Понятие и задачи маркетинга. Проблемы маркетинга в 21 веке. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и задачи маркетинга. Проблемы маркетинга в 21 веке.



Понятие и задачи маркетинга. Проблемы маркетинга в 21 веке.

Маркетинг как научная дисциплина, изучающая одну из областей рыночных отношений, присущие ей законы и закономерности, а также методы и принципы их применения в реальной рыночной практике, был официально признан в середине 70-х годов. Исходным началом данной научной дисциплины являются рынок и потребители, а также практические действия участников маркетинговой среды, направленные на удовлетворение потребностей покупателей.

Функции маркетинга.

Аналитическая функция: исследование тенденций рынков, изучение фирменной и товарной структуры рынка, изучение потребителей, анализ ресурсного потенциала предприятия и факторов внешней среды.

Сбытовая функция: организация системы товародвижения, выбор каналов распределения продукции, организация сервиса.

Функция ценообразования: проведение целенаправленной ценовой политики

Функция продвижения: организация рекламной политики, коммуникаций, стимулирования сбыта.

Функция планирования: организация стратегического и оперативного маркетингового планирования

Функция организации контроля: ситуационный анализ, обратные связи.

Проблемы маркетинга нового века:

· Покупатели стали меньше внимания обращать на торговые марки и готовы покупать непатентованные товары.

· Покупателям свойственно, занижая свой возраст, покупать товары, рассчитанные на молодых.

· Стремление сэкономить время ведет к росту потребности в удобных и простых вещах, не требующих больших затрат времени для своего приобретения. Активно развиваются прямые формы продажи товаров, в том числе и через Интернет.

· Создаются более дорогие варианты продуктов, имеющих не только высокие технические и эксплуатационные свойства, но обладающие и эмоциональной привлекательностью.

· Покупатели стали более искушенными и чувствительными к ценам.

· В результате усиления конкуренции и расширения рыночных предложений имеет место более высокое ожидание от качества продуктов.

· Наблюдается процесс формирования интегрированных маркетинговых коммуникаций.

· Ключевыми факторами успеха компаний в бизнесе становятся новые технологии и знания персонала.

Качественно новое явление в современном маркетинге представляет собой процесс развития постоянных связей, отношений между производителем, продавцом и потребителем: «от маркетинга сделок – к маркетингу отношений».

2. Внешняя и внутренняя среда маркетинга.

Микросреда предприятия – это факторы, тесно связанные с предприятием и воздействующие на его способность обслуживать клиентов, на которые предприятие может оказывать опосредованное влияние.

Макросреда предприятия – внешние неконтролируемые факторы, оказывающие влияние на микросреду в целом и влияющие на маркетинговые решения предприятия.

Факторы микросреды предприятия:

Клиенты. Предприятие должно тщательно изучать клиентов, составляющих его рынок.

Потребительский рынок состоит из индивидуальных и семейных потребителей, приобретающих товары и услуги для личного потребления.

Рынок производителей составляют предприятия и фирмы, приобретающие товары и услуги для использования их в своем производственном процессе.

Рынок посредников состоит из фирм и компаний, которые приобретают товары и услуги для их перепродажи с прибылью для себя.

Рынок учреждений представлен школами, больницами, детскими садиками и другими учреждениями, которые предоставляют товары и услуги людям.

Рынок государственных учреждений представлен государственными организациями, покупающими товары и услуги для последующего их использования в сфере коммунальных услуг, либо для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается.

Международный рынок – покупатели из других стран, включая потребителей, производителей, посреднические организации, государственные учреждения.

Поставщики – это компании и частные лица, которые обеспечивают предприятие материальными ресурсами, необходимыми для производства товаров и услуг.

Маркетинговые посредники относятся фирмы, помогающие предприятию в продвижении, сбыте и распространении его товаров и услуг.

Конкуренты. Маркетологам следует определять стратегические конкурентные преимущества своей продукции и правильно позиционировать свои товары.

