История транспортных учебных заведений. Взиит, рготупс,роат 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История транспортных учебных заведений. Взиит, рготупс,роат



Железнодорожный транспорт во все времена был сложной многогранной отраслью, требующей от работников высокой квалификации, серьезной теоретической и практической подготовки. Эту задачу решала разветвленная сеть транспортного образования.

В 2009 г. исполнилось 200 лет со дня основания первого в России высшего транспортного учебного заведения. В 1809 г. Манифестом императора Александра I были учреждены Управление водяными и сухопутными сообщениями, Корпус и Институт Корпуса водяных и сухопутных сообщений, переименованный в 1810 г. в Институт Корпуса инженеров путей сообщения.

Институт разместился C.-Петербурге в бывшем Юсуповском дворце. Корпусу поручалось строительство и эксплуатация всех путей сообщения, а институту – подготовка нужных для этих целей специалистов. Организатором и первым директором института стал известный ученый, механик и строитель Августин Августинович Бетанкур (1758-1824гг.), приглашенный на русскую службу из Испании. Это было одно из первых в мире инженерно-путейских высших учебных заведений.

Необходимость создания института диктовалась самой жизнью. Россия с ее пространственной необъятностью остро нуждалось в разветвленной сети сухопутных и водных путей сообщения. Для их устройства и эксплуатации требовались хорошо подготовленные инженеры, способные успешно решать сложные технические и организационные задачи.

Институт был приравнен к военным учебным заведениям, и его выпускники получали офицерские чины. С 1823 по 1864 г. это было закрытое учебное заведение военного типа, а в 1864 г. он стал гражданским и был переименован в Институт путей сообщения.

Институт явился колыбелью русской железнодорожной науки и техники. В числе первых его выпускников были П.П. Мельников, Н.О. Крафт, Д.И. Журавский, С.В. Кербедз, М.С. Волков, Я.А. Севастьянов, Н.А. Белелюбский, Я.Н. Гордиенко, С.Д. Карейша, Л.Ф. Николаи и многие другие ставшие впоследствии основоположниками русской школы строительных и транспортных наук. Институт быстро превратился в самое престижное инженерное высшее учебное заведение России. Он обеспечивал европейский уровень подготовки специалистов, с основательной физико-механико-математической базой.

Интенсивное строительство железных дорог потребовало увеличения числа инженеров путей сообщения, поэтому в конце XIX и начале XX века инженеров для железнодорожного хозяйства стали готовить также Петербургский, Харьковский и Томский технологические институты, Московское высшее техническое училище, политехнический институт. (Заметим, что в развитых странах, как правило, специализированных транспортных вузов нет. Транспортное высшее образование – это исторически сложившаяся особенность нашей страны и некоторых стран Восточной Европы, в которых в свое время сформировалась система, близкая к российской).

Второе высшее транспортное учебное заведение по указу императора Николая II было открыто 26 сентября 1896 г. в г. Москве – это Московское инженерное училище ведомства путей сообщения (МИУ). В отличие от С.-Петербургского института в Московском училище был не 5-летний, а 3-летний срок обучения. Для получения диплома студентам необходимо было пройти 2 –летнюю практику на строительстве или эксплуатации путей сообщения, представить и защитить отчет по ней. Училище располагалось в трехэтажном здании на Бахметьевской улице, имело первоклассную по тому времени учебно-лабораторную базу. В 1901 г. состоялся первый выпуск инженеров- путейцев.

В 1913 г. училище было реорганизовано в Московский институт инженеров путей сообщения. Впоследствии МИИТ вместе с Петербургским институтом стал ведущим вузом, выпускающим инженеров по всем основным специальностям. Многие из них впоследствии стали выдающимися организаторами строительства и эксплуатации железных дорог, авторами проектов железнодорожных магистралей, мостов, тоннелей, основоположниками научных школ в различных областях транспорта.

