Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация и проведение исследования
Для проверки данной гипотезы в декабре 2019 г. на базе Академии ФСИН России было проведено исследование эмпатии и настойчивости 97 курсантов 1-4 курсов юридического и психологического факультетов в возрасте от 18 до 26 лет, (41 юноша и 56 девушек). Для исследования настойчивости курсантов были использованы опросник Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко и Бланковый тест «Настойчивость» А. И. Крупнова. Опросник Е.П. Ильина и Е.К. Фещенко (приложение 1) направлен на оценку выраженности настойчивости. Он состоит из 18 закрытых утверждений, на которые следовало дать либо свое согласие, либо несогласие. За все ответы «Да» (знак «+») по позициям: 1, 3, 4, 7, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18 и все ответы «Нет» (знак «–») по позициям: 2, 5, 6, 9, 11, 13, 17 начислялось по одному баллу. Затем подсчитывалась общая сумма (все ответы вместе) баллов. Максимально возможная сумма баллов — 18. Чем больше баллов набрано, тем больше у обследованного выражена настойчивость, склонность доводить начатое дело до конца. Бланковый тест «Настойчивость» А.И. Крупнова. (приложение 2) Согласно подходу А. И. Крупнова, каждая черта личности понимается как целостная система мотивационно-смысловых (целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных) и инструментально-стилевых (динамических, эмоциональных, регуляторных, рефлексивно-оценочных) характеристик, находящихся в определенных взаимоотношениях между собой, свидетельствующих о сложной, многомерно-функциональной организации личностного свойства, поэтому их следует изучать в качестве системы, существующей как целое, где эти объекты не могут быть оторваны, изолированы друг от друга. Говоря о чертах характера как о «функциональных системах», А.И. Крупнов каждую черту рассматривает как «инструментально-смысловую систему психологических признаков, обеспечивающих готовность субъекта к реализации того или иного предметного отношения определенным способом». [31] Согласно дополненной восьмикомпонентной модели анализа, любая черта личности включает в себя целевой, мотивационный, когнитивный, продуктивный, эмоциональный, динамический, регуляторный и рефлексивно- оценочный компоненты, которые входят в две подсистемы: мотивационно-смысловую (установочно-целевой, мотивационный, когнитивный продуктивный) и регуляторно-динамическую (динамический, эмоциональный, регуляторный, рефлексивно-оценочный).
Установочно-целевой компонент фиксирует конкретные цели, установки по реализации настойчивости, с учетом их направленности на общественно значимые и личностно значимые цели. Мотивационный компонент включает в себя социоцентричность и эгоцентричность. Под социоцентричностью понимается социально-общественная направленность, а эгоцентричность мотивации свидетельствует о направленности личностных побуждений в инициативных действиях. Когнитивный компонент состоит из переменных осмысленность и осведомленность. Осмысленность оценивается на основании способности субъекта дать точное определение, выделить ее существенные признаки, степени глубины и целостности представления о данном свойстве, правильности понимания основных, существенных признаков данной черты. Осведомленность оценивается по наполнению суждениями общего характера или указаниями на частные, несущественные признаки. Продуктивный компонент составляют предметность и субъектность. Предметность характеризуется по сфере ее приложения в предметной деятельности и в субъектно-личностной сфере. Динамический компонент включает в себя энергичность и аэргичность. Энергичность свидетельствует о силе и постоянном стремлении, а аэнергичность, наоборот. В эмоциональный компонент входят стеничность и астеничность. Стеничность понимается как совокупность эмоций и чувств, способствующих развитию и реализации как качества личности. Под астеничностью подразумевается комплекс отрицательных эмоций и чувств. Регуляторный компонент определяется по активности или пассивности саморегуляции изучаемой черты личности. Интернальная регуляция проявляется в желании, намерении человека всего добиваться самому. Экстернальная регуляция определяется по ориентации личности на внешние обстоятельства и мнение других людей, избегание ответственности, неверие в свои силы. Рефлексивно-оценочный компонент оценивается по выполнению функции сличения исходных намерений, реального результата и трудности в ходе и реализации. Операциональные трудности говорят о внешних причинах, которые затрудняют проявление агрессивности. Личностные трудности указывает внутренние проблемы. [33]
