Разработка системы оценочных индикаторов для инновационной деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка системы оценочных индикаторов для инновационной деятельности предприятия



 

Для ряда предприятий количественное подтверждение BSC должно сопровождаться организационным и процедурным обеспечением функционирования BSC. В частности, важным моментом при разработке BSC является инновационная активность. Инновационная активность как составляющая BSC, позволяет максимизировать конкурентное преимущество за счет оптимизации производства и подготовки новых революционных продуктов, повышение качества и предоставляемых услуг [3, с.12]. В России, например, под инновационной активностью понимается в соответствии с приказом Росстата от 06.09.2012 № 481 (изменен от 29.08.2013) «Об утверждении статистического инструментария …» — компания, имеющая в последние три года завершенные инновации. В современных условиях инновации распространяются по трем основным направлениям: технологические, маркетинговые и организационные. Остановимся на последних.

Организационные нововведения — это освоение новых форм и методов организации и регламентации производства и труда, изменения соотношения сфер влияния (как по вертикали, так и по горизонтали) структурных подразделений, социальных групп или отдельных лиц компании. К тому же организационное направление инноваций должно сопровождаться инновативным аспектом, который связывается с фундаментальными приобретениями в научно-технической среде. Сегодня планирование предприятиями сталкивается с необходимостью не только внедрения, но и оценки стоимости инноваций, которые возможно оценить одним из трех подходов:

- доходный подход оценки, базирующийся на прогнозируемом потоке доходов;

- рыночный подход, базирующийся на рыночных данных стоимости сопоставимых объектов и аналогов;

- затратный подход, базирующийся на стоимости составляющих элементов или затрат на воспроизводство (стоимость восстановления или стоимость замещения).

Для оценки эффективности и организации планирования инновационными процессами в промышленном секторе экономики используется индекс инновационной активности. Он рассчитывается как интегральный показатель, в основу которого положены факторы, отбираемые по тем или иным критериям с субъективной точки зрения аналитиков, проводящих анализ, и характеризующих инновации или инновационные процессы.

Можно также рекомендовать предприятиям использовать на практике показатель «инновационный резерв», который представляет собой разницу между потенциалом предприятия и его возможностями:

IR = InP- InV, (1)

где InP — инновационный потенциал; InV- инновационная возможность [6] Базовыми составляющими инновационного потенциала предприятия выступают кадровый, производственный и инвестиционный потенциалы.

Следовательно, при расчете инновационного потенциала предприятия эти составляющие будет суммироваться:

 InP = LP + PP + IP, (2)

где LР- кадровый, РР-производственный,, IP- инвестиционный потенциалы.

Что касается инновационного резерва, то его значение представляется как разница между величиной потенциала и возможностей каждого из компонентов:

InR = (LP-KV)+(PP-PV)+(IP-IV), (3)

где LV- кадровая возможность, PV –производственная возможность,, IV- инвестиционная возможность.

Основываясь на расчетах Демидова В. И. можно оценить экономический эффект от повышения технического уровня производства в результате ввода инноваций:

Et= VCt*(1- Lpt1 / Lpt2) (4)

где Et — годовой экономический эффект от повышения технического уровня в результате вливания инноваций от Lpt1 до Lpt2, руб. VCt — переменные затраты в общей стоимости затрат от привлечения инноваций, руб. Lpt1 до Lpt2 — технологический уровень производства до привлечения инновации и после привлечения.

При условии достижения полной социально-экономической эффективности, представленный коэффициент эффективности функционирования инновационного потенциала предприятия должен примерно равняться единице.

Можно так же предложить суммарный показатель материального поощрения (material award) работников за внедрение инноваций и повышения технического уровня с целью материальной заинтересованности работника в росте эффективности производственной деятельности предприятия:

∆ Ma = Cꞌ * Et * Lp1 / Lp2 (5)

где Cꞌ (consumption fund) — удельный вес фонда потребления в величине балансовой прибыли; Et — годовой экономический эффект от повышения рассматриваемого уровня производства в результате вливания инноваций, руб; Lp1 до Lp2 — рассматриваемые уровни производства после проведения мероприятий по его повышению в долях единицы. Размер премии (bonus) конкретному работнику предприятия за повышение технического уровня производства в результате внедрения инноваций можно представить как:

В = (∆ Ma / n*12) * IPF *100 % (6)

где n — количество рабочих, чел.; IPF (Individual Performance Factor) — коэффициент трудового участия, установленный i — тому работнику с учетом личного вклада каждого в конечные результаты.

Фирмы, внедряющие заимствованные инновации, в совокупности со всеми рисками, которым может быть подвержена компания на различных этапах осуществления инновационного проекта, должны обязательно проводить расчет последних.

Предприятия инновационного характера имеют ряд уникальных особенностей:

1) не существует единой базы сравнения одной инновационной фирмы с другой, т. к. нормы качества реализации процесса генерирования инноваций определяются для каждого конкретного случая;

2) время, отведенное для проведения инновационных процессов в фирмах, занимающихся только инновациями, достаточно сложно запланировать;

3) развитие инновационной компании может значительно опережать рост сегмента рынка, в котором они функционируют, что в конечном итоге может не привести к возможности реализации своего проекта;

4) финансирование инноваций star-up компаний проводится благодаря бизнес-ангелам, когда инновационные компании, осуществляющие НИОКР, в большинстве случаев имеют правительственную поддержку;

5) если инновационное предприятие не является star-up компанией, то необходимо анализировать динамику ее годовых статистических данных.

