Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теоретические основы исследования настойчивости
В психологической науке выработано множество понятий настойчивости. Настойчивость - это волевое качество личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. [6] Настойчивость - это умение человека мобилизовать свои возможности для длительной борьбы с трудностями. [13] Настойчивость - это достижение отдаленной во времени цели, несмотря на возникновение препятствия. [22] На бытовом уровне настойчивость связывают с целеустремленностью, упорством и работоспособностью. Кроме того, она ассоциируется с активностью, продуктивностью, профессионализмом, а также успехом, который выражается в популярности, признании окружающих, высоком социальном статусе и материальном благополучии. В общем понимании настойчивым принято считать пробивного, упорного и усидчивого человека. Нередко настойчивость путают с упрямством. Настойчивость подразумевает цель и формируется путем принятия решений, связана с личными желаниями и устремлениями человека, в то время как упрямство бесцельно и беспорядочно. Исключением бывают ситуации, когда желание достичь цели определяется мотивами самоутверждения. Также для упрямства характерно неосмысленное следование случайно принятому решению. Настойчивость способствует движению вперед, поддерживает положительную динамику деятельности и помогает сохранять связь с жизнью. Результатом упрямства служит бесцельное, непродуктивное поведение, утрата чувства реальности и в последствии - паралич бездействия. К.Д Ушинский писал, что «стремление души к самостоятельной деятельности под влиянием внешних обстоятельств может извратиться в упрямство». Сила правильного и сила извращенного стремления могут выражаться одинаково в настойчивости желаний и действий, направленных к одной цели, но «извращение нормальной силы стремления к предмету в упрямство начинается тогда, когда человека менее увлекает уже самый предмет, чем преодоление препятствий, закрывающих его собою». [57] В научных источниках настойчивость трактуется как врожденное упорство [62]. Выделяются, во-первых, природные предпосылки внешних поведенческих проявлений настойчивости. Следует учитывать, что активная роль сознания игнорируется. Во-вторых, особое внимание уделяется изучению постоянства поведения субъекта в чрезвычайных и экстремальных ситуациях. Основными факторами определения настойчивого поведения здесь являются готовность переносить неудобства ради выполнения начатого дела и привычка продолжать начатое. При этом содержательным фактором, определяющим настойчивое поведение, является мотивация.
Мотивы выступают как побуждающая цель и направляющая сила, которая определяет характер настойчивости. В основе мотивационной сферы личности лежат различные виды потребностей: в труде, самореализации, признании, взаимопомощи. В роли мотивов могут выступать влечения, желания, намерения, чувства, интересы, убеждения, идеалы. [12] При слабом проявлении настойчивости потенциальные возможности личности будут проявляться не в полной мере. По данным О. Б. Барабаш, А. И. Крупнова и А. И. Самошина настойчивость как волевая черта характеризуется: 1. стремлением доводить начатое дело до конца; 2. умением в течение долгого времени преследовать цель, при этом не снижая энергии в борьбе с трудностями; 3. умением продолжать работу при отстутствии желания ею заниматься или при возникновении другой, более интересной деятельности; 4. способностью проявить упорство в сменившейся обстановке. [2, 31, 52] Выделяют 2 основных подхода к изучению настойчивости: аналитический и системный.
В системном подходе заложен принцип исследования качеств личности как системных образований. Данный принцип не только помогает изучить какое-либо качество личности более полно, но и способствует решению фундаментальной проблемы преодоления разрыва между динамическими, смысловыми, результативными и другими характеристиками при изучении различных психических образований. Также этот подход открывает широкие возможности познания структуры свойств личности и внутренних механизмов взаимодействия различных компонентов. Наконец, создаются предпосылки для разработки научно обоснованных технологий развития различных свойств личности и их коррекции.
