Раздел 3. Систематика растений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел 3. Систематика растений



Л.Н. Козловская, А.В. Чичёв

 

 

Ботаника

 

Часть II

 

Систематика растений

 

 

Рабочая тетрадь

 

 

Ф.И.О. студента _________________________________________________

 

Факультет ______________________________________________________

 

Группа _________________________________________________________

 

Преподаватель(и) __________________________________________

 

                          __________________________________________

 

 

Москва 2020

 


УДК 581.14 + 581.16 +581.3 + 581.4 + 581.5 (083.131)

ББК 28.55+28.56я81

Ботаника. Часть II. Систематика растений.: Рабочая тетрадь / Составители: Л.Н. Козловская, А.В. Чичёв. – М.: РГАУ-МСХА, 2020.

 

 

В рабочей тетради изложен учебный материал для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Ботаника», Часть II, Систематика растений; приведены источники рисунков; вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету, библиографический список.

 

 

Предназначено для студентов факультетов садоводства и ландшафтной архитектуры, агрономии и биотехнологии, почвоведения, агрохимии и экологии, зоотехнии и биологии и технологического.

 

©   ©     Козловская Л.Н., Чичёв А.В., составители 2020 ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, 2020  

 

Оценки за ведение рабочей тетради

 

Тема Дата Оценка Преподаватель
1. Низшие растения. Водоросли.      
2. Высшие растения. Высшие споровые растения.      
3. Семенные растения. Отдел Голосеменные растения.      
4. Отдел Покрытосеменные      

 

К зачету / экзамену допускается

 

Преподаватель _______ (_____________) «___» _________ 20 __ г.

 


Оглавление

Введение. 6

Раздел 3. Систематика растений. 8

Тема 6. Низшие растения, или Водоросли. 8

Работа 1. Одноклеточные водоросли: подвижные (Хламидомонада – Chlamydomonas sp.) и неподвижные (Хлорелла – Сhlorella sp.) 9

Работа 2. Многоклеточные водоросли: нитчатые (Спирогира – Spirogyra sp.) и сложно дифференцированные (Хара – Chara sp.) 10

Тема 7. Высшие споровые растения. 13

Отдел Моховидные – Bryophyta. 14

Работа 1. Строение гаметофита и спорофита (спорогона) зеленого мха Кукушкин лен обыкновенный – Polytrichum со mmune Hedw. 14

Работа 2. Особенности строения гаметофита сфагнового белого мха (Sphagnum sp.) 17

Отдел Плауновидные – Lycopodiophyta. 18

Работа 3. Строение спорофита и спороносного колоска равноспорового плаунабулавовидного – Lycopidium clavatum и разноспорового плаунка, или селягинеллы. – Selaginella sp. 18

Отдел Хвощевидные –. 21

Работа 4. Строение побега, спороносного колоска и заростка хвоща полевого – Equisetum arvense L. 21

Отдел Папоротниковидные — Polypodiophyta. 24

Работа 5. Строение спорофита, соруса и заростка папоротников Щитовника мужского, Страусника обыкновенного и Орляка обыкновенного. 24

2. Каково соотношение спорофита и гаметофита в жизненном цикле папоротника Щитовник мужской – Dryopteris filix - mas (L.)Schott.

Тема 8. Семенные растения. Голосеменные растения. 27

Отдел Сосновые – Pinophyta, или Голосеменные – Gymnospermae. 27

Работа 1. Строение вегетативного побега и пыльниковой шишки Сосны лесной – Pinus sylvestris L. Микроспорогенез, развитие мужского гаметофита – пылинки. 28

Работа 2. Строение женской шишки. Семязачаток, мегаспорогенез, развитие женского гаметофита. Образование и строение семени Сосны обыкновенной – Pinus sylvestris L. 30

Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму по темам № 6 «Низшие растения», № 7 «Высшие споровые растения» и № 8 «Семенные растения: Голосеменные растения». 31

Отдел Магнолиевые – Magnoliophyta, Цветковые растения – Anthophyta, или Покрытосеменные – Angiospermae. 32

