Формирование бюджета малого строительного предприятия 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование бюджета малого строительного предприятия



ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА МАЛОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Пример расчетов (2012 г.).

Исходные данные для формирования бюджета малого строительного предприятия.

Рассмотрим процесс формирования годового бюдже­та с поквартальной разбивкой на примере малого строи­тельного предприятия, специализирующегося на выпол­нении облицовочных работ керамической плиткой.

На начало планируемого периода предприятие имеет остатки:

— Основные средства (01) — 180 000 руб.;

— Амортизация основных средств (02) — 45 000 руб.;

— Материалы (10) — 12 636 руб.;

— Налог на добавленную стоимость по приобретен­ным ценностям (19) –12139 руб.;

— Денежные средства (50, 51) — 300 000 руб.;

— Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60) — 79 500 руб.;

— Расчеты с покупателями и заказчиками (62) — 67 400 руб.;

— Расчеты по налогам и сборам (68 субсчет «Налог на прибыль») — 10 000 руб.;

— Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию (69) — 14 200 руб.;

— Уставный капитал (80) — 100 000 руб.;

— Нераспределенная прибыль (84) — 323 475 руб.

В скобках указаны номера соответствующих бухгал­терских счетов.

Для разработки бюджета на предстоящий период име­ется информация по шести блокам: продажи, производ­ство, управление, финансы, налоги, инвестиции.

«Продажи». Договорная цена за 1 кв. м облицовочных работ — 550 руб. (без налога на добавленную стоимость). Ожидается, что за выполненные работы 50 % выручки по­ступит в тот же квартал, когда были осуществлены рабо­ты, 50 % — в следующем квартале. Имеющаяся дебитор­ская задолженность на начало бюджетного периода будет полностью погашена в I квартале. По существующим на предприятии нормам дневная выработка на одного рабо­чего составляет 2,0 кв. м. Число рабочих в бригаде — 6 че­ловек. Всего работает 5 бригад. Количество рабочих дней в планируемом периоде поквартально: I — 59 дней, II — 61 день, III — 66 дней, IV — 63 дня. Объе­мы работ планируются исходя из производственной мощ­ности бригады отделочников.

Расходы на рекламу (коммерческие расходы) заплани­рованы в размере 10 000 руб. в квартал без учета налога на добавленную стоимость.

«Производство». Незавершенное производство ни на начало, ни на конец каждого периода не запланировано. Для выполнения работ потребуются следующие матери­алы: керамическая плитка, мастика, затирка, раствор. На

начало года имеются следующие остатки материалов на складе:

— керамическая плитка — 70,8 кв. м;

— мастика — 150 кг;

— затирка — 36 кг.

В соответствии с договорами поставки цена за еди­ницу материального ресурса на предстоящий период со­ставляет:

— керамическая плитка —100 руб. за 1 кв. м;

— мастика — 32 руб. за 1 кг;

— затирка — 21 руб. за 1 кг;

— раствор — 800 руб. за 1 куб. м.

 Цена указана без учета НДС.

Норма расхода на 1 кв. м работ составляет:

— керамическая плитка— 1,2 кв. м.;

— мастика — 2,0 кг;

— затирка — 0,5 кг;

— раствор — 0,05 куб. м.

Планируемый уровень запасов материалов на конец каждого квартала должен быть равен 10 % от потребнос­ти данного вида материала в следующем квартале. Пла­нируемый уровень запасов материалов на конец года дол­жен составлять:

— керамическая плитка — 400 кв. м;

— мастика — 700 кг;

— затирка — 180 кг.                           

В соответствии с условиями договоров поставки оп­лата поставщикам осуществляется следующим образом: 70 % оплачивается в тот же квартал, в котором была по­лучена продукция, 30 % — в следующем квартале. Кредиторская задолженность, имеющаяся на начало года, дол­жна быть полностью погашена в I квартале.

Норма затрат труда по облицовочным работам состав­ляет 1,3 часа на 1 кв. м. Часовая заработная плата рабо­чих запланирована в размере 42,5 руб. Заработная плата выплачивается в том же периоде, в котором начислена.

Норма переменных общепроизводственных расходов (ОПР) на рассматриваемом предприятии зависит от про­должительности производства и составляет 8 руб. за 1 час работ.