Каждая черта характера личности включает в себя установочно-целевой, динамический, мотивационный, когнитивный, эмоциональный, регуляторный, продуктивный и оценочно-рефлексивный компоненты. Данный подход позволяет учитывать природу различных компонентов свойств личности: 1. динамических, эмоциональных и регуляторных; 2. мотивационных, когнитивных и продуктивных. Первая группа признаков обусловлена природными предпосылками и зависит от черт темперамента и свойств нервной системы. [2, 28, 70] Вторая, более подвижная и изменчивая группа, в значительной степени связана с окружением, средой, а также с условиями деятельности. В.М. Дронов [17] установил соотношения между переменными из разных подсистем настойчивости, рассматриваемой на основе восьмикомпонентной модели, и переменными темперамента, относящимися к его трем основным компонентам. Стеничность настойчивости положительно взаимодействует с психомоторной и интеллектуальной эргичностью, а также с психомоторной и интеллектуальной пластичностью, но отрицательно – с психомоторной аэргичностью, психомоторной и коммуникативной ригидностью темперамента. Таким образом, позитивные эмоции, которые сопровождаюют проявления настойчивости, обусловливаются хорошим развитием активационно-эргического компонента темперамента в разных сферах жизнедеятельности. В то же время положительные корреляции операциональных и личностных трудностей в реализации настойчивости с проявлениями аэргичности и ригидности темперамента в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах жизнедеятельности, свидетельствуют о том, что недостаточное развитие активационно-эргического компонента темперамента может обусловливать проблемы в осуществлении настойчивого поведения. [20, с. 21] Е.В. Меньшенина провела сравнительный анализ психологических характеристик настойчивости старших школьников и студентов. В результате данного анализа были выявлены сходства и различия в выраженности переменных из разных подсистем этого свойства личности. В мотивационно-смысловой сфере настойчивости показатели общественно и личностно значимых целей и социоцентричности у школьников были выше, чем у студентов, а показатели осведомленности - ниже. Студентов отличают более четкие и сконцентрированные целевые установки. В инструментально-динамической подсистеме у студентов выраженность стеничности выше, а выраженность экстернальности - ниже. Это свидетельствует о более произвольной регуляции настойчивости как волевого свойства личности. При этом причиной возникновения основных трудностей в реализации настойчивости у старших школьников и у студентов являются отсутствие способов саморегуляции эмоциональных состояний и необходимых навыков настойчивого поведения.[41] В психологических структурах настойчивости старших школьников и студентов было выявлено много общего. Большинство переменных из мотивационно-смысловой подсистемы, тесно связанные между собой, составляют единый комплекс. В корреляционной структуре настойчивости студентов переменные связаны еще более тесно, особенно эгоцентричность с осмысленностью, предметность с осмысленностью и осведомленностью. Данные показатели позволяют сделать вывод о важной роли когнитивного компонента. В инструментально-динамической системе настойчивости в обеих группах выявлены тесные связи между гармоническими и агармоническими переменными. В данном случае также выявлены более тесные связи переменных настойчивости студентов: отрицательные связи энергичности с аэргичностью и интернальности с экстернальностью и положительные – стеничности с интернальностью и эргичностью. Полученные результаты в целом свидетельствуют о более гармоничном развитии настойчивости у студентов.[20, с.92]
Ю.В. Кожухова и А.И. Крупнов рассматривали настойчивость как фактор успешности в изучении иностранного языка студентов. В мотивационно-смысловой подсистеме практически не выявлено различий между выраженностью переменных настойчивости у более и менее успешных в освоении языка студентов (за исключением переменной предметность). В инструментально-стилевой подсистеме между рассматриваемыми группами было обнаружено больше различий, прежде всего по переменным динамического и рефлексивно-оценочного компонентов. Так, менее успешные в освоении языка студенты характеризуются и менее выраженными динамическими проявлениями настойчивости в деятельности, и наличием более выраженных трудностей в ее реализации. Н.Н. Будрейка исследовала гендерные различия в выраженности настойчивости в юношеском возрасте. Выявлено, что в мотивационно-смысловой подсистеме у юношей выше выраженность социоцентричности, предметности и субъектности, в инструментально-динамической подсистеме у юношей выше показатели энергичности и интернальности, а у девушек – астеничности. Следовательно, настойчивость, как волевое свойство личности, у юношей развито в целом более гармонично как со стороны ее мотивационных составляющих, так и поведенческих проявлений. Обращает на себя внимание доминирование отрицательных эмоциональных переживаний, связанных с реализацией настойчивости у девушек. [7]
