Теория социального научения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория социального научения.



Вопросы

1. В чем заключается специфика объекта психологии развития и возрастной психологии?

2. Перечислите разделы психологии развития и возрастной психологии.

3. В чем отличие понятий «онтогенез», «жизненный цикл» и «жизненный путь»?

4. Какие виды возраста выделяют?

Тема 2. Методы психологии развития

Исследование психического развития предполагает использование разнообразных методических приемов. Наиболее полной классификацией методов является классификация Б.Г. Ананьева, построенная по принципу исследовательского цикла в психологии. Она включает 4 основных группы методов, которые отражают 4 основных этапа исследования: организационные, эмпирические, обрабатывающие и интерпретационные.

Организационные методы. Для психологии развития специфично применение таких организационных методов, как лонгитюд (метод «продольных» срезов) и сравнительно-возрастной метод («поперечных срезов»). Лонгитюд означает многократное систематическое исследование одних и тех же испытуемых. Измерения повторяются через промежутки времени и сравниваются с данными, полученными на предыдущих этапах. Преимущество лонгитюда в том, что он позволяет выявить генетические связи и сам процесс развития (динамику) функций. Недостатки этого метода: трудоемкость, потеря испытуемых, методологические трудности (привыкание к методам, релевантность используемых методов и др.), а также то, что трудно отделить эффекты хронологического возраста от эффектов исторического периода (эффектов когорты). В целом, используется редко (в основном, из-за трудоемкости). Широкую известность получил Калифорнийский лонгитюд, который длился 40 лет (начиная с 1928 г.). Существуют и кратковременные лонгитюды.

Метод поперечных срезов – самый распространенный метод в психологии развития и возрастной психологии. Заключается он в том, что одновременно обследуются разные возрастные группы. При этом выборки должны быть репрезентативными (с учетом конкретных целей исследования), а сравниваемые группы – однородными. Достоинства метода заключаются в том, что исследование проводится за короткий промежуток времени, лучше поддается управлению. Недостатки: проблема сопоставимости выборок; исследует в большей степени возрастную изменчивость, чем возрастную динамику; могут сказываться эффекты когорты (как и в лонгитюде).

К группе организационных относится также комплексный метод, который был предложен Б.Г. Ананьевым в 1960-е гг. Ананьев отмечал, что при изучении периода взрослости необходимо сочетание методов лонгитюда и поперечных срезов. В комплексном исследовании взрослых под его руководством (1965–1972 гг.) был применен этот принцип. Комплексный метод подразумевает обследование одних и тех же лиц системой методов, когда человек изучается на уровне индивида, субъекта деятельности и личности.

Объединение метода лонгитюда и метода поперечных срезов получило свое развитие и в западных исследованиях. S.K. Whitbourne в 1968 г. разработала так называемый комбинированный метод (когортно-последовательный план). Заключается он в том, что люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются на протяжении длительного периода. Основное достоинство этого метода заключается в том, что он позволяет измерять эффекты когорты, т. е. учитывает фактор исторического времени. Основной недостаток – трудоемкость. Такой комбинированный метод необходим при изучении периода взрослости, если требуется отделить эффекты хронологического возраста от эффектов конкретного исторического периода, социально-экономической и политической ситуации. Именно он может преодолеть эффекты когорты, что недоступно как лонгитюду, так и методу поперечных срезов.

Эмпирические методы, или методы сбора научных данных: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), экспериментальные (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий, или психолого-педагогический эксперименты), праксиметрические, биографические, психодиагностические, анкетирование, беседа, интервью.

Обрабатывающие методы: количественный и качественный анализ. Количественный анализ – методы математической статистики: описательная статистика, дисперсионный, регрессионный, дискриминантный, корреляционный, факторный, кластерный и др. виды анализа. Качественный анализ – дифференциация материала по типам, видам (категоризация) и психологическая казуистика (описание типичных и исключительных случаев).

Интерпретационные методы: генетический – интерпретирует материал в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические и сенситивные периоды в процессе становления психических функций, состояний или свойств личности.

