Тема 1. Экологическая социология как наука. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Экологическая социология как наука.



ВВЕДЕНИЕ

 

Отношения человека и природы относится к числу фундаментальных проблем человеческого познания. В каждую эпоху на передний план выдвигались те или иные стороны данной проблемы. Это зависело от степени теоретического и практического освоения природной действительности, развития общества, его интересов и потребностей.

Для человека природа — окружающая его среда. В отличие от других животных, лишь приспосабливающихся к условиям внешней среды, человек, являясь существом социальным, обладая сознанием, аппаратом мышления, способностью производить орудия труда и пользоваться ими, воздействует на среду своего обитания, стремясь сознательно и активно изменить ее для удовлетворения своих потребностей.

С тех пор как человек существует на Земле, он непрерывно взаимодействует с окружающей его природой. Сегодня он, являясь социальным существом, взаимодействует с природой посредством всевозможных технических средств. При таком взаимодействии происходит обмен веществ между человеком и природой, но темпы его развития и масштабы существенно возрастают. Это обусловлено развитием знаний и соответственным совершенствованием техники.

На сегодняшний день одним из самых актуальных вопросов  становится оптимальное  взаимодействие общества и природы. Характер этого взаимодействий можно охарактеризовать как назревающий конфликт, исход которого неясен. Изменения природной среды (изменения климата, загрязнение природной среды, исчезновение многих представителей флоры и фауны, опустынивание планеты, истощение ресурсов и т.п.) являются результатом хозяйственной деятельности человека. Драматизм ситуации усугубляется тем, что человек, являясь биологическим существом, не может существовать вне природы.

Человечество пытается найти выход из создавшейся ситуации. В настоящее время ученые ищут способы разрешения или, по крайней мере, смягчения последствий экологического кризиса. На смену стихийному естественноисторическому процессу построения стратегий жизнедеятельности приходит сознательная и планомерная организация воздействия общества на природу в целях совместного с ней выживания. На этапе осуществления научно-технической революции общество обретает реальную возможность осуществить сознательное регулирование и контроль над обменом веществ с природой. Человек познаёт и правильно применяет её законы в интересах общественного прогресса.

Динамика проблемного поля изучения взаимоотношений человека и природы - это постановка вопросов о необходимости регуляции преобразующей деятельности человека, о пределах роста производства, основанного на все расширяющемся потреблении природы. Уже в 70-х годах в работах Римского клуба были обозначены сценарии возможной экологической катастрофы, к которой приближается современная цивилизация. Выход виделся на пути ограничения вещественно-энергетического потребления природы и минимизации вредных выбросов, критически нарушающих динамическое равновесие биосферы. Идеалами были провозглашены переход к экологически чистым технологиям, отказ от технократического отношения к природе и человеку, контроль над рождаемостью.

Но в этой связи возник новый комплекс проблем, касающихся условий, возможностей и путей реализации этого идеала. Возможно ли ограничение потребления природных ресурсов при увеличивающемся демографическом давлении? Как соотносятся идеи свободы, демократии, принципы рыночной экономики с требованиями ограничения непрерывного роста производства и потребления? Как должна измениться структура ценностей технократической цивилизации, до сих пор ориентированной на расширение масштабов преобразования природы? Какие новые нравственные императивы и правовые нормы должны быть выработаны, чтобы обеспечить экологическое выживание человечества?    Современные исследования глобального кризиса выявили его природу как кризиса машинной стадии цивилизации, поставившей, однако, под угрозу существование человечества вообще.

Чем более совершенствуются техника и технологии, тем большие массы природного вещества приводятся ими в движение. И этот процесс идет с непрерывным нарастанием, так как доминирующим направлением мышления был и остается техницизм – идейно-теоретическое обоснование преобразующей общественно-производственной технологии. В русле техницизма были созданы многочисленные социологические теории общественного развития, среди которых наибольшую известность получили концепции индустриальногои постиндустриального общества, постулирующие позитивную роль научно-технического прогресса. С этой точки зрения понятия «качества жизни», процветания, гармонии и стабильного существования неотделимы от роста материального благосостояния, развития техники и технологии. Однако проявившиеся в 1960-е годы кризисные экологические последствия, технические и этические «побочные эффекты» научно-технического прогресса заставили усомниться в разумности избранного пути, начался пересмотр ценностей неограниченного потребления, приведший в ряде случаев к технофобии.

