Ну и перейдём наконец к инструкции, которая поможет вам обучиться этой технике на любом согласном человеке (далее именующемся клиент). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ну и перейдём наконец к инструкции, которая поможет вам обучиться этой технике на любом согласном человеке (далее именующемся клиент).



Перед началом сеанса клиенту говорят:

«Расслабься, отключи ум, не анализируй то, что будешь видеть. Будут приходить внутренние образы. Не разделяй их на хорошие и плохие. Просто наблюдай, какие они есть.

Пока идут образы, отвечать на вопросы не нужно. Отвечай на вопросы, когда поток образов затормозится. Не торопись.

Расскажи о том, что тебя волнует, от третьего лица, словно о другом человеке. Не «мне плохо, я болен, я тревожусь и не сплю ночами...», а «есть Некто, кто болен, не спит ночами и думает, что ему плохо».

 

Этот простой прием поможет клиенту сохранить ощущение своего достоинства и равенства с терапевтом, и сразу уберет некоторые психологические защиты.

 

 Инструкция для терапевта:

 

1) Попросите клиента рассказать что-то о любой части его личности, которую он в себе ощущает, так, как будто речь идёт о другом человеке.

Клиент может взять любую субличность из своей "карты местности", либо спонтанно выделить субличность внутри себя и рассказать о ней.

 

2) Примените приём отождествления с образом.

 

Например, субличность Васи – Снежная Королева, он знает о ней, что она холодного цвета, жёсткая, древняя, умеет решать проблемы. (Этого достаточно для первого сбора информации о субличности).

 

Скажите клиенту: «Пожалуйста, глубоко вдохни и скажи вслух или мысленно – Я эта Снежная королева. Прислушайся к ощущениям, а затем опиши всё, что приходит в голову, не оценивая это».

 

 

3) Если клиент затрудняется с ощущениями и не может сразу войти в образ, продолжайте расспрашивать его о качествах субличности, пока он не начнет хорошо её ощущать. Можно спросить, где и как субличность ощущается в теле, или вне тела, в данный момент. Всё это сделает её активной, и клиент сможет войти в образ.

 

4) Теперь вопросами помогайте клиенту (находящемуся в образе своей субличности) увидеть и достроить вокруг себя внешние образы.

 

Примеры вопросов:

 

Снежная Королева, скажи, кто вокруг тебя?

С кем ты живешь?

Где место, из которого ты пришла?

Чем ты обычно занимаешься?

Кто помогает тебе, какой он?

Кого ты любишь?

Есть ли враждебные тебе существа, кто они и какие?

Что ты собираешься делать завтра или в далеком будущем?

Что ты почувствуешь, если изменишь свои планы и пойдешь в иное место (на работу, на речку, в лес, в гости, спать... и т.д.)

Во что самое прекрасное ты хочешь превратиться?

Снежная Королева, что ты даёшь Васе хорошего? Что ты делаешь Васе вредного для него? Что ты получаешь хорошего от Васи? Что ты хочешь от него получить?

 

Не нужно долго и детально копаться в каждом из этих вопросов: получили небольшой ответ, поняли суть, пошли дальше.

 

Таким образом мы больше узнаём о субличности и помогаем ей также "расшириться" и увидеть окружающее пространство.

 

5) Если субличность испытывает сама страдания, или причиняет неприятные чувства

 клиенту, то нужно поработать с ней техниками образной терапии и привести её к гармонии.

 

Если с субличностью всё в порядке, можно завершить сеанс. Снежную Королеву нужно поблагодарить, и отпустить туда, куда она хочет. Она может остаться другом и союзником Васи далее, а может уйти в своё снежное королевство, как свободное существо (а Вася при этом станет гораздо более свободным в своих мыслях, поступках и реакциях).

 

 

Глава 12.

 

Цвет и суть.

 

Помните, мы просили клиента сосредоточиться на ощущениях тела и увидеть внутренние образы. Первые вопросы, касающиеся образа: «какого он цвета?» и «где он находится?»

 

В этой главе мы узнаем, как можно использовать на сеансе знание о том, какого цвета образ, и в каком месте тела находится. Эта техника немного сложнее в исполнении, чем обычные методы работы с образами; но она подходит для тех клиентов, которые лучше умеют представлять что-то (визуализировать), чем наблюдать, как оно есть.