Структурный – интерпретирует материал в характеристиках систем и типов связей между ними (специфическое выражение этого метода – психография).

Вопросы

1. По какому критерию построена классификация методов Б.Г. Ана­ньева?

2. В чем заключается основное достоинство метода лонгитюда?

3. Перечислите достоинства и недостатки метода поперечных срезов.

4. Какой из организационных методов лучше использовать при изучении периода взрослости?

5. В чем различие генетического и структурного методов?

Тема 3. Системный поход в психологии развития
и возрастной психологии

Системный поход к изучению возрастной изменчивости психики был разработан Е.Ф. Рыбалко. Ею были предложены для анализа динамики психики следующие аспекты или подходы: онтологический (биосоциальный), хронологический, структурно-динамический и каузальный. Именно при системном рассмотрении, с точки зрения указанных аспектов, можно достаточно полно отразить специфику возрастной динамики индивидуального развития человека.

С онтологической позиции объект психологии развития и возрастной психологии рассматривается в плане соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека. Онтологический аспект позволяет выявлять специфику психического развития, заключающуюся у человека в единстве биологического и социального бытия при ведущем, определяющем значении социального. Говоря о соотношении биологического и социального в развитии человека многие авторы говорят о том, что это соотношение носит многозначный и в то же время подвижный, динамический характер.

Анализ влияния биологического и социального факторов на развитие человека в течение жизни показывает, что с возрастом снижается влияние естественного ряда и возрастает влияние социального. Так, если до 3 лет идет развертывание биологической наследственной программы, то с 3 лет начинается период первичной социализации. Специфика соотношения биологического и социального в онтогенезе состоит в том, что природные возможности человека могут быть реализованы только в социальных условиях.

Социальное развитие означает формирование человека как личности, включение его в различные системы социальных отношений, институтов и организаций. «Социальное в человеческом развитии выступает в многообразных проявлениях, представляя собой процесс социализации индивидных свойств и становление новообразований в виде таких сложнейших психологических подструктур человека, как личность и субъект профессиональных видов деятельности, познания и общения» (Е.Ф. Рыбалко, с. 35).

Процесс социального развития человека носит многоступенчатый характер и осуществляется на протяжении всей его жизни. Выделяют ряд фаз этого развития.

В период младенчества формируется психологическая готовность к социализации на основе развития разноуровневой структуры задатков, происходит интенсивное формирование доречевой коммуникации и почти всех естественных форм психики, появляется целый комплекс неспецифических форм общения. В период раннего детства формируется основной и универсальный механизм социализации и социального развития в целом – речевая деятельность, которая создает инструментальную готовность ребенка к его последующему социальному развитию.

Периодом первичной социализации является дошкольный возраст, когда ребенок вступает в непосредственные отношения с окружающим миром с помощью речи. Происходит социализация психических функций, начинают формироваться характер, интересы, мотивационно-потребностная сфера.

Подростковый возраст – период вторичной социализации. Социализация выражается в расширении сфер влияния и взаимодействия, идет изменение отношений в семье и школе, усложнение отношений в группе.

В период взрослости происходит дальнейшее социальное развитие человека, связанное со сменой социальных ролей в разных сферах общения, в различных видах практики и поведения, идет вхождение в профессиональную деятельность и становление как профессионала. А в период старения – социальное развитие становится фактором долголетия.

Хронологический подход позволяет оценить психическое развитие как процесс, развертывающийся во времени на протяжении всей жизни человека, выявить закономерности индивидуального развития. Хронологические характеристики включают в себя в качестве независимых переменных следующие основные параметры: темп, длительность и направленность (вектор), позволяющие в своей совокупности определять временную структуру индивидуального развития человека и его отдельных сторон.

Хронологический аспект разделяется на микрохронологический, среднехронологический и макрохронологический подходы, при которых используются разные временные критерии индивидуального развития и рассматривается возрастная динамика либо в отдельные отрезки и периоды жизни, либо в диапазоне всей жизни в связи со средней и максимальной ее продолжительностью.

