Сакральный характер искусства Древнего Египта. Замедленное развитие древнеегипетской культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сакральный характер искусства Древнего Египта. Замедленное развитие древнеегипетской культуры.



Искусство Древнего Египта.

Вопросы:

1. Сакральный характер искусства Древнего Египта. Замедленное развитие древнеегипетской культуры.

2. Развитие письменности. Легенды и мифы Древнего Египта, «Книга мертвых».

3. Религиозные представления древних египтян. Связь заупокойного культа с искусством.

4. Каноны изобразительного искусства.

5. Архитектурные сооружения Древнего Египта.

 

Список литературы.

 

Основная литература:

1. История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. – М.: «Искусство - XXI век», «Республика», 2003. – С. 27-42.

2. Корелин М.С. Египетские боги, их храмы и изображения. – М.: Вузовская книга, 2001. – 48 с.

3. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – СПб.: «Нева: Летний сад», 2001. – 798 с.

4. Тураев Б.А. Древний Египет. – СПб.: «Нева: Летний сад», 2001. – 189 с.

 

Дополнительная литература:

1. Винкельман И.И. История искусства древности. Малые сочинения. – СПб.: «Алетейа», 2000. – С. 37-62.

2. Виноградова Г.З., Подкопаева И.А. Первобытная культура. Культура Древнего Египта: Конспект лекций. – М.: Изд-во МЭИ, 1999. – 24 с.

3. Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. – М.: «Летопись-М», 2000. – С. 21-50.

4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: «Галарт», 2000. – С. 21-37.

5. Древние египтяне: Практическое пособие для юного историка // Эндрю Х., Парсонс А. – М.: Эгмонт Россия ЛТд, 2000. – 63 с.

6. Кацнельсон И.С. Культура Древнего Египта. – М.: «Наука», 1976. – 444 с.

7. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М.: АСТ: Астрель, 2002. – 234 с.

8. Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. – М.: «Молодая гвардия», 2000. – 465 с.

9. Солкин В.В. Египет: Вселенная фараонов. – М.: «Алетейа», 2001. – 445 с.

10. Чизхолм Д., Миллард Э. Ранние цивилизации - М.: «РОСМЭН», 1999. – С. 9-21, 26-41, 46-71

 

Источники:

1. Бадж Уоллис Легенды о египетских богах. – М.: «Рефл-бук», 1997. – 298 с.

2. Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к свету. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 432 с.

3. Египетская книга мертвых. Папирус Ани. / Пер. с англ. С.В. Архиповой. – М.: «Алетейа». 2003. – 416 с.

4. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. – СПб.: «Летний сад», 2001. – 224 с.

 

 

Тезисы

Сакральный характер искусства Древнего Египта. Замедленное развитие древнеегипетской культуры.

Общемировая известность древнеегипетского искусства, его значение. Периодизация. Отличительные черты каждой эпохи. Замедленный характер развития древнеегипетской культуры. Традиционализм и консерватизм древнеегипетского искусства. Причины длительного следования принятым в древности образцам. Законсервированность искусства древних египтян, закрытость от людей. Предназначенность вечности. Фактическая безымянность искусства. Символический характер древнеегипетского искусства. Образы, играющие роль символов. Зависимость развития культуры от природных условий. Связь с культом Нила подземного и небесного. Связь искусства с верованиями египтян. Религиозные воззрения, идея бессмертия и ее отражение в различных формах искусства: архитектурных сооружениях, скульптуре, изобразительном искусстве, декоративно-прикладном искусстве и прочее. Протест против смерти – главная черта культуры Древнего Египта. Священная роль искусства: обеспечение бессмертия и прославление государственной власти. Отражение социальной иерархии общества в искусстве. Направленность искусства на обслуживание заупокойного культа и культа фараона.

 

Выдержки из литературы

 

Словарь терминов.