 В состав постоянных ОПР входят расходы за квартал:

— заработная плата производственного персонала в размере 12 000 руб.;

— амортизационные отчисления основных средств — 2 500 руб.;

— прочие ОПР — 6 000 руб.

 Общепроизводственные расходы оплачиваются в том же периоде, в котором они осуществлены.

«Управление». Расходы по аренде офисного помеще­ния составляют 20 000 руб. (без НДС) ежеквартально; оп­лачиваются в том же периоде. Заработная плата админист­ративно-управленческого персонала (АУП) — 55 000 руб. в квартал. Заработная плата АУП выплачивается в том же периоде, в котором начислена.

«Финансы». Согласно решению руководства фирмы необходимо сохранять остаток денежных средств на ко­нец каждого квартала не менее 50 000 руб. Имеется возможность получить краткосрочный кредит под 15 % го­довых. Проценты по кредиту начисляются и выплачива­ются ежеквартально; относятся на финансовый резуль­тат (за счет чистой прибыли).

«Налоги». Бюджет малого строительного предприя­тия формируется в соответствии с существующим нало­говым законодательством Российской Федерации. В про­цессе разработки бюджета следует учесть основные на­логи: налог на добавленную стоимость (ставка НДС — 18 %), налог на имущество (ставка — 2,2 %), налог на при­быль (ставка — 24 %, 2012 г. 20%), единый социальный налог (став­ка — 26 %), с 2012г.страховые взносы 30,9%. С 1 января 2006 г. НДС начисляется по пер­вой из двух дат: даты отгрузки или даты оплаты.

На начало года имеется кредиторская задолженность в бюджет по налогу на прибыль в размере 10 000 руб., пога­сить которую необходимо в I квартале, и кредиторская за­долженность во внебюджетные фонды (ЕСН) — 14 200 руб., погашение запланировано так же в I квартале.

«Инвестиции». В феврале предприятие приобретает оборудование стоимостью 230 400 руб. (без учета НДС). Срок оплаты I квартал. Оборудование введено в эксплуа­тацию в марте. Способ начисления амортизационных от­числений — линейный, 10 % в год.

Бюджет продаж.

«Выходной» формой данного этапа бюджетного про­цесса является прогнозный отчет по реализации (бюджет продаж). Сформируем бюджет продаж для нашего мало­го строительного предприятия.

Для расчета выручки от реализации работ потребуют­ся следующие показатели: дневная выработка на одного рабочего, количество человек, занятых выполнением дан­ного вида работ, количество рабочих дней в планируемом периоде и планируемая цена за 1 кв. м. работ.

Исходные данные для разработки бюджета продаж:

1) Дневная выработка на одного рабочего — 2,0 кв. м.;

2) Число рабочих — 30 человек;

3) Количество рабочих дней:

— I квартал — 59 дней;

— II квартал — 61 день;

— III квартал — 66 дней;

— IV квартал — 63 дня.

4) Договорная цена за 1 кв. м. — 550 руб.

Результаты расчетов представлены в таблице. 8.1.

Рассмотрим заполнение таблицы на примере I квар­тала. На первом этапе необходимо рассчитать плани­руемый объем продаж (выполненных работ) в натураль­ных единицах измерения. Для этого надо умножить дневную выработку на одного рабочего на количество человек, занятых выполнением данного вида работ, и умножить на количество рабочих дней в планируемом периоде:

2 кв. м. * 30 чел. * 59 дн. = 3540,0 кв. м.

Таблица 1

п/п

Показатель

Квартал

Итого

I II Ш IV
I Объем продаж, кв. м 3540,00 3660,00 3960,00 3780,00 14940,00
2 Цена, руб. 550,00 550,00 550,00 550,00 550,00
3 Выручка, руб. 1947000,00 2013000,00 2178000,00 2079000,00 8217000,00
4 НДС, руб. 350460,00 362340,00 392040,00 374220,00 1479060,00
5 Выручка с НДС, руб. 2297460,00 2375340,00 2570040,00 2453220,00 9696060,00

 

На втором этапе рассчитывается выручка от реализа­ции работ путем умножения объема продаж на цену за единицу выполненных работ:

3540,0 кв. м. * 550 руб. = 1 947 000 руб.

На третьем этапе начисляется налог на добавленную стоимость (ставка налога — 18 %):

1 947 000 руб. * 0,18 = 350 460 руб.