Прогресс науки и развитие техники создал ряд серьезных угроз человечеству и среде его обитания. Вместе с тем, развитие техники сегодня - необходимое условие выживания. Жизнь человечества находится под угрозой не столько из-за пороков техносферы, сколько из-за причин, кроющихся в социально-экономическом развитии.

Перед человечеством стоит ряд глобальных проблем, которые возникли в ходе развития цивилизации. Это прежде всего демографическая проблема, порождаемая ростом населения, миграцией, старением и являющаяся одной из первопричин ряда других глобальных проблем. Это - экологическая проблема с ее многочисленными составляющими, в том числе изменением глобального климата и истощением озонового слоя. Это - проблемы войны и мира, бедности, занятости, нехватки продовольствия, межэтнического противостояния, религиозной нетерпимости, организованной преступности, терроризма, информационной безопасности, здравоохранения, генетической безопасности, наркомании, деградации духовно-нравственной сферы и др. Это - проблемы природных катастроф и техногенной безопасности, это, наконец, проблемы энергетики, истощения невозобновляемых ресурсов.

Каждая неразрешенная глобальная проблема становится возможной причиной катастрофы. И только знание потенциальных опасностей позволяет принимать превентивные меры, чтобы избежать беды. Это вопрос выживания человечества, и неслучайно его интеллектуальные силы брошены на решение именно этих задач. 

Сегодня, когда природная ситуация меняется катастрофически быстро, среда, окружающая человека, превращается в действующий персонаж человеческой трагедии и грозит бедами, которые все больше занимают умы ученых. Согласно утверждению многих из них, человечество сможет иметь шанс на будущее только в условиях устойчивого развития, то есть когда оно снова окажется в равновесии с биосферой, для чего деятельность человека, его сознательная активность должны быть подчинены требованиям природы.

Предотвратить экологическую катастрофу можно лишь за счет гармонизации взаимоотношений общества и природы. Постигая законы природы и овладевая силами природы, общество, тем не менее, неспособно изменить эти законы или подчинить их социальным закономерностям. Нужно меняться самим, формируя новое мировоззрение, новое отношение к природе, создавая новую материальную и духовную культуру.

В целом в современном мире совершается грандиозный переход от эпохи доэкологической к эпохе экологической. Этот переход должен произойти обязательно, так как в зависимости от него находится судьба человечества. От того, сумеет человек стать экологическим существом или не сумеет, зависит быть ему на Земле или не быть.

Можно сказать, что идет своего рода экзамен на подлинную разумность человека. На ту разумность, к которой очень высокие требования предъявлял в свое время И. Кант, полагавший, что только в единстве с нравственным долгом рассудочная способность человека обретает черты разумности и мудрости.

Все большее число исследователей приходит к выводу, что экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско- идеологический кризис. С этой точки зрения, решение экологических проблем невозможно без изменения господствующего в настоящее время экологического сознания. Термином "экологическое сознание" обозначается совокупность представлений (как индивидуальных, так и групповых) о взаимосвязях в системе "человек - природа" и в самой природе, существующего отношения к природе, а также соответствующих стратегий и технологий взаимодействия с ней.

Пришло время воссоединения логики и нравственности как условия самосохранения человека путем сохранения среды обитания. Само собой такое преобразование человека не произойдет. Для этого требуется новая система образования и воспитания человека экологической эпохи.

  Новое образование, соответствующее изменившимся условиям жизнедеятельности и возросшей скорости протекания общественных процессов, должно восстановить оптимальное соотношение уровня сложности человека и общества. Сегодня главное в образовании – не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных, в том числе и реальных проблемных ситуациях, сформированный с детства экологический императив сознания, а также умение взаимодействовать с другими людьми, с природой, не нанося им ущерба, но и не забывая о собственных интересах. Согласно основным положениям «Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития (2014)», образование для устойчивого развития – это «образование, которое позволяет каждому человеку приобретать знания, навыки, ценности и подходы, расширяющие его права и возможности для внесения вклада в устойчивое развитие, принятия компетентных решений и осуществления ответственных действий во имя обеспечения целостности окружающей среды, экономической целесообразности и справедливого общества для нынешнего и будущих поколений».

