Религиозные представления древних египтян. Связь заупокойного культа с искусством. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Религиозные представления древних египтян. Связь заупокойного культа с искусством.



 

Пантеон египетских богов очень велик – их культ восходит к первобытным временам, когда поклонялись тотему-зверю, покровителю племени. Божества египтян зверолики: покровитель умерших Анубис с головой шакала, павиан Тот – бог мудрости, львиноголовая богиня войны Сохмет. Животные считались священными, их содержали при храмах, оказывая им почести, а после смерти бальзамировали и погребали в саркофагах; сохранились кладбища священных быков, баранов, кошек. Высшим культом был культ солнечного божества. Особо почитали бога солнца Ра, впоследствии Амона-Ра, а в Новом царстве – Атону. Солнечная символика многообразна: солнце изображали в виде крылатого шара, в виде шара с множеством простертых рук-лучей, соколом, тельцом. Круг – подобие солнечного диска – постоянно встречается в египетских орнаментах. Обелиск – символизировал солнечный луч. (Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: «Галарт», 2000. – С. 22-23)

 

Не меньшее значение имел культ фараона. Царя почитали как сына Солнца Гора и как наследника бога Осириса. На обслуживание заупокойного культа и государственного культа фараона и было в основном направлено художественное творчество древних египтян. В архитектуре – это святилища, храмовые комплексы, гробницы фараонов и знати, в изобразительном искусстве и декоративном творчестве – погребальные и храмовые статуи, рельефы, росписи, ритуальная утварь, предметы обихода, обнаруженные в гробницах. В загробный мир человек должен был отправиться, по представлениям египтян, со всем тем, что окружало его при жизни. Вместе с подлинными вещами (ювелирными украшениями, одеждой, утварью, мебелью) в погребения помещали скульптурные изображения людей и животных, которым предстояло с помощью заклинаний обрести двойственную силу и служить покойному. Стены гробниц покрывали ярко раскрашенными рельефами или росписями, в которых восстанавливались ситуации земной жизни усопшего и были представлены этапы его пути в царство мертвых. (История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. – М., «Издательство – XXI век», «Республика», 2003, С. 27)

 

Египтяне верили, что подземный мир, который назывался Дуат, полон опасностей, поэтому в могилу вместе с усопшим клали специальную книгу, которая называлась «Книга мертвых». Эта книга и знание всех правильных заклинаний гарантировали безопасный проход через подземный мир в Зал Двух правд. После смерти каждый хотел попасть в загробную жизнь, которая была идеальной версией жизни В Египте. Попавшего в Зал Двух Правд умершего богиня мертвых Анубис сопровождала к весам. Здесь после ряда вопросов его сердце взвешивали и сравнивали с пером правды. Если человек оказывался честным, то Осирис гарантировал ему безопасный проход в загробную жизнь. Сердца бесчестных людей пожирала богиня, которую звали Пожирательница мертвых. Душам, лишенным сердца, не было места в раю. Тела хоронили с обильными запасами, которых должно было хватить на целую вечность, а также с фигурками слуг - ущебти, которым предстояло работать на полях богов, чтобы заплатить небесные налоги. Египтяне верили, что в загробной жизни человеку понадобится тело, вот почему их так тщательно сохраняли. (Древние Египтяне // Хаслам Эндрю М., Эгмонт Р., М., «Лтд». 2000. – С. 54)

 

Древнейшие гробы – саркофаги – покрывали надписями и молитвами. Обычно на нем рисовали пару глаз, чтобы умерший мог видеть, что происходит снаружи. На крышке гроба часто вырезалось рельефное изображение рук, скрещенных на груди и держащих различные амулеты. Некоторые саркофаги были богато украшены золотом и инкрустированы драгоценными камнями. Внутри рисовали маленькую дверцу, через которую могла выйти душа. (Чизхолм Д., Миллард Э. Ранние цивилизации - М.: «РОСМЭН», 1999. – С. 18)

 

Скарабей – навозный жук, был символом бога солнца и жизни, возрождающейся из праха. Дети иногда носили изображение рыбы, вплетенное в косички, которое должно было защищать их от опасности утонуть. Беременные женщины носили фигурки Таурт, богини-гиппопотама, которая должно была помочь при родах. Особое ювелирное украшение – пекторали - носили на груди для защиты их от опасности, они часто имели форму сокола или скарабея. Изготовляли их методом, который сейчас известен как «клуазон»: полудрагоценные камни или цветное стекло закреплялись на месте с помощью тонких металлический полосок. (Древние Египтяне // Хаслам Эндрю М., Эгмонт Р., М., «Лтд». 2000. – С. 8)

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.005 с.)