Работа 1. Методика определения растений. 32

План характеристики семейства. 33

Морфологический анализ растений. 34

Работа № 1. Определение растений семейства ________________________ 37

Работа № 2. Определение растений семейства ________________________ 40

Работа № 3. Определение растений семейства ________________________ 43

Работа № 4. Определение растений семейства ________________________ 46

Работа № 5. Определение растений семейства ________________________ 49

Работа № 6. Определение растений семейства ________________________ 52

Работа № 7. Определение растений семейства ________________________ 55

Работа № 8. Определение растений семейства ________________________ 58

Работа № 9. Определение растений семейства ________________________ 61

Работа № 10. Определение растений семейства ________________________ 64

Работа № 11. Определение растений семейства ________________________ 67

Работа № 12. Определение растений семейства ________________________ 70

Работа № 13. Определение растений семейства ________________________ 73

Работа № 14. Определение растений семейства ________________________ 76

Работа № 15. Определение растений семейства ________________________ 79

Работа № 16. Определение растений семейства ________________________ 82

Работа № 17. Определение растений семейства ________________________ 85

Работа № 18. Определение растений семейства ________________________ 88

Работа № 19. Определение растений семейства ________________________ 91

Работа № 20. Определение растений семейства ________________________ 94

Работа № 21. Определение растений семейства ________________________ 97

Работа № 22. Определение растений семейства ________________________ 100

Работа № 23. Определение растений семейства ________________________ 103

Работа № 24. Определение растений семейства ________________________ 106

Работа № 25. Определение растений семейства ________________________ 109

Работа № 26. Определение растений семейства ________________________ 112

Работа № 27. Определение растений семейства ________________________ 115

Работа № 28. Определение растений семейства ________________________ 118

Работа № 29. Определение растений семейства ________________________ 121

Работа № 30. Определение растений семейства ________________________ 124

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 129

 


Введение

 

Рабочая тетрадь по курсу «Ботаника» предназначены для студентов очной и очно-заочной форм обучения факультетов садоводства и ландшафтной архитектуры, агрономии и биотехнологии, технологического, почвоведения, агрохимии и экологии, зоотехнии и биологии.

Рабочая тетрадь написана с учетом требований к обязательному минимуму содержания по дисциплине «Ботаника» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавров по направлениям / специальностям:

05.03.06 – «Экология и природопользование», профиль – Экология;

06.03.01 – «Биология», профиль – Кинология и Охотоведение;

36.05.01 - «Ветеринария»;

19.03.01 – «Биотехнология»; профиль – Биотехнология;

35.03.01 – «Лесное дело», профиль – Лесное хозяйство;

35.03.03 – «Агрохимия и агропочвоведение», с профилями: Агроэкология, Почвоведение и агроэкологическая оценка земель; Питание растений и качество урожая; Сельскохозяйственная радиология; Сельскохозяйственная микробиология; Агропочвоведение и агроэкологическая оценка земель (прикладной бакалавриат);

35.03.04 – «Агрономия», с профилями: Агробизнес; Защита растений; Луговые ландшафты и газоны; Селекция и генетика сельскохозяйственных культур, Защита растений и фитосанитарный контроль (прикладной бакалавриат);

35.03.05 – «Садоводство», с профилями: Плодоводство; Овощеводство; Виноградарство и виноделие; Декоративное садоводство и флористика; Производство и переработка лекарственного и эфиромасличного сырья; Генетика, селекция и биотехнология садовых культур, Тепличное садоводство (прикладной бакалавриат);

35.03.07 – «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции», с профилями: Технология производства, хранения и переработки продукции растениеводства; Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства; Технология производства, хранения и переработки продукции плодоводства и овощеводства;

35.03.10 – «Ландшафтная архитектура», с профилями: Ландшафтное строительство; Декоративное растениеводство; Газоноведение, и рабочих программ по ботанике.

В результате изучения курса ботаники студент должен иметь представление об анатомических и морфологических особенностях организации растений, сформированное преимущественно на представителях возделываемых культур, строении генеративных органов, формировании и распространении семян и плодов, а также иметь представление о растении как целостной структурно-функциональной системе, адаптированной в ходе эволюции к определенным условиям среды обитания.

