Отличия деятельности балинтовской группы от других форм работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отличия деятельности балинтовской группы от других форм работы



Параметр

Формат

Балинтовская группа Супервизия Личная терапия Консилиум или клинический разбор Коучинг Повышение квалификации
Цель Осознать особенности и аспекты взаимоотношений с клиентом в рамках конкретного случая, личные реакции на меняющиеся обстоятельства этой ситуации Оценить и развить профессиональные компетенции, осознать профессиональные затруднения Осознать личностные проблемы Осознать и проработать проблемы клиента Преодолеть личностные затруднения в достижении профессиональных целей Сформировать и развить знания, умения и навыки
Способ Групповой психоанализ Консультация супервизора Психотерапия Дискуссия Консультирование Обучение
Форма работы Групповая Индивидуальная или групповая Индивидуальная или групповая Групповая Индивидуальная Индивидуальная, групповая, дистанционная, самообразование

Требования к ведущему балинтовской группы: психологическое или психотерапевтическое образование, должен знать технологию балинтовской группы, принципы групповой динамики, уметь управлять группой, следить за состоянием рассказчика и блокировать опасные обратные связи.

Задачи ведущего: организовать конструктивную работу группы согласно правилам, создать в ней безопасную атмосферу, сфокусированную на коммуникации, а не на решениях психологических проблем членов группы.

Ведущий балинтовской группы должен: удерживать дискуссию на отношениях специалист — клиент; препятствовать слишком обстоятельному «допросу» докладчика; поощрять участников к выражению своих мыслей и чувств, связанных с услышанным; защищать участников от нежелательных вторжений в их частную жизнь или критики.

Алгоритм проведения встречи

Требования к помещению: свободная, просторная комната; одинаковые стулья по числу участников, поставленные в круг; доска для записи важных моментов. Желательно, чтобы комната запиралась.

Занятия проводятся в несколько этапов. Последовательность работы может меняться в зависимости от конкретного случая, состояния докладчика и группы.

Этапы работы

1. Определение «заказчика». Встреча начинается с предложения ведущего: «Кто хотел бы представить на рассмотрение свой случай, проблему, которые создают состояние дискомфорта?». Желающих может быть несколько. В этом случае ведущий просит каждого в течение 1–2 мин в лаконичной произвольной форме описать свой случай. Группа в ходе непродолжительной дискуссии выбирает одного из претендентов.

2. Рассказ «заказчика». В течение 5–10 мин «заказчик» в свободной форме рассказывает о трудном случае из своей профессиональной практики. Важно, чтобы рассказ был спонтанным, описывающим поведение, реакции, эмоции, мысли, ожидания. Ведущий и остальные участники слушают, не перебивая, наблюдают за поведением и эмоциональными реакциями рассказчика и друг друга. В дальнейшей работе наблюдения могут оказаться полезными для анализа коммуникативных затруднений «заказчика».

3. Вопросы группе. «Заказчик» формулирует вопросы группе по своему случаю. Задача ведущего — помочь ему сформулировать пожелания, в которых заложено желание получить новые знания и/или групповую поддержку. Вопросы необходимо записать на доске, чтобы участники, обращаясь к ним, могли точно воспроизвести их содержание.

4. Вопросы группы к «заказчику». На данном этапе участники задают вопросы рассказчику, чтобы прояснить необходимые для ответа на запрос моменты. Кто-то из участников, не желающий задавать вопрос для прояснения ситуации или проблемы при соответствующей очередности, может ее пропустить. Это не исключает для него возможности задать возникший позже вопрос на следующем «круге». На данном этапе рассказчик обычно вспоминает подробности случая, дополняет свой рассказ, и многие неосознаваемые моменты проясняются для него.

