Психологическая готовность к школьному обучению 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологическая готовность к школьному обучению



Понятие психологической готовности к школьному обучению подразумевает необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения образовательной программы и выполнения школьных требований.Это продукт взаимодействия нескольких групп факторов: наследственных задатков и процесса их реализации, опыта учебных возможностей, мотивации. Психологическая готовность ребенка к школе – это важный итог психического развития в период дошкольного детства.

Понятие «психологическая готовность к школе» было введено А.Н. Леонтьевым, который понимал под ним способность управлять своим поведением. Л.С. Выготский делал акцент на интеллектуальной готовности, а конкретно – на умении обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Здесь важно то, что интеллектуальная готовность заключается не в количестве знаний, а в уровне интеллектуального развития. Другим направлением стало изучение личностной готовности. Так, Л.И. Божович уделяла большое влияние готовности к социальной позиции школьника, М.И. Лисина говорила о целостной системе личностной готовности. А.В. Запорожец, Д.Б. Эль­конин, А.Л. Венгер используют понятие социальной зрелости.

В настоящее время понятие психологической готовности рассматривают как многокомпонентное образование. Оно включает соматическую, физическую зрелость; интеллектуальную готовность (в ее основе лежит функциональная зрелость); мотивационную готовность; эмоционально-волевую готовность и социальную (коммуникативную) готовность. В разных подходах акцент делается на различных компонентах готовности. Так, Е.Е. Кравцова (1991) особое внимание уделяет социальной (коммуникативной) готовности, проблеме сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, а также отношению ребенка к самому себе. В концепции Н.И. Гуткиной (2007) под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка. При этом критериями готовности выступают характеристики аффективно-потребностной (мотивационной), произвольной, интеллектуальной и речевой сфер развития ребенка.

«Кризис семи лет»

Дошкольный период заканчивается возрастным кризисом, который Л.С. Выготский назвал «кризисом 7 лет». В настоящее время он обычно протекает на седьмом году жизни ребенка и его правильнее было бы обозначить как «кризис 6–7 лет».

Основные новообразования: появление «внутренней позиции школьника», утрата детской непосредственности, обобщение переживаний, рост познавательной мотивации (сначала в игровой форме), расхождение Я-реального и Я-идеального, возникновение представления о незнакомом взрослом, появление внеситуативно-личностного общения со взрослым и развитие произвольности действия.

Симптомы кризиса. К.Н. Поливанова выделяет 3 категории симптомов «кризиса 7 лет», каждая из которых имеет психологический смысл.

· «Негативистские» симптомы»: спор, непослушание, пауза, требовательность, упрямство, хитрость, реакция на критику, капризы – ребенок начинает отделять правила от ситуации.

· «Нейтральные симптомы»: интерес к внешнему виду, взрослое поведение: демонстративная рассудительность и карикатурная взрослость – ребенок копирует внешние признаки взрослости.

· «Конструктивные симптомы»: самостоятельность, самостоятельные занятия, общие вопросы, интерес к школе – ребенок пробует взять на себя новые обязанности.

Вопросы

1. В чем заключается значение игры для дошкольников?

2. Назовите основные эффекты социализации познавательных функций.

3. С какими эмоционально-личностными проблемами дошкольников могут столкнуться их родители?

4. Раскройте значение общения со взрослыми и со сверстниками для детей дошкольного возраста.

5. Какие компоненты психологической готовности к школе Вы считаете наиболее важными?

6. В чем заключается и как протекает «кризис 7 лет» у детей?

Тема 10. Младший школьный возраст

Общая характеристика

Младший школьный возраст – это возраст обучения в начальной школе, его границы – от 6–7 до 10–11 лет. Это период вторичной социализации. Ведущий тип деятельности – учебная. Так, развитие психики младших школьников происходит главным образом под влиянием обучения. Наибольшие сдвиги в психическом развитии отмечаются в первый год обучения. Важная роль принадлежит также эстетической деятельности, так как в этом возрасте ребенок ярко воспринимает природу, красоту окружающего мира. Ведущей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. По мнению Л.С. Вы­гот­ского, основными психологическими новообразованиями являются произвольность и осознанность всех психических процессов, а также их интеллектуализация и внутреннее опосредование. Согласно концепции Э. Эриксона, в этот период формируется такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности.