В труднейших условиях 1917-1920-х годов Петроградский институт инженеров путей сообщения не прерывал подготовку специалистов и выпускал в среднем 90 инженеров в год. Если в прошлом в институте обучались в основном представители привилегированных слоев общества, то после революции основную часть принимаемых в вуз составляли рабочие и крестьяне. В 1917-1923 гг. вуз выпускал специалистов широкого профиля – инженеров путей сообщения, с 1924 г. началась специализация подготовки инженеров на двух факультетах: сухопутных сообщений (отделения: мостовое, дорожное и эксплуатационное) и водных сообщений (отделение водного и воздушного транспорта).

С 1930 г. подготовка инженерных кадров расширилась. На базе факультетов ЛИИПСа в Ленинграде были созданы институты инженеров гражданского флота (ЛИИВФ) и Автодорожный (ЛАДИ). Кроме того, на базе факультетов водных путей сообщений Ленинградского и Московского транспортных вузов открылся Институт инженеров водного транспорта (ЛИИВТ), в 1932 г. военное отделение ЛИИПСа было преобразовано в Военно-транспортную академию (ВТА) с местом дислокации в Москве. В 1938 г. академия была переведена в Ленинград.

В целях ускоренной подготовки командных кадров транспорта в 1929 г. в Ленинграде была организована Всероссийская академия железнодорожного транспорта (ВАЖТ), которая выпускала около 100 специалистов в год.

После революции Московский институт инженеров путей сообщения (МИИПС) также подвергся различным преобразованиям. На трех факультетах вуза готовили специалистов для железнодорожного, водного и автомобильного транспорта. После объединения с Высшими техническими курсами НКПС в 1924 г. МИИПС переименовали в МИИТ. Сюда же влился существовавший в Москве Транспортно-экономический институт (МТЭИ).

С 1918-1928 гг. институты, готовившие инженеров путей сообщения, находились в ведение Народного комиссариата просвещения. До 1929 г. специалистов-транспортников выпускали в основном ЛИИПС и МИИТ, переданные в 1928 г. в НКПС. Инженеров подобного профиля в небольшом количестве готовили также другие вузы. В связи с развитием экономики в годы первой пятилетки резко возросла потребность в инженерных кадрах для транспорта. В 1934 г. в ведении НКПС находилось уже 11 вузов, а к 1940 г. открылось еще два транспортных вуза. В системе НКПС обучалось более 18 тысяч студентов, а выпуск составил 3965 инженеров. Новые вузы создавались в тех регионах страны, где велись широкое строительство и реконструкция железных дорог.

В 1929 г. был создан Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (РИИЖТ). Первоначально он готовил инженеров для всех видов транспорта и назывался Институтом путей сообщения. В 1930 г. были образованы Харьковский, Днепропетровский, Закавказский (Тбилисский) институты инженеров железнодорожного транспорта. В том же году были открыты Киевский, Уральский и Иркутский транспортные вузы. Однако они просуществовали недолго – до 1934 г., и после реформирования стали факультетами в других родственных вузах.

Среднеазиатский (с 1937 г. Ташкентский – ТашИИТ) институт инженеров железнодорожного транспорта был создан в 1931 г. на базе инженерных курсов. Для организации учебного процесса в новый вуз была направлена группа преподавателей из Ленинградского и Московского транспортных институтов. Институт имел филиалы в Красноводске, Ашхабаде, Оренбурге и Алма-Ате.

В 1930 г. в Томске открыли Сибирский институт инженеров железнодорожного транспорта. В 1932 г. он разделился на два вуза – Путейско-строительный в Новосибирске(НИИЖТ) и Электромеханический в Томске (ТЭМИИТ). В 1934 г. Новосибирский институт преобразовали в вуз для подготовки военных инженеров транспорта (НИВИТ). Питомцы вуза трудились на изысканиях и строительстве предвоенного БАМа и Южсиба.

В 1939 г. был образован Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (ХабИИЖТ) с тремя факультетами: строительным, механическим и движения. Первый выпуск в количестве 84 человек состоялся в 1944 г.

