Тема 9. Актуальные инновационные технологии. Проект и проектная культура. (2 ч.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 9. Актуальные инновационные технологии. Проект и проектная культура. (2 ч.)



 

Вопросы к семинару:

1. Проектные технологии.

2. Принципы социально-культурного проектирования.

3. Ситуация.

4. Проблема.

5. Проблемная ситуация.

6. Цель (предназначение) проекта. 

7. Функции проекта.

8. Концепция, идея проекта.

9.  Проблема проекта.

10.  Проектные стратегии.

11.  Реализация проекта.

12. Экспериментальный и пилотный проекты.

 

Литература:

1. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм. Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. М.: ВНИИТЭ, 1987.

2. де Боно Эдвард. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1975. – 31 с.

3. Дудченко B.C. Ситуационные структуры в организации.//Структура инновационного процесса. - М.: ВНИИСИ, 1989 – 12с.

4. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. М.: ЮНИТИ, 2005.

5. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учеб.пособие. – М.: ДеКа, 1996. – 304 с.

6. Лемер, С. Искусство организации мероприятий / С. Лемер. —М.: Феникс. —2006.

7. Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента. – Учебн. пособие. – М.: 2006.

8. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник.2-е изд. М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2006.

 

Тема 10. Технология принятия проектного решения.

 

Вопросы к семинару:

1. Инновационная деловая игра.

2.  «Мозговой штурм».

3. Экспертиза.

4. Творческие конкурсы. (2 ч.)

 

Литература:

1. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.– 224 с.

2. де Боно Эдвард. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1975. – 31 с.

3. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. – М.: ИД «Вильямс», 2000.

4. Исхакова, Н. Р., Шакирова А.В. Инновационные игры в подготовке менеджеров. Учебное пособие. – Набережные Челны: «Академия управления «ТИСБИ»», 2010. – 95с.

5. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998.

6. Пидкасистый П., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении развитии. М., 1995.

7. Эльконин В.Д. Психология игры. М.,1986.

 

 

1.2 Лабораторные занятия (тематика и содержание).

Тема: Инновационный проект, управление его разработкой и реализацией (инновационная деловая игра по дипломной тематике студентов). (4 часа).

 

Этапы игры:

1. Анализ проблемой ситуации.

2. Разработка концепции.

3. Выбор направления реализации проекта.

4. Мониторинг реализации

5. Оценка результатов проекта.

 

1.3. Задание для управляемой самостоятельной работы студентов.

Тема: оперативная гипотетическая разработка оригинального специального события по технологии инновационной деловой игры.

Этапы проектирования:

1. Определение проблемной ситуации (место, время и контингент участников события).

2. Формулировка концепции (идеи) проекта методом «мозгового штурма».

3. Оценка возможностей и ресурсов (кадровых, материально-технических, финансовых, временных)

4. Итоговая оценка проекта методом экспертных оценок.

 

Форма подачи (донесения) проектного материала – устная и письменная.

РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ.

Вопросы к самопроверке знаний по темам.

Тема 1.

1. Каковы основные факторы актуализации инноваций в современном мире?

2. Какова роль общества потребления и массовой культуры в интенсификации нововведений в культуре?

3. Насколько универсальны инновационные преобразования в контексте мировой культуры?

 

Тема 2.

1. Чем определяется всякая инновация в качестве феномена культуры?

2. Чем принципиально отличается нововведение и инновационный процесс?

3. В чем разница инноваций в культуре и культурных инноваций?

4. Чем объясняется антиинновационные соображения?

5. Каковы причины появления инноватики?

 

Тема 3.

1. Какие параметры определяют современную инновационную культуру?

2. В чем отличие творческой потребности, сознания, мышления?

3. В чем отличие критического мышления и критиканства?

4. Какова роль личностных креативных способностей в инновационном менеджменте в культуре?

 

Тема 4.

1. Какова роль мотивации в инновационном процессе?

2. Как трактуется феномен мотивации в современной теории менеджмента?

