Периодизация развития морального сознания Л. Колберга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация развития морального сознания Л. Колберга



Название этапов Возрастные границы Характеристика этапов
1. Предконвенциональный 5-11 лет Нравственные суждения основаны на поощрениях и наказаниях
1 стадия 5-7 лет Ориентация на избежание наказаний и послушание
2 стадия 7-11 лет Наивный инструментальный гедонизм (подчинение правилам ради личной выгоды)
2. Конвенциональный 11-15 лет Нравственные суждения основаны на социальных нормах
3 стадия 11-13 лет Ориентация на поддержание хороших отношений и одобрение со стороны окружающих
4 стадия 14-15 лет Мораль, поддерживающая авторитеты и власть
3. Постконвенциональный 15 и старше Нравственные суждения основаны на моральных принципах
5 стадия   Мораль общественного договора, индивидуальных прав и демократически принятого закона
6 стадия   Мораль, ориентированная на индивидуальные принципы совести

 

Л. Колберг, как и Ж. Пиаже, полагал, что смена стадий нравственного развития определяется закономерностями созревания интеллекта, прежде всего, формированием децентрации и логических операций.

В становлении морального сознания Л. Колбергом выделяются две линии: 1) переход от суждений по последствиям поступков к интериоризованным моральным принципам; 2) превращение конкретных суждений в абстрактные.

Факторами, влияющими на нравственное развитие, являются уровень образования родителей, особенности общения ребенка со взрослыми и сверстниками, а также желание ребенка получить награду за хорошее поведение.

Периодизация психического развития Д.Б. Эльконина

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

 

           

Период

Младен-чество Раннее детство Дошколь-ное Младшее школьное Младшее Старшее

Эпоха

Раннее детство

Детство

Подростничество

 

 

 

 

развитие мотивационно-потребностной сферы

 

развитие познавательной сферы

 

переходы от периода к периоду

 

переходы от эпохи к эпохе

                 

Д.Б. Эльконин рассматривал ребенка как целостную личность, активно познающую окружающий мир.

Психические новообразования возникают в ведущей деятельности, специфичной на каждом возрастном этапе, но сочетающей в себе две стороны: познавательную и мотивационную. Эти две стороны деятельности развиваются неравномерно, чередуясь по темпу развития в каждом возрастном периоде. В момент максимального расхождения между уровнями развития познавательной и мотивационной сторон деятельности, по мнению Д.Б. Эльконина, возникает кризис. Его появление объясняется необходимостью изменить деятельность так, чтобы дать возможность другой стороне достичь необходимого для данного возраста уровня, поскольку большой разрыв между операциональной и мотивационной сторонами деятельности может вызвать нарушения в поведении ребенка.

Формирование личности ребенка происходит в процессе его деятельности внутри систем «ребенок - общественный предмет» и «ребенок - общественный взрослый».

Контрольные вопросы к лекции № 6

1. Какими способами можно построить возрастную периодизацию?

2. Каковы критерии для выделения стадий психического развития?

3. Какие стадии психического развития выделены в периодизации К. Гетчинсона?

4. Какие стадии психического развития выделены в периодизации К. Штратца?

5. Какие стадии психического развития выделены в периодизации П.П. Блонского?

6. Какие стадии психического развития выделены в периодизации З.Фрейда?

7. Какие стадии психического развития выделены в периодизации Э.Эриксона?

8. Какие стадии психического развития выделены в периодизации Ж.Пиаже?

9. Какие стадии психического развития выделены в периодизации Л.Колберга?

10. Какие стадии психического развития выделены в периодизации Д.Б. Эльконина?

Литература к лекции № 6

1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2010.

2. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Под ред. Т. Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2008.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 368; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.118.250 (0.006 с.)