Физическое развитие

Идет активное анатомо-физиологическое созревание организма. Так, продолжается окостенение скелета, фаланг пальцев руки, что необходимо учитывать при учебной нагрузке. Увеличивается общая мышечная сила. При этом развитие крупных мышц опережает развитие мелких. Увеличивается общая физическая выносливость. Повышается работоспособность головного мозга, идет интенсивное морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий. Возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения еще преобладают, отсюда – эмоциональная возбудимость, импульсивность.

 

Когнитивное развитие

Перцепция. Восприятие становится все более целенаправленным и управляемым. Идет переход от двухмерного к трехмерному измерению. Также характерен переход от фиксированной системы отсчета от себя к свободно выбранной или произвольно заданной. Дети абстрагируют форму от предмета, но еще допускают ошибки в узнавании геометрических фигур. Причина этого – ситуативность восприятия. Существенно развивается специальный вид восприятия – слушание. Огромным достижением в развитии восприятия младшего школьника является установление им первых связей пространства, времени, количества.

Внимание первоклассника еще во многом сохраняет черты, характерные для дошкольников: узкий объем внимания, неустойчивость произвольного внимания, легкая отвлекаемость из-за низкой концентрации.

Основные линии развития внимания: расширение объема внимания, развитие его переключения, развитие умения распределять внимание между разными видами действий и развитие произвольности внимания. В 10–11 лет объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей почти такие же, как и взрослого человека.

Проблемы с вниманием могут быть связаны с возрастными особенностями высшей нервной деятельности, переутомлением, неправильным дыханием и нарушением снабжения мозга кислородом, недостаточной умственной активностью, неправильным воспитанием. Отмечается связь внимания с успеваемостью. Внимание формируется в учебной деятельности.

Память. В связи с новыми требованиями происходят существенные изменения в процессах памяти. Младший школьный возраст характеризуется прогрессивным развитием кратковременной и долговременной памяти. Образная память еще преобладает над вербальной, но темп развития вербальной памяти намного выше за счет доминирования в учебной деятельности словесного материала. Важная линия развития – переход от механической памяти к смысловой, что резко увеличивает процесс запоминания. К концу периода память начинает носить произвольный характер. На формирование произвольности влияют мотив и установка. Память младших школьников отличается пластичностью. Характерная особенность – ремининсценция: пауза между запечатлением материала и его воспроизведением, особенно это касается эмоционально насыщенного материала

Основные линии развития памяти: расширение объема памяти, рост точности и системности воспроизведенного материала, опора на смысловые связи, приобретение произвольности, освоение рациональных способов запоминания.

Представление и воображение. В возрасте 7–9 лет у ребенка активно начинают развиваться продуктивные представления. Идет переход от непроизвольных представлений к произвольным. В младшем школьном возрасте активно развивается репродуктивное воображение, которое перерабатывает образы действительности. Важная задача – развитие творческого воображения.

Мышление. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Однако для решения новых, необычных задач дети прибегают к практическому, наглядно-действенному мышлению. Характерна тенденция использовать уже известные приемы, стереотипность мышления. В то же время идет развитие вербально-логи­ческого мышления, его операций (классификация, систематизация, сравнение, различение, обобщение). Активно развивается понятийное мышление. Ребенок начинает отражать наиболее общие, существенные признаки предметов и явлений. Идет усвоение научных понятий.

По теории Ж. Пиаже возраст между 5 и 7 годами знаменует собой переход от дооперационального мышления к мышлению на уровне конкретных операций. Мышление приобретает следующие черты: гибкость, обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, меньшую эгоцентричность, способность делать логические выводы (умозаключения) и поиск причинно-следственных связей.