3. Каково влияние национально-этнических факторов в инновационном процессе?

Тема 5.

Каковы основные составляющие инновационной сферы культуры?

3. В чем отличие инновационной деятельности в культуре от инновационного предпринимательства?

4. Роль инновационного климата в творческом процессе?

 

Тема 6.

1. Закономерны ли инновационные конфликты?

2. Каковы основные причины инновационных конфликтов?

3. В чем положительное и отрицательное значение инновационных конфликтов.

4. Разрешаемы ли инновационные конфликты?

Тема 7.

2. В чем принципиальное отличие архетипического и стереотипного мировосприятия?

3. Каковы преимущества и недостатки стереотипов в инновационном процессе?

4. Почему следует избегать «синдромом выученной беспомощности»?

Тема 8.

1. Каковы основные преимущества проектных технологий?

2. В чем состоит главное инновационное содержание проекта?

3. В чем инновационная суть экспериментального проекта?

4. Каковы принципы и методы выбора проектного решения.

5. В чем отличие экспертизы от конкурса.

Вопросы к экзамену.

1. Инновации — стратегический фактор и тенденция новейшей истории. Массовая культура и инновационный менеджмент. Инновации как явление культуры.

2. Сущность инновации. Инновационный процесс. Инноватика.

3. Инновации в культуре. Причины сопротивления инновациям в культуре. Виды инноваций в культуре. 

4. Сущность инновационной культуры и ее компоненты.

5. Инновационная культура менеджера и ее компоненты.

6. Творческая потребность. Творческое сознание. Творческое мышление. Критическое мышление.

7. Творческие способности. Талант. Гениальность

8. Мотивация инновационного менеджера. Мотив. Мотивация.

9. Национально-этническая специфика мотивационного менеджмента. Инновационная культура этноса, нации.

10. Инновационная сфера культуры. Инновационная деятельность в культуре. Инновационное предпринимательство

11. Инновационный климат. Основные условия поддержания инновационного климата.

12. Культурный конфликт. Инновационные конфликты. Основные причины инновационных конфликтов. Вероятность инновационного конфликта.

13. Виды инновационных конфликтов.

14. Разрешения инновационных конфликтов. Стратегии разрешения конфликтов.

15. Инновационная корпоративная культура

16. Архетипическое восприятие как фактор инновационного процесса.

17. Стереотипы и предрассудки. Функции стереотипов и их влияние на инновационный процесс.

18.  «Синдромом выученной беспомощности» и повышение творческой культуры и потенциала личности.

19. Актуальные инновационные технологии.

20. Проектные технологии.

21. Ситуация. Проблема Проблемная ситуация

22. Цель (предназначение) проекта. Функции проекта.

23. Концепция, идея проекта.

24. Проектные стратегии. Формы проекта..

25. Принципы социально-культурного проектирования. Принцип инновационной направленности. Принцип подвижного баланса изменений и сохранности. Экспериментальный, пилотный проект.

26. Методы инновационного проектирования. Деловая игра.

27. Модель инновационного процесса в культуре.

28. Технология принятия проектного решения.Экспертиза.

29. «Мозговой штурм».

30. Творческие конкурсы и их типология.

 

Вторая часть (вопрос) экзаменационного билета – описание инновационной

составляющей авторского дипломного проекта – проблемная ситуация (актуальность), концепция (идея).

 

 

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

(очная форма обучения)

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН№     Название раздела, темы  

 

   
      Название темы лекции практические Лабораторные УИРС Форма контроля
1 1 Тема1. Принципиальные факторы инновационного менеджмента в современной культуре.     2 2      
2 Тема 2. Инновации в культуре: сущность, специфика, структура   2 2      
3 Тема 3. Инновационная культура менеджмента.   4 2      
4 Тема 4. Мотивация инновационного менеджера   4 2      
5 Тема 5. Инновационная сфера культуры.   2 4      
6 Тема 6. Инновационные конфликты: сущность, причины, виды, разрешение.     2 2      
7. Тема 7. Культурно-психологические аспекты и факторы инновационного менеджмента в культуре.   2 2      
8. Тема 8. Актуальные инновационные технологии. Проектная и его культура.  6 6 4    
  Итого. 24  22 4 12  