 

Шпаргалка по цветам.

 

Значение цветов может быть индивидуальным; например, если у клиента был в детстве любимый серый медвежонок, то серый образ в его теле может быть положительным, хотя обычно он негативен.

Здесь я приведу вкратце общие значения цветов, самые типичные, даже «архетипичные». Более подробно о значении цветов и энергий, которые мы воспринимаем в цвете, можно прочитать в моей «Книге о Мандалах».

 

 

1) Красный.

 

Область в теле: копчик, низ живота.

Органы: кишечник, гениталии, матка, кровяные тельца (эритроциты).

Программы: «я имею право на своё место в жизни», «я хозяин своей жизни», «я несу сам за себя ответственность», «я люблю действие».

Имеет отношение к: выживанию, труду и физической силе, росту клеток, безопасности, освоению пространства (свой дом, своё место, свои правила), хозяйственности, порядку.

 

Если мы видим, к примеру, красный образ в сердце у клиента — мы понимает, что там ему не место. Во всех других местах, кроме низа живота, красный образ символизирует накопленную ярость и даже воспалительный процесс в том органе, где красный цвет ощущается.

Красный цвет в области груди и сердца означает гнев на близких людей и боль в отношениях (поскольку сердце связано с отношением к близким).

Предложите клиенту мысленно опустить красный образ вниз, на его «законное» место в теле. При этом клиент ощутит возрастание ответственности за себя, уверенности в себе и силы. Гнев на близких уйдет вместе с ожиданиями от них для себя благ.

 

То, что при этом будет мешать опусканию вниз красного образа — это те «блоки», которые мешают клиенту ощущать своё право на жизнь, силу и ответственность за себя. Это негативные программы. Чтобы их растворить, чаще всего достаточно «выслушать» их (спросить, чего они хотят и в чём нуждаются), и дать им недостающее, либо сказать им что-то противоположное тому, что они говорят (заместить их установку на противоположную, например, вместо «нельзя идти на контакт, меня обидят» – «я разрешаю себе идти на контакт, и получать от мира любовь, внимание, поддержку, и дарить миру свои прекрасные качества…»)

 

 

Если у клиента качеств красного цвета нет совсем, или недостаточно (такое бывает при эмоциональном и физическом истощении, выздоровлении от болезни, и при «бегстве в духовность») – предложите ему втянуть энергию красного цвета из Земли, представив, как она вливается снизу в копчик и поднимается по позвоночнику.

 

Если вы видите, что у клиента есть красный образ на своём месте (внизу живота), но с ним что-то не так (агрессивный, пугающий или слабый), то предложите ему сказать вслух следующие фразы-программы:

«я имею право на своё место в жизни»

 «я хозяин своей жизни»

«я несу сам за себя ответственность»

«я владею своей силой».

И посмотреть на ощущения в теле от этих фраз.

 

Какой-то орган немедленно даст знать о себе негативными симптомами (например, спазм в горле или холод в груди), и так вы узнаете, в каком месте у клиента стоит негативная программа. Работайте с её образом в теле, и таким образом вы снимете сопротивление клиента собственной силе.

Тогда красный образ внизу живота трансформируется в положительный.

 

2) Коричневый.

 

Органы: прямая кишка и анальное отверстие.

Программа: «я отстаиваю своё». Жадность, ревность, собственничество, эгоизм, страх потери денег, борьба за свои права, начиная от драки в песочнице за игрушки. Сквернословие, чревоугодие, матерные слова, похоть в самом непристойном виде; пристрастие к алкоголю, воровство. Отвращение, брезгливость.

 

В теле человека коричневого цвета быть не должно. (Но если мы видим его не в теле, а в субличности отдельно от тела, и это светло-коричневый цвет глины или земли, то это положительный образ практичности, важный для «земных» дел и работы).

 

Если клиент обнаружил в себе образ коричневого цвета, нужно попробовать его мысленно отмыть (на уровне реакций это будет избавление от отвращения к данной части внутреннего мира). Если образ кажется неживым, то попробуйте спустить его в землю, где ему и место. Либо попробуйте вернуть этот «подарок» тому, от кого получено, а освободившееся место занять чем-то хорошим. Если коричневый образ хочет выйти через рот, клиенту можно разрешить поматериться.