По мнению В.В. Давыдова и А.К. Марковой (1978), в процессе учебной деятельности у младших школьников может возникнуть и формироваться основа отвлеченного, теоретического мышления.

Речь. Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Благодаря обучению грамоте, элементам фонетики и морфологии ребенок начинает осознавать структуру своей речи и родного языка. Речь становится объектом познания. Ребенок знакомится с новым для него видом речи – письменной речью.

Развивается собственно разговорная речь (как ситуативная, так и контекстная). Развитие контекстной речи связано с развитием письменной речи. Важная задача – развитие объяснительной формы речи.

Развитие личности

В младшем школьном возрасте активно развиваются основные компоненты личностной структуры: направленность, характер, способности (как общие, так и специальные). В этот период продолжается усвоение моральных норм и правил взаимодействия с другими людьми. Идет интенсивное формирование ценностных ориентаций и нравственных качеств ребенка. Возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности, составляющие основу формирования характера. В младшем школьном возрасте складывается отношение к учению, которое связано с познавательной активностью человека.

По мнению Ж. Пиаже, в возрасте от 5 до 12 лет представления ребенка о справедливости меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму.

Я-концепция и самооценка. Я-концепция младших школьников достаточно фрагментарна, еще нет четкого видения себя, своих особенностей. Когнитивный компонент Я-концепции развит еще слабо. Образ «Я» характеризуется стабильностью (Я – вневременное и внеситуативное) и «объективностью» (описание своих объективных характеристик).

Формирование самооценки младших школьников происходит под влиянием оценки учителя. Значимы те качества, которые связаны с успешностью учебной деятельности. Самооценка конкретна, ситуативна. В целом, самооценка носит несколько завышенный, неадекватный характер.

Развитие эмоционально-волевой сферы. В младшем школьном возрасте усиливаются сдержанность и осознанность в проявлении эмоций. Повышается устойчивость эмоциональных состояний. Младшие школьники более уравновешены, чем дошкольники, а также подростки. Им присущи длительные, устойчивые, радостные и бодрые настроения. Идет активное становление социальных эмоций. Развивается собственная эмоциональная выразительность. Характерная особенность – эмоциональная впечатлительность.

Младший школьный возраст – сензитивный период для регуляции эмоциональных состояний. Идет работа со страхами, что выражается в таком феномене детской субкультуры, как рассказывание страшных историй.

Для детей характерны школьные страхи, наиболее остро они переживаются первоклассниками. Младшим школьникам также присущи «магические» страхи: какой-то беды, несчастья, вера в плохие при­меты.

В младшем школьном возрасте растет умение проявлять волевые усилия. Усложняется структура волевого действия за счет усложнения мотивации постановки цели и выбора путей ее достижения. Формируется произвольность поведения и деятельности.

Развитие потребностно-мотивационной сферы. В младшем школьном возрасте мотивационную сферу ребенка характеризует постепенный переход к иерархическому строению системы мотивов. Ведущее значение в структуре социальной мотивации имеет стремление занять новую социальную позицию и в этой связи ориентация на учителя и его требования. Наряду с социальной мотивацией выделяют познавательную (Л.И. Божович, П.П. Калчев). Развитие познавательных интересов идет по пути повышения их устойчивости и дифференцированности. Влияние мотивации в качестве внутреннего фактора учебной успеваемости опосредуется уровнем интеллектуального развития ребенка.

Психосоциальное развитие

У младших школьников происходят большие изменения в отношениях друг к другу. В этот период у них возникают коллективные связи, начинает формироваться общественное мнение, требовательность друг к другу, взаимная оценка. Характерная черта взаимоотношений младших школьников состоит в том, что их дружба основана, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов. Другая особенность – признание авторитета учителя. Дети этого возраста общительны, отзывчивы, доверчивы. На рубеже 3–4 класса идет резкая переориентация со взрослых на сверстников.