Проводимая работа по подготовке и воспитанию кадров давала положительные результаты. Страна ежегодно получала все больше инженеров. Они приходили на транспорт, где вместе со старыми и опытными кадрами проектировали и строили новые железнодорожные магистрали, осуществляли реконструкцию, совершенствовали методы эксплуатации линий. Во многом благодаря им железнодорожный транспорт внес весомый вклад в Победу в Великой Отечественной войне. Построенные к 1941 году железнодорожные линии обеспечивали своевременную поставку на фронт боевой техники, боеприпасов, воинских частей и др. После войны выпускники институтов инженеров железнодорожного транспорта в кратчайшие сроки восстановили разрушенные железные дороги и тем самым внесли свой вклад в поднятие экономики разрушенной страны.

В послевоенный период для восстановления и развития, а затем модернизации железнодорожного транспорта потребовалось много инженеров путей сообщения разных специальностей. Подготовка (с 3-летним сроком обучения) проводилась из дипломированных техников с 5-летним опытом работы по специальности в течение 12 лет. В 1950-е были созданы институты инженеров железнодорожного транспорта: в 1951 г. – Всесоюзный заочный (ВЗИИТ); в 1953 г. – Белорусский в Гомеле (БелИИЖТ); в 1956 г. – Уральский электромеханический в Свердловске (УрЭМИИТ). В 1970-е годы были открыты Куйбышевский (Самарский – СамИИТ), Алма-Атинский (АлИИТ – 1976 г.) институты. Всего в 1991/92 учебном году в СССР в 15 железнодорожных вузах с филиалами и учебно-консультативными пунктами обучалось около 120 тыс. студентов.

С начала 90-х годов XX века в систему транспортного образования России вошли 10 высших учебных заведений. В состав научно-технического комплекса входят 6 научно-исследовательских институтов, 6 проектно-конструкторских бюро.

Железнодорожный транспорт современной России располагает мощным научно-техническим потенциалом, способным создавать новую транспортную технику, технологии работы железных дорог, готовить высококвалифицированных специалистов.

История РОАТ (Российской открытой академии транспорта) начинается с образования в 1951 году Всесоюзного заочного института железнодорожного транспорта (ВЗИИТ).

Необходимость создания института определялась огромными масштабами работ по техническому перевооружению железнодорожного транспорта в послевоенный период. В эти годы проходила электрификация железных дорог, внедрение на них новых видов тяги и подвижного состава, автоматизация и механизация производственных процессов. На новой технической основе осуществлялось строительство железных дорог. Для выполнения этих задач требовались специалисты, способные грамотно эксплуатировать новую технику, создавать и внедрять новые технологии. Нехватка квалифицированных инженерных кадров была в то время одной из основных проблем железнодорожного транспорта. В 1951 г. практики, не имевшие высшего и среднего специального образования, составили 50% инженерно-технического состава.

Необходимо было организовать подготовку высококвалифицированных специалистов без отрыва от производства. Эту задачу решала система заочного и вечернего образования. По инициативе министра путей сообщения Б.П. Бещева в 1951 году правительство СССР приняло решение об организации Всесоюзного заочного института инженеров железнодорожного транспорта (ВЗИИТ).

Институт был основан на базе Московского электромеханического института инженеров транспорта им. Ф.Э. Дзержинского. ВЗИИТ начал работу в составе 9 штатных преподавателей, в том числе 3 профессоров и 5 доцентов, 41 совместителя и 4 лаборантов. Обучение осуществлялось по 8 железнодорожным специальностям на 3 факультетах: «Электромеханическом», Эксплуатационном» и «Строительном». Первым начальником института был назначен генерал-директор тяги III ранга Н.Ф. Бочаров. Среди преподавателей были крупные ученые-транспортники, в том числе член-корреспондент Академии наук СССР Б.Н. Ведерников. Кафедру «Путь и путевое хозяйство» возглавил видный ученый, профессор П.С. Дурново.