  По мнению авторов доклада Римскому клубу 2018 года «Come On! Капитализм, близорукость, население и разрушение планеты», образование должно, в том числе, способствовать устойчивому развитию. Пока оно еще не «сфокусировано на устойчивости», поскольку большая часть знаний, касающаяся экологии, взаимосвязанности систем и устойчивого развития, появилась недавно и еще не стала частью общего культурного багажа; поэтому обучение поколений соответствующим дисциплинам имеет принципиальное значение. Необходимо включать вопросы устойчивости в учебные программы на всех уровнях; создавать такие условия для обучения, чтобы давать возможность обучаемым находить глобальные перспективы и размышлять о них. В образовательных программах должна быть учтена роль этики и ценностей в формировании управленческих и экономических решений. 

Приобщение к социально-экологическим знаниям - обязательное условие такого образования, которое позволит каждому человеку приобретать знания, навыки, ценности и подходы, расширяющие его права и возможности для внесения вклада в устойчивое развитие, принятия компетентных решений и осуществления ответственных действий во имя обеспечения целостности окружающей среды, экономической целесообразности и справедливого общества для нынешнего и будущих поколений. Такой характер образования позволит знание экологических норм взаимодействия с природой перевести в плоскость личностного отношения, превратив благие намерения в конкретную программу, направленную на охрану природных ресурсов и снижение уровня потребления.

Среда жизни человека.

Окружающая человека среда состоит из четырех неразрывно взаимосвязанных компонентов-подсистем: а) собственно природной среды, б) порожденной агротехникой среды – «второй природы», в) искусственной среды – «третьей природы» и г) социальной среды. Поскольку эти понятия нередко получают различное толкование, дадим им определение и краткую характеристику.

Природная среда, окружающая человека, - факторы чисто естественного или природно-антропогенного системного происхождения (т.е. имеющие свойства самоподдержания и саморегуляции без постоянного корректирующего воздействия со стороны человека). Эти факторы прямо или косвенно, осознанно или неосознанно, (т.е. регистрируемые и не регистрируемые органами чувств, измеряемые или не измеряемые, например информация, приборами) воздействуют на отдельного человека или человеческие коллективы (вплоть до всего человечества).

Среда «второй природы», или квазиприродная среда, - это все модификации природной среды, искусственно преобразованные людьми и характеризующиеся свойством отсутствия системного самоподдержания. Они постепенно разрушаются без постоянного регулирующего воздействия со стороны человека: пахотные и иные преобразованные человеком угодья («культурные ландшафты») зарастают; грунтовые дороги. внешнее пространство населенных мест с его природными физико-химическими характеристиками и внутренней структурой (разграничением заборами, различными постройками, изменяющими тепловой и ветровой режимы, зелеными полосами, прудами и т.д.). зеленые насаждения (газоны, бульвары, сады, ландшафтные парки и лесопарки, дающие имитацию природной среды) деградируют. Все эти образования имеют природное происхождение, представляют собой видоизмененную природную среду и не являются чисто искусственными, не существующими в природе. Видимо, ко «второй природе» следует относить и домашних животных, в том числе, комнатных. То же касается культурных растений (с включением домашнего растениеводства).

«Третья природа», или собственно культурная среда, - весь искусственный мир, созданный человеком, вещественно-энергетически не имеющий аналогов в естественной природе, системно чуждый ей и без непрерывного обновления немедленно начинающий разрушаться. Это уже не «очеловеченная природа», а в корне преобразованное человеком вещество, либо не входящее в естественные геохимические циклы, либо входящее в них с трудом. К «третьей природе» можно отнести асфальт и бетон современных городов, внутренне пространство мест жизни и работы, транспорта и предприятий сферы обслуживания (физико-химические характеристики, размерность, эстетика помещений и т.п.); технологическое оборудование; транспортные объекты; мебель и другие вещи («среда вещей», включая даже мелочи); всю синтетику.

Современного человека главным образом окружает именно эта среда, а не природная – «первой» и «второй» природы, особенно «первой», создающей лишь фон и фундамент, на который накладывается весь комплекс антропогенных изменений. В одних случаях среда «второй» и «третьей» природы смягчает воздействие природной среды (например, улучшает микроклимат), в других заменяет своими элементами природную среду (информативность архитектуры, воздействие кондиционеров и т.п.), в третьих искусственная среда оказывается резко ухудшенной, особенно по физико-химическим и информационным показателям (загрязнение всех видов, однообразие архитектуры и т.п.). Сравнение «природного оптимума» с факторами воздействия «второй» и «третьей» природы позволяет определять направления управляющего воздействия, нацеленного на оптимизацию этих «природ».