Р. Селман (1980) говорит о том, что дошкольникам и ученикам 1–2 классов свойственен эгоцентрический характер дружбы. Затем дети начинают устанавливать более близкие отношения и характер дружбы меняется. Иногда зародившаяся в детстве дружба продолжается всю жизнь, но гораздо чаще она прерывается по объективным причинам.

Вопросы

1. Какие основные психические новообразования младшего школьного возраста выделяли Э. Эриксон и Л.С. Выготский?

2. Какой вид мышления преобладает у младших школьников?

3. Назовите основные линии эмоционального развития в младшем школьном возрасте.

4. Какие социальные мотивы являются ведущими у младших школьников?

5. В чем заключаются особенности психосоциального развития в младшем школьном возрасте?

6. Опишите особенности Я-концепции младших школьников.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Общая характеристика. Главное содержание подросткового возраста – переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования: появление новых интеллектуальных возможностей, развитие рефлексии, открытие подростком собственного «Я», формирование характера. Центральное новообразование подросткового возраста – развитие самосознания и его особой формы – чувства взрослости.

Главный критерий – переходность на всех уровнях. Другая особенность – интенсивность изменений. Психологическое содержание подросткового возраста – проявление самостоятельности (чаще в форме самоутверждения). Ведущий тип деятельности – интимно-личност­ное общение. Но также важна практическая, социально значимая деятельность.

Изначально подростковый возраст рассматривался как крити­ческий. Тем не менее, специалисты в области возрастных кризисов (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, К.Н. Поливанова) рассматривают подростковый возраст как стабильный. Кризисным является переход от младшего школьного к подростковому возрасту – «предподростковый кризис». Так, Д.Б. Эльконин говорит о «кризисе 11 лет», который разделяет две эпохи в развитии – детство и подростничество. Этот кризис может носить затяжной характер.

Существуют различные мнения и о границах подросткового периода (особенно верхней). Так, Л.С. Выготский определяет верхнюю границу подросткового возраста в 18 лет, Л.И. Божович – в 16 лет, Д.Б. Бромлей, Д.Б. Эльконин, Е.Ф. Рыбалко – в 15 лет. В целом, мы будем определять рамки подросткового возраста как период от 10–11 до 15 лет.

Основные проблемы подросткового возраста находятся в области общения со сверстниками, со взрослыми, в принятии себя, в сфере мотивации.

Физическое развитие

Переход к отрочеству связан с бурными физиологическими изменениями, с процессом полового созревания. Это период неравномерного, дисгармоничного развития отдельных органов и систем. Биологические признаки наступления отрочества: значительное прибавление в весе, увеличение скорости роста, быстрое развитие репродуктивных органов и появление вторичных половых признаков. При этом большинство изменений носит половую специфику.

Неравномерность развития приводит к повышенной возбудимости, раздражительности, быстрой утомляемости, головокружению и сердцебиению у младших подростков. В старшем подростковом возрасте отмечается гармонизация физического развития.

У девочек скачок роста и другие биологические изменения происходят приблизительно на 2 года раньше, чем у мальчиков. Существует и большая индивидуальная вариативность (крайние типы: акселерация, ретардация).

Физическое развитие – стимулятор различных форм поведения, оно также отражается на самооценке. Изменения внешности требуют адаптации к нему подростков, могут возникать различные отклонения (нервная анорексия и булимия, дисморфофобии).

Когнитивное развитие

Внимание. В подростковый период внимание характеризуется большим объемом, устойчивостью, избирательностью. Ему свойственны произвольность и подконтрольность. При этом возраст 10–13 лет отличается замедленным и разнонаправленным ростом свойств внимания. По оценкам продуктивности ведущее положение занимают избирательность и объем. Отмечается расструктурированность свойств внимания. В возрасте 13–16 лет обнаружен ускоренный, однонаправленный рост продуктивности свойств внимания, особенно устойчивости, интегрированность всех свойств внимания. Внимание становится более избирательным, зависит от направленности интересов и моти­вации.