Завершающим этапом составления бюджета продаж яв­ляется расчет выручки от реализации работ с учетом НДС:

1 947 000 руб. + 350 460 руб. = 2 297 460 руб.

Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета движения денежных средств.

Для прогноза денежных поступлений от продаж необ­ходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т. д. с учетом безнадежных долгов.

В рассматриваемом примере 50 % от выручки за вы­полненные работы поступит в тот же квартал, когда были осуществлены работы, 50 % — в следующем квартале, безнадежные долги не предусматриваются. Результаты расчетов погашения дебиторской задолженности (ДЗ) приведены в таблице 2.

При расчете погашения дебиторской задолженности в первую очередь необходимо запланировать погашение ДЗ за предыдущий период, величина которой определяется из баланса на начало отчетного периода. В нашем приме­ре эта величина составляет 67 400 руб. При планирова­нии погашения задолженности покупателей, как мы уже говорили раньше, необходимо учитывать коэффициенты инкассации. Согласно условию, 50 % от планируемой вы ручки предприятие получит в тот же квартал, в котором осуществило работы, а 50 % — в следующем квартале. В расчет необходимо включать выручку от реализации ра­бот с учетом налога на добавленную стоимость.

 Величи­на выручки от выполнения работ в I квартале распреде­лится следующим образом:

— в I квартале покупатели оплатят: 2 297 460 руб. * 0,5 = 1 148 730 руб.;

— во II квартале та же сумма:

2 297 460 руб. * 0,5 = 1 148 730 руб.

Таким образом, по горизонтали показывается распре­деление сумм погашения дебиторской задолженности (по­квартально) за работы, выполненные в I квартале, а по вертикали денежные поступления за выполненные рабо­ты, которые будут получены в I квартале и впоследствии найдут отражение в бюджете движения денежных средств. Аналогично производятся расчеты для последующих периодов.

Таблица 2

Бюджет погашения дебиторской задолженности (руб.)

№ п/п

Показатель

Квартал

Итого

I II III IV
1 ДЗ за предыдущий период 6700,00 0,00 0,00 0,00 67400,00
2 ДЗ за отчетный период:  I квартал 1148730,0 1148730,0 0,00 0,00 2297460,0
   II квартал 0,00 1187670,0 1187670,0 0,00 2375340,0
   III квартал 0,00 0,00 1285020,0 1285020,00 2570040,0
   IV квартал 0,00 0,00 0,00 1226610,00 1226610,0
3 Итого 1216130,0 2336400,0 2472690,0 2511630,00 8536850,0

 

Бюджет производства.

Для предприятий, работающих на заказ (к ним отно­сятся и строительные предприятия), сформированный пакет заказов (т. е. бюджет продаж) непосредственно оп­ределяет производственную программу, которая, таким образом, является расчетным параметром, а исходными параметрами будут целевой объем, структура продаж и целевой уровень товарных остатков.

Бюджет производства — это план выпуска продукции (работ, услуг) в натуральных показателях.

Бюджет производства с поквартальной разбивкой пред­ставлен в таблице. 3.

Таблица 3

Бюджет производства (кв. м)

№ п/п

Показатель

Квартал

Итого

I II III IV
1 Объем продаж 3540,00 3660,00 3960,00 3780,00 14940,00
2 НП на начало периода 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
3 НП на конец периода 0,00 0,00 0,00   0,00 0,00
4 Объем производства 3540,00 3660,00 3960,00 3780,00 14940,00

 

Готовой продукцией предприятия являются работы по облицовке поверхностей керамической плиткой. Незавер­шенного производства (НП) ни на начало, ни на конец планируемого периода нет, поэтому в данном случае объем продаж и объем производства совпадают.

Бюджет производства является базовым для разработ­ки последующих производственных бюджетов: бюджета прямых материальных затрат, бюджета прямых трудовых затрат и бюджета общепроизводственных (накладных) расходов.

Материальные затраты:

  Плитка 1,2 кв. м 100,0 120,0
  Мастика 2,0кг 32,0 64,0
  Затирка 0,5кг 21,0 10,5
  Раствор 0,05 куб. м 800,0 40,0
  Итого     234,5
2 Трудовые затраты 1,3 час. 42,50 55,25
3 Страховые взносы (ЕСН) 26% 55,25 14,365
4 Переменные ОПР 1,3 час. 8,00 10,40
5   Итого затрат     314,515

 

Калькуляция переменной производственной себесто­имости единицы продукции необходима для расчета про­изводственной себестоимости выполненных работ и в дальнейшем будет использоваться при расчетах в прогноз­ном отчете о прибылях и убытках.