Н.В. Каргина провела исследование на основе восьмикомпонентной модели. Характеристики любознательности, настойчивости и общительности сравнивались с помощью количественного, корреляционного, факторного и кластерного анализа. Количественный анализ показал, что средние показатели трех свойств очень близки между собой. Отмечается преобладание эргичности, стеничности и особенно астеничности настойчивости; преобладание личностно значимых целей и интернальности любознательности; меньшая выраженность эгоцентричности общительности. Выяснилось, что сходство в корреляционных структурах изучаемых свойств проявляется в наличии устойчивых положительных корреляций между переменными целевого, мотивационного, результативного и рефлексивно-оценочного компонентов; отсутствии связей между переменными эмоционального, регуляторного и когнитивного компонентов; существовании отрицательной корреляции между выраженностью энергичности и аэнергичности. Совместный факторный анализ выявил существование взаимосвязей между структурами любознательности, настойчивости, общительности через общность целевых установок, трудностей и переменную осведомленность (поверхностность представлений). Сопоставление трехфакторных структур, полученных для каждого свойства, позволило выявить следующее: – сходство по первому фактору. Для каждого свойства с положительными значимым весами вошли обе переменные целевого, мотивационного, результативного компонентов, а также стеничность и осмысленность («фактор успешности», так как все вошедшие в него переменные способствуют успешной реализации изучаемых свойств); – сходство по второму фактору. С положительными значимыми весами вошли аэнергичность, астеничность и оба показателя трудностей каждого из изучаемых свойств («фактор трудностей», так как объединяются переменные, затрудняющие реализацию свойства); – различия по третьему фактору, в который для любознательности с положительными значимыми весами вошли энергичность и стеничность («фактор активности»), для общительности – экстернальность и осведомленность («фактор неустойчивости»), для настойчивости – экстернальность с положительным весом и интернальность с отрицательным значимым весом («фактор саморегуляции»). С помощью кластерного анализа по комплексным переменным были выявлены шесть индивидуально-типических инвариантов в сочетании любознательности, настойчивости и общительности. Сравнение показало, что в трех случаях (инструментально- смысловой, избирательно-смысловой, нейтральный типы) преобладает сходство в проявлении типологических особенностей, а в трех остальных (настойчиво-некомуникативный, агармонически-любознательный, инструментально-агармонический типы) доминируют различия. [23] С.В. Баранова изучала соотношения настойчивости как системно-функционального свойства личности с такими личностными характеристиками студентов, как агрессивность, фрустрация, тревожность, ригидность, мотивация к достижению. В данном исследовании, как и в предыдущем, студенты также были разделены на две группы по выраженности показателя энергичности динамического компонента – более настойчивые и менее настойчивые. Между группами были выявлены различия в соотношениях мотивационно-смысловых и инструментально-динамических составляющих настойчивости. При этом основные различия в количественных показателях, корреляционных и факторных структурах между группами характерны для установочно-целевого компонента настойчивости мотивационно-смыслового блока. У менее настойчивых студентов отмечен более негативный эмоциональный фон, на фоне которого часто возникают и развиваются тревожность, фрустрация или агрессивность. Более настойчивые студенты характеризуются преимущественно позитивным эмоциональным фоном, причем их позитивные эмоциональные переживания усиливаются при появлении «достойной» цели, а также при наличии признаков успешности деятельности. На основании полученных результатов были разработаны рекомендации по развитию настойчивости. [3]