Когда коричневый цвет «рассеивается» при работе с его образом, он становится красным или жёлтым. Красный образ нужно поместить в низ живота, а жёлтый — в солнечное сплетение.

 

3) Оранжевый.

 

Область тела: середина живота.

Органы: надпочечники и почки, мочевой пузырь, поджелудочная железа, соски молочных желез, гениталии.

Программы: «я наслаждаюсь», «я получаю удовольствие».

Имеет отношение к: чувственности, неге, комфорту, тактильным ощущениям, желанию флиртовать и кокетничать; познанию мира через чувства; любознательности, поиску приключений, сексуальному желанию.

 

Если оранжевый образ в иных местах, то можно попробовать поместить его в середину живота.

 

Если оранжевого нет в середине живота, то просим клиента сказать вслух программы «я наслаждаюсь», «я получаю удовольствие», и описать ощущения в теле. Выявится блок в каком-то месте (например, тревога в сердце — страх осуждения), и работаем с этим образом до растворения блока.

 

Блоки на оранжевой энергии можно предположить по таким симптомам клиента, как диабет, болезни почек и мочевого пузыря, псориаз. Но однозначно – отсутствие чувств и ощущений, неразрешение себе наслаждаться жизнью.

 

4) Жёлтый.

 

Область тела: солнечное сплетение.

Органы: желудок и печень.

Программы: «я управляю жизнью», «я сияю».

Имеет отношение к: щедрости, веселью, дарению от избытка, уверенности в себе, самооценке, лидерству.

Если жёлтый мутноват, то присутствует зависть, либо это человек-диктатор, навязывающий свою волю другим. Мысленно очищайте жёлтый цвет до яркого сияния.

Если в области солнечного сплетения и желудка мы видим что-то тёмное, это означает страх клиента открыться миру. Здесь поможет медитация на доверие Вселенной, замена страха на интерес, проработка страха перед миром с помощью техник образной терапии.

 

5) Зелёный.

 

Область тела: грудная клетка.

Органы: лёгкие, молочные железы.

Программы: «я делаю другим добро», «я помогаю слабым», «я улучшаю мир», «я залечиваю раны и восстанавливаю целостность».

Имеет отношение к: состраданию, жалости, материнской любви, привязанности к близким людям.

Распространенные блоки: чувство вины перед близкими, чувство недостойности, страх быть отвергнутым.

 

Техника работы та же, что с предыдущими цветами (больше писать об этом не буду, всё однотипно). Увидели зелёное в другом месте, кроме груди — ведите его в грудь; увидели в груди что-то иное вместо зелёного — очищайте и наполняйте зелёным. Можно представлять, как всасываете эту энергию из пространства, из деревьев и растений. Особенно подходит береза.

 

6) Сине-серый.

 

Однозначно представляет собой невыплаканные слёзы. Где бы оно ни встретилось, нужно перевести его в горло и освободить. Можно представить идущий дождик и созерцать его, пока он не закончится.

 

Можно уточнить, что именно клиент хочет оплакать; за что он жалеет себя.

 

Серый цвет может представлять собой усталость, апатию. Техника работы: проверить, как клиент относится к серому образу. Если отношение клиента к серому позитивно, просто рассматривать этот образ. Так восстанавливается нервная система, успокаивается и "релаксирует". Если клиенту серость не нравится, то представить идущий дождь, как и в технике с невыплаканными слезами.

 

7) Голубой.

 

Область тела: горло.

Органы: гортань, голосовые связки.

Программы: «я влияю на мир с помощью голоса», «я выбираю свою позицию (поведение, отношение к себе и к миру)», «я выбираю, как себя вести», «я решаю, принять (проглотить) или выбросить то, что мне дают другие», «я имею право говорить и самовыражаться».

Распространённые блоки: «нельзя кричать», «нельзя плакать», «я не имею права отдать обратно то, что мне дают», «я должен всё проглотить, что дают», «надо быть тихим и незаметным». Блоки формируются в детстве установками: «надо съесть всё, что в тарелке, даже если это противно», «моему крику никто не рад».

 

8) Синий.

 

Область тела: голова (глаза, уши, межбровье).

Влияние: память, все органы чувств, кроме осязания (осязание – оранжевый), мигрень, мозговое кровообращение.

Программы: «я чувствую всё, что существует», «я принимаю информацию».