Социальная среда интегрируется с природной, квазиприродной и искусстивенной средами в общую совокупность окружающей человека среды. Все факторы каждой из рассматриваемых сред тесно взаимосвязаны между собой и составляют стороны «качества среды жизни». Ни в коем случае нельзя думать, что какая-то из подсистем (природная среда, любая из двух ее антропогенных модификаций и социальная среда) может заменить другую или быть безболезненно выброшена из общей системы окружающей человека среды. Подсистемы способны лишь усиливать или ослаблять действие друг друга, но не снимать этих воздействий. Так, природный климатический дискомфорт может быть ослаблен лучшей организацией «третьей природы» и социальным оптимумом, но это не означает, что среда жизни человека при этом станет идеальной.

Все сказанное не означает, что социальные процессы следует сводить к чисто биологическим и им подобным. На рисунке подчеркнуто различие и несводимость одной среды к другой с помощью несовпадения фигур, отображающих различные формы среды. Однако все сущее входит в универсум Природы, Вселенной, а для человечества пока в рамки Земли (главным образом ее биосферы) и Солнечной системы.

Понятие «качество жизни» появилось как попытка числового выражения особенностей главным образом социально-экономической среды жизни людей. Примером такого исследования может служить изучение качества жизни в Канаде и США. Был собран огромный материал о продолжительности жизни в этих странах, соотношении важнейших причин болезней и смерти, о детской смертности и т.д. всем этим показателям (их было 36) придали условные веса в очках-баллах. Эти баллы затем просчитали, и выбранные индикаторы представили в виде риска, или оценки здоровья. Каждый из показателей, взятых в канадско-американском исследовании, действительно может служить индикатором состояния интегральной совокупности, но в любой сумме, не будучи ее звеном, они дают неверную картину. Недаром наиболее показательными оказались индексы роста государственных вложений в лечение и питание населения, сравненные со смертностью и заболеваемостью людей.

Другой распространенный подход – выяснение качества жизни на основе социологических опросов, т.е. как субъективного показателя. Очевидно, что и этот подход методологически порочен, так как зависит от сложившихся стереотипов и может лишь отражать совпадение или несовпадение ожидаемого и реальности, а не действительное качество жизни. В самом деле, индеец из амазонских джунглей, находящийся на уровне развития каменного века, может быть вполне удовлетворен своим традиционным качеством жизни (и это действительно так!). Он не желает знать достоинств современной цивилизации.

Само понятие качества жизни как интегративного показателя народного благосостояния, взаимоотношений человека со средой жизни – проблема, требующая научного решения. Задачи повышения народного благосостояния – удовлетворения потребностей человека - заключается в создании оптимального соотношения перечисленных четырех сред в системной интеграции окружающей человека среды. Для понимания же оптимальности в смысле благополучия необходимо знание потребностей самого человека.

Качество жизни и качество здоровья населения.

Условия труда, быта, отдыха, организация сферы обслуживания, здравоохранения, образования – важные элементы качества жизни. Часто в этом понятие включают и представления людей о реально ожидаемом и желаемом будущем. Когда речь идет о высоком качестве жизни, то при этом подразумевается, что все стороны существования людей – от питания и состояния окружающей среды до наличия политических свобод и возможности пользоваться всеми достижениями культуры – отвечают потребностям современного человека. Жители государства, региона, города или какая-то другая общность людей, характеризующиеся высоким качеством жизни, должны иметь и высокое качество здоровья. Здоровье населения служит наиболее ярким и всеобъемлющим показателем условий жизни. Поэтому интерес к проблемам здоровья населения «шагнуло» в экономику, социологию, географию и другие науки. Важная роль принадлежит таким исследованиям и в экологии человека.

При рассмотрении проблемы оценки качества популяционного здоровья и прогнозирования его ожидаемого состояния необходимо решить несколько принципиальных вопросов, связанных с такими важными в данном контексте понятия, как общественное или популяционное здоровье, типы здоровья, уровень здоровья. Определению этих понятий всегда уделялось большое внимание в публикациях по медицине и особенно социальной гигиене, биологии, философии, демографии, медицинской географии, экологии человека.