Контактные аудитории. Контактная аудитория – это любая группа людей, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к предприятию и от которой зависит возможность предприятия достигать своих целей (финансовые круги, контактные аудитории СМИ, контактные аудитории государственных учреждений, общественные организации, местные контактные аудитории, широкая общественность, внутренние контактные аудитории).

Структура макросреды предприятия:

Демографическая среда.

 1. Численность, территориальное распределение и миграция населения определяют масштабы федерального и региональных рынков.

2. Половозрастная структура определяет размер и структуру спроса на продукты питания, одежду и обувь. Богатую информацию дает изучение бюджетов домохозяйств и определение возрастных уровней потребления.

3. Процесс урбанизации (соотношение городского и сельского населения) также значительно сказывается на уровне и структуре спроса.

4. Социальное расслоение. Малообеспеченные граждане вынуждены все свободные деньги тратить на пищу, одежду, услуги, а обеспеченные слои делают сбережения, расходуют деньги на удовлетворение высших потребностей.

Экономическая среда – структура народного хозяйства, состояние инфраструктуры экономики, состояние финансовой системы, уровень инфляции, покупательная способность населения, доходы потребителей, рост совокупного общественного продукта, размеры безработицы, налоги, таможенные тарифы и т. д. Экономическая среда через изменение уровня доходов потребителей влияет на характер и структуру их покупок.

Экологическая среда – климат, наличие сырьевых ресурсов, источников энергии, погодные условия и т.д. В экологической среде наблюдается нехватка некоторых видов сырья, удорожание энергии, рост обеспокоенности общественности и государства по поводу загрязнения природной среды. В районах с климатом благоприятным для развития сельского хозяйства, как правило, выше натуральное потребление продуктов питания.

Научно-техническая среда – уровень научно-технического прогресса в области технологий производства товаров и услуг, возникновение новых видов продукции, отраслей и исчезновение существующих, а также внедрение прогрессивных методов маркетинговой деятельности, компьютеризация. НТП может привести к моральному старению продукции, появлению новых потребностей, снижению затрат на производство и распределение. НТП может обострить конкуренцию на рынке.

Политическая среда – социально-политический строй, расстановка политических сил и общественных движений, особенности законодательной системы и ее исполнения. Действие политической среды неоднозначно. Очень сильно политические инициативы влияют на уровень биржевых цен, но и цены на товарных рынках испытывают влияние политических факторов на себе. Эта среда наиболее трудно поддается анализу и прогнозу.

Социокультурная среда - культурные ценности, традиции, принятые принципы поведения, обряды, вероисповедание. На характер маркетинга значительное влияние оказывают социальная структура населения, его общекультурный и образовательный уровень. Бесполезно пытаться продавать самые современные образцы технических изделий, если местное население малограмотно.

Методы сбора данных

Критериев разделения методов сбора информации на две группы является два вида источников маркетинговой информации. Кабинетные методы сбора информации используют вторичные источники. Полевые методы исследования связаны с получением первичной информации. Часто в процессе исследования происходит комбинирование методов сбора маркетинговой информации.

Кабинетное исследование – метод сбора и оценки существующей маркетинговой информации, содержащейся в источниках (статистических данных или отчетах), подготовленных для других целей.

преимуществ: осуществляется быстро и недорого, позволяет ознакомиться с отраслью, отследить основные тенденции рынка, получить данные, которые фирма не в состоянии собрать самостоятельно, часто задействует несколько источников, что позволяет сопоставить данные, выявить несколько подходов к решению проблемы.

Недостатки связаны с недостатками качества используемой информации.

Полевое исследование – метод сбора и оценки информации непосредственно об объекте исследования, регистрируемой путем опроса, эксперимента и наблюдения в момент их возникновения.

Полевые методы сбора информации предназначены для сбора первичной информации. Первичную информацию собирают в соответствии с целями исследования с помощью определенных методик, поэтому результаты вполне надежны и закрыты от конкурентов.

