Интуитивистские подходы. Модели нетрадиционной помощи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Интуитивистские подходы. Модели нетрадиционной помощи



 

В основе – идея «понимания» и «прочувствования» ситуации самоопределения данного клиента. При рассмотрении «рационалистического» подхода (см. выше – п. 22.1), уже были выделены некоторые факторы самоопределения, не подающиеся строгому учету и просчету. Важна также добавить, что подобных факторов может быть огромное множество и все они находятся в постоянной динамике, что исключает возможность строгого, поочередного их рассмотрения.

В лучшем случае, речь может идти о выделении наиболее важных для данной ситуации факторов и их более детальное рассмотрение. Но даже при выделении этих наиболее важных факторов, трудно бывает обойтись без интуиции, основанной на опыте как консультанта, так и клиента. Кроме того, выделение наиболее важных факторов часто предполагает целостное видение ситуации самоопределения, без учета всего жизненного контекста данного человека. Такое целостное видение невозможно, если мы все внимание концентрируем на множестве отдельных факторов, ведь, как известно, из отдельных мазков и красок общая картина не складывается (искусствоведы даже говорят, что если не известна история написания той или иной картины или литературного произведения, то оно так и останется не понятым). То же самое и в профконсультировании: только в контексте общей жизненной ситуации и анализа истории жизни клиента можно понять что-то очень важное, и уже на этой основе спрогнозировать и спроектировать более успешную жизнь человека.

Как уже отмечалось, в основе успешных интуитивных выборов – предварительная рациональная работа, попытка осмыслить все нюансы самоопределения, а также – определенный жизненный опыт (на уровне хорошего обобщения этого опыта) и консультанта, и консультируемого клиента.

Условно можно выделить следующие варианты (модели) нетрадиционной помощи, основанной на интуиции:

1.Предварительная работа в рамках рационалистического подхода с последующим постепенным переходом к интуитивным обобщениям.

2.Быстрое интуитивное решение проблемы клиента, часто основанное либо на богатом опыте профконсультанта (например, уже имеющего опыт рассмотрения подобных случаев), либо на опыте самого клиента (например, при его повторных выборах, когда клиент решил просто подстраховаться, обратившись к консультанту).

3.Помощь, основанная на доверии к существующим схемам решения данных карьерных проблем, которые приняты в данной общности (близко к традиционалистским подходам). Например, в планировании карьерных перспектив многие исходят из того, что наиболее верным выбором будет ориентация на профессии юридического и экономического профиля, поскольку именно такие профессии позволят больше зарабатывать (мнения, популярные в России в 90-е – начале «нулевых» годов).

4.Варианты помощи, основанные на использовании «экзотических» идей и технологий. Например, отношение к профконсультированию как к «астрологической» процедуре (тоже судьба ведь рассматривается) и т.п. Надо признать, что при не очень высокой психологической культуре значительной части населения и некоторых психологов, такие варианты остаются по-прежнему популярными. В работе с подобными людьми мы не рекомендуем агрессивно их осуждать или «переубеждать», а наоборот, стремится больше искать хоть какие-то точки соприкосновения и конструктивного взаимодействия. Для этого, возможно, следует многим профконсультантам, работающим с клиентами, подверженными «экзотике», познакомится с соответствующими (астрологическими, мистическими и т.п.) источниками и хотя бы на начальных этапах намекнуть клиенту, что Вы знакомы с основами астрологии и некоторых «мистик», естественно, после того, как сам клиент начнет говорить о своих увлечениях… Скорее всего, клиент проникнется к Вам уважением и не станет уже Вам доказывать, как эффективны астрологические прогнозы, что позволит консультанту сэкономить время и быстро перейти к настоящей профконсультации.

 

Активизирующие подходы

 

В основе здесь - уважительное отношение к самоопределяющейся личности и вера в то, что человек захочет и сможет самостоятельно и осознанно решать свои профориентационные проблемы, что приближает данный подход к гуманистическим традициям (см. выше – п. 22.4). Сама активизация предполагает создание таких ситуаций взаимодействия с клиентом, которые провоцируют его на размышления и переживания, связанные с профессиональными выборами и карьерным планированием. Часто главным препятствием для подобных размышлений и переживаний бывают уже сложившиеся стереотипные представления и запреты на некоторые темы. И тогда, с помощью специальных активизирующих методов, клиент втягивается в определенную деятельность, в рамках которой он вынужден решать определенные задачи (игровые, учебные и др.), предполагающие и размышления, и эмоциональное отношение к рассматриваемым проблемам и к самому себе.

Сомнения относительно «неэтичности» такого втягивания клиента в определенную деятельность снимается опорой на принцип добровольности, когда любой клиент (или группа) всегда имеют возможность отказаться от участия в активизирующей процедуре. Использование активных методов дает клиентам определенный опыт более смелого и творческого рассуждения и своей будущей жизни, но при этом оставляет каждому возможность делать такие выборы, которые соответствуют его собственным представлениям об успехе. Это допускает и такие ситуации, когда выборы клиента могут вызывать сомнения у профконсультанта, которые может эти сомнения обозначить, но ни в коем случае не навязывать клиенту «более «правильные» решения. Соответственно, это предполагает также, формирование у клиента особой ответственности за свои решения, что делает такого клиента реальным (ответственным) субъектом самоопределения.

Проблема лишь в том, что за короткое время такую ответственность вряд ли удастся сформировать, а это требует длительной системной и комплексной профориентационной работы. Хотя, иногда активизирующие эффекты могут быть и довольно быстрыми, например, если клиент ранее сам неоднократно размышлял над сложностями самоопределения или его ближайшее окружение (родители, приятели, учителя или другие психологи) уже пытались озадачить данного клиента. Более подробно об активизирующем подходе – в Главах 1, 6 и 8 настоящего пособия, а примеры некоторых методов активизации профессионального и личностного самоопределения представлены в Приложениях пособия или в других наших работах  (Пряжников, 2012, 2014а; Пряжникова, Пряжников, 2010 и др.).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.007 с.)