5. Окончательное формулирование вопросов «заказчиком». Формулировки могут остаться прежними, измениться. Некоторые первоначальные вопросы теряют свою актуальность, поэтому снимаются с обсуждения. Список вопросов «заказчика» может быть расширен, если какие-то из них, заданные ранее группой, кажутся ему существенными для прояснения случая. Ведущий может предложить участникам встречи сформулировать дополнительные вопросы, ответы на которые будут полезны выступающему. Количество (обычно 3–5) и содержание вопросов определяет «заказчик».

6. Ответы группы на запросы «заказчика». Участники отвечают на вопросы по кругу в свободной дискуссии. «Заказчик» в это время находится за «кругом». Дискуссию можно организовать по-разному:

Обратная связь участников балинтовской группы может быть психологически поддерживающей и корректирующей. Поддержать рассказчика могут ответы, отражающие чувства участников (например, «В этом случае я чувствую себя…») и рассказы из практики (например, «У меня тоже была подобная ситуация, и я нашел выход…»). Каждому участнику встречи необходимо высказаться, даже если его точка зрения аналогична прозвучавшей раннее. Поэтому ведущий должен не допускать обезличенные фразы «Я тоже так думаю, как и…», «Я не знаю, что говорить, все уже было сказано» и т. п.

В отличие от четвертого этапа на шестом ответы на вопросы обязательны для всех участников группы.

После высказывания любого члена группы «заказчик» может задать ему уточняющие вопросы, если что-то осталось неясным. В ходе обсуждения приветствуются любые фантазии, образы, метафоры и символы — они могут помочь в понимании неосознанной составляющей коммуникации и характеризуют множественность восприятия ситуации. Все ответы и высказывания участников балинтовской группы помогают рассказчику увидеть свою ситуацию со стороны.

7. Обобщение ответов группы. Ведущий обобщает все услышанное, высказывает собственное видение ситуации, представленной «заказчиком» на обсуждение, предположений о причинах возникших трудностей и т. д. (к сведению — в различных видах социально-психологического тренинга ведущие, как правило, интерпретацию не дают). А также благодарит рассказчика за предоставленный случай и смелость при его разборе, а участников группы — за поддержку коллеги.

8. Обратная связь. «Заказчик» рассказывает о своих ощущениях, эмоциональном состоянии и впечатлениях от работы группы. Он может обратиться к конкретным участникам, высказать свое мнение об эффективности их деятельности, поблагодарить за поддержку. Встреча заканчивается высказываниями отдельных членов группы о своих ощущениях и впечатлениях, о том, что им дало это обсуждение, что для них значил этот случай. Решаются также организационные вопросы, принимаются предложения.

Результаты участия в балинтовской группе: улучшается восприятие и понимание коммуникации с клиентом (ребенком, родителем, педагогом); специалист осознает терапевтическую значимость межличностных отношений и их границ, а также собственных психологических защит, переносов и контрпереносов; расширяет репертуар коммуникативных стереотипов.

Формы применения технологии «балинтовская группа» в ДОО

Формат балинтовской группы может использоваться: 1) в работе с родителями; 2) как форма взаимодействия узких специалистов и педагогов ДОО; 3) в рамках деятельности городского методического объединения педагогов-психологов.

Балинтовская группа как форма взаимодействия педагога-психолога с семьей — современный метод тренинговой групповой работы, альтернатива индивидуальной консультации.

Цели балинтовской группы в данном направлении:

Каждая встреча посвящается обсуждению одного конкретного случая, о котором рассказывает родитель. Это может быть какое-то происшествие или постоянно повторяющееся событие, вызывающее беспокойство, удивление, злость. Например, маму расстраивает, что ее ребенок сильно грызет ногти или начал заикаться. При этом необходимо описывать конкретные проявления проблемы, обстоятельства ее появления, как сам родитель воспринимает эту ситуацию, какие чувства испытывает, какие мысли приходят. Далее работа балинтовской группы ведется по общему алгоритму.

Балинтовские встречи с родителями проводятся один раз в неделю. При этом занятий должно быть не меньше, чем количество участников в группе, чтобы каждый имел возможность посвятить одну из встреч разбору именно его случая.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-04-05; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.205.223 (0.009 с.)