Эксперимент

Эксперимент – это метод сбора первичной информации путем активного вмешательства исследователя в определенные процессы с целью установить взаимосвязи между событиями, исследовать влияние одного фактора (независимой переменной) на другой (зависимую переменную) при одновременном контроле посторонних факторов.

Достоинства эксперимента как метода маркетингового исследования:

возможность изучать причинно-следственные связи между событиями;

высокая объективность;

возможность проверки маркетинговых решений;

возможность контроля ситуации.

К недостаткам данного метода можно отнести:

сложность отнесения влияния на зависимую переменную на счет конкретной независимой переменной;

неопределенность пригодности результатов эксперимента для других условий;

наличие временного лага между экспериментом и принятием маркетинговых решений;

влияние посторонних факторов;

большие затраты времени и денежных средств;

высокий риск.

По американской системе классификации экспериментов, основанной на измерении в контрольной группе (С – control group) и экспериментальной группе (Е – experimental group) до воздействия фактора (В - before) и после воздействия фактора (А - after) можно выделить несколько типов экспериментов.

ЕВА – измерение характеристик в одной экспериментальной группе до и после воздействия фактора. В качестве примера можно привести определен6ие объема сбыта до и после рекламной кампании. Наиболее существенная проблема, возникающая при такой организации эксперимента, заключается в сложности однозначной интерпретации результатов. На ход эксперимента могут влиять различные дополнительные обстоятельства - действия прошлых маркетинговых мероприятий, воздействие посторонних факторов.

ЕА-СА – При такой организации эксперимента влияние перечисленных выше обстоятельств уменьшается, но возникают проблемы из-за возможного наличия различий между группами еще до эксперимента. В качестве возможного решения предлагается образование групп по случайному принципу.

ЕВА-СВА – Подобные эксперименты часто применяются в исследованиях для торговли, которые проводятся с целью определения влияния мероприятий по стимулированию сбыта на предпочтения покупателей. Недостаток заключается в необходимости предварительного измерения, что может вызвать эффект обучения респондентов.

ЕА-ЕВА-СВА – При такой организации возрастает объективность результатов и точность интерпретации их, но одновременно увеличиваются и затраты на эксперимент.

10. Опрос и наблюдение как методы маркетинговых исследований.

Опросы считаются основным методом получения маркетинговой информации о потребителях, их поведении на рынке, мнениях и предпочтениях.

Опросом называется процесс выявления мнений и определения действий опрашиваемых путем личного диалога с респондентом. В зарубежной практике маркетинга примерно 9/10 информации получается путем устного опроса, т.е. интервью.

Цели массовых опросов могут быть:

поисковые – предусматривающие сбор дополнительной информации, проливающие свет на проблему и помогающие выработать рабочие гипотезы;

описательные – предполагающие детальное описание отдельных фактов и явлений;

экспериментальные – состоящие в проверке маркетинговых гипотез о существовании и формах причинно-следственных связей между спросом и существенными характеристиками товара (цена, упаковка, имидж …) и самого потребителя (возраст, пол, доход, характер и т.п.);

оправдательные – призванные подкрепить уже сформированное мнение, убеждение, позицию или точку зрения.

Инструментом для проведения опросов служит анкета.Структура анкеты, как правило, содержит 4 блока вопросов:

В первом блоке дается объяснение того, кто и зачем проводит исследование, подчеркивается анонимность опроса, даются инструкции по заполнению анкеты и дальнейшим действиям, выражается благодарность за любезно уделенное респондентом время.

Во втором блоке «паспортичке» содержатся вопросы, характеризующие самого респондента: о поле, возрасте, семейном положении, образовании, доходе, профессиональной деятельности, жилищных условиях, привычках и т.п. Эти вопросы позволяют провести сегментацию, разделение и отнесение респондента к определенным аудиториям.