Роль настойчивости как профессионально важного качества в опасных профессиях была продемонстрирована в исследовании Н.В. Чуваткиной, которой изучались соотношения особенностей настойчивости с успеваемостью студентов высшей школы МЧС. Проведенный сравнительный анализ позволил выявить разницу в количественной выраженности и корреляционных структурах переменных настойчивости у хорошо и слабо успевающих студентов. Показательно, что наибольшая выраженность различий в развитии настойчивости выявлена у студентов с разной успеваемостью по блоку специально-профессиональных дисциплин. Хорошо успевающие по этим дисциплинам студенты опережают слабо успевающих по выраженности осмысленности, предметности, энергичности, стеничности настойчивости. Интересно, что показатель операциональных трудностей выше у слабо успевающих студентов (хотя различия не достигают уровня статистической значимости), а показатель личностных трудностей значимо выше у хорошо успевающих студентов. Этот факт вполне согласуется с литературными данными о том, что существует некоторый оптимальный уровень тревожности (которая входит в перечень личностных трудностей), не препятствующий, а способствующий эффективности деятельности. Различия в выраженности настойчивости между студентами с разной успеваемостью по блокам обще- профессиональных и общеобразовательных дисциплин не столь сильны, однако характер различий свидетельствует о более оптимальном развитии настойчивости у хорошо успевающих студентов. На основе полученных результатов Н.В. Чуваткиной была разработана и апробирована программа психокоррекционной работы по развитию настойчивости у слабо успевающих студентов, показавшая свою эффективность и включенная в учебный процесс подготовки будущих сотрудников МЧС. [62] Роль таких волевых свойств личности, как настойчивость и инициативность в осуществлении учебной деятельности (использовались параметры балльно-рейтинговой оценки) студентов, была показана в исследовании Е.Н. Полянской: – у представителей инструментально-смыслового типа («активистов») хорошо развиты как мотивационные, так и динамические аспекты настойчивости и инициативности; как правило, не возникает проблем в волевой сфере. В этой группе были зафиксированы и максимальные показатели по основным видам учебной работы; – представители избирательно-смыслового типа («формалисты») не испытывают выраженных трудностей в реализации настойчивого и инициативного поведения, но мотивационно-целевая составляющая и сфера приложения результатов данных качеств у них уже, чем у остальных групп. У большинства из них средние показатели в учебной деятельности, хорошая посещаемость, выполнение обязательных заданий, влияющих на рейтинг; но они практически не выполняют дополнительные, неформальные и творческие задания; – студенты с инструментально-агармоническим типом («затрудняющиеся») при выраженном стремлении к проявлению настойчивости и инициативности сталкиваются с большим количеством проблем в их реализации. Они имеют минимальные показатели большинства параметров учебной деятельности, слабо усваивают учебный материал, для данной группы характерна низкая активность во время опросов преподавателя, недостаточная подготовка к семинарским занятиям. [46] Т.О. Сокова сравнила количественные и качественные характеристики настойчивости в трех группах – у лиц с алкогольной и наркотической зависимостями и у лиц без выраженных зависимостей. В группах с алкогольной и наркотической зависимостями выше показатели астеничности, экстернальности и переменных когнитивного и мотивационного компонентов, ниже показатель энергичности. Следовательно, при выраженном стремлении к настойчивому поведению, понимании его значимости менее выражены поведенческие проявления настойчивости, преобладают апатия, тревога, пессимизм, пассивность саморегуляции. Выявлены некоторые изменения в структуре настойчивости у лиц с алкогольной и наркотической зависимостями, показаны соотношения переменных настойчивости с выраженностью акцентуаций характера [55]. Фомина Н.