Макрохронологический подход направлен на рассмотрение предельных границ существования человека в процессе становления человечества как вида по параметру продолжительности жизни. В рамках макрохронологического подхода изучаются факторы индивидуальной продолжительности жизни: 1) генетические (наследственность, половой диморфизм, гетерозис); 2) социально-экономи­ческие факторы; 3) активный образ жизни (двигательный режим, трудовая деятельность, питание, стрессовые факторы); 4) экологические (температура среды, степень ионизирующего облучения, состав воздуха и др.).

Среднехронологический подход рассматривает стадиальность развития отдельных функций и периодизацию жизненного цикла чело­века.

Микрохронологический подход позволяет выявить возрастную динамику отдельных психических образований на основе изучения микровозрастных сдвигов, их показателей в различные отрезки жизни и на протяжении всего жизненного цикла человека. Исследование развития различных психических образований при таком подходе позволило выявить такие онтогенетические закономерности, как гетерохронность и неравномерность: анализ развития функций показывает, что их росту, становлению и инволюции присущ нелинейный, неравномерный, колебательный характер, тогда как сравнение развития различных психических функций, свойств выявляет гетерохронность или разновременность, асинхронность, прохождения стадий подъема, стабилизации и спада. П.К. Анохин выделяет два основных вида гетерохронии: внутрисистемную и межсистемную. Можно говорить о внутрифункциональной и межфункциональной гетерохронности (Е.Ф. Ры­балко).

Смысл неравномерности и гетерохронности развития заключается в том, что эти закономерности обеспечивают жизнеспособность организма в какой-то временной отрезок, обеспечивают разрешение внутреннего противоречия развития: между наследственностью и средой, между различными регуляторами жизнедеятельности.

При структурно-динамическом подходе рассмотрение корреляционных отношений и структурно-динамических преобразований психофизиологических функций, различных характеристик индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности в разные периоды жизни имеет теоретическое значение для раскрытия и описания существенных черт психического развития человека. Глубокий практический смысл структурно-динамического подхода к развитию состоит в определении психофизиологических механизмов управления и самоуправления этим процессом на протяжении всей жизни человека. К числу существенных черт индивидуального развития относится его целостность, которая обеспечивается корреляционным механизмом (Е.Ф. Рыбалко).

Структурно-динамический подход позволяет определить возрастную динамику психических явлений с точки зрения дифференцированности и степени интеграции. При этом подходе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляется преемственность и происходят качественные преобразования в возрастной динамике психики.

Для понимания процесса структурообразования важно проанализировать типологии структур, отражающие их изменение. По характеру онтогенетических преобразований Б.Г. Ананьев разделял корреляционные структуры на несколько типов. Образование новых связей представляет собой конструктивный тип, а процесс изменения корреляционных отношений относится к реконструктивному типу. Временная утрата функциональных связей, а затем их восстановление были названы соответственно деструктивным и реститутивным типами. Распад функциональных связей без их последующего восстановления и преобразования относится к инволюционному типу. Многообразие типов корреляций характеризует возрастную динамику различных психических функций, демонстрируя то, что ослабление корреляционных отношений еще не означает инволюцию структур. Б.Г. Ананьев не раз подчеркивал, что разрушение прежних связей служит базой для последующего построения новых функциональных отношений. В силу этого на протяжении всего индивидуального развития в функциональных структурах имеет место сосуществование преобразований как прогрессивного, так и регрессивного характера.

Другую типологию структур предложил И.И. Шмальгаузен, выделяющий различные типы корреляционных отношений в формировании организма: геномные, морфогенетические и эргонтические.

Таким образом, значение структурно-генетического подхода к психическому развитию состоит в том, что путем установления корреляционных отношений психических функций, свойств и процессов в различных системах человека решаются три основные группы вопросов. С помощью корреляционного анализа определяется степень целостности развития, сопряженности его элементов. Структурно-гене­тический подход позволяет также выявить многокачественность как одну из главных черт развития путем описания структурных новообразований. И, наконец, знание и учет характера взаимосвязей, степени связности отдельных сторон психики в различные периоды жизни позволяют решать учебные и воспитательные задачи управления процессом их развития (Е.Ф. Рыбалко).

