Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 2. Человек в естественных и общественных науках
1. Человек как биосоциальное существо. 2. Понятие о биологической и культурной эволюции человека. 3. Основные этапы анропогенеза. 4. Биологические основы социальной жизни людей. 5. Социально-психологические особенности человека и его общественные функции в разные эпохи. 6. Влияние состояния техногенной и социальной среды на здоровье человека. Зависимость здоровья от социальных и экономических условий и образа жизни человека.
Сегодня в научном мире возникает насущная проблема целостности человека как феномена. Люди на протяжении многих столетий больше задумывались о природе, космосе, бытии, нежели о самих себе. Теперь возникает необходимость рассмотрения взаимодействия человека, природы и общества в комплексе, как в гносеологическом, так и прагматическом плане.
1. Человек как биосоциальное существо. Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это абстрактный представитель человеческого рода (homo sapiens), результат биологической эволюции, предпосылка и субъект культурной эволюции. Индивид – единичный представитель человеческого рода, отличающийся от остальных присущими только ему психофизиологическими особенностями (темпераментом, характером, способностями и т.п.). Личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения. Личность – это итог развития индивида, наиболее полное воплощение его человеческих качеств. Она формируется только в социуме, хотя и находится в физическом теле человека, обладает биологическими предпосылками (трудно, например, представить личность в отсутствии мозга). Процесс биологического развития человека тесно связан приобретением множества свойств и качеств, которые позволяют ему познать окружающий мир, принимать участие в его совершенствовании. Человек – это биосоциальное существо. Проблема соотношения биологического и социального в человеке до сих пор не разрешена (и нерешаема в принципе). Только родившийся ребенок – это биологическое существо, но еще не личность. Станет ли он ею, определяет социальная среда и атмосфера, в которую он попадает после родов. Его личность будет определяться не структурой мозга, не физическими качествами, а системой социальных отношений человека к человеку.
Личность реализует себя как принципиально отличное от тела и мозга социальное образование. Особенности высшей нервной системы, физической конституции, биологические потребности, характеризующие индивида, не становятся особенностями его личности, хотя, безусловно, влияют на ее формирование. В гуманитарных науках сложилось два взгляда на соотношение биологического и социального в развитии личности: 1. Источники развития находятся внутри самой личности. Они «заложены» в некоей «внутренней программе». Здесь можно выделить теологов, которые связывают ее с божественным предопределением и биологизаторов, которые утверждают, что личность развивается в соответствии с врожденными качествами и способностями. Главную роль играет наследственность (проявление генного фонда родителей). Биологизаторской является теория Фрейда, утверждавшего, что решающую роль в личностном развитии играют психосексуальные влечения. 2. Социологизаторы утверждают, что личность формируется только в ходе социального опыта, в процессе общения с другими людьми. Истина, как всегда, посередине. Необходимо учитывать и биологические особенности личности, выраженные в ее силах, способностях и задатках, так и социальный опыт, условия воспитания, особенности общения с другими людьми. В качестве факторов, влияющих на процесс формирования личности, выделяют: · биологический фактор (качества, которые присущи всем людям как биологическим существам, - потребность в пище, воздухе, сне, особенности деторождения и т.п.; индивидуальные качества, передаваемые по наследству - особенности типа ВНД, задатки, интеллект, внешность); · фактор физического окружения (климат, географические особенности, природные ресурсы); · культурный фактор (созданные и накопленные представителями конкретной общности материальные и духовные ценности); · групповой опыт, который индивид получает в процессе социализации; · индивидуальный опыт. Он важен, т.к. дети, выросшие в одной семье, сильно отличаются друг от друга, потому что у них не было полностью идентичного группового опыта, их опыт всегда был в чём-то сходен, а в чём-то различен. Каждый личностный опыт уникален потому, что никому в точности не удаётся повторить его. Личность не просто суммирует этот опыт, а интегрирует его.
В социологии, как и в психологии, принята концепция структуры личности, предложенная австрийским психиатром З.Фрейдом. Согласно ей, выделяю три структурных компонента личности: Id (Оно) – сфера инстинктивных стремлений и потребностей (питания, сексуальности, избегания опасности и смерти, агрессивности). Им правит только принцип удовольствия, в нем не существует логических законов мышления. Но Оно наполняет нас энергией, заставляет действовать, удовлетворяя потребности. Ego (Я) – сознание и самосознание личности, контролирующее поведение человека в соответствии с требованиями разумности и реальности, помогающее индивиду правильно ориентироваться в окружающем мире. Наше Я дает нам возможность принимать решения, наиболее выгодные в данных обстоятельствах, извлекать выгоду, манипулировать обстоятельствами и людьми, все подвергать сомнению, скрывать свои истинные чувства от окружающих, добиваться успеха и выходить из трудных ситуаций. Super ego (Сверх-Я) - сфера общественного сознания человека, которое формируется в процессе усвоения норм и ценностей культуры. Сверх-Я заставляет нас руководствоваться требованиями совести, долга, ответственности и выполняет функции нравственного контроля. Если Я руководствуется законами логики, то Сверх-Я – нравственными законами. Если три компонента личности функционируют согласованно и гармонично, индивид успешно приспосабливается к окружающей социальной среде, эффективно взаимодействует с другими индивидами. В случае внутреннего конфликта имеет место отклоняющееся поведение индивида, проявляющееся в нарушении социальных норм, в психических расстройствах.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.005 с.) |