.3-7. Танкер «Штурман Альбанов»

Таблица 4. Танкер «Штурман Альбанов»

Строительный № Дата постройки Номер IMO Название
2132 16.08.2016 9752084

«Штурман Альбанов»

2133 07.10.2016 9752096

«Штурман Малыгин»

2134 08.12.2016 9752101

«Штурман Овцын»

2135 16.02.2017 9759915

«Штурман Скуратов»

2136 19.03.2017 9759927

«Штурман Щербинин»

2137 2017 9759939

«Штурман Кошелев»

Суда могут самостоятельно преодолевать лед толщиной до 1,8 м при движении кормой вперед и до 1,4 м — носом вперед. Танкеры оборудованы двумя ВРК типа Azipod, способными поворачиваться на 360° вокруг своей оси, что обеспечивает высокую маневренность при движении носом и кормой.

Архитектурно-конструктивный тип судна: однопалубное с минимальным надводным бортом. Между носовой и кормовой надстройками располагается длинный тронк, палуба которого находится на уровне палуб кормовой и носовой надстроек. Судно имеет кормовое расположение МКО, ледокольную форму носовой оконечности и специальную форму кормовой оконечности, обеспечивающую возможность движения во льдах кормой вперед. Корпус танкера имеет ледовые усиления, соответствующие ледовому классу Arc7 Российского морского регистра судоходства.

Судно оборудовано носовым погрузочным устройством, позволяющим присоединять, удерживать танкер и принимать нефть с терминала «Ворота Арктики».

6. Танкер - газовозо «Christophe de Margerie». Южнокорейская верфь «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering» (DSME) выиграла тендер на строительство серии из 15 танкеров-газовозов ледового класса в июле 2013 г. Соглашение о строительстве заключено между DSME и «Ямал СПГ», однако допускает возможность передачи права собственности на новые танкеры сторонним компаниям-перевозчикам. Танкеры данной серии типа YAMALMAX («Ямалмакс») предназначены для перевозки сжиженного природного газа (СПГ), поставляемого российским предприятием «Ямал СПГ».

Головным танкером-газовозом является «Christophe de Margerie» (рис. 5.3-8), постройка которого завершена 9 ноября 2016 г. на верфи «Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering». К настоящему времени построено 10 газовозов СПГ для проекта «Ямал СПГ». Из них российской компании «Совкомфлот» принадлежит лишь одно судно — головной танкер «Кристоф де Маржери».


Рис. 5.3-8. Танкер-газовоз «Кристоф де Маржери»

Основные характеристики танкера: водоизмещение 143 866 т, дедвейт 80 200 т, длина 299 м, ширина 50 м, максимальная осадка 11,8 м, скорость хода 19,5 уз, грузовместимость 172,6 тыс. м3. Ледовый класс судна соответствует категории Arc7 по классификации РМРС, что позволит танкеру самостоятельно эксплуатироваться во льдах толщиной до 2,1 м.

Таблица 5. Танкер - газовоз «Christophe de Margerie»

Год постройки Номер IMO Название
2016 9737187

«Кристоф де Маржери»

2017 9768368

«Борис Вилькицкий»

2017 9768370

«Федор Литке»

2017 9750696

«Эдуард Толль»

2017 9750713

«Рудольф Самойлович»

2017 9750701

«Владимир Русанов»

2017 9750658

«Владимир Визе»

2018 976838

«Георгий Брусилов»

2018 9768394

«Борис Давыдов»

2018 9768526

«Николай Зубов»

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 737; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.014 с.)