В результате изучения предмета студент должен знать:

- анатомию, морфологию, систематику, закономерности происхождения и изменения растений;

- структуру основных вегетативных органов покрытосеменных, их метаморфозов на клеточном, тканевом и органном уровнях; строение генеративных органов покрытосеменных и процесс образования семян и плодов; строение растений; многообразие мира растений, эволюцию их структурно-функциональной организации в ходе приспособления к изменяющимся условиям жизни на Земле.

Студент должен уметь (иметь навыки):

- распознавать культурные и дикорастущие растения по морфологическим признакам;

- распознавать в полевых условиях наиболее типичные растения местной флоры, выявлять систематическое положение и видовую принадлежность растений с помощью определителей, осуществлять камеральную обработку природного материала, производить морфологические описания, оформлять отчетные материалы.


Рис. 13. Развитие женского и мужского гаметофитов

Плаунка, или Селагинеллы – Selaginella sp.

Обозначьте: А – мегаспорангий с мегаспорами; Б – проросшая мегаспора с женским гаметофитом; В – женский заросток; Г – микроспорангий с микроспорами; Д, Е – проросшая микроспора; Ж – сперматозоиды; мегаспоры; архегонии; оболочка мегаспоры; зародыши спорофита; вегетативное тело женского гаметофита; микроспоры; мужской гаметофит

 

 

Отдел Хвощевидные – Equisetophyta

 

Работа 4. Строение побега, спороносного колоска и заростка хвоща полевого – Equisetum arvense L.

 

Дата: «___» ____________ 201___

 

1. Напишите русские и латинские названия отдела, класса и порядка, к которым относится Хвощ полевой – Equisetum arvense L.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________


Рис. 14. Спорофит Хвоща полевого – Equisetum arvense L.

Обозначьте: А – спороносный (весенний) побег; Б – спороносный колосок (продольный разрез); В – спорангиофор со спорангиями; Г – спора в сухом состоянии; Д – споры во влажном состоянии; Е – ассимилирующий (летний) побег; придаточные корни; корневище; клубеньки; листья; спороносный колосок; ось спороносного колоска; спорангиофор; спорангии со спорами; щиток спорангиофора; ножка спорангиофора; спора; элатеры; мутовки боковых побегов

 

2. Опишите жизненный цикл Хвоща полевого – Equisetum arvense L.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

Рис. 15. Гаметофиты (заростки) Хвоща полевого

Equisetum arvense L.

Обозначьте: А – мужской гаметофит Б – женский гаметофит; таллом, ризоиды; архегонии; антеридии.

 

3. Какие отличительные признаки имеют представители отдела Хвощевидные – Equisetophyta. _______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

4. Какое соотношение спорофита и гаметофита в жизненном цикле Хвоща полевого – Equisetum arvense L.?______________________________________

5. Какова физиологическая роль элатер?_______________________________

6. Какой вывод о свойствах почвы можно сделать, если на данном участке обильно растет хвощ?_______________________________________________

7. Являются ли хвощи растениями, пригодными на корм скоту?___________

8. Какое значение имеют хвощи для сельского хозяйства?_________________

_________________________________________________________________

 

Рис. 21. Верхняя часть многолетнего побега

Сосны обыкновенной – Pinus sylvestris L.

Обозначьте: женские шишки 1-го года жизни; женские шишки 2-го года (после опыления); зрелые женские шишки с выпавшими семенами; собрание мужских шишек в основании молодого побега. Укажите границы годичных приростов.

Рис. 22. Мужская шишка Сосны обыкновенной – Pinus sylvestris L.

Обозначьте: А – мужская (пыльниковая) шишка (внешний вид); Б – мужская шишка (продольный разрез); В – микроспорофилл с двумя микроспорангиями; Г – микроспорофилл (продольный разрез); микроспорофилл(ы); ось мужской шишки; микроспорангии; пыльцевые зерна (пылинки)

 

 

Рис. 23. Развитие из микроспоры пыльцевого зерна (мужского гаметофита) и его прорастание Сосны обыкновенной – Pinus sylvestris L.