В третьем блоке (так называемая «рыба») даются вопросы, имеющие непосредственное отношение к задачам исследования.

Четвертый блок вопросов необходим для того, чтобы проверить внимательность заполнения анкеты, серьезность и откровенность респондентов, а также профессионализм и честность интервьюеров. Это психологические и контрольные вопросы. Если тема исследования проста и толерантна, можно обойтись без такого рода вопросов.

Вопросы в анкете подразделяются на открытые(ответ на них в свободной форме, без ограничений) и закрытые(перечень вариантов ответов, из которых выбирается один или несколько).

Наблюдение

Наблюдение – это метод сбора первичной информации путем пассивной регистрации исследователем определенных процессов, действий, поступков респондентов, событий, которые могут быть выявлены органами чувств.

Результаты наблюдения используются:

для построения гипотез;

для проверки данных, полученных другими методами;

для дополнительных сведений об объекте.

Недостатками наблюдения как метода маркетинговых исследований являются:

недостаточная репрезентативность полученных данных, т.к. изучение ведется, как правило, на малой группе респондентов;

субъективность толкования;

возможность не заметить какие-то важные проявления покупательского поведения;

трудность вскрытия мотивов, интересов, отношений, лежащих в основе определенного покупательского поведения;

влияние наблюдателя.

Фиксация результатов наблюдения:

кратковременная запись по «горячему следу»;

карточка для регистрации информации, касающейся наблюдаемых лиц, явлений, процессов (или протокол наблюдений, как расширенный вариант карточки);

дневник наблюдений, в который систематически. день за днем заносятся необходимые сведения, высказывания, поведение отдельных лиц, собственные размышления наблюдателя (например, розничного продавца в киоске, магазине);

фото, видео и звукозапись.

Отчет о наблюдении должен содержать следующие сведения:

время, место, обстоятельства наблюдения;

способ наблюдения и роль наблюдателя;

характер наблюдаемых лиц;

анализ информации, собственные заметки и интерпретации наблюдателя;

оценка надежности полученных результатов.

Методы сегментации

Существует множество методов, среди которых наибольшее распространение получили метод группировок по одному или нескольким признакам и методы многомерного статистического анализа.

Суть метода группировок состоит в последовательной разбивке совокупности объектов на группы по наиболее значимым признакам. Какой-либо признак выделяется в качестве системообразующего параметра, затем формируются подгруппы, в которых значимость этого параметра значительно выше, чем во всей совокупности потенциальных потребителей данного товара. Путем последовательных разбивок выборка делится на ряд подгрупп.

Метод многомерной классификации предполагает разбиение рынка по комплексу анализируемых признаков (демографических, социальных, психологических и т.п.) одновременно. В пределах сегмента между потребителями должно наблюдаться достаточно сходства для объединения их в одну группу, в то же время между группами должны проявляться существенные различия в спросе.

Выбор целевого сегмента.

После выявления рыночных сегментов необходимо определить степень их привлекательности и выбрать целевые сегменты и маркетинговые стратегий по отношению к ним.

Целевой сегмент рынка – один или несколько сегментов, отобранных для маркетинговой деятельности предприятия.

Рыночная ниша – это сегмент потребителей, которому продукт, производимый данным предприятием, подходит для удовлетворения потребностей лучше всего.

Рыночное окно – это незанятый конкурентами сегмент потребителей, потребности которых не удовлетворяются в должной мере существующими товарами.

Можно использовать несколько подходов к освоению выбранных рыночных сегментов:

Массовый маркетинг – выпуск одного типа товара и обеспечение ему маркетинговыми средствами привлекательность для всех сегментов (всего рынка). Цель предприятия – увеличение сбыта и экономия затрат на использовании массовых каналов распределения и коммуникаций.

Дифференцированный маркетинг – охват нескольких сегментов, предложение для каждого из них своего товара или его разновидности и комплекса маркетинга. Цель предприятия – достигнуть большего объема продаж и завоевать более сильную позицию на каждом рыночном сегменте.