С марта 1953 года начальником ВЗИИТа был назначен опытный педагог, авторитетный руководитель и ученый А.П. Быков. Это был период становления заочного вуза. Для работы со студентами стали создаваться учебно-консультационные пункты (УКП) института. В 1953 г. было открыто 9 УКП в Москве, Ленинграде, Харькове, Львове, Куйбышеве, Свердловске, Тбилиси, Киеве, Воронеже, в 1956 г. – еще 14 УКП в европейской части страны, районах Сибири и Дальнего Востока. Количество студентов приблизилось к 10 тыс. человек. Штат профессорско-преподавательского состава достиг 108 человек, среди них 11 докторов наук, 53 кандидата наук.

Этапным в жизни ВЗИИТа был 1958 год, когда вузу было передано здание бывшего Московского транспортно-экономического института. Начальником (ректором) института стал кандидат технических наук, доцент Г.А. Чумаченко. В это же время продолжалась реорганизация вуза. Строятся учебные корпуса для подразделений института в Куйбышеве и Ярославле. В 1959 г. созданы два вагона-лаборатории – физики и химии, электротехники и электрических машин. Это был первый и единственный опыт в стране по использованию вагонов-лабораторий в учебном процессе. Передвижные лаборатории позволили приблизить обучение непосредственно к местам производственной деятельности студентов.

За первое десятилетие своего существования институт укрепил свои позиции в учебной, методической и научной деятельности. В 1960/61 учебном году в структуре института было 23 УКП. Число кафедр выросло до 23. Контингент студентов достиг 13 тыс. человек. За 10 лет институтом подготовлено 3174 специалиста. За короткий срок институт на деле доказал жизнеспособность и полноценность заочной подготовки кадров. Знания, получаемые в процессе учебы, использовались обучающимися на производстве. Наряду с подготовкой инженерных кадров выполнялось и ответственное задание отрасли по переподготовке специалистов-паровозников по новым специальностям – тепловозной и электровозной. К концу 60-х годов вторую специальность инженера во ВЗИИТе получили 795 человек.

К этому периоду относятся и первые достижения института в научно-исследовательской работе. Так, кафедрой «Подвижной состав» под руководством профессора П.А. Гурского были разработаны «Правила тяговых расчетов», изданные в 1961 г. В 60-е годы во ВЗИИТе работали преподавателями видные руководители и ученые транспорта. Руководство институтом с 1963 г. осуществлял ректор Р.И. Робель, до этого работавший заместителем министра путей сообщения. В этот период создавалась сеть филиалов института, улучшились условия работы на линии.

В начале 1960-х годов начали создаваться филиалы института, они имели собственные учебные помещения, лаборатории, общежития, штат преподавателей, специализированных на заочной форме обучения. Организация филиалов позволила повысить качество подготовки специалистов. В 1961 г. были созданы филиалы в Челябинске и Иркутске, в 1962 г. – в Куйбышеве. В последующем на базе Иркутского и Куйбышевского филиалов образовались самостоятельные институты, а Челябинский филиал был подчинен Уральскому электромеханическому институту инженеров железнодорожного транспорта. Позднее на базе УКП были созданы Горьковский (1963 г.), Ярославский (1973 г.) и Воронежский (1977 г.) филиалы. Большой вклад в становление и развитие филиалов внесли директора: М.А. Лакеева, Ю.И. Битюцкий, Г.Н. Маргорин, Г.А. Соколов, Г.П. Носков.

В 1970-е – 1980-е гг. продолжалось дальнейшее развитие вуза. В 1975 г. ректором стал доктор технических наук, профессор В.В. Захаров, руководил институтом в течение 10 лет. За эти годы заочное образование на железнодорожном транспорте получило дальнейшее развитие: расширилась сеть УКП и филиалов, были созданы новые кафедры, вечерний факультет. В учебном процессе стали применять вычислительную технику и технические средства обучения. Коллектив института успешно вел подготовку кадров. Ежегодно для железнодорожного транспорта и других отраслей народного хозяйства ВЗИИТ готовил без отрыва от производства свыше 1 тыс. инженеров и экономистов.