Память. Характерная особенность подросткового возраста – рост произвольности памяти. Продуктивность долговременной памяти увеличивается в 1,6 раза, а кратковременной – в 1,8 раза. Интенсивные изменения происходят и в образной, и в вербально-логической памяти, но по уровню развития вербальная память начинает занимать ведущее положение. Отмечается гетерохронность различных видов памяти: в 8–11 лет высший уровень продуктивности достигается в сфере образной памяти, а в 16 лет – в вербальной памяти при запоминании отдельных слов. Замедляется развитие механической памяти. Для подросткового возраста характерна большая амплитуда и большая частота микровозрастных колебаний памяти. Изменяются приемы запоминания. Особенности функционирования памяти начинает определять мышление.

Итак, память активно развивается, ведущим становится произвольное и осмысленное запоминание вербального и невербального материала.

Воображение. Для подростков характерна склонность к фантазированию. Воображение начинает рисовать картины своего будущего. Появляется планирование, пока еще некритичное. Временная перспектива направлена в далекое будущее – расширяется психологическое время жизни, меняется масштаб времени. Подростки все чаще обращаются к творчеству.

Мышление. Согласно Ж. Пиаже, с 11–12 лет начинается построение формальных операций и перестройка всего интеллекта, появляется «обратимость» мышления. Д. Китинг (1980) выделил 5 особенностей мышления подростка в период формальных операций: умение размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно; опережающее мышление, планирование; гипотетико-дедуктивное мышление; так называемое метапознание, или мышление второго порядка (включает в себя мысли о мыслях, поиск связей между отношениями и маневрирование между реальностью и возможностью); мышление, выходящее за общепринятые рамки, которое часто связывают с юношеским идеализмом.

На уровне формальных операций появляется способность открывать законы и различать факторы, определяющие то или иное событие. Формируется экспериментальное мышление.

Представители информационного подхода (Р. Стернберг и др.) считают, что когнитивное развитие в отрочестве–юности включает в себя более эффективное использование отдельных механизмов обработки информации, развитие более сложных стратегий для различных типов решения задач, более эффективные способы получения информации и ее хранения в символической форме, развитие исполнительных функций более высокого порядка (метафункций), в том числе планирования и принятия решений, и повышение гибкости при выборе методов из более широкой базы сценариев.

В подростковый период активно развивается понятийное мышление. Возрастает способность к абстрактному мышлению. Развивается умение доказывать, делать широкие обобщения. Растут самостоятельность и критичность мышления.

Речь. Подросток постепенно овладевает сложными синтаксическими конструкциями, усложняется структура предложений, которыми он оперирует. Увеличивается словарный запас, в основном за счет специальных научных терминов. Речь подростков отличается более частым и точным употреблением абстрактных и метафорических выражений, более тонкой дифференциацией различных оттенков речи и значения близких, сходных по смыслу слов. Особое значение имеет освоение письменной речи.

Развитие личности

Подростковый период считают периодом «второго рождения» личности – сознательной личности. У подростка формируются устойчивые формы поведения, черты характера, способы эмоционального реагирования, активно развивается самосознание, формируются эталоны женственности и мужественности. Центральное новообразование в развитии личности – появление «комплекса взрослости» (или чувства взрослости). Оно выражает новую жизненную позицию подростка по отношению к себе, к людям и миру; определяет направление и содержание его социальной активности, систему новых стремлений и переживаний.

Показатели сформированности чувства взрослости: возникновение у подростка желания и требований, чтобы окружающие относились к нему как к взрослому, уважали его и признавали его права на определенную самостоятельность; наличие стремления к самостоятельности и желания оградить некоторые сферы жизни от вмешательства взрослых; наличие собственной линии поведения, определенных взглядов, оценок и их отстаивание.

Новообразованием подросткового возраста в развитии личности является также потребность в самовоспитании.