Концентрированный маркетинг – сосредоточение усилий предприятия на одном сегменте рынка. Цель предприятия - достижение максимальной прибыли на единицу продукции. Такой подход продуктивен для небольших предприятий, работающих на специализированных рынках. Здесь требуется глубокое знание узких рыночных сегментов и высокая репутация продукта предприятия.

Позиционирование товара.

Позиционирование товара - это определение места товара на рынке среди конкурентных товаров и отграничение его от конкурентов инструментами маркетинга (модификацией продукта, ценой, скидками, способами продажи, рекламными мероприятиями и т.п.).

Позиционирование убеждает потребителей, что им предлагается именно тот товар, который они хотели бы приобрести.

Последовательность позиционирования включает следующие этапы действий:

a. выбор рыночного сегмента и точное описание его;

b. выявление предпочтений покупателей в этом сегменте;

c. сопоставление параметров конкурирующих товаров в этом сегменте с собственными товарами;

d. отграничение товара от конкурирующих товаров инструментами маркетинга.

Позиции товаров описываются атрибутами (параметрами), которые являются важными для потребителей и которые ими выбираются.

Атрибут позиционирования – это то ключевое преимущество товара, которое позволяет потребителю удовлетворять свои потребности наилучшим образом, отличает данный продукт от товаров конкурентов и является источником мотивации его покупок. Ключевое преимущество, склоняющее клиентов к покупке, должно быть правдоподобным и обеспечиваться объективно существующими характеристиками товара. При определении позиции товара на рынке часто используют метод построения карты позиционирования в виде двухмерной матрицы или многомерной шкалы.

Для завоевания крепких позиций в конкурентной борьбе, исходя из результатов позиционирования своих продуктов, организация выделяет характеристики продукта и маркетинговой деятельности, которые могут в выгодную сторону отличить ее продукты от продуктов конкурентов, то есть проводит дифференциацию своей продукции.

Продуктовая дифференциация – это предложение продуктов с характеристиками и/или дизайном лучшими, чем у конкурентов. Для стандартизованных продуктов (куры, нефтепродукты, металл) практически невозможно проводить продуктовую дифференциацию. Для сильно дифференцированных продуктов (автомобили, бытовая техника) следование данной рыночной политике является обычным явлением.

 С ервисная дифференциация – это предложение услуг (скорость и надежность поставок, установка, послепродажное обслуживание, обучение клиентов, консультирование), сопутствующих продукту и по своему уровню превосходящих услуги конкурентов.

Дифференциация персонала – наем и тренировка персонала, который осуществляет свои функции более эффективно, чем персонал конкурентов. Хорошо обученный персонал должен удовлетворять следующим требованиям: компетентность, дружелюбие, вызывать доверие, надежность, ответственность и коммуникабельность.

Дифференциация имиджа – создание имиджа, образа организации и/или ее продуктов, отличающих их в лучшую сторону от конкурентов и/или их продуктов.

Измерение рыночного сроса

Доля рынка

Одной из важных характеристик положения фирмы на рынке является ее доля рынка. Размер доли рынка фирмы определяет возможность влияния фирмы на рынок и на конкурентов. Чем выше доля, тем шире доступ к ресурсам, тем выгоднее их размещение и выше степень свободы в деятельности фирмы. В зависимости от величины рыночной доли фирма может быть на рынке лидером или аутсайдером, иметь сильную или слабую конкурентную позицию.

Определить долю рынка можно по формуле:

,

где dфj   - доля рынка каждой j–той фирмы;

  Qj  - объем продажи товаров на рынке каждой j–той фирмы;

  n - число j–тых фирм.