Обозначьте: А – микроспора; Б – пыльцевое зерно с проталлиальными клетками; В – пыльцевое зерно, состящие из антеридиальной и сифоногенной клеток; Г – прорастание пыльцевого зерна; ядро; цитоплазма, интина, экзина, воздушные мешки; проталлиальные клетки; антеридиальная клетка, сифоногенная клетка; ядро базальной клетки; ядро спермагенной клетки; пыльцевая трубка; ядро сифоногенной клетки.


 

 

Работа 2. Строение женской шишки. Семязачаток, мегаспорогенез, развитие женского гаметофита. Образование и строение семени Сосны обыкновенной – Pinus sylvestris L.

 

Дата: «___» ____________ 201___

       

                      

 

Рис. 24. Образование и строение семени Сосны обыкновенной – Pinus sylvestris L.

Обозначьте: А – женская шишка (общий вид); Б – женская шишка (продольный разрез); В – семенная чешуя с семязачатками; Г  – семязачаток с тетрадой мегаспор; Д – семязачаток с женским гаметофитом; Е – семя; Ж – семенная чешуя с двумя семенами; семенная чешуя; семязачаток; ось женской шишки; микропиле; интегумент; нуцеллус; тетрада мегаспор; два архегония, гаплоидный эндосперм; деревянистая семенная кожура; пленчатая семенная кожура; подвесок; зародышевый корешок; зародышевый стебелек; семядоли; крыловидный вырост семени (крылышко), семена

 

Вопросы для самоконтроля и подготовки к собеседованию по темам № 6 «Низшие растения», № 7 «Высшие споровые растения» и № 8 «Семенные растения: Голосеменные растения»

1. Каковы цитологические особенности прокариотных организмов?

2. В чем отличия между автотрофными и гетеротрофными организмами?

3. Какие растения называются водорослями?

4. Каково строение водорослей? Каково строение одноклеточных, колониальных, многоклеточных и неклеточных водорослей?

5. Какие пигменты встречаются в хроматофорах водорослей разных отделов?

6. Как размножаются водоросли?

7. Какие типы полового размножения и чередования поколений встречаются у водорослей?

8. Какие особенности строения характерны для планктонных водорослей?

9. Какую роль играют водоросли в природе и хозяйстве человека?

10. Каковы отличия высших растений от низших?

11. В чем отличие моховидных от всех других высших растений?

12. Каковы общие черты чередования поколений у плаунов, хвощей, папоротников?

13. В чем эволюционное значение разноспоровости?

14. В какой момент жизненного цикла высшего спорового растения осуществляется мейотическое деление?

15. Что представляют собой гаметофиты плаунов, хвощей, папоротников и какой хромосомный набор для них характерен?

16. Каково значение возникновения семени в процессе эволюции растений?

17. Как размножаются голосеменные растения?

18. Какие процессы происходят в мужской и женской шишке сосны?

19. Какие из структур семени голосеменных имеют гаплоидный и какие диплоидный набор хромосом?

20. У каких голосеменных оплодотворение осуществляется сперматозоидами и у каких спермиями?

21. Какие особенности строения имеют голосеменные растения?

22. Какие признаки могут служить показателями более высокой организации отдельных таксонов голосеменных?

23. Из какой структуры семязачатка формируется деревянистая кожура семени? пленчатая кожура семени?

24. Как формируется зародыш спорофита?

25. Как образуется и что представлят собой мужской гаметофит хвойных?

26. Как образуется и что представлят собой женский гаметофит хвойных?