В исследованиях по экологии человека здоровье населения можно рассматривать как основной признак, основное свойство человеческой общности, ее естественное состояние, отражающее индивидуальные приспособительные реакции каждого сочлена общности людей и способность всей общности наиболее эффективно осуществлять свою социальную и биологическую функцию в определенных условиях конкретного региона. При этом необходимо проводить четкую грань между здоровьем отдельного человека и здоровьем общности людей, или популяционным здоровьем. Жизнедеятельности популяции характеризуется уровнем ее здоровья, напряжения, утомления и патологии.

Понятие «здоровье» непосредственно не несет в себе количественной меры, позволяющей судить о качестве здоровья. Поэтому возникает необходимость ввести представление об уровне здоровья человеческих общностей. В самом широком толковании уровень здоровья – совокупность осредненных демографических, медико-статистических, антропометрических, генетических, физиологических, иммунологических, нервно-психических признаков отдельных людей, составляющих общность.

Уровень здоровья людей формируется в результате взаимодействия экзогенных (природных и социальных) и эндогенных (пол, возраст, сложение, наследственность, раса, тип нервной системы и др.) факторов. Состояние здоровья одного отдельно взятого человека – явление в значительной степени случайное. Оно может быть обусловлено преимущественно эндогенными факторами (которые, надо заметить, часто связаны со средой обитания предков индивидуума). Уровень же здоровья достаточно представительной группы людей (усредненный уровень здоровья) всегда служит ярким показателем благотворного или негативного влияния окружающей среды на население.

В этой связи большой интерес представляет оценка роли различных факторов и причин преждевременной смертности людей, разработанная специалистами Всемирной организации здравоохранения.

Воздействие разных групп факторов на преждевременную смертность (в %)

Причина смерти Образ жизни Окружающая среда Генетика Здравоохранение
Болезни сердца Новообразования Церебро-васкулярная болезнь Дорожно-транспортный травматизм Диабет Цирроз печени Самоубийства Все несчастные случаи В среднем 54 37 50 69,4   26 70 60 51 48,5 9 34 22 18   0 9 35 31 15,8 25 29 21 0,6   68 18 2 4 24,9 12 10 7 12   6 3 3 14 10,8

Из данных таблицы ясно, что преждевременная смертность, а, следовательно, и снижение уровня здоровья во многом зависят от образа жизни людей (в том числе от социально-экономических факторов), состояния окружающей среды и наследственности. Но и природные условия, которые влияют на такие показатели, как «образ жизни» и «окружающая среда», определяют многие стороны уровня популяционного здоровья.

 

Современного мира

1. Демография и социология. Проблема роста народонаселения и потребительского давления.

2. Социально-демографическое развитие современного мира: факторы, тенденции, механизмы и стратегические риски.

3. Демографическая ситуация в Республике Беларусь.

4. Урбанизация и ее влияние на социально-экологическую безопасность.

5. Неравномерность экономического развития регионов и стран мира. Экологические проблемы развивающихся стран.

1. Понятие демографии. Проблема роста народонаселеиня и потребительского давления.

Демогра́фия — наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, и т.п. Демографией иногда называют вид практической деятельности по сбору данных, описанию и анализу изменений в численности, составе и воспроизводстве населения. Демографические исследования служат для разработки демографической политики, планирования трудовых ресурсов и т. д. Они крайне важны для исследования общества в целом, понимания динамических процессов, происходящих в обществе.

Как известно, комплексность научного анализа является одной из основных особенностей социологии как науки, стремящейся исследовать свой объект – общество – в единстве объективного и субъективного, внешнего и внутреннего, условий, в которых разворачивается тот или иной социальный процесс, то или иное социальное явление, и внутренних побуждений, интересов, желаний, потребностей, установок и мотивов индивидов, из миллионов поступков и действий которых, в сущности, и состоит любое социальное явление. Именно поэтому применение достижений социологической науки, использование в исследовании демографических феноменов социологических методов (наряду с другими, разумеется) и позволяет перейти от статистико-демографического описания процессов воспроизводства населения к их объяснению.

Область взаимодействия демографии как науки о воспроизводстве населения и социологии как науки об обществе образует предмет исследования, с одной стороны, социологической демографии, а с другой – демографической социологии. Она исследует влияние социальных, социокультурных и социально-психологических факторов на демографическое поведение, под которым понимают систему взаимосвязанных действий индивидов или семей, направленных на изменение или сохранение их демографического статуса – витального (жизнь – смерть), брачно-семейного, репродуктивного (определяемого числом рожденных или имеющихся детей). Результаты демографического поведения на уровне всего населения выражаются в динамике смертности, брачности, разводимости и рождаемости, а также воспроизводства населения в целом. Именно анализ демографического поведения с использованием всего арсенала социологических методов на уровне как теоретических интерпретаций, так и эмпирического исследования позволяет в полной мере реализовать объяснительную функцию демографии.