 

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

(заочная форма обучения)

 

    Название раздела, темы  

      Название темы лекции практические Лабораторные
1 1 Тема1. Принципиальные факторы инновационного менеджмента в современной культуре. Инновации в культуре: сущность, специфика, структура   2 2  
2 Тема 2. Инновационная культура менеджмента. Мотивация инновационного менеджера. Инновационная сфера культуры.       2 2  
3 Тема 3. Инновационные конфликты: сущность, причины, виды, разрешение. Культурно-психологические аспекты и факторы инновационного менеджмента в культуре.     2 2  
8. Тема 4. Актуальные инновационные технологии. Проектная и его культура.  2 2  
  Итого. 8 8  

 

 

5.2. Основная литература

1. Бабосов Е.М. Социология управления: Учеб.пособие. Мн.: Тетра Системс, 2000. – 288 с.

2. Блинов А.О. Мотивация персонала корпоративных структур: Библиотека финансового менеджмента. – М., 2001.

3. Веснин В.Р. Основы менеджмента. – М.: ГНОМ-пресс «Элит-2000», 1999.

4. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Пер. с англ. – М.: Дело, 1991.

5. Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 2001.– 224 с.

6. Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм. Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. М.: ВНИИТЭ, 1987.

7. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2006.

8. Гладков И.С. Менеджмент: Учебное пособие. -М.: Изд.-торг.корпорация «Дашков и К», 2003.

9. Дафт Р.Л. Менеджмент – СПб.: Издательство «Питер», 2000.

10. де Боно Эдвард. Рождение новой идеи. М.: Прогресс, 1975. – 31 с.

11. Дмитриев А. и др. Введение в общую теорию конфликтов. - М., 1993

12. Друкер П.Ф. Практика менеджмента: Пер. с англ. – М.: ИД «Вильямс», 2000.

13. Дудченко B.C. Ситуационные структуры в организации.//Структура инновационного процесса. - М.: ВНИИСИ, 1989 – 12с.

14. Ермасов С.В. Инновационный менеджмент: конспект лекций / С.В. Ермасов. – М.: Высшее образование, 2007.

15. Зайцева Н.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме, - М.: Академия, 2005 г.;

16. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - Москва, АО «Аспект пресс», 1994 – 212с.

17. Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. - М., 1990

18. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

19. Инновационный менеджмент: толковый словарь основных понятий / сост. Н.Г. Сычёв. – Минск: МИТСО, 2008. – 36с.

20. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под ред. В.А.Швандера, В.Я. Горфинкеля – Вузовский учебник, 2006.

21. Инновационный менеджмент/ Под ред. С.Д. Ильенковой. М.: Банки и биржи; ЮНИТИ, 2007.

22. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / Под ред. д. э. н., проф. О.П. Молчановой. М.: Вита-Пресс, 2007.

23. Исхакова, Н. Р., Шакирова А.В. Инновационные игры в подготовке менеджеров. Учебное пособие. – Набережные Челны: «Академия управления «ТИСБИ»», 2010. – 95с.

24. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С. Практический менеджмент: В деловых играх, хозяйственных ситуациях, задачах и тестах: Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 1998.

25. Калачёва И.И. Ввведение в социальный менеджмент. – Мн.: РИВШ, 2002.

26. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. - М.: Изд.гр. НОРМА-ИНФРА, 1999.

27. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. М.: ЮНИТИ, 2005.

28. Коллонтай М.М. Инновационный менеджмент / М.М. Коллонтай. – Минск, БГЭУ, 1997.

29. Коротков Э.М. Концепция менеджмента: Учеб.пособие. – М.: ДеКа, 1996. – 304 с.

30. Лемер, С. Искусство организации мероприятий / С. Лемер. —М.: Феникс. —2006.