Данная методика состояла из 8 бланков, каждый из которых включал в себя 14 утверждений. (приложение 3) Бланки: «1Ц», «2М», «3К», «4П» отражали смысловой блок настойчивости, остальные 4 («5Д», «6Э», «7Р», «8Т») – инструментальный блок. Курсантам было предложено отвечать на утверждения путем выбора наиболее подходящего для них ответа из следующих возможных вариантов: 1 – вовсе нет; 2 – нет; 3 – пожалуй, нет; 4 - когда как; 5 – пожалуй, да; 6 – да; 7 – несомненно, да. При подсчете результатов учитывались только положительные ответы от «4» до «7», индексы от «1» до «3» не рассматривались. Исследование эмпатии курсантов осуществлялось с помощью Методики диагностики эмпатии И. М. Юсупова, а также методики Диагностики уровня эмпатии В. В. Бойко. Методика диагностики эмпатии И. М. Юсупова (приложение 4) направлена на изучение эмоционального отклика человека на переживания других людей. Эмоциональный отклик проявляется в виде сопереживания (идентификации с другим) и сочувствия (чуткое отношение к собеседнику). Данная методика определяет как общий уровень эмпатии, так и ее уровни в различных областях человеческой жизни, с учетом объекта (социальные ситуации и присутствующие в них персонажи), на который она направлена. Данная методика выделяет уровень эмпатии по 6 векторам сопереживания: а) родители; б) животные; в) старики; г) дети; д) герои художественных произведений; е) незнакомые люди. Опросник содержал 6 диагностических шкал эмпатии, выражающих отношение к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям. Тест направлен на выявление характеристики эмпатийного потенциала. Диагностика проводилась в форме вербального теста с помощью бланковой методики в виде закрытых суждений. Стимульным материалом являлись 36 суждений, с которыми испытуемый должен был согласиться или не согласиться, таким образом высказывая свое отношение к социальным ситуациям, представленных в методике. Максимальный балл – 90. Было предложено 6 вариантов ответов: 0 - «не знаю», 1 - «никогда или нет», 2 - «иногда», 3 - «часто», 4 - «почти всегда», 5 - «всегда или да». Для получения достоверных данных проверялась степень откровенности обследуемого. Если он ответил «не знаю» на утверждения 3, 9, 11,13, 28, 36 и «да, всегда» на утверждения 11, 13, 15 и 27, это свидетельствовало о недостаточной откровенности связанной с его желанием выглядеть лучше. Результатам тестирования можно было доверять, если опрашиваемый дал не больше трех неискренних ответов. Эмпатия по отношению к родителям, животным, старикам, детям, героям художественных произведений, знакомым и незнакомым людям определялась, согласно нормам, показанных в таблице 1.
Таблица - 1 Ключ-дешифратор к методике диагностики эмпатии И. М. Юсупова
Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» (приложение 5) позволяла определить выраженность различных каналов в структуре эмпатии: рационального, эмоционального, интуитивного, а также установок, способствующих или препятствующих эмпатии, проникающей способности в эмпатии и идентификации. Рациональный канал эмпатии представляет направленность внимания, восприятия и мышления субъекта, выражающего эмпатию, на состояние, проблемы и поведение другого человека, спонтанный интерес к нему. При развитом рациональном канале эмпатии партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет выражающему эмпатию непредвзято выявлять его сущность не опираясь на логику и поиск мотивации интереса к другому. Эмоциональный канал эмпатии фиксирует способность субъекта эмпатии эмоционально резонировать с окружающими – сопереживать, соучаствовать. Интуитивный канал эмпатии свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Интуиция менее зависит от осмысленного восприятия партнеров, а не от оценочных стереотипов. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эмпатия становится менее эффективной, если человек не проявляет любопытство к другой личности. Подобное поведение резко ограничивает диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности. Проникающая способность в эмпатии - это важное коммуникативное свойство человека, которое позволяет создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Идентификация – это умение понять другого на основе сопереживаний, умение поставить себя на место партнера. В основе идентификации лежит легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Опросник состоял из 36 суждений, позволяющих не только выявить особенности проявления эмпатических способностей, но и прогнозировать их возможное развитие.
Исследование проводилось в форме теста, состоящего из 36 закрытых суждений, с которыми следовало либо согласиться, либо нет. Оценки по каждой шкале варьировались от 0 до 6 баллов, обозначая значимость конкретного параметра. Подсчитывалось число ответов, соответствующих «ключу» каждой шкалы (каждый совпавший ответ, с учетом знака, оценивается одним баллом), а затем определялась их общая сумма. Рациональный канал эмпатии: +1, +7, – 13, +19, +25, – 31. Эмоциональный канал эмпатии: – 2, +8, – 14, +20, – 26, +32. Интуитивный канал эмпатии: – 3, +9, +15, +21, +27, – 33. Установки, способствующие эмпатии: +4, – 10, – 16, – 22, – 28, – 34. Проникающая способность в эмпатии: +5, – 11, – 17, – 23, – 29, – 35. Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, – 24, +30, – 36. Они выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии. Суммарный показатель мог изменяться в пределах от 0 до 36 баллов: 30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии; 29-22 – средний; 21-15 – заниженный; менее 14 баллов – очень низкий.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.014 с.) |