Демографическое давление на природу (сельскохозяйственное использование земель, рост населения, рост крупных городов) одна из сложнейших глобальных проблем современности. Рост народонаселениярассматривается многими учеными как один из факторов, угрожающих самому выживанию цивилизации, т.к. с учетом роста потребления ресурсов природы, технической и энергетической оснащенности давление населения на территорию его проживания непрерывно возрастает.

В наше время последствия прироста населения приобрели такую актуальность, что получили статус глобальной проблемы. Население нашей планеты составляет более 7,7 млрд. человек и растет очень быстро. Ежедневно на планете рождается около 400 тыс. человек. Ежедневная смертность составлят ок. 150 тыс. человек. Т.о, ежедневный прирост населения - 250 тыс. За год прирост населения Земли составляет приблизительно 90 млн человек. По некоторым прогнозам, к 2050 году население Земли будет составлять 10 млрд. человек. Свыше 90% общего прироста населения приходится на менее развитые регионы и страны и на перспективу эти страны сохранят высокие темпы прироста. Всего лишь 5% прироста мирового населения приходится на экономически развитые страны, большинство из которых находится в северном полушарии. Более половины населения земного шара концентрируется в Азии – более 60%.

 

С Х1Х в. и до 70-х гг. ХХ в. на нашей планете наблюдался гиперболический рост численности населения. Рост населения определяется уровнем рождаемости и уровнем смертности. Процессы модернизации, начавшиеся в Европе, привели к изменению модели воспроизводства и демографическому взрыву.

Томас Мальтус был первым исследователем, который сопоставил темпы экономического и демографического роста как скорости роста арифметической и геометрической прогрессии. Еще в XVIII веке этот английский пастор предсказал неизбежность дефицита продовольствия: согласно Мальтусу, потребности людей растут в геометрической прогрессии, а производство пищи – в арифметической. Он сделал вывод, что перенаселение и бедность неизбежны и сопутствуют друг другу независимо от социального устройства. Но мальтузианский анализ не учитывал роли научно-технического и социального прогресса, и оценки оказались ошибочными: еще в течение 2-х веков производство пищи на душу населения росло. Только в конце 70-х годов XX века рост населения начал превосходить рост производства продовольствия. Однако схему Мальтуса можно считать первой попыткой системного подхода к глобальной проблематике, а все последующие модели роста биологических систем выросли из его демографической «модели».

"Потребительское давление" населения Земли, т. е. индустриальное потребление природных ресурсов (воздуха, воды, почвы, топлива, ископаемых и растительных ресурсов) - становится близким к способности самопроизводства природы. Как только произойдет превышение "потребительского давления" над самопроизводством природы, начнется деградация природы. Фактически сейчас в мире наблюдается не демографическое насыщение, а с учетом всех потребностей человека, чрезвычайное перенасыщение. Несоблюдение правила демографического насыщения дает резкий дисбаланс в системе взаимоотношений человек – природа. Теоретически возможна демографическая катастрофа. Однако это может и не произойти в случае достаточно быстрого включения действия правила ускорения исторического развития: чем стремительнее под воздействием антропогенных причин изменяется среда обитания человека и условия ведения им хозяйства, тем скорее по принципу обратной связи происходит перемена в социально-экологических свойствах человека, экономическом и техническом развитии общества (знак процесса может быть положительным и отрицательным). Пока историческое развитие явно отстает, и это создает реальную опасность для благополучия людей.

 

2. Социально-демографическое развитие современного мира: факторы, тенденции, механизмы и стратегические риски.

В конце 70-х годов на нашей планете произошел т.н. демографический взрыв – резкое увеличение (в 3,8 раза) численности населения Земли в ХХ в., в связи с резким сокращением смертности, но незначительным сокращением рождаемости. Рост населения начал превосходить рост производства продуктов, а существующий потенциал с/х технологий исчерпал себя или стал близок к исчерпанию. Демографический взрыв связан с демографическим переходом -  совокупностью изменений в демографических процессах (брачность, рождаемость, смертность) в переходный период от традиционного к современному типу воспроизводства населения.

Традиционное общество характеризуется высокой рождаемость, но и высокой смертностью.