В 1985 г. ректором института был назначен доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой «Энергоснабжение электрических железных дорог» А.Т.Демченко. К середине 90-х годов накопив значительный потенциал, ВЗИИТ становится одним из ведущих заочных вузов страны. В институте функционировало 12 факультетов, 25 кафедр, 3 филиала и 20 УКП. Контингент студентов составлял более 13 тыс. человек. Штат профессорско-преподавательского состава насчитывал 332 человека, из них 217 преподавателей с учеными степенями и званиями. Подготовка специалистов осуществлялась по 16 специальностям. Книжный фонд научно-технической библиотеки института составлял более одного миллиона экземпляров. Под руководством ведущих ученых ВЗИИТа сформированы научные направления, в рамках которых осуществлялись перспективные исследования, велась подготовка высококвалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров. Их возглавляли профессора А.А. Шестаков (математика), Н.А. Ротанов (электрическая тяга), В.Е. Козлов (организация перевозок), Ю.А. Павлов (строительные конструкции), А.Т. Демченко (энергоснабжение), З.Л. Крейнис (железнодорожный путь), Е.Т. Бартош (теплотехника), И.Е. Дмитренко (диагностика устройств СЦБ).

За 40 с небольшим лет ВЗИИТ подготовил 44 тысячи специалистов с высшим образованием. Многие из них занимали ответственные посты на транспорте.

В 1995 г. ВЗИИТ получил статус университета и новое название - Российский государственный открытый технический университет путей сообщения (РГОТУПС). Перед университетом была поставлена задача дальнейшего совершенствования накопленного опыта целевой подготовки специалистов без отрыва от производства, в первую очередь специалистов-эксплуатационников, имеющих производственный опыт и знающих нужды, проблемы и специфику своих железных дорог и конкретных предприятий.

В целях дальнейшего повышения качества подготовки специалистов в 1997 г. на базе общетехнических линейных факультетов образованы два новых филиала – Поволжский и Смоленский, а в 1999 г. проведено структурное преобразование учебно-консультационных пунктов университета в филиалы и представительства. В этот период была открыта очная форма обучения в Поволжском филиале (г. Саратов), затем в Нижегородском, Воронежском филиалах.

РГОТУПС принял активное участие в работе по созданию единого информационного пространства учебных заведений МПС России, возглавил работу и стал лидером по разработке новых информационных технологий в образовательном процессе. В университете разработано аппаратно-программное обеспечение дистанционного образования и сформирована база данных электронных версий учебно-методических материалов.

За последние годы оживилась научно-исследовательская деятельность студентов. С 1998 г. университет принимал участие в открытом конкурсе на лучшую научную работу студентов вузов России, проводимом Министерством образования РФ. В университете проводились конкурсы дипломных проектов, всероссийские студенческие конференции по естественно-научной проблематике (на базе Нижегородского филиала). Профессорско-преподавательский коллектив, ученые вуза продолжают развивать отраслевую науку. Университет закрепил за собой приоритетные позиции по ряду научных направлений.

В 2007 г. институт получил новое название – Российская открытая академия транспорта (РОАТ). В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2007 г. РГОТУПС был включен в состав Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) в качестве структурного подразделения (РОАТ).

В настоящее время РОАТ является уникальной по своей структуре: ее подразделения имеются в 30 городах страны. Это 21 филиал и 9 представительств, в которых учатся свыше 25 тыс. студентов.

На всех этапах истории ВЗИИТ, РГОТУПС, РОАТ вносил существенный вклад в подготовку специалистов для железнодорожного транспорта и других отраслей народного хозяйства, подготовив за эти годы свыше 50 тысяч инженеров. Продолжая традиции первого заочного транспортного вуза СССР, РОАТ превратилась в уникальный комплекс непрерывного образования специалистов железнодорожного транспорта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 674; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.024 с.)