Бюджет инвестиций.

Инвестиционный бюджет фирмы определяется как по­требностями текущего бюджетного периода (закупка обо­рудования и пр.), так и временным периодом, выходящим за рамки бюджетного (капитальное строительство, про­граммы модернизации и пр.).

В I квартале предприятие приобретает оборудование стоимостью 230 400 руб. (без учета НДС). Срок оплаты — I квартал. Оборудование введено в эксплуатацию в мар­те. Бюджет инвестиций представлен в таблице 12.

На баланс предприятия оборудование принимается по первоначальной стоимости без учета налога на добавлен­ную стоимость. Расходы на приобретение оборудования (с учетом НДС) будут учтены при разработке расходной части бюджета движения денежных средств.

Таблица 12

Бюджет инвестиций (руб.)

№ п/п

Показатель

Квартал

Итого

I II III IV
1 Стоимость нового оборудования 230400,0       230400,0
2 НДС 41472,0 41472,0
3 Стоимость с НДС 271872,0 271872,0
4 Итого к оплате 271872,0 271872,0

 

Бюджет налоговых платежей.

Все предприятия, независимо от организационно-пра­вовой формы, по результатам деятельности должны на­числить и заплатить налоги в бюджет и во внебюджетные фонды.

Бюджет фирмы формируется в соответствии с действу­ющим налоговым законодательством. В процессе форми­рования бюджета следует учесть основные налоги и отчисления: социальные отчисления во внебюджетные фон­ды (ЕСН), налог на добавленную стоимость, налог на иму­щество, налог на прибыль.

Единый социальный налог. Расчет отчислений на со­циальные нужды от фонда оплаты труда представлен в таблице 13.

Единый социальный налог начислен по трем катего­риям: рабочие, производственный персонал, администра­тивно-производственный персонал. ЕСН, начисленный на заработную плату рабочих основного производства (табл. 6), включается в состав переменной составляющей производ­ственной себестоимости (табл. 9). ЕСН, начисленный на заработную плату производственного персонала (табл. 7), включается в состав постоянных производ­ственных расходов при расчете прибыли от реализации работ (табл. 11). Отчисления на социальные нужды от фонда оплаты труда административно-управленческого персонала (табл. 10) учитываются в составе посто­янных управленческих расходов (см. табл. 11).

Налог на добавленную стоимость учитывается в бух­галтерском учете на двух счетах:

 счет 19 «НДС по приоб­ретенным материальным ценностям»;

 счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет НДС.

 В соответствии с этим делением бюджет по налогу на добавленную стоимость будет состоять из двух частей. В первой части (таблица 14) сформируем бюджет по НДС по счету 19 «НДС по приобретенным материальным ценностям». По дебету счета 19 показываются суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным ценностям, рабо­там и услугам, а по кредиту — суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета (с 1января 2006 г., после внесе­ния изменений в Налоговый кодекс РФ (НК РФ), у нало­гоплательщиков появилась возможность принимать к за­чету НДС по приобретенным товарно-материальным цен­ностям (ТМЦ) до фактической оплаты товаров).

Таблица 13

Финансовые решения (руб.)

№ п/п

Показатель

Квартал

Итого

I II III IV
1 Кредит 122500,00 0,00 0,00 0,00 122500,00
2 Возврат кредита 0,00 (122500,00) 0,00 0,00 (122500,00)
3 Проценты за кредит (4593,75) (4593,75) 0,00 0,00 (9187,50)
4 Итого 117906,25 (127093,75) 0,00 0,00 (9187,50)

 

Таблица 22

Прогнозный баланс (руб.)

АКТИВ На начало На конец ПАССИВ На начало На конец

Основной капитал:

Собственный капитал:

Основные средства 180000 410400 Уставный капитал 100000 100000
Амортизация 45000 72280 Нераспределенная прибыль 323 475 2595947
Итого 135000 338 120 Итого 423 475 2695947

Оборотный капитал:

Заемный капитал:

Сырье и материалы 12636 66180 Расчеты с поставщиками 79500 311 190
НДС 12139 0 Расчеты с бюджетом 10000 254689
Дебиторская задолженность 67400 1226610 Расчеты с внебюджет-ным фондом 14200 23907
Денежные средства 300 000 1 654 823      
Итого 392 175 2947613 Итого 103 700 589 786
Баланс 527 175 3285733 Баланс 527 175 3 285 733

 

Кредиторская задолженность поставщикам за отгру­женные материалы на конец бюджетного периода рассчи­тывается по следующей формуле:

Кредиторская задолженность на начало периода + Объем закупок в стоимостном выражении за бюджетный период с учетом НДС (табл. 4) – Оплата кредиторской задолженности (табл. 5).

