Организация и проведение исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и проведение исследования



Для проверки данной гипотезы в декабре 2019 г. на базе Академии ФСИН России было проведено исследование эмпатии и настойчивости 97 курсантов 1-4 курсов юридического и психологического факультетов в возрасте от 18 до 26 лет, (41 юноша и 56 девушек).

Для исследования настойчивости курсантов были использованы опросник Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко и Бланковый тест «Настойчивость» А. И. Крупнова.

Опросник Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко (приложение 1) направлен на оценку выраженности настойчивости.

Он состоит из 18 закрытых утверждений, на которые следовало дать либо свое согласие, либо несогласие.

За все ответы «Да» (знак «+») по позициям: 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18 и все ответы «Нет» (знак «–») по позициям: 2, 5, 6, 9, 11, 13, 17 начислялось по одному баллу. Затем подсчитывалась общая сумма (все ответы вместе) баллов. Максимально возможная сумма баллов — 18. Чем больше баллов набрано, тем больше у обследованного выражена настойчивость, склонность доводить начатое дело до конца.

Бланковый тест «Настойчивость» А.И. Крупнова. (приложение 2) Согласно подходу А. И. Крупнова, каждая черта личности понимается как целостная система мотивационно-смысловых (целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных) и инструментально-стилевых (динамических, эмоциональных, регуляторных, рефлексивно-оценочных) характеристик, находящихся в определенных взаимоотношениях между собой, свидетельствующих о сложной, многомерно-функциональной организации личностного свойства, поэтому их следует изучать в качестве системы, существующей как целое, где эти объекты не могут быть оторваны, изолированы друг от друга.

Говоря о чертах характера как о «функциональных системах», А.И. Крупнов каждую черту рассматривает как «инструментально-смысловую систему психологических признаков, обеспечивающих готовность субъекта к реализации того или иного предметного отношения определенным способом». [31]

Согласно дополненной восьмикомпонентной модели анализа, любая черта личности включает в себя целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, эмоциональный, динамический, регуляторный и рефлексивно- оценочный компоненты, которые входят в две подсистемы: мотивационно-смысловую (установочно-целевой, мотивационный, когнитивный продуктивный) и регуляторно-динамическую (динамический, эмоциональный, регуляторный, рефлексивно-оценочный).

Установочно-целевой компонент фиксирует конкретные цели, установки по реализации настойчивости, с учетом их направленности на общественно значимые и личностно значимые цели.

Мотивационный компонент включает в себя социоцентричность и эгоцентричность. Под социоцентричностью понимается социально-общественная направленность, а эгоцентричность мотивации свидетельствует о направленности личностных побуждений в инициативных действиях.

Когнитивный компонент состоит из переменных осмысленность и осведомленность. Осмысленность оценивается на основании способности субъекта дать точное определение, выделить ее существенные признаки, степени глубины и целостности представления о данном свойстве, правильности понимания основных, существенных признаков данной черты. Осведомленность оценивается по наполнению суждениями общего характера или указаниями на частные, несущественные признаки.

Продуктивный компонент составляют предметность и субъектность. Предметность характеризуется по сфере ее приложения в предметной деятельности и в субъектно-личностной сфере.

Динамический компонент включает в себя энергичность и аэргичность. Энергичность свидетельствует о силе и постоянном стремлении, а аэнергичность, наоборот.

В эмоциональный компонент входят стеничность и астеничность. Стеничность понимается как совокупность эмоций и чувств, способствующих развитию и реализации как качества личности. Под астеничностью подразумевается комплекс отрицательных эмоций и чувств.

Регуляторный компонент определяется по активности или пассивности саморегуляции изучаемой черты личности. Интернальная регуляция проявляется в желании, намерении человека всего добиваться самому. Экстернальная регуляция определяется по ориентации личности на внешние обстоятельства и мнение других людей, избегание ответственности, неверие в свои силы.

Рефлексивно-оценочный компонент оценивается по выполнению функции сличения исходных намерений, реального результата и трудности в ходе и реализации. Операциональные трудности говорят о внешних причинах, которые затрудняют проявление агрессивности. Личностные трудности указывает внутренние проблемы. [33]

Данная методика состояла из 8 бланков, каждый из которых включал в себя 14 утверждений. (приложение 3)

Бланки: «1Ц», «2М», «3К», «4П» отражали смысловой блок настойчивости, остальные 4 («5Д», «6Э», «7Р», «8Т») – инструментальный блок.

Курсантам было предложено отвечать на утверждения путем выбора наиболее подходящего для них ответа из следующих возможных вариантов: 1 – вовсе нет; 2 – нет; 3 – пожалуй, нет; 4 - когда как; 5 – пожалуй, да; 6 – да; 7 – несомненно, да.

При подсчете результатов учитывались только положительные ответы от «4» до «7», индексы от «1» до «3» не рассматривались.

Исследование эмпатии курсантов осуществлялось с помощью Методики диагностики эмпатии И. М. Юсупова, а также методики Диагностики уровня эмпатии В. В. Бойко.

