Стоическая философия, ее основные идеи, этапы и представители. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стоическая философия, ее основные идеи, этапы и представители.



Стоици́зм — философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Именование получила по названию Расписной стои – беседки с колоннами, где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.

Древняя стоя: III—II века до нашей эры. Основатель Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп. Древняя Стоя зовется греческой, поскольку учение не выходило из страны. Когда умерли наставники, их дело перешло ученикам. Среди них: Диоген Вавилонский, Кратет Малльский

Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры. Представители: Панетий Родосский и Посидоний.

Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II века н. э. В Риме пошло дальнейшие развитие учения. Самые именитые представители этого периода времени – Сенека, Марк Аврелий Эпиктет.

Принципы учения. Стоитическая философия отводит особое место душе – центру и носителю познания. В отличие от современного понимания, она воспринималась материальной частью мира. В некоторых случаях, душу обозначают пневмой – соединением воздуха с огнем. Разум – центральная часть души, в нем заложена способность к логическим размышлениям и всему, что определяет работу психики. Разум – связующее звено человека с миром. Каждый человек связан с мировым Разумом и является его частью. Часть подчиняется целому, значит мир постоянно диктует нам свою волю. Жизнь человека – частичка в смерче пыли, она ничего не значит, все предопределено.

«Желающего судьба ведет, нежелающего тащит».

Зная, что от человека ничего не зависит, он освобождается от волнений и тревог. Идеальное состояние –апатия или бесстрастие. Счастье стоиков в том, что человек полностью безразличен к поворотам судьбы, какими бы они не были.

Сенека – стоик из рима, был наставником нерона, сына императора, одного из самых кровавых императоров потом. Все, что с нами случается, от нас не зависит, кроме нашей души и отношения к происходящему. Внутренний мир полностью в нашей власти. Проповедывал равенство людей и космополитизм. Совесть – важнейшее качество человека. Главная награда добродетели – чистая совесть, наказание порока – муки совести.

Учение стоиков базируется на трех науках: Физике;Этике;Логике.

Физика –Все процессы контролируются и управляются согласно законам Разума. Признак существования согласно стоицизму – способность действовать, или бездействовать. Ей обладают только тела.

Логика в стоицизме – это познание внутреннего и внешнего диалога. Верные теоретические выводы. Каждое следующее утверждение опровергает предыдущее. Риторика и диалектика главные учения стоиков. Также было учение о понятиях и умозаключениях, и учение о знаках. Стоики развили теорию логического вывода.

Этика. Этические рассуждения стоиков основаны на чувстве долга. Совершенство достигается в жизни по законам природы и покорности судьбе. Человек может сделать мир совершенным внутри собственной личности, через гордость и стремление жить по законам морали. Особенное место стоики выделили познанию страстей и их подчинению. Через познание и следование долгу достигается внутренняя свобода.

Античный скептицизм.

Скептомаи глагол – я сомневаюсь. скептицизм – философия сомнения. Античный скептицизм, как вся эллинистическая философия, ставила прежде всего этические вопросы, считая главным решение проблемы, как жить в этом мире, как добиться счастливой жизни.

Скептицизм противоречив по своей природе, одних он побуждал к углубленному поиску истины, а других — к воинствующему невежеству и аморализму.

Основателем скептицизма был Пиррон. в юности был живописцем, затем увлекся философией. После встречи в Индии с мудрецами-аскетами, восхитился их безразличием к любым тревогам. Это стало основой его философии.

Согласно учению Пиррона, философ — человек, который стремится к счастью. Оно, по его мнению, заключается только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания.

Тот, кто желает достичь счастья, должен ответить на три вопроса:

1)из чего состоят вещи; 2)как следует к ним относиться; 3)какую выгоду мы в состоянии получить из нашего отношения к ним.

Пиррон полагал, что на первый вопрос нельзя дать никакого ответа, как нельзя и утверждать, что нечто определенное существует. Более того, всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Изостения – равносилие различных высказываний.

Пиррон вывел ответ на второй вопрос: философское отношение к вещам состоит в воздержании от любых суждений. Это объясняется тем, что наши чувственные восприятия хотя и являются достоверными, но не могут быть адекватно выражены в суждениях. Этот ответ предопределяет и ответ на третий вопрос: польза и выгода, вытекающая из воздержания от всякого рода суждений, состоит в невозмутимости или безмятежности. Такое состояние, называемое атараксией, базирующейся на отказе от знаний, рассматривается скептиками как высшая ступень блаженства.

Философия неоплатонизма.

Неоплатонизм является идеалистическим направлением, основанным на концепциях Платона, Аристотеля и некоторых восточных учениях. Он подразумевает существование мира, как некую иерархическую обустроенность, появившуюся из первоначала, где душа устремляется к своему «высокому» истоку, ищет пути воссоединения с Божественным началом.

К характерным чертам неоплатонизма относят:

Наличие «запредельного первоначала» (Единое).

Учение о космических иерархиях (Триада: Единое — Мировой ум — Мировая душа)

Признание нашего мира («космоса») «нисхождением единого» (эманацией).

Недоверие к материи и материальным формам как к «темницам души».

«Стержень» неоплатонизма составляет разработка диалектики триады Плотина: Единое — Ум — Душа. Неоплатонизм устанавливает иерархию Бытия по нисходящим ступеням. Над всем существует неизречённое, сверхсущее Единое (Благо). Оно эманирует(истечение, распространение) в Ум, где происходит его дифференциация на равносущее множество идей. Ум эманирует в Душу, где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный Космос.

Первая онтологическая субстанция этой триады, Единое — непознаваема; вторая, Ум — познаваема. Отсюда в неоплатонизме вводится дополнительное учение о числах, возникшее из переработки старого пифагореизма. Ум, представленный у Платона в виде распределённых намёков, разрабатывается неоплатониками на основе учения Аристотеля о чистом космическом уме-перводвигателе и о его самосозерцании. Самосозерцающий Ум выступает одновременно и объектом, и субъектом своего мышления (мыслит себя в самом себе) и, таким образом, содержит в себе свою собственную умну́ю материю.

Третья онтологическая субстанция этой триады, Душа, разрабатывается на основе платоновского диалога «Тимей» и доводится до учения о космических сферах (также под влиянием как Аристотеля, так и древнего пифагореизма). Это учение даёт картину действия мировой души во всем Космосе.

Свое учение Плотин развивает, опираясь на представления о людях, как о мыслящих существах, принадлежащих к разным группам. Для простого человека, телесное важнее идеального. Он сосредоточен на ощущениях и материальной стороне мира. Его жизнь и душа зависит от тела. Для мудреца на первом плане – душа. Его тело – лишь сосуд, который наполняется жизненной энергией благодаря действиям души.

Ключевой момент неоплатонизма – учение о сверхразумности первоначала. Под первоначалом понимается Бог – создатель всего. Он стоит на вершине мировой иерархии. За ним следует человек, после которого идут другие живые существа. Человек уподобляется Богу, но не сможет постичь его и достичь его могущества. Неоплатонизм стремится к мифологизации – возврату к нерациональному пониманию природных процессов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 182; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.008 с.)