 

5. Краудсортинг как индикатор инновационного планирования фирмы

Поскольку, как утверждают некоторые аналитики, что молодые компании могут показывать результаты эффективности только за последние годы, или вообще только за последнее полугодие, что не будет отражать реальное положение предприятия. Развитие внутренних инновационных конкурентоспособных структур может осуществляться и с помощью краудсорсинговых технологий.

Краудсорсинг предоставляет дополнительно-альтернативные возможности бизнеса развиваться за счет и совместно с развитием потребительского сообщества. Краудсорсинг — это инновации с расчетом на пользователя, т. е. это направление, создано в расчете на обязательно существующее желание потребителей бесплатно или за небольшое вознаграждение поделиться своими идеями, исходя из того, что эти идеи будут воплощены.

Принимая во внимание принципы ряда методов расчета, мы считаем, что методологическим подходом для стратегического планирования инновационной активностью на предприятиях, в том числе промышленных должен использоваться в качестве критерия оптимальности интегральный индекс инновационной активности, учитывающий в том числе:

- Удельный вес персонала, занятого в ИКТ и в исследованиях и разработках к общей численности занятых в экономике исследуемого региона, %;

- Объем инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %;

- Количество выпущенных (конечно, желательно чтобы с течением времени категория «выпущенных» была заменена на «внедренных») передовых производственных технологий на 10 000 занятых в экономике исследуемого региона, ед.;

- Число поданных патентных заявок на изобретения и полезные модели на 10 000 занятых в экономике исследуемого региона, ед.;

- Долю предприятий, осуществляющих технологические, организационные и маркетинговые инновации в общем числе предприятий, %;

- Удельный вес внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, %;

- Долю отгруженной инновационной продукции, работ и услуг инновационного характера за пределы Российской Федерации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг, %.

Для внедрения и реализации инноваций необходимо выработать оптимальный вариант инновационной стратегии, базирующийся на интегральном индексе инновационной активности. А для этого необходимо:

1. ранжировать предприятия, особенно промышленного характера по факторам инновационной активности, и на их базе сформировать комплекс вариантов инновационных стратегий;

2. предложить рамочную методику расчета критерия оптимальности (с учетом специфики и отраслевого назначения предприятия);

3. по каждому предложенному варианту инновационных стратегий дать количественную оценку интегрального индекса инновационной активности с учетом весовых коэффициентов и возможности достижения параметров, входящих в него. Далее ранжировать полученные результаты оценки интегрального индекса инновационной активности в порядке убывания, и на основе полученных данных, выработать оптимальную инновационную стратегию.

Однако у этой медали есть и другая сторона и следует констатировать, что даже наличие эффективно-обоснованной и качественно разработанной специалистами, научно разработанной стратегии не всегда может гарантировать успех внедряемым инновациям, если в ее необходимости не убеждено определенное число активных агентов. Те юридические или физические лица, в отношении которых действуют или будут действовать предлагаемые нормы фирмы, должны осознавать их необходимость и полезность. Конечно, ждать, что абсолютное большинство сразу оценит и поймет положительный социально-экономический эффект от внедряемой инновации не приходится. Однако руководство фирмы должно осмысленно представлять, о чем идет речь.

Вводимый в повседневную речь термин должен приобрести единообразно понимаемое значение. Таким образом, на распространение информации об инновации необходимо:

1. Проведение PR-кампании в средствах массовой информации и коммуникации. Поскольку создание почвы для внедряемой инновации является основанием успеха при внедрении последней. Так, например, информационные агентства, переводят социальную инновацию из предмета, понимаемого и принимаемого в узких научных и заинтересованных кругах, в сферу знаний, воспринимаемых многими.

2. Необходимо формирование информационного пространства. Активная дискуссия в обществе, посвященная данной проблематике, является обязательным условием для успеха всей технологии продвижения инновации. Этому содействуют непрерывный и регулярный обмен информацией между специалистами, обсуждение темы и ее рассмотрение в обществе, внимание к ней, создание соответствующей информационно насыщенной среды.

3. Процесс коммуникации позволяет каждому участнику оптимизировать и направить свои действия на достижение стратегических целей организации. Придание единой целостности усилиям по анализу и мониторингу функционирования BSC в целом, и анализ каждого из его этапов позволит скоординировать действия системы и позволит осуществить указанные действия в области инноваций более осмысленно, интерактивно и, значит, более эффективно.

Несомненно, что оценка и мониторинг внедрения инноваций имеет своей целью еще один аспект — это научно- исследовательский, осуществляющийся непрерывно, последовательно, а для некоторых процессов и параллельно, что в совокупности позволит со значительной долей уверенности рассчитывать на конечный успех.

Назначение концепции BSC отражает возможность реализовать некоторый набор показателей, где сбалансированы краткосрочные и долгосрочные цели, финансово-экономические и нефинансовые показатели, опережающие и запаздывающие индикаторы, внутренние и внешние перспективы эффективности. Поэтому для любого предприятия при реализации концепции BSC важно выбрать «собственный набор» показателей, касающийся клиентов, процессов и развития, адаптированных под рыночные условия функционирования предприятия, которые станут в последствие опережающими индикаторами финансово-экономического успеха. И тогда можно будет направить все усилия предприятия на повышение эффективности в перспективных направлениях и в только формирующихся.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.019 с.)