Для целей стратегического маркетингового анализа используют коэффициент относительной доли рынка, который позволяет оценить долю рынка с качественных позиций (высокая, низкая). Коэффициент относительной доли рынка рассчитывается по формуле:

,

где dф – доля рынка фирмы;

dк - доля рынка крупнейшей конкурирующей фирмы.

Если К о.д.р . >1, то доля фирмы оценивается как высокая, если же К о.д.р . <1, то доля фирмы считается низкой.

 

Сервис.

Обслуживание покупателей и гарантийные услуги являются дополнительным компонентом в структуре самого продукта.

Значение политики сервиса определяется формированием изысканности и престижности товара. Сервис является инструментом обеспечения длительной удовлетворенности покупателя своей покупкой и, таким образом, сохранения лояльности, приверженности покупателя фирме-изготовителю. Помимо этого сервис является средством дифференциации, отличия своей продукции от изделий конкурентов.

Различают технический сервис (hardware) и коммерческий сервис (software). Технический сервис включает в себя обеспечение запасными частями, абонентным обслуживанием, ремонтом, обучением пользователей и т.д. Коммерческий сервис – это консультации при покупке, доставка на дом, право замены в случае обнаружения срытых недостатков и т.д.

Кроме этого сервис можно разделить на следующие виды:

Предпродажный - консультирование, подготовка изделия к продаже, демонстрация техники в действии, обеспечение необходимой документацией, обучение покупателя, устранение возникших при транспортировке неполадок, монтаж, регулирование оборудования. Предпродажный сервис практически всегда бесплатный;

Послепродажный сервис делится на гарантийный и  послегарантийный по чисто формальному признаку: «бесплатно» (в первом случае) или за плат (во втором) производятся предусмотренные сервисным перечнем работы.

В качестве инструмента сбыта в целях привлечения покупателей значительный объем сервиса характерен:

- для сложных и дорогостоящих товаров;

- для товаров, имеющих на рынке много конкурентных аналогов;

- для новых, неизвестных покупателю товаров;

- для подчеркивания особого качества или престижности товара.

Усиливающаяся конкуренция непрерывно повышает значение сервиса

19. Значение марки и товарного знака, система франчайзинга.

Создание и защита торговой марки является неотъемлемым элементом торговой стратегии любой компании. Торговая марка позволяет отличить продукцию фирмы от продукции ее конкурентов, предоставить клиенту «точку отсчета» при оценке других аналогичных товаров и услуг, является символом, подтверждающим высокую репутацию фирмы. Общепризнанным является огромная роль, которую играют признанные торговые марки в сбыте той или иной продукции. Так, торговая марка «Кока-кола» побуждает французов расходовать на приобретение напитков этой компании почти 5 млрд. франков в год. В то же время ухудшение репутации марки может привести к значительным убыткам, поскольку иногда символ оказывается сильнее, чем реальность.

Учитывая важную стратегическую роль торговой марки, крупнейшие компании расходуют значительные средства на защиту этого нематериального, но ценного актива компании. Эти расходы следует рассматривать как инвестиции.

Марка – это имя, термин, знак, символ, рисунок или их сочетание, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного продавца или группы продавцов и отличия их от товаров и услуг конкурентов.

Товарный знак (trade mark) – марка или ее часть обеспеченная правовой защитой. Товарный знак защищает исключительные права продавца на пользование марочным названием или марочным знаком.

Франчайзинг – это форма сотрудничества между двумя юридически самостоятельными, но связанными между собой контрактом фирмами (франчизный контракт, лицензионное соглашение, договор о франчайзинге). В силу этого контракта одно предприятие (франчайзер) передает право на использование торговой марки (или целого бизнес формата) другому предприятию (франчайзи), предоставляет ему программу маркетинга, участвует в инвестициях и берет на себя часть текущих затрат.

Преимущества системы франчайзинга для франчайзеров:

- значительная экономия своего капитала и своих трудовых ресурсов;

- хозяин каждого предприятия-франчайзи более заинтересован в положительных результатах и сведению затрат до минимума по сравнению с наемным руководителем;

- снижается коммерческий риск;

- не надо заниматься будничными управленческими делами;

- развитие бизнеса идет быстрее.