31. Макарова Е.А., Мосейчук С.Б., Смаргович И.Л. Технологии культурно-досуговой деятельности. Методическое пособие для работников культуры– Минск. - 174с.

32. Медынский В.Г., Скамай Л.Г. Инновационное предпринимательство: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

33. Морозов Ю.П. Инновационный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

34. Мясникович М.В. Научные основы инновационной деятельности / М.В. Мясникович. – Минск, 2003.

35. Новикова Г.Н. Технологии арт-менеджмента. – Учебн. пособие. – М.: 2006.

36. Организационное управление./Под ред. Н.И.Архипова, В.В. Кульба и др. – М.: «Издательство ПРИОР», 1998.

37. Пидкасистый П., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении развитии. М., 1995.

38. Пищулов В.М. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. - Екатеринбург: УГЛТУ, 2007 г.

39. Ричи Ш., Мартин П. Управление мотивацией: Учеб.пособие для вузов: Пер. с англ. / Под ред. проф. Е.А. Климова. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

40. Пригожий А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. - М.: Изд-во полит.литературы, 1989 – 94с.

41. Раппапорт А.Г. Границы проектирования. // Вопросы методологии, 1997, №1. С. 19-38.

42. Рубашный В.С. Инновационный менеджмент: теория и практика / В.С. Рубашный. – Мн.: Бел.гос. Ун-т, 2002. – 116с.

43. Рюттингер, Р. Культура предпринимательства / Р. Рюттингер. — М., 1992.

44. Сабат, Э. М. Бизнес и этикет / Э. М. Сабат. —М., 1999.

45. Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. Ростов на /Д: Феникс, 1997.

46. Селигман, М. - Новаяпозитивнаяпсихология: Научныйвзгляд на счастье и смыслжизни. - М.: «София». 2006.- 154 с.

47. Смаргович И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности. – Минск, БГУКИ. – 172с.

48. Сурин А.В. Инновационный менеджмент: учебник / А.В. Сурин, О.П. Молчанова. – М.: ИНФРА-М, 1999.

49. Тоффлер, А Футурошок. С.-П., 1997. 

50. Тульчинский Г. Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. СПб.: 2009 – 528с.

51. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник.2-е изд. М.: ЗАО "Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2006.

52. Честара.Д. Деловой этикет. Publicrelations / Д. Честара. —М., 1997.

53. Чиксентмихайи М. Поток: Психология оптимального переживания. – М.: Альпина Нон-фикшн, 2013 г. – 464 с.

54. Эльконин В.Д. Психология игры. М.,1986.

55. Яккока Ли. Карьера менеджера: Пер. с англ./ Под ред. С.Ю. Медведкова.-М.: Прогресс, 1990.

 

5.3. Дополнительная литература

56. Бестужев-Лада И.В. Социальный прогноз и социальное нововведение.//Социологические исследования. 1990. № 8 – 16с.

57. Васильченко Н.Г. Современная система управления предприятием. - М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2003.

58. Веснин В.Р. Менеджмент в вопросах и ответах: Учеб.пособие. – М.: Велби, Проспект, 2003. – 176 с.

59. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент – М.: Гардарика, 1998г.

60. Глухов В.В. Менеджмент: Учебник. – СПб.: Спец. лит. 1999, 2002.

61. Грыгаровіч Я.Д. Падрыхтоўка кадраў культуры ў рэспубліцы Беларусь: сучасны стан і перспектывы / Я.Д. Грыгаровіч, А.І. Смолік, Л.М. Рагачова; М-ва культуры Рэсп. Беларусь, Бел. джярж. ун-т культуры, - Мн., 2001. – 158с.

62. Друкер П.Ф. Рынок: как выйти в лидеры. Практика и принципы: Пер. с англ. – М.: СП «Бук Чембер Интернешнл», 1992.

63. Зайцева О.А., Радугин А.А., Радугин К.А., Рогачева Н.И. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов – М.: Центр, 2000.