А. выявила проявление индивидуально-типических особенностей свойств личности в речи. Установлено, что индивидуально-типические особенности настойчивости могут отражаться в различных компонентах речевых действий: динамическом, мотивационном, когнитивном, эмоциональном, регуляторном и продуктивном. Индивидуально-типические особенности настойчивости дают основание для выделения следующих типов их организации: интернально-субъектного, интернально-эргического, результативно-смыслового, избирательного и аэргического. Лица с интернально-субъектпым типом организации различных свойств личности обнаруживают хорошо развитые навыки настойчивого поведения, достаточную осведомленность об этом качестве и его свойствах, понимание его значения и чаще испытывают положительные эмоции, меньше, чем все остальные, признают влияние судьбы, везения, обстоятельств на успехи или неудачи, считая, что все в жизни зависит от них самих, их усилий, воли, настойчивости. Вместе с тем они проявляют настойчивость прежде всего в личностно-значимых ситуациях, в сфере саморазвития, самовоспитания. С ее помощью они становятся более организованными, уверенными в себе, добиваются успехов в различных сферах жизни и деятельности, у них более развиты эгоцентрическая мотивация и адаптивность настойчивости. У лиц с интернально-эргическим типом организации свойств личности лучше, чем у всех остальных, развиты стремление и умения доводить все начатые дела до конца, добиваться своих целей, не отвлекаться на постороннее, проявляя настойчивость в различных сферах жизни и деятельности. Высока мотивация к осуществлению настойчивого поведения. Они полагают, что именно благодаря настойчивости они добились успехов, достигли желанных целей. Ответственность за все происходящее с ними они берут на себя, ярко проявляя интернальную регуляцию. У них очень широки представления о настойчивости как условии успешности любого дела, залоге его эффективности, средстве утверждения себя в жизни и т.п. При успешном достижении целей они испытывают целую гамму положительных эмоций (радость, восторг, гордость), имеют максимальную продуктивность настойчивого поведения, причем как личностно-, так и общественно-значимую. И это вполне естественно при очень высоко развитых динамических характеристиках, интернальной регуляции, положительных эмоциях и мотивации. Лица с аэргичсским типом обнаруживают слабое желание доводить до конца начатые дела, преодолевать трудности на пути к достижению целей, отвлекаются на постороннее или совсем отказываться от ранее запланированного. Для них не характерны планомерность и последовательность действий, умение работать систематически и с полной отдачей сил, т.е. интернальная регуляция слабо развита. Они чаще других переживают отрицательные эмоции из-за низкой самооценки и неуверенности в себе и своих силах, недостатка силы воли, опасений за успех дела. Мотивация их настойчивого поведения неширока: прежде всего учеба, работа, чувство долга, необходимость помощи другим людям, а также самоутверждение. Они верно считают, что настойчивость - это упорство человека в достижении поставленных целей, преодоление препятствий на пути к ним, однако низко оценивают результаты, которых им удалось достичь с помощью настойчивости. Очевидно, отсутствие навыков настойчивого поведения и стремления к нему, элементы экстернальной регуляции, отрицательные эмоции при проявлении настойчивости, неразвитая мотивация приводят к низкой продуктивности настойчивости у лиц с данным типом. [58] В рамках эмоционально-аналитического подхода А. И. Самошин рассматривал эмоционально-оценочные характеристики настойчивости. Обнаружено, что у интровертов отрицательная эмоциональная сфера блокирует проявление настойчивости. Установлена взаимосвязь с самооценкой и уровнем притязаний: адекватный уровень притязаний характерен для людей с высокой настойчивостью. Зафиксировано, что изменения в уровне настойчивости становятся закономерным следствием развития уверенности в своих силах. [52] Эмоциональную устойчивость В. А. Иванников относит к числу значимых факторов регуляции настойчивости. «Поддержание эмоциональной устойчивости обеспечивается в основном не за счет торможения волевым усилием неадекватных эмоций, а за счет создания условий, поддерживающих оптимальные эмоциональные состояния и работоспособность». [19] Традиционно эмоции принято делить на стенические (активные) и астенические (пассивные). К стеническим эмоциям относят радость, уверенность, гнев, ярость, бодрость; к астеническим - апатию, неуверенность, вялость, угнетенность, раздражение. В. К. Вилюнас в своих исследованиях показал, что стенические эмоции и радости от успеха подкрепляют волевое усилие во время интересной и творческой работы. Успешное достижение цели также способствует формированию позитивного образа, который в аналогичных ситуациях позволяет отдать человеку предпочтение проблемам, решение которых завершалось успехом. По аналогии испытанные астенические эмоции играют роль эмоциональных барьеров, для преодоления которых человеку приходится приложить дополнительные усилия. [12] Недостатки эмоционально-аналитического подхода связаны с пренебрежением аспектами