Земельный кодекс Российской Федерации 2001 г. и тенденции развития земельного законодательства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Земельный кодекс Российской Федерации 2001 г. и тенденции развития земельного законодательства.



В 2001 г. наступил новый этап земельной реформы. Федеральным законом от 16 апреля 2001 г. «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и федеральный закон «О введении части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»»[31], глава 17 ГК РФ была введена в действие. Но, бесспорно, самым важным событием, придавшим новый импульс в развитии земельного законодательства, стало принятие 25 октября 2001 г. нового Земельного кодекса Российской Федерации [32].

 Земельный кодекс (далее ЗК РФ) комплексно регулирует всю совокупность земельных отношений в стране и детально развивает положения Конституции РФ. Однако необходимо отметить, что принятие нового Земельного кодекса не только ликвидировало существовавшие пробелы законодательства, но и породило новые противоречия, которые требуют своего осмысления и разрешения. Важные переходные положения содержаться в федеральном законе «О вступление в силу Земельного кодекса Российской Федерации»[33].

ЗК РФ и по своему названию, и, по сути, является кодифицированным нормативным актом, но он задумывался и разрабатывался как рамочный закон, то есть нормативный акт, в котором определены в большинстве случаев только общие подходы и принципы в регулировании отношений по поводу земли. Поэтому в ЗК РФ так много отсылочных норм, то есть указаний на другие нормативные акты, которые должны регулировать конкретные отношения. Некоторые из таких нормативных актов до сих пор не приняты, что сохраняет пробелы в земельном законодательстве. Но процесс законотворчества непрерывно продолжается.

Можно утверждать, что с принятием ЗК РФ закончилось реформирование земельных отношений, основной задачей которого была смена земельного строя, и начался этап эволюционного развития земельного законодательства на базе фундамента конституционных норм и положений.

Земельный кодекс обусловил принятие целого ряда законов, создавших систему земельного законодательства. В федеральных законах нашли свое развитие отдельные институты земельных отношений. Были приняты федеральные законы: ФЗ от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»[34],ФЗ от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве » [35], ФЗ от 07.07.2003 № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»[36], ФЗ от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»[37]. Вопрос оборота земель сельскохозяйственного назначения был выведен за пределы действия ЗК РФ. Эти отношения урегулированы специальным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г.[38] Закон вступил в силу через шесть месяцев после его официального опубликования, то есть с 27 января 2003 г.

Важной вехой в развитии земельного законодательства стало принятие федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» 27 июля 2007 года[39], заменившего ФЗ «О государственном земельном кадастре». Закон направлен на последовательное и системное претворение в законодательстве принципа единства судьбы земельного участка и прочно связанного с ним объекта, установленного в ст. 1 ЗК РФ.

В настоящее время развитие земельного законодательства отличается повышенной динамикой. За более чем десять лет, прошедших с вступления ЗК РФ в силу, он претерпел более 40 редакций. С одной стороны это говорит о бурном развитии земельных отношений, и об отклике законодателя на возникающие в связи с этим развитием проблемы. С другой стороны это создает зыбкость, нестабильность правового пространства в той области, где участники отношений хотят встать на «твердую землю». Частая смена правовых норм создает дополнительные трудности в судебной и правоприменительной практике, так как большинство земельных отношений являются длящимися, а законодательство, за редким исключением, обратной силы не имеет.

Нужно так же отметить, что до настоящего времени не закончен переходный период в земельных правоотношениях. Это связано с тем, что нормы ЗК РФ в большинстве своем регулируют отношения, которые еще только нужно создать. Прежде всего, это касается картины собственности на землю в Российской Федерации. По данным Росреестра[40] по состоянию на начало 2011 года, в России лишь 7,8 % земель находится в частной собственности[41], а 92,4 % земель находятся в государственной и муниципальной собственности (1576346,6 тыс. га)[42]. При этом большая часть является, так называемой, не разграниченной государственной собственностью на землю. Точных данных о доле не разграниченной государственной собственности официальными органами не приводится. Однако в ЗК РФ такой термин вообще не используется и отношения регулируются, исходя из того, что все земли разграничены и имеют конкретного собственника.

Далека до завершения процедура переоформления прав на земельные участки, регулирование которой так же выведено за пределы кодифицированного нормативного акта.

Болезненно и противоречиво проходит оформление и реализация прав на земли сельскохозяйственного назначения. Общая долевая собственность на земли сельскохозяйственного назначения не стимулирует, а подавляет предпринимательскую активность на селе, создает почву для мошенничества и махинаций. Продолжается процесс деградации сельскохозяйственных земель. Сокращается сельское население, сельскохозяйственные районы теряют рабочую силу.

Цели, задачи, методы и итоги земельной реформы 90-х годов прошлого столетия анализируются правоведами и получают диаметрально противоположные оценки в их работах[43]. Остается бесспорным только то, что земельная реформа полностью изменила не только правовые основы землепользования, но и явилась неотъемлемой частью социально-политических преобразований в стране.

Правоприменительная и судебная практика за годы применения земельного законодательства выявила множество пробелов, противоречий, а так же концептуальных просчетов, тормозящие развитие не только непосредственно земельных отношений, но и буквально всех экономических и социальных отношений в обществе. Осмысление этих проблем и пути их решения представлены в «Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации»[44], подготовленной на основании Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации»[45] и одобренной решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009.

Таким образом, несмотря на то, что процесс реформирования земельных отношений в настоящее время, через 20 лет с начала осуществления реформы, еще далек до своего окончательного завершения, можно сказать, что в целом законодательная база нового земельного строя России создана.

 

 

ТЕМА III ЗЕМЕЛЬНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ И ПРАВООТНОШЕНИЯ.         



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.007 с.)