Диагностика сформированности интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диагностика сформированности интереса к художественной литературе у детей дошкольного возраста



Исследование уровня сформированности интереса к художественной литературе у дошкольного проводилось на базе старшей группы МКДОУ

 д/с № 15.

 Все дети были поделены на экспериментальную (6 человек) и контрольную группу (6 человек).

 
Для выявления уровня сформированности интереса к книге и чтению у детей использовались следующие критерии:

· интерес к слушанию чтения книг;

· рассматривание иллюстраций;

· понимание содержания литературного произведения,

· пересказ прочитанного, беседа о произведении.

На основе выделенных критериев были определены следующие уровни:

Высокий уровень – ребёнок проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. Обнаруживает избирательное отношение к произведениям определённой тематики или жанра. Рассматривает иллюстрации в книге. Может назвать любимую книгу. Может воспроизвести прочитанное из книги, пересказать по своему. Демонстрирует попытки инсценировки с участием взрослого. Может слушать чтение более 25 минут.

Средний уровень – ребёнок с интересом слушает чтение книги, но испытывает затруднения при слушании более сложных видов произведений (реалистические рассказы, лирическое стихотворение и так далее). Обращает внимание на действия и поступки героев, но игнорирует их внутренние переживания. Может назвать любимую книгу. Рассматривает иллюстрации, отождествляет предмет и изображение. Демонстрирует интерес к тексту произведения. Рассматривает и комментирует картинки в книге, совместно со взрослым, иногда самостоятельно. Слушает чтение 20 минут.

 
Низкий уровень – ребёнок предпочитает слушанию чтения другие занятия. Книга в основном вызывает интерес в качестве игрушки. Положительно откликается на предложение воспитателя послушать чтение или рассказывание, но тяготения к общению с книгой не испытывает. Пассивен при обсуждении книги. Эмоциональный отклик на прочитанное выражен слабо. Может слушать чтение книги не более 15 минут.

Для обработки полученных результатов, мы сочли целесообразным воспользоваться методикой В.И. Зверевой. В нашем варианте диагностические параметры представляли собой вышеназванные знания, которые оценивались по трёхбалльной шкале (1-3).

«1» балл выставлялся тогда, когда знание не проявлялось или было недостаточно сформировано.

«2» балла выставлялось тогда, когда знание проявлялось, и было достаточно сформировано.

«3» балла выставлялось тогда, когда знание проявлялось всегда, и было достаточно полно сформировано.

С целью выявления уровня сформированности интереса к книге и чтению у детей мы использовали следующие диагностические методики:

Методика 1. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Библиотека»

Цель: выявить интерес ребенка к книге

Исходя из количественного анализа, был сделан вывод:

В экспериментальной группе:

· высокий уровень – 1 ребёнок, что составляет 17 %;

· средний уровень – 3 детей, что составляет 50%;

· низкий уровень – 2 ребёнка, что составляет 33 %.

В контрольной группе:

· высокий уровень – 2 ребёнка, что составляет 33 %;

· средний уровень – 3 детей, что составляет 50 %;

· низкий уровень – 1 ребёнок, что составляет 17 %.

 
Методика 2. Наблюдение за деятельностью детей в «Книжкиной больнице»

 
Цель: выявить уровень отношения ребенка к книге

Подготовка материла: порванные книги.

Наблюдение фиксируется.

Исходя из количественного анализа, был сделан вывод:

В экспериментальной группе:

· высокий уровень – 2 ребёнка, что составляет 33 %;

· средний уровень – 3 детей, что составляет 50 %;

· низкий уровень – 1 ребёнок, что составляет 17 %. В контрольной группе:

· высокий уровень – 2 ребёнка, что составляет 33 %;

· средний уровень – 3 детей, что составляет 50 %;

· низкий уровень – 1 ребёнок, что составляет 17 %.

 
 


Количественный анализ констатирующего эксперимента представлен в таблице 3.

Таблица 3. Оценка уровня сформированности интереса к книге и чтению в контрольной и экспериментальной группах

Критерии

 

 

уровень

интерес к книге

интерес к книге, к рассматриванию иллюстраций

интерес к слушанию чтения книги, понимание содержания литературного произведения, способность к проговариванию и инсценировки

В С Н В С Н В С Н
Эксперимен-тальная группа 1 3 2 2 3 1 1 3 2
Контрольная группа 2 3 1 2 3 1 1 3 2

 

Диаграмма уровня сформированности интереса к книге и чтению в экспериментальной группе на констатирующем этапе.

 

Диаграмма уровня сформированности интереса к книге и чтению в контрольной группе на констатирующем этапе.

 
 


Также мы провели анкетирование среди родителей (Приложение 2). В результате выяснилось:

– родители не так часто покупают детям книги (основной «подарок» – это игрушки, сладости);

– совместное чтение детской литературы происходит довольно редко (сложный ритм жизни, нехватка времени);

– подписываются на периодическую печать для детей практически единицы.

Как видно, уровень сформированности интереса к книге и чтению у детей младшего дошкольного возраста требует создания специальных условий. Эта проблема будет рассмотрена в следующем параграфе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 1313; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.115.120 (0.009 с.)