Законы обучения по Хуторскому А.В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Законы обучения по Хуторскому А.В.



- Закон социальной обусловленности целей, содержания, форм и методов обучения. Социальный строй и общественно-экономические отношения оказывают определяющее влияние на основные элементы доминирующих в школьной практике дидактических систем. Например, демократические процессы во время перестройки конца 1980-х гг. обусловили появление в стране множества авторских школ и обучающих систем.

- Закон взаимосвязи творческой самореализации обучающегося и образовательной среды. Степень реализации творческого потенциала обучающегося зависит от условий, средств и технологий, включаемых в обеспечение образовательного процесса.

- Закон взаимосвязи обучения, воспитания и развития. Любая деятельность, направленная на обучение, сопряжена с развитием способностей обучающегося, с самореализацией личности. 

- Закон обусловленности результатов обучения характером образовательной деятельности обучающихся. От того, насколько активна, личностно-ориентирована и продуктивна организуемая деятельность ученика, зависит и ее результативность. Наибольшее влияние на результаты обучения оказывают применяемые технологии, формы и методы обучения.

- Закон целостности и единства образовательного процесса. Данный закон устанавливает необходимость внутреннего согласования между собой всех элементов обучения в соотношении с соответствующими педагогическими и дидактическими компонентами образовательной системы.

Закономерности — относительно устойчивые и регулярные взаимосвязи между явлениями и объектами реальности, обнаруживающиеся в процессах изменения и развития.

Например, важной закономерностью процесса обучения является взаимосвязь рационального и эмоционального в обучении. Умение педагога создавать положительный эмоциональный тонус является мощным стимулом формирования познавательно интереса. Закономерной является связь самореализации личности с развитием способов понимания, коммуникации, рефлексии.

Закономерность лежит в основе принципа, как руководства к действию. Дидактический принцип – это основное положение, руководящая идея, требование к организации учебного процесса.

Дидактические принципы

Принцип сознательности и активности обучения. В основе данного принципа лежит положение о том, что основу образования составляют самостоятельно осмысленные знания. Сознательное усвоение знаний зависит от мотивов обучения, от характера познавательной деятельности. Активность учащегося влияет на скорость усвоения материала, его глубину и прочность. Этот принцип диктует свои правила:

•   обучающийся должен понимать цели и задачи предстоящей работы;

•   нужно использовать разнообразные формы познавательной деятельности;

•   нужно приводить примеры;

•   нужно чаще задавать вопрос: «Почему?», чтобы научить понимать причинно-следственные связи;

•   нужно вселять уверенность в успехе.

Принцип наглядности в обучении. Один из самых древних принципов. В его основе лежит строго зафиксированная закономерность о том, что органы чувств человека обладают разной чувствительностью к внешним раздражителям. Через органы зрения мозг получает в 5 раз больше информации, чем через органы слуха. Правила:

•   все, что только можно, нужно давать для восприятиями чувством: видимое – для зрения; слышимое – для слуха и т.д.;

•   необходимо использовать все виды памяти – не только слуховую, но и зрительную и моторную;

•   наглядности должно быть в меру. Она не должна препятствовать восприятию и пониманию главного.

Принцип систематичности и последовательности в обучении. Система научных знаний создается благодаря внутренней логике учебного материала и познавательным возможностям учащихся. Чем меньше перерывов и неуправляемых моментов в процессе обучения, тем он успешнее. Если систематически не упражняться в определенных навыках, то они утрачиваются. Если не соблюдать последовательности в обучении, то процесс развития учащегося замедляется. Правила:

•   содержание образования необходимо разделять на логически завершенные части;

•   нельзя ставить вопросы, которые не будут основательно раскрыты;

•   сформированная система знаний препятствует их забыванию. Даже забытые знания быстро восстанавливаются в системе;

•   сегодняшние знаний должны закреплять вчерашние и прокладывать дорогу для завтрашних.

Принцип прочности результатов обучения. В данном принципе закреплены следующие закономерности. Прочность усвоения материала зависит не только от его содержания и структуры, но и отношения к нему учащегося. Прочность зависит от вида и методов обучения, от избирательности памяти учащихся, их интересов и ценностей. Правила:

•   следует экономить силы обучающихся – не допускать перегрузок памяти в ущерб мышлению;

•   запоминать необходимо сознательно усвоенное и хорошо осмысленное;

•   следует приучать обучающихся пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями;

•   нельзя приступать к изучению нового, не сформировав к нему положительного отношения;

•   необходимо развивать память обучающихся.

Принцип доступности обучения. Доступность определяется возрастными особенностями обучающихся, их индивидуальными особенностями. Она зависит от организации учебного процесса, от выбора форм, методов, технологий обучения. Правило доступности обучения по Коменскому: от легкого – к трудному; от простого – к сложному; от известного – к неизвестному. Правила:

•   когда приступают к изучению какого-либо предмета, обучающийся должен быть к этому подготовлен;

•   процесс обучения должен идти в оптимальном темпе – не задерживая сильных и развивая скорость действия слабых;

•   введение каждого нового понятия должно быть подготовлено всем ходом предыдущего обучения;

•   доступность зависит от ясности речи педагога.