64. Инновационный менеджмент: учебник для вузов / под ред. О.П. Молчановой. – М.: Вита-Пресс, 2001.

65. Каралёў М.М. Асноўныя кірункі падрыхтоўкі менеджераў сацыяльна-культурнай сферы / М.М. Каралёў / Весн. Бел. джярж. ун-т культуры, – 2002. – № 1. – С.61–65.

66. Лафта Дж. К. Менеджмент: Учебное пособие – М.: ТК Велби, 2004.

67. Менеджмент / под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой/ - М.: ЮНИТИ, 1998.

68. Менеджмент: Учеб. пособие для вузов /Под ред. Ю.В.Кузнецова, В.И.Подлесных. – СПб: Бизнес-пресса, 2001.

69. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф, Основы менеджмента/ Пер. с англ. М.: Дело, 2002.

70. Минаев Э.С. и др. Основы теории менеджмента. М.: Изд-во МАИ, 1993. С. 22-29.

71. Пичужкин И.В., Жарков В.Н., Максимов С.А. Основы менеджмента: Учеб.пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 286 с.

72. Пономарев И.П. Мотивация работой в организации. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 224 с.

73. Психология делового общения и управления. Учебник / Л. Д. Столяренко. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. ISBN 5-222-07020-4 – 416с.

74. Румянцева З.П. Общее управление организацией: Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 304 с. (Серия «Высшее образование»).

75. Русинов Ф.М., Никулин Л.Ф., Фаткин Л.В. Менеджмент и самоменеджмент в системе рыночных отношений. – Уч. пособие. - М.:ИНФРА-М, 1996.

76. Словарь-справочник менеджера / Под ред. М.Г.Лапусты – М.:ИНФРА-М, 1996.

77. Смолкин А.М. Менеджмент: основы организации: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002.

78. Сондер, М. Ивент-менеджмент: организация развлекательных мероприятий. Техники, идеи, стратегии, методы / М. Сондер. — М.: Вершина, 2006.

79. Социальный менеджмент: Учебник / под ред. Д.В. Валового. – М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел - Синтез», Академия труда и социальных отношений, 2000. 450 с.

80. Тихонравов Ю.В. Теория управления. Учебный курс. – М.: Вестник, 1997.

81. Тренев Н.И. Предприятие и его структура: Диагностика. Управление. Оздоровление. – М.: Издательство ПРИОР, 2002.

82. Тульчинский Г. Л., Герасимов С. В., Лохина Т. Е. Менеджмент специальных событий в сфере культуры: СПб.: 2010. — 384 с.:

83. Управление организацией /Под ред. А.Г.Поршнева и др. – М.: ИНФРА-М, 2002.

84. Уткин Э.А. История менеджмента. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: Издательство ЭКМОС, 1997.

 

5.4. Методическое п риложение: суть и назначение инновационных деловых игр

Инновационная деловая игра активно применяться в мире для изучения науки управления стали с середины XX века.

Инновационная деловая игра направлена на генерацию новых идей в нестандартной ситуации, коллективное создание картины будущего развития ситуации. «Создание нового продукта», «Выход на новые рынки».

 Организация деловой игры осуществляется по определенным правилам. Темы деловых игр разнообразны, но их условия должны быть актуальными и близкими к жизненной ситуации, проблеме. Игроки могут и не иметь опыта для ее решения, но обладают базовыми знаниями, воображением и другими способностями. Общий для всей команды конечный результат, достижение цели, выработанное решение. Правильных решений может быть несколько. Возможность искать разные пути для решения задачи необходимо заложить в условие.

Участники сами выбирают роли и модели поведения для успешного решения задачи. Интересная и достаточно сложная ситуационная задача побуждает к творческому поиску и применению знаний.

Этапы проведения

- Подготовительный этап.

- Выявление проблемы, выбор темы и определение задач.

- Выбор вида и формы игры, работа над игровой стратегией, подготовка материалов.

- Ввод участников в игровую ситуацию.