Современное общество, напротив, характеризуется низкой смертностью, но и низкой рождаемостью. Демографический переход осуществляется через следующие этапы:

1. Высокие показатели рождаемости и смертности, что делает численность населения практически стабильной.

2. Общество контролирует опасные заболевания, повышается уровень жизни населения. Смертность снижается, но рождаемость остается высокой, что вызывает быстрый рост населения.

3. Новые условия, темпы и образ жизни приводят к общему снижению рождаемости. При достигнутой низкой смертности вновь наблюдается стабилизация численности населения.

4. Низкие коэффициенты рождаемости и смертности обусловливают практически неизменный уровень населения.

Взрывообразный рост народонаселения наблюдается, т. о., на втором этапе демографического перехода, когда успехи здравоохранения и повышение качества жизни людей приводят к сокращению смертности при сохранении характерных для традиционного общества брачного поведения и высокой рождаемости. На третьем этапе происходит общее снижение рождаемости, в том числе и в странах, которые пережили демографический взрыв. При достигнутой низкой смертности вновь наблюдается стабилизация численности населения. Низкие коэффициенты рождаемости и смертности на четвертом этапе обусловливают практически неизменный уровень населения.

Сегодня в развитых странах наблюдаются невысокие показатели рождаемости и стабильный рост продолжительности жизни, что делает численность населения практически неизменной. Снижение смертности напрямую связано с экономическим ростом. Жизнеобеспечивающие технологии и среднедушевое потребление растут темпами, значительно превышающими предыдущие годы. Новые достижения медицины и здравоохранения, популяризация здорового образа жизни способствуют росту ее продолжительности, появляются новые потребности и возможности для их удовлетворения.

В странах, которые еще не достигли такого высокого уровня потребления, также наблюдаются изменения. Общество контролирует заболевания, приносящие высокую смертность. Она снижается, но рождаемость остается высокой, что вызывает быстрый рост населения.

Сегодняшняя общемировая тенденция – прекращение гиперболического роста населения. Годовые темпы роста населения в мире быстро и устойчиво снижаются (1.19 %). Это связано с тем, что все большее количество стран минуют третий этап демографического перехода.

Снижение рождаемости при переходе от традиционному к современному обществу обусловлены рядом социально-экономических изменений, среди которых особое место занимает изменение положения женщин в обществе. Существовавшая долгое время социальная дискриминация женщин проявлялась в ограничениях   возможностей выбора образа жизни и брачного поведения, в ряде негативных явлений в области охраны здоровья и образования, в отстранении от участия женщин в экономической и социальной жизни. Сегодня женщины в развитых странах все увереннее занимают свое место в системе общественного производства и распределении его результатов. Растет количество образованных женщин, несущих полную социальную и экономическую ответственность за свою жизнь и за жизнь членов своих семей. Преодоление гендерного неравенства способствует улучшению качества жизни не только женщин, но и общества в целом. При этом социологи выявили корреляцию между уровнем образованности женщин и уровнем рождаемости в стране. Рост женской грамотности даже до 40 % от общей численности женщин приводит к снижению рождаемости. Образование дает возможность выбирать количество родов, их сроки и промежутки между ними. Также падение рождаемости обусловлено распространение практик планирования семьи. В тех странах, где практики планирования семьи не нашли широкого распространения, и не произошло активного включения женщин в социально-экономические процессы, рождаемость остается на традиционно высоком уровне.

Сегодня в мире существуют две зоны, в которых демографические процессы происходят достаточно болезненно для общества, их еще называют «зонами демографического риска»:

• страны со сверхнизкой рождаемостью и высокой убылью населения (страны Южной, Центральной и Восточной Европы);

•   - страны, где быстрый рост населения опережает экономический рост (страны Африки к югу от Сахары, некоторые страны Азии и Латинской Америки).

Рождаемость ниже уровня воспроизводства в развитых странах вызвала риск депопуляции в некоторых странах и регионах мира. Это Центральная, Восточная и Южная Европа, где темпы прироста населения в 90-х гг. ХХ в. вышли на отрицательный уровень. Коэффициент рождаемости (число детей на женщину детородного возраста) в этих странах не превышает уровень нормального воспроизводства населения (1,4 - 1,7). При таком низком уровне рождаемости существует высокий уровень смертности, который обусловлен, в т. ч., распространением в этих странах среди населения привычек, несовместимых со здо



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.05 с.)