Каузальный подход направлен на раскрытие механизмов и движущих сил развития. Детерминантами развития являются общение, познание и труд.

Воздействие фактора общения и различных коммуникативных структур на психическое развитие человека очень велико. Посредством общения передается опыт поколений, формируются социальные формы психики. Целенаправленное общение ребенка со взрослым при обучении приводит к эффекту ускоренного развития в «зоне ближайшего развития», а также влияет на структуру и механизмы развития личности. Влияние процесса обучения необходимо рассмотреть по данным исследований периода школьного онтогенеза, когда учебная деятельность является ведущей. Влияние трудовой, профессиональной деятельности на развитие психических функций и свойств наблюдается, прежде всего, в более высоком уровне развития психических функций и свойств, и большей их сохранности в периоды спада, в условиях оптимальной нагрузки в процессе профессиональной деятельности.

Важным для понимания детерминант психического развития является понятие ведущего типа деятельности. Разработкой данного фактора в концепции деятельности занимались известные отечественные ученые – С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Для каждого из периодов развития человека был выделен свой ведущий тип деятельности (они представлены в параграфе «Теории и периодизации психического развития»).

Б.Г. Ананьев говорил о том, что в каждом возрасте соотносятся между собой игровые, трудовые и учебные виды деятельности, оказывая совместное влияние на психическое развитие человека.

Вопросы

1. Перечислите основные аспекты системного подхода.

2. Какой из аспектов рассматривает проблему социализации психического развития человека?

3. Назовите общие закономерности онтогенеза и аспект системного подхода, связанный с их изучением.

4. Что позволяет определить структурно-динамический подход в психологии развития и возрастной психологии?

5. Какие типы корреляционных структур по характеру онтогенетических преобразований выделял Б.Г. Ананьев?

6. На что направлен каузальный подход в психологии развития и возрастной психологии?

Тема 4. Теории психического развития человека

Исторически сложились две основные группы теорий детского развития – теории преформизма и теории социального научения. В одной из них развитие понимается как созревание врожденных механизмов, в другой – как накопление индивидуального опыта взаимодействия со средой. В некоторых теориях предпринимаются попытки преодолеть недостатки этих двух подходов. В современных подходах также включают как отдельный фактор активности самого человека.

Бихевиоризм

Фундаментальной основой классического бихевиоризма (Дж. Уо­тсон) можно считать механизм образования связей между внешними стимулами и реакциями (S-R), который был положен в основу формирования человеческого по­ведения вообще и развития ребенка в частности.

Развивая эту концепцию, Б. Скиннер ввел понятие инструментального (или оперантного) обусловливания, при котором определенные формы поведения связываются с последующим подкреплением. Если какая-либо после­довательность действий вызывает подкрепление, эти действия будут повторяться.

Психодинамический подход

В основе психодинамического направления лежит представление о том, что движущей силой психики человека является конфликт. Конфликт обеспечивает постоянную потребность и необходимость ме­няться, адаптироваться и развиваться.

Первой попыткой рассмотреть и описать процесс развития человека в рамках данного подхода была концепция психосексуального развития Зигмунда Фрейда. Согласно его теории, инстинктивные потребности и врожденное поведение человека являются принципиально антисоциальными, при этом все стремления и желания его (человека) находятся во внешнем, социальном мире. Поэтому человеку необходимо адаптироваться, но ценой этой адаптации становится тревога или невроз. З. Фрейд предположил, что развитие связано с эрогенными зонами человека. В течение жизни происходит смешение этих зон и меняется фокус развития. В результате было выделено 5 стадий: оральная (от рождения до 1–1,5 лет), анальная (от 1–1,5 до 3 лет), фаллическая (от 3 до 5–6 лет), латентная (от 5–6 до 12 лет) и генитальная (от 12 лет и старше).

На каждой из стадий либидо сосредотачивается в той или иной области тела, раздражение которой приводит к удовлетворению значимых для ребенка потребностей. Неудовлетворение потребностей приводит к фиксации влечений, создает предельное напряжение, вызывает либо неврозоподобные состояния, неуверенность, капризы и другие болезненные симптомы, либо проявления регрессии – возврат к низшему уровню мотивации поведения. Чрезмерное удовлетворение потребностей также может вызвать нежелательные эффекты.