 

1. Аментет – загробное царство; жертвенные хлеба и священную воду души умерших получают из рук богини Нут.

2. Анх – крест с петлей в верхней части; в Древнем Египте знак жизни.

3. Ба – одна из форм, в которой проявляется мертвый человек; птица с человеческой головой, парящая близ гробницы.

4. Гипостильный зал – в архитектуре Древнего Египта большой зал храма или дворца с многочисленными, тесно поставленными колоннами.

5. Гробница – архитектурное сооружение, вмещающее тело усопшего и увековечивающие его память.

6. Демотическое письмо – форма древнеегипетской письменности, которая примерно в седьмом столетии до н.э. заменила иератическое письмо. Им пользовалось большинство людей, т.к. оно было значительно проще.

7. Иератический – скорописный способ написания иероглифов, применявшийся в деловой переписке, письмах и донесениях.

8. Иероглифическое письмо – форма письменности, в которой для обозначения предметов, понятий и звуков использовались символы в виде рисунков. В древнеегипетской письменности существовало более 700 иероглифов, которые применялись главным образом в религиозных текстах и надписях на памятниках.

9. Ка – один из аспектов человеческой личности, сотворенный вместе с человеком и по его образу и подобию; переживает человека, и ему приносятся жертвы.

10. Канопа – сосуд в Древнем Египте, закрытый кувшин. Когда тело бальзамировали, внутренние органы удаляли и хранили по отдельности в таких кувшинах, каждый из них поручая покровительству богини. Крышки каноп делали в виде голов сыновей бога Гора (павиана, человека, сокола, шакала). Канопа ставилась в специальный ящик с рельефными изображениями богинь-покровительниц.

11. Картуш – царское имя, вырезанное на камне и окруженное овальной рамочкой. Использовалось в качестве печати.

12. Клафт – полосатый платок концами, спускающимися на плечи; один из атрибутов фараона.

13. Книга мертвых – свиток папируса, который клали в гробницу вместе с мертвым. Содержал инструкции и заклинания, которые должны были обеспечить им благополучный проход через подземный мир.

14. Мастаба – гробница раннего периода, низкая, прямоугольная, с наклонными сторонами.

15. Некрополь – кладбище или участок земли для захоронения мертвых; обычно располагался возле больших городов. Богиней некрополя, а также смерти и бальзамирования была Анубис.

16. Немес – головная повязка фараона.

17. Обелиск – высокий, квадратный в сечении столб, завершающийся наверху пирамидальным острием; египетские обелиски были покрыты надписями; обычно украшали входы в храм или ставились по обеим сторонам главных ворот. Символ солнечного луча.

18. Опускной камень – тяжелый маленький монолит, опускаемый после похорон с целью блокировать вход в гробницу или пирамиду.

19. Пектораль – украшение, которое носили на груди обычно подвешенным к ожерелью из проволоки или бус. Нагрудное украшение царей и знати.

20. Пилон – церемониальные ворота с двумя фланкирующими башнями в форме массивных пирамид.

21. Саркофаг – гроб из дерева, камня или других материалов, нередко украшенный росписью, скульптурой.

22. Скарабей – навозный жук; его изображение использовалось в качестве магического символа. Был одним из главных символов, т.к. олицетворял солнце и возрождение.

23. Стела – каменная плита с резьбой и надписями, воздвигнутая в память о событии или человеке; египетские стелы имели обычно прямые бока и округлую вершину.

24. Урей – изображение священной кобры, хранительницы царской власти на земле и небе; укреплялся на повязке в середине лба фараона.

25. Ущебти – магические фигурки в виде мумий или людей с кирками и мотыгами. Помещались в погребения. По верованиям древних египтян, должны были замещать умершего во время работы на загробных полях Осириса. От имени усопшего над ущебти произносили или записывали на них заклинания с перечислением всех работ.