- Привлечение интереса, целеполагание, формирование команд, мобилизация участников.

- Групповая или индивидуальная работа по установленным правилам или без них.

- Выводы и анализ итогов самостоятельно и/или с привлечением экспертов.

 

Инновационная игра в ряду деловых игр.

Как правило, в деловых играх предлагается обширная система информации, моделирующей объект, и правил, которые обязаны выполнять игроки, — это и ролевые предписания, и правила работы с информацией, и жесткие ограничения на дозволенные действия, допущения относительно имитируемых систем и т. п. Эти правила ориентируют участников на рациональные действия в сложных производственных ситуациях, моделируемых игрой. При освоении этой информации и правил, участники игр испытывают значительные затруднения. Деловая игра, будучи созданной, может использоваться многократно, однако для достаточно узкого класса задач. Решения, как правило, в такой игре предопределены. Она может дополняться новыми данными, корректироваться, использоваться для сходных задач, в других сферах, однако для развития такая игра закрыта в силу жесткости ее конструкции.

Исследовательская функция игры реализуется путем выработки навыков действий по решению научных проблем в стандартных ситуациях.

Деловые, в частности управленческие имитационные, игры рассматриваются в качестве разновидности экспериментального метода исследования организаций, осуществляемого с целями обучения, для принятия решений, проектирования и собственно исследования. Но организация моделируется здесь как искусственное образование, заданное искусственным же набором значений числовых параметров. То есть моделирование осуществляется здесь сначала в проектной плоскости на основе теоретических идеи и представлений, затем с участниками «проигрывается» то, что спроектировано.

Для дальнейшего анализа этот момент очень важен, поскольку подобные имитирующие модели строятся на основе слишком сильных допущений, отдаляющих такую «искусственную» модель от живой организационной реальности.

Тавистокская программа тренировки групповых отношений впервые была реализована в 1957 г. Совершенствуясь и развиваясь, эта модель дошла до наших дней и активно используется в международных и национальных инновационных программах. С их помощью решается широкий спектр проблем авторитета, ответственности, руководства, лидерства, управления и организации, шире — связи индивида через его роли с группами, институтами и обществом в целом.

Термин «Тавистокская модель» представляет эвристическую структуру для идентификации и понимания того, какие осознаваемые и неосознаваемые процессы имеют место внутри и между группами людей.

Участники здесь получают возможность испытать себя в разных ролях, построить желаемые отношения, разобраться в групповых, межгрупповых и институциональных механизмах. Этому способствует реализуемый принцип анализа только тех событий, которые происходят «здесь и теперь».

Здесь в большой степени включаются эмоциональные механизмы участников. Модель непрерывно меняется и развивается, поскольку даже помехи, создаваемые участниками работы либо условиями, используются здесь как развивающие факторы. Поиск ответов на исследовательские вопросы идет здесь совместно с участниками, перед которыми в связи с этим открываются возможности развития в заданных тематикой конференции направлениях. Если здесь и вырабатываются какие- то навыки, то это навыки организации собственного поведения и понимания в нестандартных ситуациях.

Игровая модель Г. П. Щедровицкого. Главное назначение игр этого типа — выработка и апробирование средств организации и осуществления коллективной мыследеятельности, в том числе средств методологических — мыслительных, средств понимания, коммуникации и т. д. Одна из первых игр была посвящена проблемам организации комплексных прикладных исследований и разработок в области организации, руководства и управления. Ее целью было исследование в условиях коллективной игровой деятельности способности представителей традиционных научных дисциплин к самоорганизации и кооперации в процессе решения комплексных задач.

Организационно-деятельностная игра строится как открытая система, по форме гибкая и мобильная, допускающая в ходе своего развития любые изменения и корректировки в зависимости от целей и задач организаторов и исследователей.

Инновационные деловые игры представляют собой особый тип игр, существенно отличающийся от традиционных деловых, имитационных («рутинных») игр. 