Несколько иной взгляд на природу развития предложила Анна Фрейд. В отличие от классического психоанализа, изучающего, прежде всего, скрытые от сознания психические явления, А. Фрейд одна из первых в детской психоаналитической традиции распространяет основные положения З. Фрейда на сферу сознания, изучая инстанцию «Я» личности. А. Фрейд рассматривает детское развитие как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от принципа удовольствия к принципу реальности. Ядром ее концепции можно назвать представление о том, что развитие происходит в процессе взаимодействия и противоборства внутренних инстинктивных желаний и внешних ограничений, таким образом, развитие идет по пути от зависимости к самостоятельности.

А. Фрейд выделила линии развития: линия развития кормления от младенческой стадии до разумных привычек питания взрослых; линия развития опрятности от первоначальной воспитательной программы взрослого до автоматического овладения функциями выделения; линия развития физической самостоятельности, отношения к старшим и т. п. Особое внимание в психоанализе уделяется линии развития от инфантильной зависимости к взрослой половой жизни.

Если рост происходит путем прогрессивного продвижения к более высокому уровню, то нормальное детское развитие, согласно взглядам А. Фрейд, идет скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в ходе своего развития делают как бы два шага вперед и один назад.

Мелани Кляйн предложила новую для психоанализа концепцию развития. Ее главной заслугой можно назвать разработку теории развития личности и межличностных отношений младенца и очень маленького ребенка. Отношения младенца и маленького ребенка с матерью и другими людьми она рассматривала как главное условие и источник развития его личности и даже просто его физического выживания. Согласно Кляйн, у ребенка с самого начала действуют два основных влечения: любовно-сексуальное и разрушительно-агрес­сивное. Интроецируя (поглощая, усваивая) первые объекты окружающего мира (мать и грудь), идентифицируясь с первичными объектами и с возникающими с ними объектными отношениями, ребенок строит свой внутренний мир, овладевает своими влечениями. Сам процесс интеграции Эго и развития его защитных механизмов проходит через две стадии, которые не имеют четкой хронологической привязки и могут существовать в течение всей жизни человека в качестве позиций, отражающих его отношение к самому себе и окружающему миру.

При этом М. Кляйн подчеркивала важность любви, позволяющей не только смягчить и преодолеть негативные чувства, но и глядеть в будущее человечества с осторожным оптимизмом.

Маргарет Малер и ее коллеги понимали раннее детство как процесс разделения и индивидуализации. В этом процессе, который стал фундаментом теории развития объектных отношений Малер, выделено две различных, но переплетенных между собой линии. Сепарация – это процесс, в ходе которого младенец постепенно формирует внутрипсихическую репрезентацию себя, отличную и отделенную от репрезентации его матери; имеется в виду не физическое, пространственное отдаление от родителя или распад межличностных отношений, а развитие интрапсихического чувства возможности функционировать независимо от матери. Индивидуация означает попытки младенца построить свою уникальную идентичность, воспринять свои собственные индивидуальные характеристики. Оптимально разделение и индивидуация идут вместе, но могут и расходиться в результате задержки или ускоренного развития того или другого аспекта развития. Маргарет Малер описывала развитие ребенка как проходящее три последовательные фазы – фазу нормального аутизма, фазу симбиоза и фазу сепарации-индивидуации, разделяя последнюю на четыре подфазы.

«Объектная теория» В. Файрберна и Д. Винникота

Несколько иное видение психоаналитической теории предложил В. Файрберн, который предположил, что «влечения» стремятся не к удовольствию, а к объекту и, таким образом, развитие зависит от человеческого объекта и взаимоотношений с ним. Дональд В. Винникот, вслед за В. Файрберном, подчеркнул важность объекта в развитии, росте и равновесии человеческой психики. Винникот сделал акцент на неотделимости развития индивидуальной психики от объекта: человеческая психика может развиваться и укрепляться лишь в отношении объект–субъект.