Преимущества для франчайзи:

- возможность начать собственное дело;

- готовая рыночная ниша;

- известная торговая марка;

- более масштабная реклама;

- помощь и консультации со стороны франчайзера;

- облегчение условий финансирования;

надежное снабжение.

Выбор ценовой стратегии

1) в зависимости от стабильности цен:

Стратегия неизменных цен

стратегия изменяющихся цен  

2) в зависимости от отражения в цене достигнутой репутации фирмы:

Стратегия низких цен

Стратегия «снятия сливок»-

нейтральная стратегия ценообразования – соотношения «цена/ценность»,

 6) в зависимости от характера дискриминации (не связанной с различиями в затратах):

Личная продажа(personal selling) – представление товара одному или нескольким потенциальным клиентам, осуществляемое в процессе непосредственного общения и имеющее целью продажу и установление длительных взаимоотношений с данными клиентами.

Прямой маркетинг (direct marketing) – система сбыта товаров посредством различных средств рекламы, которая предполагает непосредственный контакт с потребителем и направлена обычно на получение от него немедленной прямой реакции. Прямому обмену информацией с выбранной целевой группой придается в последние годы все большее значение.

Процесс коммуникации.

Процесс коммуникации в общем виде выглядит следующим образом:

Чтобы обеспечить эффективную передачу информации, специалисты-маркетологи должны знать, как работает вся система коммуникаций.

Например, чтобы сообщение было эффективным, процесс кодирования, предусмотренный отправителем, должен соответствовать процессу расшифровки получателем. Отправитель должен знать какую аудиторию он хочет заинтересовать и какую реакцию рассчитывает получить. Чем больше область знаний отправителя перекрывается с областью знаний получателя, тем эффективнее будет рекламное сообщение.

Реклама. Её суть и роль

Реклама (advertising) – любая платная форма неличного представления и продвижения товаров и услуг, которую заказывает и финансирует известный спонсор.

Выбор средств распространения рекламы. Различают два основных вида каналов коммуникации: личные и неличные. Каналы личной коммуникации - обмен мнениями о товаре между целевыми покупателями и их соседями, друзьями, членами семьи и сотрудниками. Особенно большое значение имеют личные каналы коммуникации при покупке товаров повышенного риска, дорогих или связанных с персональным имиджем покупателя. Каналы неличной коммуникации это средства массовой информации, распространяющие обращения в условиях отсутствия личного контакта или без обратной связи.

 6. Разработка бюджета продвижения и программы продвижения. Рассмотрим четыре наиболее общих метода расчета бюджета на рекламную кампанию:

Сущность прямого маркетинга

Прямой маркетинг.

Следуя тенденциям все более и более узкой ориентации и даже индивидуального маркетинга, все больше компаний сегодня прибегают к прямому маркетингу, используя его в качестве основного (или дополнительного маркетингового направления.) Прямой маркетинг состоит из прямых коммуникаций с заботливо отобранным определенным покупателем, часто в виде индивидуализированного диалога, чтобы получить немедленный отклик. Прямой маркетинг – это эффективный механизм общения с покупателями, способствующий построению долгосрочных отношений с ними. Таким образом, прямой маркетинг превращается в маркетинг прямых отношений.

Преимущества прямого маркетинга для покупателей:

Экономия времени и выбор из большего числа торговых компаний при осуществлении интерактивной покупки

Преимущества для производителей:

        Работа с нужной целевой группой потребителей с помощью баз данных и списков адресов. Успех прямого маркетинга прежде всего обусловлен хорошей базой данных. База данных о покупателях – это организованный массив информации об отдельных покупателях, их географических, демографических, психографических характеристиках и особенностях покупательского поведения.

