Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Объект и предмет экологической социологии.
Социологический подход в исследовании отношений между обществом и окружающей природной средой требует пересмотра традиционных представлений относительно объекта и предмета экологической социологии. Принято считать, что объектами социологического исследования выступают социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации. В классической социологической теории мир природы трактовался как нечто периферийное или вообще несуществующее. Сегодня происходит "социализация природы" в разноуровневые социобиотехнические системы, поскольку не существует природы вне общества, а есть социализированная природа, и деформированные воздействием среды социотехнические системы и процессы. Новое понятие – глобальная социоэкосистема означает сформировавшуюся в пределах биосферысистему «общество-природа».Она включает географическую оболочку Земли и все человечество, внутри которой существую региональные и локальные социоэкосистемы. Она и является объектом изучения экологической социологии. Предметом изучения дисциплины «Экологическая социология» являются социальные отношения в области взаимодействия человека, общества и природы. Фундаментальным предметом экологической социологии является взаимодействие социальных и биофизических систем от локальных до глобальных. Если предметом социальной экологии являются социоэкологические законы, то для экологической социологии в качестве такового выступают социальные процессы в ходе социализации природы. Во втором случае речь идет о социальном взаимодействии и социальных отношениях, опосредованных экологическими проблемами: человек/общество - окружающая природная среда - человек/общество. Изменения в окружающей природной среде продуцируют изменения в компонентах общества, которые, в свою очередь, опять-таки обусловливают изменения в окружающей природной среде. Экологическая социология анализирует пути и способы удовлетворения потребностей людей, которые позволяли бы не деформировать природу, не использовать техническое могущество человека против природы, преодолеть экологический кризис. Этот кризис проявляется сегодня не только в серьезнейших деформациях окружающей среды, но и в отсутствии экологической культуры. Все это результат существенного рассогласования в развитии общества и природы, которое предстоит осознать.
Сегодня можно выделить следующие направления исследований экологической социологии: размещение социальных сил относительно экологических проблем, социальные агенты экологизации общества, социально-экологические катастрофы, глобальные экологические сети и общественные организации. Экологическая социология должна отзываться на изменения в естественных науках, общественно-политической и социальной сферах, связанные с проблемами окружающей среды.
4. Роль экологической социологии и экологической этики в подготовке специалистов-экологов. Экологическая социология и экологическая этика возникли как часть чрезвычайно тонко и предметно развитой культуры. Они собирают, использует все выработанные культурой образы, знания, ценности. Экосоциология и экоэтика утверждают, что причина многих негативных экологических издержек — в нарушениях развития духовной культуры. Сами по себе достижения человеческого разума не являются вредными или опасными. Такими они становятся в руках людей с экологически неразвитым сознанием, не умеющих рассматривать свои действия как часть круговорота жизни на планете, часть, неразрывно связанную со всеми остальными частями и влияющую на них. Современный экологический кризис содержит внутри себя как свое ядро кризис духовной жизни. Поэтому одной из важнейших задач изучения экологической социологии и экологической этики становится анализ отражения в общественном сознании проблем взаимодействия природы и общества, возможностей формирования экологической культуры при помощи экологического образования и воспитания. Введение в образовательный и воспитательный процесс эколого-этического компонента может способствовать формированию личности, ориентированной в своих действиях на систему ценностей, базирующихся на сострадании, милосердии, порядочности, уважительном отношении ко всем формам жизни на Земле. Такая личность обладает особым – энвайронментальным – мышлением, осознает свое место в мире, несет ответственность за собственную деятельность, умеет предвидеть последствия своих поступков.
Что нужно сегодня человеку, чтобы выстроить правильные отношения с миром? Во-первых, наличие духовного потенциала, на который можно было бы опираться как в профессиональной, так и в обыденной жизни; во-вторых – осознание ответственности за происходящее в окружающем мире и за свои поступки. А для этого необходимо смещение акцентов в образовании и воспитании, переориентация на смысложизненные ценности, опора на индивидуальность личности. Поэтому сегодня это – важнейшие задачи образования XXI века, в частности эколого-этического образования. Сохранение среды обитания человека, составляющее предмет экологической деятельности, безусловно, имеет высокую значимость для всех без исключения, для профессионалов в любой области - это вопрос обеспечение выживания человечества в целом. Но экологическое образование – это особое образование. Будущие специалисты-экологи должны обладать совокупностью взаимосвязанных знаний, умений, навыков и мотивационно-ценностных ориентаций, необходимых для эффективной деятельности, направленной на сохранение целостности окружающей среды, экономической целесообразности и справедливого общества для нынешнего и будущих поколений. В результате экологического образования необходимо получить личность, способную применять полученные знания, умения и навыки, а также сформированные личностные качества для решения задач не только в узкопрофессиональной деятельности. Будущий специалист-эколог должен быть не просто хорошим профессионалом в избранной области деятельности, но и активным, ответственным членом общества, способным действовать в различных, в том числе и реальных ситуациях, связанных с проблемой взаимодействия общества и природы. Это позволит знание экологических норм взаимодействия с природой перевести в плоскость личностного отношения, превратив благие намерения в конкретную программу, направленную на охрану природных ресурсов и снижение уровня потребления.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.004 с.) |