Принцип научности. Данный принцип требует, чтобы обучающимся предлагались только подлинно научные знания. Научность обеспечивается содержанием образования. Правила:

•   необходимо использовать в процессе обучения новейшие достижения науки;

•   следует раскрывать обучающимся логику учебного предмета, основы научных понятий;

•   необходимо развивать исследовательскую деятельность обучающихся, дать им возможность пережить радость открытия.

Принцип связи теории с практикой. Практика рассматривается как область использования результатов обучения. Чем больше знания используются в жизни, тем выше сознательность обучения. Правила:

•   обучающиеся должны осознать жизненную необходимость обучения;

•   педагог не должен уходить от острых и трудных вопросов жизни;

•   больше внимания необходимо уделять практической деятельности – 80-85% информации усваивается путем практической деятельности.

 

Содержание процесса обучения

Содержание процесса обучения – это система научных знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих идей и убеждений, которыми необходимо овладеть в процессе обучения.

Человек веками приобретал знания о природе, о самом себе, об обществе, учился выполнять различные виды работ, решать проблемы. Человечество накопило огромный запас знаний. Их так много, что нельзя даже и подумать о полном их усвоении. Поэтому и существует проблема выбора самых главных, или базисных знаний. Источники содержания образования – это культура, наука, опыт общественных отношений, духовные ценности, сферы деятельности человека. При педагогической переработке отбирается то, что наиболее ценно для активного участия в жизни общества, для развития способностей и личности в целом. Отбор содержания в осуществляется со следующих позиций:

•   содержание должно отражать научную картину мира;

•   содержание должно иметь общеобразовательное значение – значение для многих предметов;

•   содержание должно быть доступным и логичным;

•   содержание должно показывать способы применения полученных знаний на практике;

•   содержание должно раскрывать нерешенные проблемы, значимые для науки и общества.

Одной из современных тенденций развития содержания образования является его стандартизация. Она вызвана необходимостью создания единого образовательного пространства во всей стране, получения одинакового уровня образования. Слово стандарт в пер. с англ. означает «норма», «образец», «мерило».

Образовательный стандарт сегодня выступает в качестве инструмента государственной политики в образовании и обеспечивает:

•   равенство и доступность при различных стартовых возможностях;

•   сохранение единства образовательного пространства в РФ;

•   преемственность ступеней образования;

•   вариативность содержания основных образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования основных образовательных программ различного уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

•   государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к реализации основных образовательных программ;

•   признание документов иностранных государств об образовании.

Современная трактовка содержания образования, заключается в том, что обучающимся не столько сообщается информация, сколько организуется самостоятельная познавательная деятельность, направленная на то, чтобы научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике.

ПРОЦЕСС ВОСПИТАНИЯ

Воспитание – многомерное, многоуровневое и многозначное понятие. Сложность понимания воспитания обусловлена несколькими причинами. Во-первых, это кажущаяся простота понятия. Само слово «воспитание» интуитивно понятно каждому, но для нас важно его научное значение, что характеризует профессиональный подход в образовательной деятельности. Воспитание является важнейшей функцией общества с древнейших времен. Воспитание имеет общий корень со словом «питание». В ходе воспитания человек получает особое питание, прежде всего, духовное. Существует множество определений понятий «воспитание». Вот некоторые из них.

«Воспитание – это планомерное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих необходимые условия для его развития, подготовки к общественной жизни и производительному труду» (А.В.Петровский).

    «Воспитание – это педагогический компонент процесса социализации, который предполагает целенаправленные действия по созданию условий для развития человека» (Л.В.Байбородова, М.И.Рожков).

«Воспитание – это целенаправленное, организованное профессионалом-педагогом восхождение ребенка к культуре современного общества, как развитие способности жить в нем и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» (Н.Е.Щуркова).

Е.В.Титова, анализируя значение смыслов понятия «воспитание», дает их классификацию:

- А-воспитание. Понятия, отражающие влияние общества, социальной среды на формирование личности. Воспитание рассматривается как процесс социализации человека. Социализация - организация прямого усвоения социальных норм и установок (процесс адаптации и интеграции человека в обществе путем усвоения социального опыта, ценностей, норм, установок, в диалектическом единстве с процессами саморазвития и самореализации личности в обществе). Зачастую воспитание сводят к управлению социализацией, т.е. к организации прямого усвоения социальных норм и установок. Однако в последнее время произошел сдвиг в сторону понимания воспитания как практического, личностно значимого действия для ребенка, формирующего собственные установки относительно и общественных и личных проблем. 

- Б-воспитание. Понятия отражают внутренний процесс становления и развития личности. Воспитание рассматривается как социокультурное развитие человека. Категория «воспитание» приобретает значение жизнетворчества, построения собственной жизни. Жизнетворчество предполагает открытость детской жизни для сострадания, взаимопомощи, добрых дел, акций милосердия, коллективного труда для других людей, заботы о близких и дальних.

-   В-воспитание. Понятия отражают специально организованную педагогическую деятельность. Воспитание рассматривается как вид педагогической деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 1287; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.015 с.)