 

План характеристики семейства

1. Семейство (русское, латинское название) ______________________________

____________________________________________________________________

2. Подсемейства (русские, латинские названия) ___________________________

____________________________________________________________________

_________________________________________________________________

3. Примерное число видов семейства ____________________________________

____________________________________________________________________

5. Преобладающие жизненные формы ___________________________________

____________________________________________________________________

6. Строение вегетативных органов:

а) стебель _______________________________________________________

б) листорасположение _____________________________________________

в) лист __________________________________________________________

г) метаморфозы __________________________________________________

7. Строение генеративных органов:

а) соцветие_______________________________________________________

б) формула цветка_________________________________________________

в) плод __________________________________________________________

г) семя __________________________________________________________

8. Важнейшие особенности семейства

а) морфологические_______________________________________________

____________________________________________________________________

б) биохимические_________________________________________________

____________________________________________________________________

9. Представители______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

10. Значение в природе и хозяйстве человека_____________________________________________________________

____________________________________________________________________

11. Охраняемые виды__________________________________________________

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

 

Морфологический анализ растений

1. Жизненная форма: ______________________________________________

(дерево, кустарник, полукустарник, кустарничек, или трава: многолетняя, двулетняя, однолетняя)

2. Корневая система: _______________________________________________

(формы: стержневая, мочковатая; типы: система главного корня, система придаточных корней, смешанная корневая система)

3. Видоизменения корня: ___________________________________________

(корнеплоды, корневые шишки, втягивающие корни, наличие клубеньков, или микоризы)

4. Побеги: _________________________________________________________

(удлиненные, укороченные, розеточные; прямостоячие, приподнимающиеся, вьющиеся, цепляющиеся, стелющиеся, ползучие, кущения)

5. Нарастание побега: ______________________________________________

(моноподиальное, симподиальное, ложнодихотомическое, дихотомическое)

6. Метаморфозы побегов: ___________________________________________

(клубень, луковица, клубнелуковица, укороченные или удлиненные корневища; кочан, усы, плети, столоны, «плодушки», усики, колючки, кладодии, филлокладии)

7. Стебель: ________________________________________________________

(размеры ….…. см, ………. м; олиственный, безлистный; стрелка, ствол, соломина; округлый, сплюснутый, трех-, четырехгранный, многогранный, ребристый, крылатый; голый или опушенный: волоски простые, сложные, звездчатые, железистые, жгучие)

8. Листорасположение: _____________________________________________

(очередное¸ супротивное, мутовчатое)

9. Листья: ________________________________________________________

(простые или сложные; черешковые или сидячие; с прилистниками или без них; с раструбом; влагалищные: влагалище открытое или замкнутое; опушенные или голые)

10. Жилкование: __________________________________________________

(параллельное, дуговое, сетчатое, перистое, пальчатое, дихотомическое)

11. Форма листовой пластинки простого листа: _______________________

__________________________________________________________________

(яйцевидная, обратнояйцевидная, округлая, овальная, сердцевидная, треугольная, ромбическая, многоугольная, почковидная, лопатчатая, стреловидная, копьевидная, эллиптическая, линейная, ланцетная, обратноланцетная, продолговатая)

12. Лист простой с цельной или расчлененной листовой пластинкой: __________________________________________________________________

(лопастной: тройчато-, перисто-, пальчато-; раздельной: тройчато-, перисто-, пальчато-; рассеченной: тройчато-, перисто-, пальчато-; многократноперисторассеченной)

13. Лист сложный: _________________________________________________

(тройчатый, пальчатосложный, непарноперистосложный, парноперистосложный, двоякоперистосложный; число и форма листочков)

14. Край листовой пластинки: ______________________________________

(цельнокрайний, зубчатый, пильчатый, городчатый, выемчатый, двоякозубчатый, двоякопильчатый, неравнозубчатый, неравнопильчатый)

15. Видоизменения листья: _________________________________________

(колючки, усики и др.)

16. Цветки: _______________________________________________________

(одиночные или в соцветии)

17. Соцветие: ______________________________________________________

(моноподиальное: кисть, щиток, зонтик, головка, корзинка, простой колос, сережка, початок, сложный колос, сложный зонтик, метелка; симподиальное: монохазий – завиток, извилина; дихазий, плейохазий или цветки собраны в соцветия нескольких порядков)

18. Околоцветник по форме: ________________________________________

(полисимметричный, или актиноморфный; моносимметричный, или зигоморфный; асимметричный)

19. Простой околоцветник: _________________________________________

(чашечковидный, венчиковидный; число листочков околоцветника – 2, 3, 4, 5, …; листочки околоцветника свободные, сросшиеся; их окраска)

20. Двойной околоцветник: _________________________________________

(чашечка; число чашелистиков – 2, 3, 4, 5, …; их окраска; венчик; число лепестков – 2, 3, 4, 5, …; их окраска)

21. Андроцей: _____________________________________________________

(братственный, многобратственный, двубратственный, однобратственный: число тычинок – 2, 3, 4, 5, …)

22. Гинецей: ______________________________________________________

(апокарпный: число пестиков – 1, 2, 3, 4, 5, …; монокарпный; ценокарпный: синкарпный, паракарпный, лизикарпный; число плодолистиков – 1, 2, 3, 4, 5….)

