Методологические принципы психологии развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологические принципы психологии развития



1. Принцип детерминизма - все психические явления связаны по закону причинно-следственных отношений, то есть что все, что происходит в нашей душе, имеет какую-то причину, которая может быть выявлена и изучена и которая объясняет, почему возникло именно то, а не иное следствие. Эти связи могут объясняться разными основаниями, и в психологии существовало несколько подходов к их объяснению.

2. Принцип системности описывает и объясняет основные виды связи между разными сторонами психики, сферами психического. Он предполагает, что отдельные психические явления внутренне связаны между собой, образуя целостность и приобретая благодаря этому новые свойства. Принцип системности, который представляет психику как сложную систему, отдельные блоки (функции) которой связаны между собой. Таким образом, системность психики предполагает и ее активность, так как только в этом случае возможна и саморегуляция, и компенсация, присущие психическому даже на низших уровнях развития психики. Системность в понимании психики не противоречит и осознанию ее целостности, идее «холизма» (целостность), так как каждая психическая система (прежде всего, естественно, психика человека) является уникальной и цельной.

3. Принцип развития - психика постоянно изменяется, развивается, поэтому наиболее адекватным способом ее изучения является исследование закономерностей этого генезиса, его видов и стадий. Недаром одним из наиболее распространенных психологических методов является именно генетический.

Существует два пути развития психики - филогенетический и онтогенетический, то есть развитие психики в процессе становления человеческого рода и в процессе жизни ребенка. Американский психолог С. Холл предположил, что это сходство связано с тем, что этапы развития психики зафиксированы в нервных клетках и передаются ребенку по наследству, а потому никакие изменения ни в темпе развития, ни в последовательности стадий, невозможны. Теория, которая устанавливала эту жесткую связь между фило- и онтогенезом, получила название теории рекапитуляции, то есть краткого повторения в онтогенезе основных стадий филогенетического развития. Последующие работы доказали, что такой жесткой связи не существует и развитие может и ускоряться, и замедляться в зависимости от социальной ситуации, а некоторые стадии могут вообще пропадать. Таким образом, процесс психического развития не линеен и зависит от социальной среды, от окружения и воспитания ребенка.

Соотнесение эволюционного и революционного путей генезиса психики, качественных и количественных параметров этого процесса.

Границы и динамика психического развития.

Преформированное развитие имеет верхний предел, заложенный изначально в развивающуюся систему.

Непреформированное (открытое) развитие – не имеет верхнего предела.

Основные понятия психологии развития

Рост - процесс количественных изменений объекта во времени.

Созревание - психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в ЦНС и др. системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и развития психических функций и накладывающий определенные ограничения.

Формирование - процесс количественных и качественных изменений объекта во времени под действием внешней силы.

Развитие психики - закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Филогенез психики - становление психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Онтогенез психики - становление психики в течение жизни одного человека.

Особенности процесса развития:

1. Качественные изменения, переход на новый уровень функционирования.

2. Необратимость.

3. Единство прогресса и регресса – выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие.

4. Неравномерность – периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений.

5. Переход стадий развития в уровни – с появлением новой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в виде уровня новой иерархической системы.

6. Устойчивость – успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции.

Контрольные вопросы к лекции № 1

1. Как соотносятся между собой предмет и теоретические задачи психологии развития?

2. Какие практические задачи решает психология развития?

3. С какими науками связана психология развития?

4. В чем состоит принцип детерминизма в применении к психологии развития?

5. Как раскрывается принцип системности в контексте психологии развития?

6. В чем содержание понятий роста и созревания психики? Как они соотносятся между собой?

7. В чем специфика процесса развития?

8. Каково значение понятий филогенеза и онтогенеза в психологии развития?

9. Почему необходим комплексный подход к предмету психологии развития?

10. Как соотносятся между собой понятия формирование и развитие психики?

Литература к лекции № 1

1. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2010.

2. Психология развития: Учеб. для студ. высш. психол. учеб. заведений / Под ред. Т.Д. Марцинковской. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Реан А.А. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2008.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.106.100 (0.009 с.)