настойчивости, определяемыми операционально-динамическим, когнитивно-познавательным, мотивационно-смысловым, регуляторно-волевым, продуктивно- результативным компонентами в формировании, проявлении и развитии настойчивого поведения. [3] В регуляторно-аналитическом подходе характеристики настойчивости исследовались с точки зрения пассивности – активности саморегуляции настойчивости (К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Купцова, А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов, К. Поппер, И. Раншбург и др.). Установлено, что проявление настойчивости зависит от того, какие факторы субъект считает определяющими для своей деятельности, а не только от источника волевой активности. [24] Активность саморегуляции зависит от отношения человека к внутренним факторам: собственным усилиям, способностям, склонностям и т. д. Определенную роль играют внешние условия, обстоятельства: судьба, особенности складывающейся ситуации, трудность задачи, воля и направленность деятельности других людей и т. п. (А. Б. Орлов, К. Поппер,И. Раншбург и др.). Кроме того, для практического применения важен поиск источника активности саморегуляции. Здесь необходимо учитывать, что представители внутреннего локуса контроля (интерналы) склонны считать, что успешность результата зависит исключительно от их способностей и собственных усилий. Именно поэтому они гораздо успешней в учебе и отличаются более развитыми волевыми качествами. Слабой стороной регуляторно-аналитического подхода является отсутствие установочно-целевых, мотивационных, эмоциональных характеристик, в целом недооценка аспектов настойчивости, обусловленных когнитивно-познавательным, эмоционально-оценочным, мотивационно-смысловым, операционально-динамическим и продуктивно-результативным компонентами в формировании, проявлении и развитии настойчивого поведения. [3] В рамках результативно-аналитического подхода анализируется отражение настойчивости на результатах деятельности в сферах жизни, исследуется результативная сторона настойчивости. Результативные аспекты настойчивости динамическими и мотивационными параметрами, описанными выше. Показана также зависимость результатов настойчивого поведения от системы в работе, упорядочения действий и наличия информации о деятельности (А. И. Высоцкий, Т. С. Конорева). М. У. Пискунов вполне обоснованно утверждает, что результативность (продуктивность) настойчивости в конкретной ситуации связана с работоспособностью человека, доказывая ее зависимость от различных факторов: внутренних (интеллектуальные способности, воля, тренированность, состояние здоровья, активность субъекта) и внешних (организация рабочего места, режим труда и отдыха, величина нагрузки и т. д.). П. А. Рудик полагает, что результативность (успешность) настойчивости определяется не только проявлением волевого усилия, необходимы умения и навыки выполнения деятельности, знание сферы ее приложения, конкретной ситуации и способов действия в ней. От степени развития настойчивости зависит успешность – приобретение знаний, успеваемость, умственное, физическое развитие человека и в целом эффективность его деятельности (Ю. К. Бабанский, А. М. Бардиан, Е. П. Ильин, О. А. Конопкин, Н. А. Менчинская). [3] В зарубежной психологии принято считать, что результативный аспект настойчивости зависит от уровня субъективной оценки будущего результата деятельности. Е. Fhares, W. James и D. Rotter выявили, что высокий уровень ожидания успеха ведет к быстрому угасанию настойчивости в условиях прекращения подкрепления; а в ситуации, когда субъект считает, что причины успеха или неудачи находятся под его контролем, т. е. в “ситуации навыка”, ожидание успеха вызывает высокую настойчивость. [3] D. Starnes, О. Zinser установили экспериментальным путем, что ожидание неудачи или успеха и адекватный уровень самооценки испытуемых сильнее влияют на уровень продуктивности проявления настойчивости, чем различия по шкале интернальности - экстернальности. [77] Таким образом, под настойчивостью понимают волевое качество личности, заключающееся в умении добиваться поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Существует несколько подходов к изучению настойчивости: аналитический, изучающий стороны или аспекты явления рассматриваются отдельно, вне их связей и отношений между собой; системный, в котором заложен принцип исследования качеств личности как системных образований; эмоционально-аналитический,регуляторно-аналитический, результативно-аналитический.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.75.227 (0.044 с.) |