Соотносительные характеристики рутинных и инновационных игр: 1. -Рутинные игры 2. - Инновационные игры

1. Жесткие (по требованию выполнения правил, ролей и т д.)

2. Нежесткие, свободные

1. Требуют обширной цифровой информации

2. Не требуют незнакомой участникам информации (каждый знаком с решаемой проблемой)

1. Ориентированы на рациональные действия участников

2. Ориентированы на личностную, эмоциональную включенность участников

1. Закрытые (для развития)

2. Открытые, саморазвивающиеся

1. Решения предопределены

2. Решения неизвестны

1. Обучающие

2. Развивающие

1. Ориентированы на выработку навыков действий в стандартных ситуациях

2. Ориентированы на выработку навыков в нестандартных ситуациях.

 

Специфика моделирования.

В инновационной игре создаются ситуации, в которых с необходимостью воспроизводятся существующие в организации нормы и отношения. Игровые ситуации выступают как фрагменты организационной реальности.

 Практически, такие ситуации создаются в игре несколькими способами. Например, при «разминке» по Тавистокской модели, когда организаторы дают участникам игры возможность реализовать принятые в организации способы взаимодействия и поведения, а также способы решения проблемы так, как они это делают в реальных условиях. Или при создании конфликтных ситуаций, в которых участники начинают действовать по стереотипам, принятым в данной организации. И в первом, и во втором случае эти фрагменты естественной организационной реальности становятся предметом рефлексии, проблематизации и критики. Таким образом, «естественно-модельный» характер этих ситуаций позволяет использовать их как аналог организационного порядка для его изучения и как предмет развивающей деятельности.

Участники игр обычно воспринимают объективацию как искусственную процедуру, как вмешательство в запретную личностную область, как непродуктивную деятельность, потерю времени и т. п. Однако когда такая работа проделана, наступает состояние острой неудовлетворённости своими действиями и начинают предприниматься попытки найти средства дальнейшей работы. Объективация неосознаваемых технологий работы — первый этап в организации поиска инновационных решений научной проблемы. Установление меры соответствия этих технологий проблеме, ситуации, задаче даёт возможность организовать дальнейшую работу на материале несоответствий. А затем — перейти к поиску более эффективных технологий либо выработке новых.

Кейс-метод.

Метод кейсов (англ. Casemethod, кейс-метод, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) — техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес-ситуаций. Обучающиеся должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации.

Метод был впервые применён в Гарвардской школе бизнеса в 1924 году, чьи преподаватели быстро поняли, что не существует учебников, подходящих для аспирантской программы в бизнесе.

Кейс-метод отличается от метода деловых игр, так как он ориентирован на поиск и решение проблемы. Примеры деловых игр связаны с развитием умений, формированием навыков. Таким образом, кейс – это модель определенной ситуации, а деловая игра – модель практической деятельности. Метод деловой игры позволяет доступно преподнести принципы менеджмента и процессы принятия решений. Основным преимуществом игр становится активное участие группы, команды игроков.

Анализ кейса представляет собой процесс решения значительного числа частных задач, что и предполагает постоянное присутствие в этом процессе генерации идей. Вместе с тем появившаяся у одного из анализаторов новая идея, решение начинают осваиваться другими анализаторами. Набирает силу процесс диссеминации, т.е. освоения знания, которое довольно быстро становится общедоступным знанием и устаревает. Далее идет генерация новой, и опять происходит её устаревание. Отсюда становится понятным, что кейс-метод представляет собой тесное взаимодействие процессов генерации и диссеминации знания. Это и обеспечивает развитие и тренировку интеллектов анализаторов.

Проблемный анализ основывается на понятии «проблема». Под общественной проблемой понимается форма существования и выражения противоречия между назревшей необходимостью определенных общественных действий и недостаточными еще условиями её реализации. По сути дела проблемный анализ предполагает осознание сущности, специфики той или иной проблемы и путей её разрешения. Наукой установлена определенная последовательность этапов продуктивной деятельности человека в условиях проблемной ситуации:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.119 с.)