Кредиторская задолженность постав­щикам на конец года будет составлять:

79 500 руб. + 4197 229 руб. – 3 965 539 руб. = 311190 руб.

Кредиторская задолженность в бюджет рассчитывает­ся по формуле:

Кредиторская задолженность в бюджет на начало периода + Начисленные платежи в бюджет — Перечисления по налоговым платежам в бюджет.

Кредиторская задолженность в бюджет на конец пе­риода по данным таблицы 19 будет составлять:

10000руб. + 1 491 120руб. –1 246431 руб. = 254 689руб.

Кредиторская задолженность во внебюджетные фон­ды равна:

Кредиторская задолженность во внебюджетные фонды на начало периода + Начисленные платежи во внебюджетные фондыПеречисления по плате­жам во внебюджетные фонды.

Кредиторская задолженность во внебюджетные фон­ды на конец периода по данным табл. 19 будет со­ставлять:

14 200 руб. + 284 294 руб. – 274 587 руб. = 23 907 руб.

Таким образом, можно сделать вывод, что в результа­те реализации запланированных на бюджетный период мероприятий предприятие получит прибыль от реализа­ции выполненных работ в сумме 2 272 471 руб. Если руководство фирмы устраивает запланированный результат от производственной деятельности, то разработанный бюджет принимается как основной финансовый документ на предстоящий период.

Варианты исходных данных для формирования бюджета приве­дены в приложении 1.

Перечень показателей (исходные данные)

1. Основные средства (01), руб.

2. Амортизация основных средств (02), руб.

3. Материалы (10), руб.

4. Налог на добавленную стоимость по приобретен­ным ценностям (19), руб.

5. Денежные средства (50, 51), руб.

6. Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60), руб.

7. Расчеты с покупателями и заказчиками (62), руб.

8. Расчеты по налогам и сборам (68 субсчет «Налог на прибыль»), руб.

9. Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию (69), руб.

10. Уставный капитал (80), руб.

11. Нераспределенная прибыль (84), руб.

12. Договорная цена за 1 кв. м облицовочных работ (без НДС), руб.

13. Дневная выработка на одного рабочего, кв. м.

14. Число рабочих в бригаде, чел.

15. Количество бригад.

16. Расходы на рекламу (коммерческие расходы) по плану, руб.

17. Остатки материалов на складе на начало года:

— керамическая плитка, кв. м;

— мастика, кг;

— затирка, кг.

18. Цена за единицу материального ресурса на пред­стоящий период в соответствии с договорами поставки (без НДС):

— керамическая плитка, руб. за 1 кв. м;

— мастика, руб. за 1 кг;

— затирка, руб. за 1 кг;

— раствор, руб. за 1 куб. м.

19. Норма расхода на 1 кв. м работ:

— керамическая плитка, кв. м;

— мастика, кг;

— затирка, кг;

— раствор, куб. м.

20. Планируемый уровень запасов материалов на ко­нец года:

— керамическая плитка, кв. м;

— мастика, кг;

— затирка, кг.

21. Планируемая часовая заработная плата рабочих, руб.

22. Норма переменных общепроизводственных расхо­дов, руб. за 1 час работ.

23. Постоянные ОПР: заработная плата производствен­ного персонала, руб. в квартал.

24. Постоянные ОПР: амортизационные отчисления основных средств, руб. в квартал.

25. Постоянные ОПР: прочие, руб. в квартал.

26. Расходы по аренде офисного помещения (без НДС), руб. в квартал.

27. Заработная плата административно-управленчес­кого персонала, руб. в квартал.

28. Остаток денежных средств (лимит) на конец каждого квар­тала (не менее), тыс. руб.

29. Приобретение оборудования (в феврале), тыс. руб.

 

Литература

1. Бузырев В.В., Ездакава Е.М., Савельева И.П.,Федосеев И.В. Планирование на строительном предприятии: Учебное пособие. — Ростов н/Д: Феникс, 2007 (основа методички).

