Семинарские и практические занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинарские и практические занятия



Процесс обучения в ВШ предусматривает практические занятия (ПЗ). Они предназначены для углубленного изучения дисциплины. Их формы разнообразны. Это родовое понятие: уроки иностранного языка, лабораторные работы, семинарские занятия, практикумы.

Практические занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем. На младших курсах практические занятия проводятся через 2-3 лекции и логически продолжают работу, начатую на лекции.

Цель практических занятий. ПЗ призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

План ПЗ отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем. Он является общим для всех преподавателей и обсуждается на заседании кафедры.

Методика ПЗ может быть различной, она зависит от авторской индивидуальности преподавателя. Важно, чтобы различными методами достигалась общая дидактическая цель.

Доцент, профессор должен сам вести ПЗ, хотя бы в одной группе, посещать занятия ассистентов для координации теоретической и практической частей курса. Между лекцией и ПЗ планируется самостоятельная работа студентов, предполагающая изучение конспекта лекций и подготовку к практическим занятиям.

Структура ПЗ в основном одинакова:

• вступление преподавателя;

• ответы на вопросы студентов по неясному материалу;

• практическая часть как плановая;

• заключительное слово преподавателя.

Разнообразие занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.

Цель занятий должна быть ясна не только преподавателю, но и слушателям.

ПЗ не должно быть топтанием на месте. Если студенты поймут, что все его обучающие возможности исчерпаны, то резко упадет уровень мотивации. Следует организовывать ПЗ так, чтобы студенты постоянно ощущали нарастание сложности выполняемых заданий, испытывали положительные эмоции от переживания собственного успеха в учении, были заняты напряженной творческой работой, поисками правильных и точных решений. Большое значение имеют индивидуальный подход и продуктивное педагогическое общение. Обучаемые должны получить возможность раскрыть и проявить свои способности, свой личностный потенциал. Поэтому при разработке заданий и плана занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки и интересы каждого студента группы, выступая в роли консультанта и не подавляя самостоятельности и инициативы студентов.

Семинарские занятия

Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово "семинар" происходит от латинского "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам и "прорастающих" в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С XVII в. эта форма обучения используется в Западной Европе, а с XIX в. - в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого студенты практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования. Семинарская форма обучения постоянно развивалась, все более четко реагируя на задачи высшей школы

В современной ВШ семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий - обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. На семинарах решаются следующие педагогические задачи (по А. М. Матюшкину):

· развитие творческого профессионального мышления;

· профессиональное использование знаний в учебных условиях:

· овладение языком соответствующей науки;

· формирование навыков оперирования формулировками, понятиями, определениями;

· овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

В ВШ практикуется 3 типа семинаров:

1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.

Формы семинарских занятий: а) развернутая беседа по заранее известному плану; б) небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара. Выступления в беседе – это уже краткие доклады. Метод докладов предполагает обмен мнениями, т.е. момент живой беседы.

 

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

На семинарских занятиях предпочтительней обсуждать:

1) узловые темы курса, усвоение которых определяет качество профессиональной подготовки;

2) вопросы, наиболее трудные для понимания и усвоения. Их обсуждение следует проводить в условиях коллективной работы, обеспечивающей активное участие каждого студента.

Лабораторные работы

Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки студентов в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера. Эксперимент в его современной форме играет все большую роль в подготовке инженеров, которые должны иметь навыки исследовательской работы с первых шагов своей профессиональной деятельности. "Лаборатория" происходит от латинского слова "labor" - труд, работа, трудность. Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.

Лабораторные работы имеют ярко выраженную специфику в зависимости от учебной специальности. Поэтому в каждом конкретном случае уместны частные методические рекомендации. Из общепедагогических рекомендаций отметим следующие.

Важнейшей стороной любой формы практических занятий являются упражнения. Основа в упражнении - пример, который разбирается с позиций теории, развитой в лекции. Как правило, основное внимание уделяется формированию конкретных умений, навыков, что и определяет содержание деятельности студентов - решение задач, графические работы, уточнение категорий и понятий науки, являющихся предпосылкой правильного мышления и речи. Проводя упражнения со студентами, следует специально обращать внимание на формирование способности к осмыслению и пониманию.

Самостоятельная работа студентов

Самостоятельная работа студентов (СРС) наряду с аудиторной представляет одну из форм учебного процесса и является существенной его частью. Для ее успешного выполнения необходимы планирование и контроль со стороны преподавателей, а также планирование объема самостоятельной работы в учебных планах специальностей профилирующими кафедрами, учебной частью, методическими службами учебного заведения.