23. Пестик: ________________________________________________________

(число столбиков – 1, 2, 3, 4, 5, …; столбика нет, рыльце сидячее, рыльце простое, лопастное, головчатое, нитевидное, перистое)

24. Завязь: ________________________________________________________

(верхняя, нижняя, полунижняя)

25. Формула цветка: _______________________________________________

26. Плод: _________________________________________________________

(простой: сухой: многосемянный, коробочковидный (листовка, боб, стручок, стручочек, коробочка); односемянной, ореховидный (орех, желудь, орешек, семянка, крылатка, зерновка); сочный: многосемянный, ягодовидный (ягода, тыквина, яблоко, померанец); односемянной, костянковидный (костянка); членистый (стручок, орешек, боб); дробный (двукрылатка, двусемянка, или вислоплодник);

сложный, или сборный: сборный орешек, сборная костянка, сборная семянка, сборная листовка; соплодие)

27. Семя: _________________________________________________________

(величина, форма, окраска)

 


 

Работа № 1. Определение растений семейства ________________________

 

_______________________________________________________________________________________

 

Подкласс _____________________________________________________

 

Дата: «___» ____________ 201___

 

Задание 1. Определить семейство, род и вид растения семейства

 

____________________________________________________________________

Задание 2. Дать характеристику семейства, провести, согласно плану, морфологический анализ определенного растения, составить формулу цветка.

1. Ступени ключа «Определителя» для семейства.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

2. Ступени ключа «Определителя» для рода и вида.

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

 

Растение: _____________________________________________________

Формула цветка: _______________________________________________

 

Характеристики семейства.

1. Семейство (русское, латинское название) ______________________________

________________________________________________________________________________

2. Подсемейства (русские, латинские названия) ___________________________

________________________________________________________________________________

3. Примерное число видов семейства ____________________________________

4. Распространение (тропическое, внетропическое) ________________________

________________________________________________________________________________

5. Преобладающие жизненные формы ___________________________________

________________________________________________________________________________

6. Строение вегетативных органов:

а) стебель _______________________________________________________

б) листорасположение _____________________________________________

в) лист __________________________________________________________

г) метаморфозы __________________________________________________

7. Строение генеративных органов:

а) соцветие_______________________________________________________

б) формула цветка_________________________________________________

в) плод __________________________________________________________

г) семя __________________________________________________________

8. Важнейшие особенности семейства

а) морфологические_______________________________________________

________________________________________________________________________________

б) биохимические_________________________________________________

________________________________________________________________________________

9. Представители______________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

10. Значение в природе и хозяйстве человека_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________

11. Охраняемые виды__________________________________________________

________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Андреева И.И., Родман Л.С. Ботаника. Изд. 5-е. – М.: Бибком; Транслог, 2016. – 596 с.

2. Коровкин О.А. Ботаника. – М.: Кнорус, 2018. – 434 с.

3. Андреева И.И., Родман Л.С., Чичёв, А.В. Практикум по анатомии и морфологии высших растений: учеб. пособие — М.: ИКЦ Колос-с, 2019 - 144 с.: ил.

4. Козловская Л.Н., Родман Л.С., Чичёв, А.В. Практикум по систематике растений: учеб. Пособие — М.: ИКЦ Колос-с, 2019 - 80 с.

5. Родман Л.С. География и экология растений. – М.: ТРАНСЛОГ, 2018. – 112 с.

6. Губанов И.А., Киселёв К.В., Новиков В.С., Тихомиров В.Н. Определитель сосудистых растений центра европейской России. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Аргус, 1995.

