Департамент культуры воронежской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Департамент культуры воронежской области



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

ВОРОНЕЖСКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ УЧИЛИЩЕ (ТЕХНИКУМ)

 

Методическое пособие по теме:

 «Волшебный театр»

3 класс ДХШ,

количество часов 8

предмет: декоративная композиция

 

                                                                                                  

 

                                                                                      Выполнила:

                                                                                      Студентка 4 курса

                                                                                      Группы 4 Д

                                                                                      Кулакова

                                                                                                     Виктория

                                                                                                     Михайловна

 

ВОРОНЕЖ 2020

 

 

Предмет: декоративная композиция

Класс: 3

Количество часов: 8

Тема методического пособия: «Волшебный театр».

Цели методического пособия: выполнить декоративную композицию на театральную тематику, используя стилизацию и средства выразительности.

Задачи методического пособия:

1. Образовательные: провести вводную беседу о театре, о различных декоративных техниках и научить умелому обращению с ними.

2. Развивающие: развитие у учащихся способности быстро включать воображение и вариативность мышления в работе над эскизным материалом к композиции, развитие фантазии, композиционного видения, выработка навыков в обращении с цветом.

3. Воспитательные: побудить учащихся к эстетическому осмыслению окружающего мира, воспитание художественного вкуса, проявление заинтересованности к декоративным техникам, чистое и аккуратное исполнение работы.

Методы, используемые на уроке:

1. Словесные методы: объяснение, обратная связь с учащимися.

2. Наглядные методы: иллюстративный метод и метод наблюдения.

3. Методы стимулирования и мотивации: познавательные, поощрение.

4. Методы контроля: просмотр в конце занятия.

5. Форма организации работы на уроке: групповая.

Оборудование:

1. Для учителя: методическая разработка; иллюстративные материалы; бумага, краски, кисти, карандаши.

2. Для ученика: карандаши (простые, цветные), краски (подбираются в зависимости от техники), формат А2, бумага для эскизов, кисти (колонок, синтетика).

Литература:

1. Бадян В.Е. Основы композиции / Бадян В.Е., Денисенко В.И. - М.: Академический проект, 2011.

 2. Даглдиян К. Декоративная композиция / Даглдиян К. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011.

3. Шорохов В.Е. Основы композиции / Шорохов В.Е - М.: «Просвещение», 1979.

Ход выполнения методического пособия:

На первом демонстрационном листе представлены аналоги и примеры работ разных авторов, среди которых встречаются современные. Представленные работы выполнены в разных техниках: витраж, батик, коллаж. Театральный сюжет представлен с разных точек зрения. На одних присутствует изображение сцены с декорациями и персонажами, на других сюжет сосредоточен на изображении облика героев: их лиц, костюмов, жестов. С помощью представленных работ нужно показать учащимся многогранный подход к заданию, добиться четкого понимания требований педагога.

Лист 1. Аналоги.

 

  

О. Живетин                                           О. Живетин

 

На втором листе представлена теория цвета: двенадцатичастный круг Иттена и виды контрастов.

 

Лист 2. Теория цвета.

 

        

Цветов

               

Симультанный контраст

Цвет:

1) одно из основных средств изобразительного искусства;

2) качество отдельного цветового тона в ансамбле художественного произведения.

Один из самых сложных вопросов композиции - это композиция цвета в картине. Цвет влияет на то, как мы отреагируем на произведение. Яркие, чистые, светлые цвета поднимают настроение, вселяют чувство радости. Темные краски, сероватые оттенки нагоняют тоску и грусть.

Рассмотрим цветовой круг. Существует 3 основных (первичных) цвета - это синий, желтый, красный. Именно при их смешивании и получается всё многообразие цветового круга.

Следующие цвета цветового круга носят название составные или вторичного порядка, их тоже 3 - это фиолетовый, оранжевый и зелёный. Эти цвета получаются путём смешивания в равном количестве цветов первого порядка.

Благодаря смешиванию цветов первичного и вторичного порядка получаем 6 цветов третичного порядка.

Цветовой круг можно разделить на две части: теплую и холодную. Теплые цвета – красный, желтый, оранжевый и все цвета, в которых имеется хотя бы частичка этих цветов. Теплые цвета напоминают солнце, огонь, лето, день и все то, что в природе дает тепло. Холодные цвета – синий, голубой, фиолетовый, зеленый и те цвета, которые можно получить от смешивания с этими цветами. Они ассоциируются с холодом: льдом, снегом, водой, лунным светом, ночью и т.п.