Самостоятельная работа - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию н при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

СРС предназначена не только для овладения каждой дисциплиной, но и для формирования навыков самостоятельной работы вообще, в учебной, научной, профессиональной деятельности, способности принимать на себя ответственность, самостоятельно решить проблему, находить конструктивные решения, выход из кризисной ситуации и т.д. Значимость СРС выходит далеко за рамки отдельного предмета, в связи с чем выпускающие кафедры должны разрабатывать стратегию формирования системы умений и навыков самостоятельной работы. При этом следует исходить из уровня самостоятельности абитуриентов и требований к уровню самостоятельности выпускников с тем, чтобы за период обучения искомый уровень был достигнут.

 

 

Литература и электронные ресурсы

1. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред. и высш. учеб. заведений, слушателей ИПК и ФПК. – Ростов- н /Д: Творческий центр «Учитель», 1999.

2. Педагогика: учебное пособие для вузов / Бордовская, Н. В., Реан А.А. - СПб.: Питер, 2009. - 299 с.

3. Пидкасистый П.И. Педагогика: учебник для вузов. – 2-е изд. – М.: Юрайт: ИД Юрайт, 2011г. Режим доступа - http://ibooks.ru/reading.php?productid=22555

4. Столяренко А.М. Общая педагогика: учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. Адрес размещения электронного варианта книги: http://www.iprbookshop.ru/obshhaya-pedagogika.-uchebnoe-posobie.html

5. Научно-теоретический журнал «Педагогика». – Режим доступа: http://www.pedagogika-rao.ru/index.php?id=47

 

 

Задания по лекции:

1. На основании текста лекции и ознакомления с предложенной литературой дайте определение основным категориям педагогики: обучение, преподавание, воспитание. Обоснуйте особенности применения данных понятий в высшей школе.

2. Выделите одну тенденцию развития современного образования и обоснуйте ее актуальность. 

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Дайте ответы на вопросы:

1. Как в психологической литературе характеризуют термины: «студенческая юность», «ранняя взрослость», «молодость»?

2. В чем заключаются типичные трудности первокурсника?

3. Что обозначает термин «деятельность», какова структура деятельности?

4. Какие психологические факторы влияют на успешность обучения студента вуза?

5. Какие специальные способности нужны студенту вашего профиля подготовки для успешного освоения профессии?

 

  Объясните, почему одни студенты много и охотно работают над овладением знаниями и профессиональным мастерством, а возникающие трудности только добавляют им энергии и желания добиться поставленной цели, в то время как другие все делают словно из-под палки, а появление даже незначительных препятствий резко снижает их активность вплоть до разрушения учебной деятельности?

Литература и электронные ресурсы

1. Психология раннего студенческого возраста / Е.Л. Бережковская, О.Г. Кравцов, В.Т. Кудрявцев и др.; под ред. Е.Л. Бережковской. – Москва: Проспект, 2014. – 192 с.: табл. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=375494

2. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности: учеб. пособие для студ. учреждений высш.образования / С.Д. Смирнов. - 5е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2010 - 400 с.

3. Арсентьева М. В. Психологические факторы успешного обучения студентов в вузе // Известия ТулГУ. Технические науки. 2012. №11-2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-uspeshnogo-obucheniya-studentov-v-vuze

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

 

Заполните таблицу

Таблица  - Виды лекций

п/п Название Характеристика
1. Вводная лекция  
2. Заключительная лекция  
3. Обзорная лекция  
4. Лекция-консультация  
5. Проблемно-поисковая лекция  
6. Лекция-пресс-конференция  
7. Лекция-диалог  

 

 

Ответьте на вопросы:

· Какова цель лекции в процессе обучения в высшей школе?

· Какие типы лекций существуют?

· В чем особенности вводной, обзорной, проблемной, лекции-визуализации, лекции-пресс-конференции, лекции вдвоем?

· По каким показателям можно определить успешную лекцию?

· В чем назначение практического занятия?

· Что такое семинар?

· Какие бывают семинары?

· Что такое лабораторная работа?

· По каким показателям можно определить успешное практическое занятие?

· Каково назначение самостоятельной работы студентов?

· Какая система оценок существует в высшей школе?

Литература

1. Мандель, Б.Р. Педагогика высшей школы: история, проблематика, принципы / Б.Р. Мандель. – Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2017. – 619 с. ил. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=450639

2. Солодова Г.Г. Психология и педагогика высшей школы: [16+] / Г.Г. Солодова – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2017. – 55 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=481633

3. Шамис В. А. Активные методы обучения в вузе // СТЭЖ. 2011. №14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktivnye-metody-obucheniya-v-vuze

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.130.24 (0.042 с.)