2. Бузырев В.В., Панибратов Ю.П., Федосеев И.В. Планирование на строительном предприятии: Учебное пособие. — М.: Образо­вательно-издательский центр «Академия», 2005.

3. Инвестиционно-строительный комплекс в рыночных услови­ях: Учебное пособие / В.В. Бузырев и др.; Под ред. В.В. Бузыре-ва. — СПБ.: СПбГИЭА, 1994.

4. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии: Учебно-практическое пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Про­спект, 2003.

5. Марков Г.Н. Практическое пособие по применению положе­ния о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) и о порядке формирования финансовых резуль­татов, учитываемых при налогообложении прибыли. — СПб.: ТОМЕКС, 1995.

6. Мейтленд И. Бюджетирование для финансовых менеджеров / Пер. с англ. Под ред. С.Л. Каныгина. — Днепропетровск: Ба­ланс-Клуб, 2002.

7. Стратегическое планирование и развитие предприятия: Учебое пособие / А.Н. Петров — СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993.

8. Хруцкий В.Е., Сизова Т.В., Гамаюнов В.В. Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансо­вого планирования. — М.: Финансы и статистика, 2003.

9. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий. — М.: Дело и сервис, 2005.

 

 

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА МАЛОГО СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Пример расчетов (2012 г.).

Исходные данные для формирования бюджета малого строительного предприятия.

Рассмотрим процесс формирования годового бюдже­та с поквартальной разбивкой на примере малого строи­тельного предприятия, специализирующегося на выпол­нении облицовочных работ керамической плиткой.

На начало планируемого периода предприятие имеет остатки:

— Основные средства (01) — 180 000 руб.;

— Амортизация основных средств (02) — 45 000 руб.;

— Материалы (10) — 12 636 руб.;

— Налог на добавленную стоимость по приобретен­ным ценностям (19) –12139 руб.;

— Денежные средства (50, 51) — 300 000 руб.;

— Расчеты с поставщиками и подрядчиками (60) — 79 500 руб.;

— Расчеты с покупателями и заказчиками (62) — 67 400 руб.;

— Расчеты по налогам и сборам (68 субсчет «Налог на прибыль») — 10 000 руб.;

— Расчеты по социальному страхованию и обеспече­нию (69) — 14 200 руб.;

— Уставный капитал (80) — 100 000 руб.;

— Нераспределенная прибыль (84) — 323 475 руб.

В скобках указаны номера соответствующих бухгал­терских счетов.

Для разработки бюджета на предстоящий период име­ется информация по шести блокам: продажи, производ­ство, управление, финансы, налоги, инвестиции.

«Продажи». Договорная цена за 1 кв. м облицовочных работ — 550 руб. (без налога на добавленную стоимость). Ожидается, что за выполненные работы 50 % выручки по­ступит в тот же квартал, когда были осуществлены рабо­ты, 50 % — в следующем квартале. Имеющаяся дебитор­ская задолженность на начало бюджетного периода будет полностью погашена в I квартале. По существующим на предприятии нормам дневная выработка на одного рабо­чего составляет 2,0 кв. м. Число рабочих в бригаде — 6 че­ловек. Всего работает 5 бригад. Количество рабочих дней в планируемом периоде поквартально: I — 59 дней, II — 61 день, III — 66 дней, IV — 63 дня. Объе­мы работ планируются исходя из производственной мощ­ности бригады отделочников.

Расходы на рекламу (коммерческие расходы) заплани­рованы в размере 10 000 руб. в квартал без учета налога на добавленную стоимость.

«Производство». Незавершенное производство ни на начало, ни на конец каждого периода не запланировано. Для выполнения работ потребуются следующие матери­алы: керамическая плитка, мастика, затирка, раствор. На

начало года имеются следующие остатки материалов на складе:

— керамическая плитка — 70,8 кв. м;

— мастика — 150 кг;

— затирка — 36 кг.

В соответствии с договорами поставки цена за еди­ницу материального ресурса на предстоящий период со­ставляет:

— керамическая плитка —100 руб. за 1 кв. м;

— мастика — 32 руб. за 1 кг;

— затирка — 21 руб. за 1 кг;

— раствор — 800 руб. за 1 куб. м.

 Цена указана без учета НДС.