Распространённые блоки: «не хочу что-то видеть (слышать, знать, воспринимать)», «боюсь куда-то смотреть», ненависть и отрицание любой стороны реальности (события, человека, и т. д.) Ненависть имеет прямое значение «ненавижу = я тебя не вижу, хочу не видеть, хочу, чтобы тебя для меня не было».

 

9) Чёрный.

 

Чёрный в любом месте и виде — это программа уничтожения клеток тела. Проще – ненависть. Универсально разрушает любой орган, вызывая некроз.

Программы: «лучше, чтоб этого не было».

За чёрным образом стоит страх увидеть это.

 

Тактика работы: созерцать и посылать внимание («я тебя вижу, я хочу увидеть тебя... прости, что не хотел раньше видеть тебя»), посылать любовь и всё, в чём нуждается чёрный образ. Если исходить из того, что чёрный — пустота и отсутствие жизни, то так мы заполняем его жизнью и любовью, даём ему право жить.

 

Иногда встречаются чёрные образы активно-злые, с которыми нельзя договориться мирно, которые еще больше злеют от любви к ним. В этом случае надо работать над укреплением той слабой части клиента, на которую нападает злой образ; и потом поговорить с чёрным образом как с независимым существом, выяснив его цели.

 

 

9) Белый.

 

Противоположность чёрному.

Область влияния: нервные клетки.

Программа: «наполняю всё и всему даю жизнь».

Белый в теле клиента мы не часто встречаем (разве что у людей-проводников, занимающихся духовными практиками «в потоке»). Но белый можно втягивать в себя извне, заполняя пустоты, наполняясь светом.

 

10) Розовый.

 

Область тела: сердце.

Программы: «наслаждаюсь всем, что есть, и взращиваю всё».

 

Энергия любви. Хороша в любом месте и виде. Но где бы вы её ни встретили, помещайте в сердце — это создаёт у клиента центрированность.

 

11) Фиолетовый.

 

Область тела: макушка головы.

Влияние: мозг.

Программа «я создаю информацию», «я принимаю информацию».

 

Фиолетовые образы в теле можно выводить через макушку вверх и отпускать. Они чаще бывают чужеродными для клиента, пришедшими извне.

 

Вопросы от учеников.

«Мне встретился ПРОЗРАЧНЫЙ. Вернее, он был чёрный, но после того, как наполнили его любовью, стал прозрачный и очень зыбкий.

Это как-то можно использовать?»

 

Это может говорить о том, что образ недоработан: как бы не до конца доверяет, испытывает сомнение (зыбкость), или ему неуютно на этом месте. Надо продолжить диалог с образом.

 

«Афина, почему красному не место в сердце? Сердце все рисуют именно красным, уже стереотип сложился – красное сердечко.

А где золотой и серебряный? Я часто представляю живительные серебряные струны или струи воды».

 

Красному не место в сердце только при работе с образами, и сердечки лучше розовыми представлять. Если представлять их красными, то это усиливает ревность и болезненную привязанность, «я не могу без тебя жить, ты несёшь за меня ответственность», и это ухудшает отношения, приводя в итоге к «разбитому сердцу». Поскольку ответственность за себя (красный цвет) нужно нести самому.

Золотой и серебряный – это частный случай жёлтого и белого.

 

«У меня трудности с цветоощущением. Не дальтонизм, а просто оттенки. Всегда на медкомиссиях не мог понять, что нарисовано из кучи точек. С чем это связано?»

 

Внутренняя картинка цвета, которую создаёт мозг, не зависит от реального состояния зрения. Только у тех, кто родился слепым, мозг не имеет понятия о том, что есть цвет.

А в остальном трудность с "увидеть цвет образа" связана с внутренними запретами. Пример: практически любой человек в медитации способен мысленно полетать над своим телом, хотя никто не умеет этого в реальности.

 

«Афина, а если образ у клиента многоцветный? Например: некто синий в красных трусах в районе груди. Как перемещать образ в нужное место? Что делать? Снимать трусы?»

 

О, в таком случае я пользуюсь другими способами. Я бы этот образ вынесла из тела (представила напротив себя) и порасспрашивала. Синий смурфик в красных трусах, возможно, компенсирует свой страх перед людьми показной активностью. В любом случае это не один слой, а несколько наложенных слоёв адаптаций.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.06 с.)