 

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

Поисковые системы: Yandex, Rambler, Google, Mail.ru, Agropoisk.ru

1. Научная электронная библиотека e-library.ru (открытый доступ)

2. База данных «Флора сосудистых растений Центральной России» - http://www.jcbi.ru/eco1/index.shtml (открытый доступ)

3. Сельскохозяйственная электронная библиотека знаний (СЭБиЗ): http://www.cnshb.ru/akdil/default.htm (открытый доступ)

4. Главный ботанический сад имени Н.В. Цицина РАН - www.gbsad.ru (открытый доступ)

5. Природа России. Национальный портал. - http://www.priroda.ru/ (открытый доступ)

6. Центр охраны дикой природы: http://biodiversity.ru/ (открытый доступ)

7. Открытый иллюстрированный атлас сосудистых растений России и сопредельных стран: http: //www.plantarium.ru/ (открытый доступ)

 

Л.Н. Козловская, А.В. Чичёв

 

 

Ботаника

 

Часть II

 

Систематика растений

 

 

Рабочая тетрадь

 

 

Ф.И.О. студента _________________________________________________

 

Факультет ______________________________________________________

 

Группа _________________________________________________________

 

Преподаватель(и) __________________________________________

 

                          __________________________________________

 

 

Москва 2020

 


УДК 581.14 + 581.16 +581.3 + 581.4 + 581.5 (083.131)

ББК 28.55+28.56я81

Ботаника. Часть II. Систематика растений.: Рабочая тетрадь / Составители: Л.Н. Козловская, А.В. Чичёв. – М.: РГАУ-МСХА, 2020.

 

 

В рабочей тетради изложен учебный материал для лабораторно-практических занятий по дисциплине «Ботаника», Часть II, Систематика растений; приведены источники рисунков; вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму и зачету, библиографический список.

 

 

Предназначено для студентов факультетов садоводства и ландшафтной архитектуры, агрономии и биотехнологии, почвоведения, агрохимии и экологии, зоотехнии и биологии и технологического.

 

©   ©     Козловская Л.Н., Чичёв А.В., составители 2020 ФГБОУ ВО РГАУ - МСХА имени К.А. Тимирязева, 2020  

 

Оценки за ведение рабочей тетради

 

Тема Дата Оценка Преподаватель
1. Низшие растения. Водоросли.      
2. Высшие растения. Высшие споровые растения.      
3. Семенные растения. Отдел Голосеменные растения.      
4. Отдел Покрытосеменные      

 

К зачету / экзамену допускается

 

Преподаватель _______ (_____________) «___» _________ 20 __ г.

 


Оглавление

Введение. 6

Раздел 3. Систематика растений. 8

Тема 6. Низшие растения, или Водоросли. 8

Работа 1. Одноклеточные водоросли: подвижные (Хламидомонада – Chlamydomonas sp.) и неподвижные (Хлорелла – Сhlorella sp.) 9

Работа 2. Многоклеточные водоросли: нитчатые (Спирогира – Spirogyra sp.) и сложно дифференцированные (Хара – Chara sp.) 10

Тема 7. Высшие споровые растения. 13

Отдел Моховидные – Bryophyta. 14

Работа 1. Строение гаметофита и спорофита (спорогона) зеленого мха Кукушкин лен обыкновенный – Polytrichum со mmune Hedw. 14

Работа 2. Особенности строения гаметофита сфагнового белого мха (Sphagnum sp.) 17

Отдел Плауновидные – Lycopodiophyta. 18

Работа 3. Строение спорофита и спороносного колоска равноспорового плаунабулавовидного – Lycopidium clavatum и разноспорового плаунка, или селягинеллы. – Selaginella sp. 18

Отдел Хвощевидные –. 21

Работа 4. Строение побега, спороносного колоска и заростка хвоща полевого – Equisetum arvense L. 21

Отдел Папоротниковидные — Polypodiophyta. 24

Работа 5. Строение спорофита, соруса и заростка папоротников Щитовника мужского, Страусника обыкновенного и Орляка обыкновенного. 24

2. Каково соотношение спорофита и гаметофита в жизненном цикле папоротника Щитовник мужской – Dryopteris filix - mas (L.)Schott.