Норма расхода на 1 кв. м работ составляет:

— керамическая плитка— 1,2 кв. м.;

— мастика — 2,0 кг;

— затирка — 0,5 кг;

— раствор — 0,05 куб. м.

Планируемый уровень запасов материалов на конец каждого квартала должен быть равен 10 % от потребнос­ти данного вида материала в следующем квартале. Пла­нируемый уровень запасов материалов на конец года дол­жен составлять:

— керамическая плитка — 400 кв. м;

— мастика — 700 кг;

— затирка — 180 кг.                           

В соответствии с условиями договоров поставки оп­лата поставщикам осуществляется следующим образом: 70 % оплачивается в тот же квартал, в котором была по­лучена продукция, 30 % — в следующем квартале. Кредиторская задолженность, имеющаяся на начало года, дол­жна быть полностью погашена в I квартале.

Норма затрат труда по облицовочным работам состав­ляет 1,3 часа на 1 кв. м. Часовая заработная плата рабо­чих запланирована в размере 42,5 руб. Заработная плата выплачивается в том же периоде, в котором начислена.

Норма переменных общепроизводственных расходов (ОПР) на рассматриваемом предприятии зависит от про­должительности производства и составляет 8 руб. за 1 час работ.

 В состав постоянных ОПР входят расходы за квартал:

— заработная плата производственного персонала в размере 12 000 руб.;

— амортизационные отчисления основных средств — 2 500 руб.;

— прочие ОПР — 6 000 руб.

 Общепроизводственные расходы оплачиваются в том же периоде, в котором они осуществлены.

«Управление». Расходы по аренде офисного помеще­ния составляют 20 000 руб. (без НДС) ежеквартально; оп­лачиваются в том же периоде. Заработная плата админист­ративно-управленческого персонала (АУП) — 55 000 руб. в квартал. Заработная плата АУП выплачивается в том же периоде, в котором начислена.

«Финансы». Согласно решению руководства фирмы необходимо сохранять остаток денежных средств на ко­нец каждого квартала не менее 50 000 руб. Имеется возможность получить краткосрочный кредит под 15 % го­довых. Проценты по кредиту начисляются и выплачива­ются ежеквартально; относятся на финансовый резуль­тат (за счет чистой прибыли).

«Налоги». Бюджет малого строительного предприя­тия формируется в соответствии с существующим нало­говым законодательством Российской Федерации. В про­цессе разработки бюджета следует учесть основные на­логи: налог на добавленную стоимость (ставка НДС — 18 %), налог на имущество (ставка — 2,2 %), налог на при­быль (ставка — 24 %, 2012 г. 20%), единый социальный налог (став­ка — 26 %), с 2012г.страховые взносы 30,9%. С 1 января 2006 г. НДС начисляется по пер­вой из двух дат: даты отгрузки или даты оплаты.

На начало года имеется кредиторская задолженность в бюджет по налогу на прибыль в размере 10 000 руб., пога­сить которую необходимо в I квартале, и кредиторская за­долженность во внебюджетные фонды (ЕСН) — 14 200 руб., погашение запланировано так же в I квартале.

«Инвестиции». В феврале предприятие приобретает оборудование стоимостью 230 400 руб. (без учета НДС). Срок оплаты I квартал. Оборудование введено в эксплуа­тацию в марте. Способ начисления амортизационных от­числений — линейный, 10 % в год.

Бюджет продаж.

«Выходной» формой данного этапа бюджетного про­цесса является прогнозный отчет по реализации (бюджет продаж). Сформируем бюджет продаж для нашего мало­го строительного предприятия.

Для расчета выручки от реализации работ потребуют­ся следующие показатели: дневная выработка на одного рабочего, количество человек, занятых выполнением дан­ного вида работ, количество рабочих дней в планируемом периоде и планируемая цена за 1 кв. м. работ.

Исходные данные для разработки бюджета продаж:

1) Дневная выработка на одного рабочего — 2,0 кв. м.;

2) Число рабочих — 30 человек;

3) Количество рабочих дней:

— I квартал — 59 дней;

— II квартал — 61 день;

— III квартал — 66 дней;

— IV квартал — 63 дня.

4) Договорная цена за 1 кв. м. — 550 руб.

Результаты расчетов представлены в таблице. 8.1.