         Достижение заинтересованного покупателя в нужное время

          Конфиденциальность и закрытость от конкурентов предложений

Формы прямого маркетинга.

     Индивидуальные продажи, продажи «от двери до двери».

     Прямой почтовый маркетинг (с использованием        факсимильной почты, электронной почты, голосовой почты по телефону)

     Маркетинг по каталогу

     Телефонный маркетинг (продажа товара по телефону, если не препятствует законодательство)

       Телемаркетинг прямого отклика (телереклама прямого отклика, презентационный фильм – 30 минут, телемагазин, каналы покупки товаров на дому)

Интерактивный маркетинг и электронная торговля (коммерческие интерактивные службы и Internet). Сегодня в мире около 100 млн. человек пользуются Интернетом. В нем зарегистрировано более 1,5 млн. областей знаний и деятельности, по которым можно получить информацию. Электронная коммерческая деятельность принесла в 1998 г. доход равный 20 млрд. долларов. Предполагается, что к 2004 г. показатели поднимутся до 327 млрд. долларов.

Использование Интернет возможно в следующих направлениях:

   Проведение исследований

    Подача информации (о том, какие товары и услуги предлагает компания, где она находится, что собой представляет, советы покупателям, аудио- и видеоклипы для рекламы музыкальных записей, книг, видеофильмов, система информации посредников, информация от имени служащих компании и торговых агентов)

    Организация дискуссионных форумов

    Обеспечение подготовки специалистов

   Проведение торговых операций по покупке и продаже товаров (заказы)

    Организация аукционов и обменов

      Доставка клиентам «битов»

Интернет-маркетинг

Интернет-маркетинг

Интернет прочно занял свое место в современном мире и его роль с каждым годом возрастает. В новом тысячелетии развитие информационных технологий окажет существенное влияние на ведение бизнеса. Наиболее важные изменения произойдут в развитии маркетинговой деятельности в Интернете и будут связаны с появлением глобальной информационной системы. По данным компании Nua Internet Surveys, численность мировой Интернет-аудитории выросла с 26 млн. в 1995 г. до 580, 78 млн. по состоянию на май 2002 г., что составляет 9,57% населения Земли. Численность российской аудитории Интернета, по исследованиям компании «Комкон- 2», выросла с 818 тыс. в 1996 г. до 4.2 млн. в 2001 г. Около 30% российских Интернет-пользователей приходится на две российские столицы: Москву (около 20%) и Санкт-Петербург (около 10 %).  Средний возраст – 25 лет (причем, около 90 % моложе 45 лет, 75 % моложе 35 лет). Уровень дохода выше среднего (65 %). Примерно 50 % интенет0-пользователей являются высококвалифицированными специалистами и руководителями среднего и высшего звена, т.е. лицами, принимающими (или участвующими в принятии) бизнес решения. 

Для маркетологов необходимо представлять те возможности, которые открывает Интернет.

Интерактивность. Интернет позволяет оперативно реагировать на отношение к конкретным методам реализации маркетинговых программ не только той или иной части целевой аудитории, но даже отдельного пользователя, и, соответственно, также оперативно корректировать проведение сбытовой и коммуникационной кампании.

Упрощенный сбор и обработка информации.

Легкость постоянной информационной поддержки

Возможность предоставления и получения индивидуализированной информации

Экономия времени потребителя.

Возможность снятия коммуникативного блока. Это важно для определенного сегмента потребителей, испытывающих психологическую трудность в личном общении с продавцом. Она легко снимается, если вместо живого человека можно пообщаться с экраном собственного компьютера, получив на выходе тот же результат: совет, рекомендацию, консультацию.

Матрицы БКГ и Мак-Кинсни

Матрица БКГ использует показатели относительной рыночной доли (ось Х) и относительной скорости роста рынка (ось Y) для отдельных оцениваемых продуктов. Относительная доля рынка находится делением показателя рыночной доли организации на ее значение для главного конкурента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.155 с.)