Тема 8. Семенные растения. Голосеменные растения. 27

Отдел Сосновые – Pinophyta, или Голосеменные – Gymnospermae. 27

Работа 1. Строение вегетативного побега и пыльниковой шишки Сосны лесной – Pinus sylvestris L. Микроспорогенез, развитие мужского гаметофита – пылинки. 28

Работа 2. Строение женской шишки. Семязачаток, мегаспорогенез, развитие женского гаметофита. Образование и строение семени Сосны обыкновенной – Pinus sylvestris L. 30

Вопросы для самоконтроля и подготовки к коллоквиуму по темам № 6 «Низшие растения», № 7 «Высшие споровые растения» и № 8 «Семенные растения: Голосеменные растения». 31

Отдел Магнолиевые – Magnoliophyta, Цветковые растения – Anthophyta, или Покрытосеменные – Angiospermae. 32

Работа 1. Методика определения растений. 32

План характеристики семейства. 33

Морфологический анализ растений. 34

Работа № 1. Определение растений семейства ________________________ 37

Работа № 2. Определение растений семейства ________________________ 40

Работа № 3. Определение растений семейства ________________________ 43

Работа № 4. Определение растений семейства ________________________ 46

Работа № 5. Определение растений семейства ________________________ 49

Работа № 6. Определение растений семейства ________________________ 52

Работа № 7. Определение растений семейства ________________________ 55

Работа № 8. Определение растений семейства ________________________ 58

Работа № 9. Определение растений семейства ________________________ 61

Работа № 10. Определение растений семейства ________________________ 64

Работа № 11. Определение растений семейства ________________________ 67

Работа № 12. Определение растений семейства ________________________ 70

Работа № 13. Определение растений семейства ________________________ 73

Работа № 14. Определение растений семейства ________________________ 76

Работа № 15. Определение растений семейства ________________________ 79

Работа № 16. Определение растений семейства ________________________ 82

Работа № 17. Определение растений семейства ________________________ 85

Работа № 18. Определение растений семейства ________________________ 88

Работа № 19. Определение растений семейства ________________________ 91

Работа № 20. Определение растений семейства ________________________ 94

Работа № 21. Определение растений семейства ________________________ 97

Работа № 22. Определение растений семейства ________________________ 100

Работа № 23. Определение растений семейства ________________________ 103

Работа № 24. Определение растений семейства ________________________ 106

Работа № 25. Определение растений семейства ________________________ 109

Работа № 26. Определение растений семейства ________________________ 112

Работа № 27. Определение растений семейства ________________________ 115

Работа № 28. Определение растений семейства ________________________ 118

Работа № 29. Определение растений семейства ________________________ 121

Работа № 30. Определение растений семейства ________________________ 124

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 129

 


Введение

 

Рабочая тетрадь по курсу «Ботаника» предназначены для студентов очной и очно-заочной форм обучения факультетов садоводства и ландшафтной архитектуры, агрономии и биотехнологии, технологического, почвоведения, агрохимии и экологии, зоотехнии и биологии.

Рабочая тетрадь написана с учетом требований к обязательному минимуму содержания по дисциплине «Ботаника» Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования подготовки бакалавров по направлениям / специальностям:

05.03.06 – «Экология и природопользование», профиль – Экология;

06.03.01 – «Биология», профиль – Кинология и Охотоведение;

36.05.01 - «Ветеринария»;

19.03.01 – «Биотехнология»; профиль – Биотехнология;

35.03.01 – «Лесное дело», профиль – Лесное хозяйство;

35.03.03 – «Агрохимия и агропочвоведение», с профилями: Агроэкология, Почвоведение и агроэкологическая оценка земель; Питание растений и качество урожая; Сельскохозяйственная радиология; Сельскохозяйственная микробиология; Агропочвоведение и агроэкологическая оценка земель (прикладной бакалавриат);

35.03.04 – «Агрономия», с профилями: Агробизнес; Защита расте



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.314 с.)