Рассмотрим заполнение таблицы на примере I квар­тала. На первом этапе необходимо рассчитать плани­руемый объем продаж (выполненных работ) в натураль­ных единицах измерения. Для этого надо умножить дневную выработку на одного рабочего на количество человек, занятых выполнением данного вида работ, и умножить на количество рабочих дней в планируемом периоде:

2 кв. м. * 30 чел. * 59 дн. = 3540,0 кв. м.

Таблица 1

п/п

Показатель

Квартал

Итого

I II Ш IV
I Объем продаж, кв. м 3540,00 3660,00 3960,00 3780,00 14940,00
2 Цена, руб. 550,00 550,00 550,00 550,00 550,00
3 Выручка, руб. 1947000,00 2013000,00 2178000,00 2079000,00 8217000,00
4 НДС, руб. 350460,00 362340,00 392040,00 374220,00 1479060,00
5 Выручка с НДС, руб. 2297460,00 2375340,00 2570040,00 2453220,00 9696060,00

 

На втором этапе рассчитывается выручка от реализа­ции работ путем умножения объема продаж на цену за единицу выполненных работ:

3540,0 кв. м. * 550 руб. = 1 947 000 руб.

На третьем этапе начисляется налог на добавленную стоимость (ставка налога — 18 %):

1 947 000 руб. * 0,18 = 350 460 руб.

Завершающим этапом составления бюджета продаж яв­ляется расчет выручки от реализации работ с учетом НДС:

1 947 000 руб. + 350 460 руб. = 2 297 460 руб.

Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включен в доходную часть бюджета движения денежных средств.

Для прогноза денежных поступлений от продаж необ­ходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т. д. с учетом безнадежных долгов.

В рассматриваемом примере 50 % от выручки за вы­полненные работы поступит в тот же квартал, когда были осуществлены работы, 50 % — в следующем квартале, безнадежные долги не предусматриваются. Результаты расчетов погашения дебиторской задолженности (ДЗ) приведены в таблице 2.

При расчете погашения дебиторской задолженности в первую очередь необходимо запланировать погашение ДЗ за предыдущий период, величина которой определяется из баланса на начало отчетного периода. В нашем приме­ре эта величина составляет 67 400 руб. При планирова­нии погашения задолженности покупателей, как мы уже говорили раньше, необходимо учитывать коэффициенты инкассации. Согласно условию, 50 % от планируемой вы ручки предприятие получит в тот же квартал, в котором осуществило работы, а 50 % — в следующем квартале. В расчет необходимо включать выручку от реализации ра­бот с учетом налога на добавленную стоимость.

 Величи­на выручки от выполнения работ в I квартале распреде­лится следующим образом:

— в I квартале покупатели оплатят: 2 297 460 руб. * 0,5 = 1 148 730 руб.;

— во II квартале та же сумма:

2 297 460 руб. * 0,5 = 1 148 730 руб.

Таким образом, по горизонтали показывается распре­деление сумм погашения дебиторской задолженности (по­квартально) за работы, выполненные в I квартале, а по вертикали денежные поступления за выполненные рабо­ты, которые будут получены в I квартале и впоследствии найдут отражение в бюджете движения денежных средств. Аналогично производятся расчеты для последующих периодов.

Таблица 2

Бюджет погашения дебиторской задолженности (руб.)

№ п/п

Показатель

Квартал

Итого

I II III IV
1 ДЗ за предыдущий период 6700,00 0,00 0,00 0,00 67400,00
2 ДЗ за отчетный период:  I квартал 1148730,0 1148730,0 0,00 0,00 2297460,0
   II квартал 0,00 1187670,0 1187670,0 0,00 2375340,0
   III квартал 0,00 0,00 1285020,0 1285020,00 2570040,0
   IV квартал 0,00 0,00 0,00 1226610,00 1226610,0
3 Итого 1216130,0 2336400,0 2472690,0 2511630,00 8536850,0

 

Бюджет производства.

Для предприятий, работающих на заказ (к ним отно­сятся и строительные предприятия), сформированный пакет заказов (т. е. бюджет продаж) непосредственно оп­ределяет производственную программу, которая, таким образом, является расчетным параметром, а исходными параметрами будут целевой объем, структура продаж и целевой уровень товарных остатков.

Бюджет производства — это план выпуска продукции (работ, услуг) в натуральных показателях.

Бюджет производства с поквартальной разбивкой пред­с



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.38.117 (0.005 с.)