Методика диагностики эмпатии И. М. Юсупова (приложение 4) направлена на изучение эмоционального отклика человека на переживания других людей. Эмоциональный отклик проявляется в виде сопереживания (идентификации с другим) и сочувствия (чуткое отношение к собеседнику). Данная методика определяет как общий уровень эмпатии,  так и ее уровни в различных областях человеческой жизни, с учетом объекта (социальные ситуации и присутствующие в них персонажи), на который она направлена.

Данная методика выделяет уровень эмпатии по 6 векторам сопереживания:

а) родители;

б) животные;

в) старики;

г) дети;

д) герои художественных произведений;

е) незнакомые люди.

Опросник содержал 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. Тест направлен на выявление характеристики эмпатийного потенциала.

Диагностика проводилась в форме вербального теста с помощью бланковой методики в виде закрытых суждений. Стимульным материалом являлись 36 суждений, с которыми испытуемый должен был согласиться или не согласиться, таким образом высказывая свое отношение к социальным ситуациям, представленных в методике. Максимальный балл – 90.  Было предложено 6 вариантов ответов: 0 - «не знаю», 1 - «никогда или нет», 2 - «иногда», 3 - «часто», 4 - «почти всегда», 5 - «всегда или да».

Для получения достоверных данных проверялась степень откровенности обследуемого. Если он ответил «не знаю» на утверждения 3, 9, 11,13, 28, 36 и «да, всегда» на утверждения 11, 13, 15 и 27, это свидетельствовало о недостаточной откровенности связанной с его желанием выглядеть лучше. Результатам тестирования можно было доверять, если опрашиваемый дал не больше трех неискренних ответов.

Эмпатия по отношению к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям определялась, согласно нормам, показанных в таблице 1.

 

Таблица - 1 Ключ-дешифратор к методике диагностики эмпатии И. М. Юсупова

  ШКАЛА  
Название № утверждения
1 Эмпатия с родителями 10, 13, 16
2 Эмпатия с животными 19, 22, 25
3 Эмпатия со стариками 2, 5, 3
4 Эмпатия с детьми 26, 29, 32
5 Эмпатия с героями художественных произведений 9, 12, 15
6 Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми 21, 24, 27
  УРОВЕНЬ ЭМПАТИИ  
Уровень Кол-во баллов по шкалам Кол-во баллов в целом
Очень высокий 15 82-90
Высокий 13-14 63-81
Средний 5-12 37-62
Низкий 2-4 12-36
Очень низкий 0-1 5-11

 

Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» (приложение 5) позволяла определить выраженность различных каналов в структуре эмпатии: рационального, эмоционального, интуитивного, а также установок, способствующих или препятствующих эмпатии, проникающей способности в эмпатии и идентификации.

Рациональный канал эмпатии представляет направленность внимания, восприятия и мышления субъекта, выражающего эмпатию, на состояние, проблемы и поведение другого человека, спонтанный интерес к нему. При развитом рациональном канале эмпатии партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет выражающему эмпатию непредвзято выявлять его сущность не опираясь на логику и поиск мотивации интереса к другому.

Эмоциональный канал эмпатии фиксирует способность субъекта эмпатии эмоционально резонировать с окружающими – сопереживать, соучаствовать.

Интуитивный канал эмпатии свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Интуиция менее зависит от осмысленного восприятия партнеров, а не от оценочных стереотипов.

Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эмпатия становится менее эффективной, если человек не проявляет любопытство к другой личности. Подобное поведение резко ограничивает диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.

Проникающая способность в эмпатии - это важное коммуникативное свойство человека, которое позволяет создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности.

Идентификация – это умение понять другого на основе сопереживаний, умение поставить себя на место партнера. В основе идентификации лежит легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Опросник состоял из 36 суждений, позволяющих не только выявить особенности проявления эмпатических способностей, но и прогнозировать их возможное развитие.

Исследование проводилось в форме теста, состоящего из 36 закрытых суждений, с которыми следовало либо согласиться, либо нет. Оценки по каждой шкале варьировались от 0 до 6 баллов, обозначая значимость конкретного параметра.

Подсчитывалось число ответов, соответствующих «ключу» каждой шкалы (каждый совпавший ответ, с учетом знака, оценивается одним баллом), а затем определялась их общая сумма.

Рациональный канал эмпатии: +1, +7, – 13, +19, +25, – 31.

Эмоциональный канал эмпатии: – 2, +8, – 14, +20, – 26, +32.

Интуитивный канал эмпатии: – 3, +9, +15, +21, +27, – 33.

Установки, способствующие эмпатии: +4, – 10, – 16, – 22, – 28, – 34.

Проникающая способность в эмпатии: +5, – 11, – 17, – 23, – 29, – 35.

Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, – 24, +30, – 36.

Они выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии.

Суммарный показатель мог изменяться в пределах от 0 до 36 баллов:

30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии;

29-22 – средний;

21-15 – заниженный;

менее 14 баллов – очень низкий.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.014 с.)