В теории объектных отношений Винникота закрепляется концепт self (самость) – представление, которое существует у субъекта о самом себе, которое становится одним из существенных элементов современного психоанализа. В разных направлениях теории объектных отношений путь развития отношения субъект–объект осуществляется в направлении, в котором субъект от примитивных симбиотических фаз, в которых преобладает недифференцированное слияние между субъектом и объектом, переходит к фазам обособления и достигает все более индивидуализированных состояний, в которых субъект уже отделен от объекта.

Теория привязанности

Теория привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт, как и психоана­лиз, в центр рассмотрения ставит опыт первых отношений ребенка с матерью. Однако в этой теории привязанность к матери обусловлена не удовлетворением первичных биологических потребностей, а обеспече­нием защиты и безопасности. Тенденция младенца к привязанности является генетически и эволюционно обусловленной, но качество при­вязанности зависит от материнского поведения. Качество привязанно­сти и внутренняя рабочая модель себя и другого складывается к концу первого года и определяет дальнейшее психическое развитие ребенка.

Хотя тенденция к формированию привязанности имеет эволюционно-генетическое происхождение, само качество привязанности зависит от внешних факторов – главным образом от опыта первых отношений с матерью. Факторы, влияющие на формирование привязанности, – сензитивность, синхронность и взаимность во взаимодействии матери с ребенком.

М. Эйнсворт описала 3 основных вида привязанности. Первый – надежная (безопасная) привязанность, две другие описанные модели поведения являются вариантами ненадежной (небезопасной) привязанности – привязанность по избегающему и амбивалентно-сопротив­ляющемуся типу. В дальнейшем был выделен еще один тип – «дезорганизованный» (Мэйн и Сдомон), так как некоторые из наблюдавшихся детей не вписывались ни в одну из известных категорий, поскольку в их поведении проявлялись элементы привязанности и по избегающему, и по амбивалентному типу.

Концепция культурно-исторического развития психики
Л.С. Выготского

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского, который подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Одним из основных понятий теории Л.С. Выготского является понятие интериоризации. Суть его сводится к тому, что любая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида.

Выготский сформулировал Законы психического развития.

1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: ритм развития не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные периоды.

2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия;).

4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность.

Л.С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития (ЗБР ) –это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

Подход Л.С. Выготского к периодизации
психического развития

В периодизации Л.С. Выготского используется три критерия – смена стабильных и критических периодов в развитии ребенка, социальная ситуация развития и центральное возрастное новообразование.

Критические периоды с чисто внешней стороны характеризуются чертами, противоположными устойчивым или стабильным периодам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большее, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Это поворотные пункты в детском развитии, принимающем иногда форму острого кризиса.

Социальная ситуация развития – это своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной средой, которое, в свою очередь, определяет весь образ жизни ребенка в данный период.

Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период.

На основе этих критериев Л.С. Выготским была предложена следующая периодизация психического развития ребенка.

Кризис новорожденности. Младенческий период (2 мес.–1 год).

Кризис одного года. Раннее детство (1 год–3 года).

Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3 года–7 лет).

Кризис 7 лет. Школьный возраст (8 лет–12 лет).

Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14–18 лет).

Кризис 17 лет.

Развивая идеи Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконин предложил периодизацию психического развития человека на основе 4 критериев: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, психические новообразования и кризисы. Понятие ведущая деятельность было введено А.Н. Леонтьевым: это деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Д.Б. Эльконин попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка: один из которых характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром, другой вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного периода они как бы меняются местами. Именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка.

Взаимоотношения ребенка с миром людей Взаимоотношения ребенка с миром вещей
Развитие потребностно-мотиваци­онной сферы: – непосредственно-эмоциональное общение младенца (0–1 год); – сюжетно-ролевая игра дошкольника (3–7 лет); – общение подростков (11–15 лет); Развитие интеллектуально-познава­тельных сил: – предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве (1–3 года). – учебная деятельность младшего школьника (7–11 лет); – учебно-профессиональная деятельность старших подростков (15–17 лет).

