Пути приобщения дошкольников к художественной литературе в ДОУ 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Пути приобщения дошкольников к художественной литературе в ДОУ



            Воспитание детей средствами искусства слова — сложный педа­гогический процесс. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. Дети дошкольного возраста еще не чита­тели, а слушатели. Умение слушать литературное произведение формируется у дошкольников в процессе воспитания при активном воздействии взрослых. Наша педагогика рассматривает воспита­ние детей посредством художественной литературы в неразрывной связи с развитием различных сторон личности ребенка. Художественные образы литературы глубоко затрагивают чувства детей. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними проис­ходит. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Перейдём к формам работы с детьми по приобщению к художественной литературе.

 

Дошкольный возраст – важный период в социализации и культуризации ребенка. В этом процессе велика роль искусства, которое является средством хранения и трансляции культуры.

III этап – итогово-диагностический, позволяет выявить эффективность проведенной работы, и наметить пути дальнейшего взаимодействия.

Таким образом, система работы по приобщению дошкольников к чтению детской литературы в семье с использованием различных форм и методов работы с родителями способствует повышению уровня их компетенции в области домашнего чтения и общего культурного уровня.

Приобщение детей к художественной литературе начинается с создания условий. Что должно быть в группе:

Ø Создание условий

Ø Организация книжного уголка, мастерской по ремонту книг «книжкиной больницы»

Ø Создание театрального уголка

Ø Создание мини-музея детской книги

Ø Совместная деятельность с воспитателем

Ø Ознакомлению детей с художественной литературой в режимных моментах

Ø Изготовление книг-самоделок в процессе непосредственно образовательной деятельности по ручному труду (полечим книгу)

Ø Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим – предметным миром («Откуда книга к нам пришла»)

Ø Художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация рисование по произведениям художественной  литературы)

Ø Словарное творчество (придумывание рассказов, загадок, сказок)

Ø Организация досуговой деятельности (вечера загадок, КВН, «Поле чудес» и.т.д.)

Ø Литературно-музыкальные праздники

Ø Конкурсы

Ø Экскурсии в библиотеку

Ø Посещение музея

     3. Самостоятельная деятельность детей

Ø Организация сюжетно-ролевых игр в «Библиотеку» (см. приложение №1) - старший дошкольный возраст, «Книжный магазин»…

Ø Драматизация сказок, стихов, потешек, перевёртышей, басен…

Ø Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)

4. Организация работы с родителями

Ø Анкетироание

Ø Литературные вечера

Ø Конкурсы

Ø Совместные праздники, досуги

Ø Консультации

Ø Выставки

 

Следует ли сочетать несколько произведений на одном заня­тии?

       Методисты, занимающиеся изучением этого вопроса, считают, что на одном занятии можно сочетать несколько произведений, если они небольшого размера. Объединять их нужно по принципу тематического единства. Например, можно объединить ряд произ­ведений о зиме, о зверятах, об одном и том же сказочном персона­же, а также произведения, посвященные какому-либо нравственно­му понятию (честности, смелости и др.).

Можно объединять произведения, различные по жанру: сказку, рассказ, прибаутку, басню и т.д., или сочетать произведения, в кото­рых изображены контрастные характеры или поступки. Это помогает детям лучше понять положительные или отрицательные качества.

Схема построения занятия по ознакомлению с художе­ственной литературой следующая: (1 — вступительная часть, облегчающая последующее восприятие произведения; 2 - основная часть -работа с литературным произведением, использование различных методов и приемов; 3 - заключительная часть.)

- Какие вы знаете методы и приемы, способствующие лучшему восприятию произведений? (объяснение непонятных слов, показ иллюстраций,

— Надо ли детям объяснять незнакомые слова, и если надо, то когда?

Если воспитатель предполагает, что отдельные выражения и слова дети не поймут и это будет служить препятствием к восприятию замысла автора, тогда необходимо пояснить непонятное слово во время рассказа, не останавливаясь, синонимом или краткой фразой. Если отдельные незнакомые детям слова и понятия не помешают им воспринять основную мысль автора, то и не следует объяснять им эти слова. Что получилось бы, если воспитатель задался бы целью объяснить все незнакомые слова в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Таких слов немало: откуп, чупрун, пряха и т.д. Однако и без объяс­нения этих слов сюжет сказки, характеры старика и злой, жадной старухи воспринимаются детьми очень живо. Права Е.И. Тихеева, которая говорила, что «лучше недообъяснить, чем переобъяснить».

В некоторых случаях детей нужно подготовить к восприятию заранее, и если из-за непонятных слов дети не поймут содержание, то эти слова или выражения лучше им объяснить.

В ходе чтения не следует отвлекать детей объяснениями, вопроса­ми, замечаниями.

Для активизации детского внимания можно иногда перед чтени­ем показать красочную обложку. Если книга состоит из отдельных произведений и каждое проиллюстрировано, чтение можно сопро­вождать показом рисунков.

При чтении книг, в которых художник иллюстрировал отдельные сцены, лучше всего прочитать целиком все произведение, а затем показать детям картинки, но и то если они крупные. Если же рисун­ки мелкие, то во время занятия показывать их нецелесообразно. После занятия книга оставляется в книжном уголке детям для рас­сматривания.

Нельзя читать и рассказывать детям между делом, на ходу, например, в  ожидании еды, умывания и т.п. ведь воспитатель не может быть уверен, что ему удастся довести чтение до конца. Кроме того, одни дети в этом случае вместо того, чтобы слушать, с нетерпением ожидают, когда можно будет начать есть; другие испытывают разоча­рование, когда приходится прерывать чтение на интересном месте. Нельзя читать детям перед сном. Это возбуждает воображение, приводит в волнение чувства детей, и они после чтения долго не засыпают; сон их наполняется сновидениями, и в результате они не отдыхают как нужно.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-04; просмотров: 205; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.29.89 (0.024 с.)