Я-концепция и самооценка. Подростковый возраст характеризуется бурным ростом самосознания, склонностью к самонаблюдению. В результате осуществляется резкий переход от фрагментарного видения себя к относительно полной Я-концепции. Развивается когнитивный компонент Я-концепции: увеличивается широта признаков при самоописании. У подростков растет адекватность самооценки, связанная с ее понижением. При этом уровень притязаний остается очень высоким – отсюда неудовлетворенность, конфликтность. Сильное влияние на самооценку начинает оказывать оценка сверстников. У младших подростков самооценка ситуативна, у старших она становится более устойчивой. У подростков 12–14 лет наблюдается существенное понижение самоуважения, особенно у девочек.

Развитие эмоционально-волевой сферы. Подросткам свойственна некоторая неуравновешенность с преобладанием возбуждения над торможением. Повышенная возбудимость объясняет склонность подростка к аффектации – страстному, резкому и бурному выражению переживаемых чувств: радости, печали, гнева, возмущения (особенно ярко – в младшем подростковом возрасте). Для подросткового возраста характерна высокая эмоциональная лабильность. Другая особенность – «полевая реактивность»: сильная эмоциональная реакция на большинство стимулов.

Переживания становятся глубже, появляются более стойкие чувства и эмоции. Чувства подростка чрезвычайно напряжены, характерен «аффект неадекватности». В целом, число страхов уменьшается, но социальные страхи и тревожность достигают своего максимума к 15 годам.

В подростковом возрасте происходит коренная перестройка структуры волевой активности, появляется регуляция поведения на основе внутренней стимуляции. В то же время волевая сфера подростков весьма противоречива. Снижается дисциплинированность, усиливается проявление упрямства. Для подростков характерна переоценка своих волевых качеств.

Развитие потребностно-мотивационной сферы. В подростковом возрасте продолжается усложнение структуры мотивов. С развитием самосознания наблюдаются качественные изменения мотивов, ряд их характеризуется большой устойчивостью. Ведущим мотивом поведения становится стремление занять удовлетворяющее подростка положение среди сверстников. Сильны потребности в общении и аффилиации (принадлежности к группе). Если эти потребности фрустрированы, то возникают тяжелые переживания. Идет активное развитие ценностных ориентаций, смена идеалов, образцов поведения.

Социальное развитие

Общение со сверстниками. В подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает всё большую ценность. Оно выступает важным специфическим каналом информации, специфическим видом межличностных отношений и специфическим видом эмоционального контакта. Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе двух противоречивых потребностей: обособления (приватизации) и принадлежности (аффилиации). Меняется представление о содержании такого понятия, как одиночество – оно приобретает психологический смысл, при этом имея не только отрицательную, но и положительную сторону.

Формируется потребность в группировании со сверстниками. Типичная черта подростковых групп – высокая конформность.

В подростковом возрасте происходит смена авторитетов в группе. Г.С. Салливен выделяет следующие стадии общения: 10-12 лет – изофилическая стадия (потребность в общении с максимально похожим индивидом); 13–14 лет – гетерофилическая стадия (потребность в общении с другом противоположного пола).

Половые различия заключаются в том, что для мальчиков характерно экстенсивное общение, а для девочек – интенсивное. Возраст 11–12 лет – период обособленности полов.

Общение со взрослыми. Основная проблема – борьба за новые права, активное сопротивление требованиям, ограничивающим самостоятельность. Подросток претендует на уважение его личности, на доверие и активно добивается равноправия со взрослыми. От инициативы взрослого зависит благополучный переход к новому типу отношений. В семье возможны конфликты 3 основных типов: разное понимание самостоятельности у родителей и детей, конфликты, связанные с разными ценностями, их неприятием, и конфликты, связанные с выбором жизненного пути.

Конфликт и трудности возникают из-за расхождения представлений взрослого и подростка о характере прав и степени самостоятельности подростка. Если взрослый не изменяет отношения к подростку, то последний сам переходит на новый тип отношений. Если же взрослый сопротивляется новым отношениям, то возникают различные формы непослушания подростка.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.051 с.)