26. Хепреш – непарадный головной убор фараона; имел вид шлема синего цвета

27. Цеп – инструмент для молотьбы зерна, один из символов власти фараона. Олицетворял плодородие Древнего Египта.

 

Искусство Древнего Египта.

Вопросы:

1. Сакральный характер искусства Древнего Египта. Замедленное развитие древнеегипетской культуры.

2. Развитие письменности. Легенды и мифы Древнего Египта, «Книга мертвых».

3. Религиозные представления древних египтян. Связь заупокойного культа с искусством.

4. Каноны изобразительного искусства.

5. Архитектурные сооружения Древнего Египта.

 

Список литературы.

 

Основная литература:

1. История искусства: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. – М.: «Искусство - XXI век», «Республика», 2003. – С. 27-42.

2. Корелин М.С. Египетские боги, их храмы и изображения. – М.: Вузовская книга, 2001. – 48 с.

3. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – СПб.: «Нева: Летний сад», 2001. – 798 с.

4. Тураев Б.А. Древний Египет. – СПб.: «Нева: Летний сад», 2001. – 189 с.

 

Дополнительная литература:

1. Винкельман И.И. История искусства древности. Малые сочинения. – СПб.: «Алетейа», 2000. – С. 37-62.

2. Виноградова Г.З., Подкопаева И.А. Первобытная культура. Культура Древнего Египта: Конспект лекций. – М.: Изд-во МЭИ, 1999. – 24 с.

3. Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. – М.: «Летопись-М», 2000. – С. 21-50.

4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М.: «Галарт», 2000. – С. 21-37.

5. Древние египтяне: Практическое пособие для юного историка // Эндрю Х., Парсонс А. – М.: Эгмонт Россия ЛТд, 2000. – 63 с.

6. Кацнельсон И.С. Культура Древнего Египта. – М.: «Наука», 1976. – 444 с.

7. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. – М.: АСТ: Астрель, 2002. – 234 с.

8. Монте П. Повседневная жизнь египтян во времена великих фараонов. – М.: «Молодая гвардия», 2000. – 465 с.

9. Солкин В.В. Египет: Вселенная фараонов. – М.: «Алетейа», 2001. – 445 с.

10. Чизхолм Д., Миллард Э. Ранние цивилизации - М.: «РОСМЭН», 1999. – С. 9-21, 26-41, 46-71

 

Источники:

1. Бадж Уоллис Легенды о египетских богах. – М.: «Рефл-бук», 1997. – 298 с.

2. Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к свету. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 432 с.

3. Египетская книга мертвых. Папирус Ани. / Пер. с англ. С.В. Архиповой. – М.: «Алетейа». 2003. – 416 с.

4. Рак И.В. Легенды и мифы Древнего Египта. – СПб.: «Летний сад», 2001. – 224 с.

 

 

Тезисы

Сакральный характер искусства Древнего Египта. Замедленное развитие древнеегипетской культуры.

Общемировая известность древнеегипетского искусства, его значение. Периодизация. Отличительные черты каждой эпохи. Замедленный характер развития древнеегипетской культуры. Традиционализм и консерватизм древнеегипетского искусства. Причины длительного следования принятым в древности образцам. Законсервированность искусства древних египтян, закрытость от людей. Предназначенность вечности. Фактическая безымянность искусства. Символический характер древнеегипетского искусства. Образы, играющие роль символов. Зависимость развития культуры от природных условий. Связь с культом Нила подземного и небесного. Связь искусства с верованиями египтян. Религиозные воззрения, идея бессмертия и ее отражение в различных формах искусства: архитектурных сооружениях, скульптуре, изобразительном искусстве, декоративно-прикладном искусстве и прочее. Протест против смерти – главная черта культуры Древнего Египта. Священная роль искусства: обеспечение бессмертия и прославление государственной власти. Отражение социальной иерархии общества в искусстве. Направленность искусства на обслуживание заупокойного культа и культа фараона.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.6.77 (0.02 с.)