Сократ, его личность, метод и философские взгляды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сократ, его личность, метод и философские взгляды.



По разным источникам, философ родился в 470-469 году до нашей эры в греческих Афинах, в семье ваятеля и повитухи. При жизни философ не записывал размышления, предпочитая идти к истине, используя устную речь. Сократ считал, что в записи слова убивают память и теряют смысл. Сократовская философия строится на понятиях этики, добра и добродетели, к которым он относил знание, храбрость, честность.

Не брал денег со своих учеников. контраст внешнего и внутреннего. Верил, что через сомнения можно прийти к истине. Сварливая жена ксантиппа была дана ему судьбой для того, чтобы закалялся его характер и точилось лезвие бритвы его слов. Слышал свой внутренний голос (даймоний), следовал ему. Иногда мог впадать во внутренний ступор, остановиться и долго думать.

Три особенности философии Сократа:

1. ее разговорный («диалектический») характер - утверждал, что сам он «ничего не знает» и чтобы стать мудрым расспрашивает других. «Майевтика» – душа беременна истиной, человек должен сам сформулировать, родить истину с помощью повивальной бабки (т.е. Сократа) в процессе рассуждения.

2. определение понятий путем индукции (от частного к общему)

3. этический рационализм, выражаемый формулой «добродетель есть знание».

Методы Сократа:

ДИАЛОГИ. Для Сократа же беседа это диалогическая форма обсуждения соответствующего предмета и поиска истины. В целом можно сказать, что диалоги Сократа — это и есть его Искусство беседы, по Сократу, требует исходить из того, что уже известно собеседнику, а не ошарашивать его сразу некой неизвестной ему и непонятной истиной. Поэтому следует путем наводящих вопросов выяснить границы знания и незнания собеседника, помочь ему "вспомнить" то, что известно его душе: ведь познание и есть воспоминание ("анамнесис") вечной души о том, что она знала еще до рождения данного человека.

ИРОНИЯ. Ирония Сократа - это помощь незнающему истину прийти к истине. Он как бы не понимает, что ему говорит собеседник, прикидывается простаком, приводит собеседника к апории (равноценности двух противоположных суждений), в которой утверждается невозможность очевидного, наглядно существующего, не вызывающего сомнения и общепринятого. Иными словами, ирония в данном случае служит тому, чтобы вывести ученика из состояния ложного «знания», а апория - это знак знания о своем незнании.

МАЙЕВТИКА. Для Сократа истина не возникала и не находилась в голове отдельного человека в готовом виде, а рождалась в процессе диалога м/д собеседниками, совместно ищущими истину. Поэтому свой метод Сократ называл майевтикой, т.е. повивальным искусством, помогающим рождению истины.

ИНДУКЦИЯ. Индукция» Сократа—индукция устанавливает общее в частных добродетелях, путем их анализа и сравнения. Индукцией как методом восхождения от единичных примеров к общим определениям Сократ пользовался часто, причем настолько часто, что некоторые из его современников видели в этом забаву, считая примеры, к которым он обращался, недостойными внимания философа, чрезмерно банальными и не относящимися к существу дела.

Философия Платона о любви.

Платон- древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля.

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагают, что Платон родился в 427 году до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл. Прозвище Платон (от греческого слова «plato» — широта), означающее «широкий, широкоплечий». Некоторые полагают, что он так прозван за широту своего слова или за широкий лоб.

«Эрос» у древних греков главным образом половая, страстная любовь. Любовь, граничащая с безумием. Люди, которые подвержены этому типу любви, могут совершать безумные поступки. Бывают даже такие случаи, когда люди совершают самоубийства из-за любви. Однако страстная любовь безумна и непродолжительна.

Существенную роль в учении Платона играет тема любовного влечения (эроса). Эрос у Платона рассматривается как стремление души к благу. Платон выступает с разоблачением телесной любви, которая существенно сужает кругозор и стремится, во-первых, лишь к удовольствию, во-вторых, приводит к собственнической установке в отношениях, по существу желая поработить, а не сделать свободным.

Платон считал, что только любовь к прекрасному, открывает глаза на это прекрасное и что только понимаемое как любовь знание есть знание подлинное.

Платон называет четыре уровня любви. Это – любовь к прекрасному человеческому телу в молодости; любовь к человеческим нравам, обычаям; любовь к наукам и, наконец, – любовь к прекрасному, красоте, существующей вечно сама по себе. Последний уровень любви у Платона – самый сладостный и самый важный. При созерцании прекрасного человек постигает истину – знание – мудрость. Он приобретает любовь богов, необходимую ему для жизни. Именно к познанию этого, последнего уровня любви, человек и должен стремиться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 202; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.104.120 (0.004 с.)