Изобразительная функция цвета в искусстве опирается на богатство цвета в природе, но следует собственной системе. Более ограниченной в своих возможностях, поскольку краски, используемые художником, значительно ниже естественного цвета по диапазону оттенков, интенсивности и яркости тонов. Искусство возмещает эту ограниченность, используя свою цветовую систему – колорит.

Колористика – наука, изучающая особенности восприятия и воспроизведения цвета.

Контраст взаимодополнительных цветов - разновидность одновременного цветового контраста, наблюдается при восприятии двух цветов (например: красного и зеленого). При этом происходит повышение их насыщенности. При рассматривании с более далекого расстояния вся комбинация выглядит серым пятном.

Контраст насыщения. Чистые максимально насыщенные цвета в природе: цвет огня, цвет листвы, цвет безоблачного осеннего неба. Чистые максимально насыщенные цвета в красках: основные, составные, производные. Демонстрирует разницу между цветками чистыми, насыщенными, яркими и более бледными, затемненными или осветленными.

Контраст теплохолодности – цвета теплые или холодные в зависимости от окружения.

Симультанный контраст – это явление, при котором наш глаз, воспринимая какой-либо цвет, требует дополнительный, а если такой отсутствует, симультанно порождает его.

Тональный контраст – это тональная разница цветовых пятен.

На третьем демонстрационном листе представлены основные законы композиции.

 

Элемент

Композиция – это организация художественного произведения, обусловленная единством и целостностью, соподчинением всех его элементов друг другу и общему замыслу. При создании картины композиция определяет выбор темы, разработку сюжета, характеристики действующих лиц, поз, движений, действий и т.д.

Декоративная композиция – это композиция с высокой степенью выразительности и явными признаками декоративности, имеющая модифицированные, стилизованные или же абстрактные элементы, которые, придавая ей декоративный вид, усиливают ее чувственное восприятие.

В образном ряду декоративной композиции не должно быть «отрицательных героев», и ассоциации, вызываемые при рассмотрении декоративных работ, должны быть только положительными.

Основные средства композиционного построения (ритм, статика, динамика, доминанта, равновесие, акцент, открытая и замкнутая композиция) служат наилучшему замыслу художника.

Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности.

Статика - это качество покоя, зрительного равновесия предметов относительно друг друга.

Динамика - это расположение предметов по диагональным осям или свободно на плоскости картины. В них ярче подчёркивается ощущение движения, более разнообразное расположение предметов, присутствует смелое нарушение симметрии.

Равновесие – состояние композиции, при котором все элементы сбалансированы между собой.

Доминанта - главный элемент, которому подчиняются все остальные.

Замкнутая композиция – служит для передачи неподвижности и устойчивости. Может быть заключена в круг или овал или ограничена другими формами.

Открытая композиция – передает ощущение простора. Взгляд свободно уходит за пределы композиции, домысливая продолжение.

Контраст формы (отличающийся по форме элемент) – выделение композиционного центра необычной формой элемента,служит для выражения большей выразительности композиции.

На четвертом демонстрационном листе показаны адаптированные законы композиции. На наглядных примерах необходимо показать ученикам, как могут быть применены изученные законы к их работе. Данные аппликации можно использовать в качестве упражнения на определение композиции. Можно провести задание в игровой форме, использовать необычную бумагу или картон, чтобы сделать упражнение интересным для детей. Оживленная реакция учеников способствует лучшему закреплению материала.

 

Элемент                     

На пятом листе представлено несколько средств выразительности: дробление изображения, насыщение фактурой, выделение контуром, пятно, наделение декором, наложение формы на форму, членение на плоскости. Они помогают обыграть участки композиции, чтобы те не выглядели однообразными и скучными. Служат созданию определенного эффекта, нередко связанного с тематикой произведения.

 

 

Цветовые поиски

        

Пятно + контур + цвет                        Цветовое пятно

                                            

        

    Членение на части                           Дробление изображения

 

         

Лист 6. Эскизы.

 

    

 

    

 

    

 

На седьмом листе показан перенос разработанного эскиза на формат (40 на 35 см). Задачей этого этапа было: справиться с увеличением, определить музыкальность линий.

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.032 с.)