Вопросы

1. Назовите основные группы теорий детского развития. Какие концепции к ним относятся?

2. Что нового внесла в психоаналитическое представление о развитии М. Кляйн?

3. Перечислите основные стадии и конфликты развития личности по Э. Эриксону.

4. По какому принципу построена периодизация психического развития Ж. Пиаже?

5. В чем заключаются основные положения теории привязан­ности?

6. В чем состояла новизна подхода Л.С. Выготского к проблеме периодизации психического развития?

7. Назовите основные критерии периодизации по Д.Б. Эльконину.

 


Раздел II

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ЧЕЛОВЕКА

Тема 5. Психическое развитие ребенка в пренатальный период

Изучение психического развития ребенка необходимо начать с анализа существующих периодизаций развития ребенка в пренатальный период. Принято выделять следующие стадии внутриутробного развития ребенка: стадия зародыша (от зачатия до 10 дней) – герминальный период, который заканчивается имплантацией оплодотворенной яйцеклетки в стенку матки; стадия эмбриона (от 10 дней до 7 недель), конец которой связан с формированием всех остальных внутренних органов и органов чувств; стадия плода – фетальный этап (с 8 до 40 недель). В медицинской практике беременность делится на триместры (по 3 месяца в каждом), подобное разделение применяется и во многих психологических периодизациях, анализирующих динамику переживания женщиной своей беременности.

Рассмотрим более подробно психофизиологическое развитие ребенка в пренатальный период. Данный период характеризуется максимально активным развитием психики в течении жизни человека. Происходит не только закладка и становление всех органов и нервной системы ребенка, но идет активное развитие всех анализаторных систем, начало функционирования которых отмечается уже в 7 недель, что дает возможность исследователям и специалистам говорить о возможности воздействия на психику ребенка на самых ранних сроках его развития.

Из наиболее значимых вех в развитии сенсорики и моторной сферы можно отметить следующее.

Изучение развития сенсорики ребенка показало, что в 7 недель внутриутробного развития уже регистрируется кожная чувствительность – отмечается ответная реакция на прикосновение к коже в области губ, а также начинает функционировать вестибулярный аппарат. На 8 неделе развивается кожная чувствительность – отмечается ответная реакция на прикосновение к коже на всей поверхности тела. На 14–15 неделе уже развиты элементарная вкусовая, проприоцептивная, тактильная чувствительности. На 16–17 неделе отмечаются движения глаз и моторные реакции на звук. А на 21–22 неделе уже отмечаются адекватные двигательные и эмоционально-выразительные реакции на положительные и отрицательные стимулы вкусовой, тактильной и слуховой модальности. Позже всего отмечают функционирование зрительного анализатора – на 26–28 неделе ребенок поворачивает голову по направлению к свету при освещении живота матери.

Также активно развивается и эмоциональная сфера ребенка – начиная с 22 недель отмечаются адекватные двигательные и эмоционально-выразительные реакции ребенка на положительные и отрицательные стимулы во вкусовой, тактильной, слуховой чувствительностях, а с 26–28 недели уже отмечается мимическое выражение базальных эмоций (страх, гнев, радость, удивление) (А.И. Брусиловский, А.С. Батуев, И.В. Добряков, А.С. Султанова, Г.Г. Филиппова и др.).

В пренатальный период активно развивается безусловный рефлекторный фонд и моторика ребенка. Формирование рефлексов у ребенка отмечается уже в первый триместр беременности: на 10–11 неделе внутриутробного развития формируется рефлекс Бабинского, а на 12–13 неделе плод совершает регулярные «ползающие» движения, проявляется хватательный рефлекс, который в 26–28 недель уже становится сложной рефлекторной реакцией. В 16–17 недель начинают проявляться мигательный, а также сосательный рефлексы. К 20-й неделе появляются некоторые защитные реакции. На 26–28 неделе регистируется шейно-тонический рефлекс, а на 28–30 неделе можно зарегистрировать шаговый рефлекс

Двигательная активность ребенка регистрируется уже на 2-й месяц внутриутробного развития. Так, в 7 недель у него наблюдают



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.205.154 (0.096 с.)